СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Экокраеведение"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления, гуманистической направленности личности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Экокраеведение"»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе положений Приказа № 760 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании программы регионального курса «Экокраеведение» Дорогань Л. В. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г

Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.

Задачи программы:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность

Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Общая характеристика предмета

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений.

Курс «Экокраеведение»   направлен на решение таких задач, как:

1) формирование у школьников целостного представления о природе;

2) представление знаний  всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;

3) развитие взаимообогащения  и взаимодействия  понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;

4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.

5) формирование условий для развития краеведческих знаний;

Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.

Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы  окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек  этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход.  Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень  оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и  экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как работу по образовательным модулям через проектно-исследовательскую деятельность. Активные формы обучения способствуют  реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».

       Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • ориентироваться по карте;

  • проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;

  • проводить наблюдение за  состоянием природных оболочек Земли;

  • проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

  • наблюдения за объектами гидросферы;

  • проведения оценки водных ресурсов;

  • проведения определения качества окружающей среды; 

Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению.  При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает  реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов  составляют региональные и  локальные  экологические проблемы  и порождаемая ими экологическая  обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.

Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания курса «Экокраеведение»  реализуются следующие принципы:

- принцип преемственности;

- принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;

- принцип научности;

- принцип целостности;

- принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание включает в себя:

- знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;

- умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);

- отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.

16 часов (1 час в неделю)

            Введение (1 часа)

Основы экологии и рационального природопользования. Экологический мониторинг. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.

Общая характеристика территории Воронежской области (1 часа)

История образования Воронежской области. Географическое положение области. Наземные естественные и искусственные экосистемы.

Водные ресурсы области (3 часов)

Водные ресурсы Воронежской области. Экосистемы местных водоёмов. Экосистемы местных водоёмов. Экологическое состояние малых рек.

Экологический практикум:

    1. Экологическое состояние малых рек.

    2. «О чём молчит Толучеевка»

Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часов)

Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. Металлорудные ресурсы. Развитие никелевой промышленности. О никеле в Воронежской области

Экологический практикум:

Исследование почвенного покрова территории школы.

Атмосфера Воронежской области (1 часа)

Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Воронежской области.

Экологический практикум:

  1. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности.

  2. Составление плана мероприятий по озеленению территории.

Культурное наследие края ( 2 часов)

Уникальные природные объекты. Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района. Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.

Здоровье человека как мировая проблема 2 часа)

Заболевания населения области. Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни.

Практическое занятие. Оценка состояния своего здоровья.

«Природа ждёт твоей помощи» (2 часа)

Фестиваль творческих идей:

-«Из отходов – в доходы»;

-«Вторая жизнь ненужных вещей»;

- «Чистая Земля»;

-«Природа ждёт твоей помощи».

Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности

Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности

1

8.09.14.


Основы экологии и рационального природопользования.

Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации.

2

15.09.14.


Наземные естественные и искусственные экосистемы

Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы.

Презентация

3

22.09.14


Водные ресурсы Воронежской области

Изучение поверхностного водного фонда области, который представлен реками, озёрами, прудами и водохранилищами.

4

29.09.14


Экосистемы местных водоёмов. «О чём молчит Толучеевка» Экопроект

Знакомство с типичными аквальными экосистемами. Влияние человека на экосистемы. Работа над проектами. Презентация

5

6.10.14


Экологический практикум. Экологическое состояние малых рек Экопроект

Обучение навыкам экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. Работа над проектами

6

13.10.14


Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё.

Минерально-сырьевая база Воронежской области. Нерудное сырьё: песок, глина, мел, гранит, цементное сырье, охра, известняк, песчаник.

7

20.10.14


Месторождения Воронежской области. Металлорудные ресурсы.

Характеристика металлорудного сырья области. Работа с картой воронежской области.

8

27.10.14


Развитие никелевой промышленности

Изучение материала Интернет-ресурсов.

9

10.11.14


Воронежский никель. «Черноземье отменяется?»

Исследование почвенного покрова территории школы. Экологический практикум. Защита проектов

10

17.11.14


Атмосфера Воронежской области. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности

Состав и строение атмосферы

Причина загрязнения - работа предприятий по производству транспортных средств, машиностроения и оборудования, теплоэнергетики, химической промышленности Экологический практикум.

11

24.11.14


Уникальные природные объекты. Занимательная топонимика Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района

История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю.

12

1.12.14.


Здоровье человека как мировая проблема. Заболевания населения области

Здоровые потребности и «потребность в здоровье». Ознакомление со статистикой заболеваний области, района.

13

8.12.14


Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни

Практическое занятие.

14

15.12.14


Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы