СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа двигательного развития для обучающегося 1 класса, с диагнозом F72

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа двигательного развития для обучающегося 1 класса, с диагнозом F72

Просмотр содержимого документа
«Программа двигательного развития для обучающегося 1 класса, с диагнозом F72»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №18 города Смоленска»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №

от


ПРИНЯТО

педагогическим советом протокол №

от


УТВЕРЖДЕНО

директором МБОУ

«СШ №«18» Батюковой Г.В

протокол №

от






Индивидуальная программа коррекционной работы «Двигательное развитие»

психолога-педагога с обучающимся (ейся)

1 «Б» класса Ивановым Тимофеем

с диагнозом - УО

на 2022 – 2023 год.
















Ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог Легкова А.Н.

Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими законодательными и правовыми документами:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- конвенция ООН о правах ребенка;

- закон об образовании РФ;

- федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- этический кодекс психолога.

- с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Про двигательное развитие напишиУмственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.

Умственная отсталость данной группы (тяжелой формы) проявляется в:

- невозможности самостоятельного передвижения;

- отсутствии фиксированного внимания;

- неспособности к обучению;

- плохой координации движений;

- неумении соблюдения правил гигиены;

- отсутствии выразительной речи;

- непонимании смысла слов;

- неподвижности или стереотипности движений;

- спонтанном возбуждении.

Под коррекционной работой понимается комплексная деятельность, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации.

Участники программы: обучающийся 1 «Б» класса, родители, педагоги.

Цель программы: поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;

- стимуляция появления новых движений, мотивация двигательной активности;

- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;

- мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений;

- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.

- развитие моторной ловкости;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве;

- формирование навыков саморегуляции и контроля действий.

Планируемые результаты коррекционной работы «Двигательное развитие».

Планируемые предметные результаты освоения курса обучающихся, успешно освоивших программу:

- уметь воспринимать тело как единое целое (осознание границ тела через различные модальности), воспринимать различные части тела;

- уметь различать состояния: бодрость-усталость, напряжение-расслабление, больно-приятно и т.п.;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке, при усложненных условиях выполнения;

- уметь дифференцировать ощущения правильных положений тела при выполнении различных упражнений;

- уметь самостоятельно контролировать собственное положение правильной позы, ходьбы в повседневной деятельности;

- уметь выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);

- уметь управлять произвольными движениями: статическими, динамическими;

- проявлять двигательные способности: общую выносливость, быстроту, ловкость, гибкость, координационные способности, силовые способности;

- уметь играть в подвижные игры, сотрудничать со сверстниками;

- уметь регулировать свои действия, подчиняться правилам, строго следовать инструкции (волевая регуляция).

Содержание коррекционной программы «Двигательное развитие».

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» включает 5 разделов: 1)Восприятие собственного тела; 2) Развитие координации движения;

3) Упражнения для коррекции нарушения осанки + ОРУ; 4) Упражнения для коррекции прыжков; 5) Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Педагог подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей обучающегося.

Основные методы, формы и средства работы с ребенком УО по коррекции «Двигательное развитие»:

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие.

Методы:

  1. Наглядные методы;

  2. Вербальные методы;

  3. Практические методы;

Средства:

  1. Физические упражнения;

  2. Гигиенические факторы;

  3. Движения;

  4. Массаж;

  5. Безусловные врожденные рефлексы;

Формы работы по реализации программы:

  • Индивидуальная

Структура и содержание коррекционного, двигательного занятия:

  • Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут.

    1. Разминка (разогрев всех групп мышц, сверху вниз).

    2. Физические упражнения.

    3. Игра.

    4. Релаксация (упражнения на расслабление мышц, снятие мышечного тонуса).

Учебно-тематический план

Темы занятий

Форма проведения


1.


Раздел 1. Восприятие собственного тела

Ходьба:

-ходьба в умеренном темпе;

- ходьба на пятках;

- ходьба на носках;

-ходьба широким шагом;

- А теперь хочу посмотреть как ты умеешь топать, хлопать в ладоши, кивать головой, махать руками, прыгать, стоять на одной ноге;

- Хорошо двигаешься, молодец. А теперь давай с тобой потанцуем (Мы ногами топ-топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп-хлоп. И туда, и сюда, повернемся без труда).

- А теперь давай изобразим как передвигается медведь, вижу, хороший мишка у тебя получается.

- Игра «Превращение в животных»

Расслабляющая ходьба с дыханием, вдох, руки верх в стороны, выдох, руки вниз.

Аудиторная

2.

Раздел 2. Развитие координации движения.

Ходьба:

- маршевый шаг в обход по залу;

- ходьба на носках, руки прямые, руки вверх, руки в стороны;

- ходьба на пятках, руки на поясе, руки за головой;

- Дыхательная гимнастика – давай, надуем большой шар, вдох, выдох;

Бег:

-Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного);

- давай превратимся в цаплю, как она стоит на одной ноге? Кто такая цапля? Где живет?

- а теперь покидаем мяч с тобой друг другу;

- давай превратимся в зайцев, покажи мне, как прыгает заяц; А какого он цвета? Что заяц ест?

Игра: верхом на гимнастическом мяче ребенок прыгает по прямой в конец зала, ему нужно взять овощ, который ест заяц и принести в корзинку. Назови овощ? Какого он цвета? Формы?

Расслабляющая ходьба с дыханием.

Аудиторная

3.

Раздел 3. Упражнения для коррекции нарушения осанки + ОРУ.

Ходьба:

- ходьба перекатом с пятки на носок;

- ходьба в полуприседе и приседе;

- ходьба с закрытыми глазами;

- ходьба спиной вперед;

Бег:

- Бег «змейкой», не задевая предметов;

ОРУ:

- Воробышек. Круги назад 6-8 раз. согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки;

- Махи руками

- Наклоны туловища

- Покачивание на спине

- «Морская звезда»

- «Стойкий оловянный солдатик»

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть

- «Потягивание»

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

- «Маленький мостик»

И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Повторить 3 раза.

Шаг: обычный шаг с сохранением правильной осанки.

Аудиторная

4.

Раздел 4. Упражнения для коррекции прыжков.

Ходьба:

- ходьба высоко поднимая колени;

- ходьба между предметами;

- ходьба с преодолением препятствий;

- чередование разных видов ходьбы.

Прыжки:

- Подскоки на двух ногах с продвижением вперед;

- Прыжки поочередно на каждой ноге;

- Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа со взмахом рук;

- Прыжки с зажатым между коленями мячом;

- Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами;

Игра: Эстафета с прыжками.

Аудиторная

5.

Раздел 5. Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания.

Ходьба:

-ходьба в умеренном темпе;

- ходьба на носках, на пятках;

- ходьба с закрытыми глазами;

- ходьба спиной вперед;

Упражнения:

- Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой;

- Лазанье по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки;

- Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.;

- Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом;

- Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть);

Игра:

Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на кивоте и подтягиваясь на руках;

«Полоса препятствий»

Спокойная ходьба в обход по залу совершая глубокий вдох и выдох.

Аудиторная

6.

Раздел 6. Игры с мячом.

Игры:

- Сделай фигуру (на слово «день», ребенок пробует отбивать мяч от пола, когда говорят «ночь» - замирает в фигуру);

- Передай мне мяч (ребенок передает мяч заданным способом);

- Баскетбол (ребенок старается попасть мячом в корзину стоящую на полу);

- Перекатывание мячей (ребенок прокатывает мячи по полу, родитель ловит и складывает, после меняются ролями);

- Какое, что бывает? (родитель и ребенок перебрасывают друг другу мяч, родитель задает ребенку вопросы, например: каким бывает снег?);

- У кого какие детёныши?

(Родитель бросает мяч ребёнку, называя животное. Ребёнок должен таким же способом бросить мяч, называя детёныша этого животного. Корова – телёнок. Собака – щенок. И т. д.);

- Один и много?

Педагог бросает мяч ребёнку любым способом и называет предмет в единственном числе. Ребёнок должен назвать этот предмет во множественном числе и тем же способом передать мяч педагогу. Медведь – медведи. Мяч – мячики. Овца – овцы.);


Самостоятельная

7.

Раздел 7. Профилактика плоскостопия.

- Перекатывание мяча по стопе;


Самостоятельная

8.

Раздел 8. Прыжки.

-Прыжки поочередно на каждой ноге 10 раз;

-Прыжки через скакалку – на двух ногах, на месте, с продвижением вперед;

-Прыжки «лягушка» (5-6 раз);

- Прыжок с места вперед (5-6 раз);

- Выпрыгивание вверх из глубокого приседа (5-6 раз);

- Прыжки с зажатым между коленями мячом;

- Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик);

- Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок;

- Прыжки через предмет: а) перешагиванием; б) на двух ногах; в) на двух ногах;

Самостоятельная

9.

Раздел 9. Ходьба.

- Ходьба по прямой с перешагиванием через предметы;

- По команде «Длинные ноги идут по дороге!» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги. По команде «Короткие ножки идут по дорожке!» ходьба в полуприседе;

- Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!»;

- Ходьба со сменой направления;

- Ходьба по кругу;

- Ходьба на носках, на пятках;

- Ходьба с мешочком песка на голове;

- Ходьба в такт делая движения руками;

Самостоятельная

10.

Раздел 10. Бег.

- Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного);

- «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки;

Самостоятельная

11.

Раздел 11. Лазанье и перелезание.

- Перелезание через скамейку на улице;

- Лазание по перекладинам на прогулке, с подстраховкой;

- Лазанье по перекладинам на прогулке вверх и вниз;

- Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице на прогулке;

Самостоятельная

12.

Раздел 12. Метание.

- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками;

- Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол;

- Бросок мяча в стену и ловля его. б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но ловля после хлопка в ладони, г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания;

- Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета), б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.;

- Ведение мяча на месте правой, левой рукой, --То же в ходьбе;

Самостоятельная

13.

Раздел 13. ОРУ.

1. Исходное положение (далее И . п.) — стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны руки вверх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (5—6 раз).

2. И . п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (по 3 раза).

3. И . п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное положение (5—6 раз).

4. И . п. — стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклониться вперед и коснуться пола между носками ног . Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

5. И . п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).

Общеразвивающие упражнения с мячом.

1. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках вниз. Поднять мяч вперед, вверх, посмотреть на него, опустить вперед - вниз, вернуться в исходное положение (5—6 раз).

2. И. п. — сидя на пятках, мяч в обеих руках перед собой. Подняться в стойку на коленях, мяч вверх; вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. — сидя на пятках, мяч в обеих руках перед собой. Прокатить мяч вправо (влево) вокруг себя, толкая мяч руками (по 3 раза в обе стороны).

4. И. п. —лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. Поднять согнутые в коленях ноги, коснуться их мячом, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. — сидя, ноги врозь, мяч перед собой. Поднять мяч вверх, наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше (рис. 2), выпрямиться, вернуться в исходное положение (5—6 раз).

6. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в чередовании с ходьбой (по 3 раза).

Самостоятельная

14.

Раздел 14. Координация движения;

- Бег с подскоками;

- Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки;

- Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик);

- Бег по ориентирам;

- «Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро;

- Бег медленный в чередовании с ходьбой (5—10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями;

- «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей);

- Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны). Держать 5 с.;

- Стоять на одной ноге 5 с.;

Самостоятельная

15.

Раздел 15. Профилактика искривления осанки.

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

«Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

 «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

 «Самолет»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

Самостоятельная

16.

Раздел 16. Координация движений.

Следы;

Разбивает ловкость, координацию движений. По правилам игры, один шагает и оставляет следы на песке или снегу, а другой идет за ним след в след. Шагать можно по-разному: тонкой цепочкой или широким шагом. Потом по этим же правилам поиграйте в догонялки.

Догонялки (во время прогулки с ребенком);

Мяч в корзинке

Необходимый инвентарь: любая большая корзина или ведро, мяч средних размеров. Бросать мяч в корзину.

Допрыгни;

Выложить на ковре круги из широких лент, а ребенок перепрыгивает из одного круга в другой. Постепенно расстояние между кругами нужно увеличивать.

Подбрасываем мяч и ловим;

Зеркало;

Развивает внимание и координацию движений. По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть, помахать рукой. Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально. Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком.

Остров;

Нужно два листа бумаги под каждую ногу. Чтобы передвинуться с места, нужно передвинуть один лист вперед, пока постояв двумя ногами на одном.

Самостоятельная

17.

Раздел 17. Восприятие собственного тела.

Упражнение «Что у меня на лице»;

глядя на себя в зеркало, ребенок определяет вначале, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает движение ладошек вверх или вниз относительно этой «центральной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос). Задание может выглядеть примерно так: «Твоя ладошка едет от носа – вниз». При этом перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого, поскольку руки двигались вниз (в зависимости от различных причин, самим ребенком или взрослым), делается закономерный вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится ниже бровей. Аналогичным образом при движении рук вверх относительно, например, рта — вначале с использованием зеркала, формируется представление о том, какие части лица находятся выше рта. При этом также перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В данном случае она проезжает мимо: носа, щек, глаз, переносицы, бровей, лба, волос.

Инструкция: «Посмотри на себя в зеркало. Что находится у тебя посередине лица? Правильно, нос. Теперь положи свою ладошку на нос. Сейчас по моей команде твоя ладошка будет двигаться по лицу, вверх или вниз от носа. Итак, ладошка едет вверх от носа, какие части лица она «проезжает»? Вниз от бровей. Какие части лица «проехала» ладошка? Получается, что все эти части находятся ниже бровей. А теперь ладошка едет ото рта вверх. Какие части лица она «проезжает? Получается, что все эти части находятся выше рта».

Игра «Вы можете?»;

Взрослый говорит:

«Давай встанем свободно, так, чтобы не мешать друг другу, а теперь:

– ты можешь закрыть уши руками?

– ты можешь закрыть рот руками?

– ты можешь прикрыть глаза руками?

– ты можешь коснуться пальцем подбородка?

– ты можешь коснуться ног руками?

– ...коснуться рук ладонями? коснуться пальцем носа? положить руки на живот? поднять руки высоко над головой? прикрыть руками колени? коснуться пальцем пупка? положить руки на плечи? широко развести руки?»

Если вызывает трудности, каждую инструкцию сопровождайте показом.

Упражнение «Мое тело»;

Ход: взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. С помощью прощупывания находят части тела.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас будем знакомится с собственным телом. Итак, давай найдем, где у нас находится голова. Шея. Что находится ниже шеи? (Плечи.) От плеч — две руки, правая (показать) и левая (Ребенку предлагается рассмотреть руки). Нижняя часть (показать) называется кистью руки. С внутренней стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет своё название (назвать пальцы).


Выполни движения по тексту.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Покажи, где туловище. Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спина.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)

Игра «Прикосновение»;

Взрослый говорит ребенку:

«Встань, как тебе удобно.

А теперь ты можешь показать мне, как ты касаешься коленями пола (как ты касаешься пола руками, как ты касаешься спиной стены, как касаешься локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, как высоко поднимаешь игрушки двумя руками, как высоко поднимаешь игрушки двумя ногами)?

А что еще ты хочешь мне показать?»

Самостоятельная




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!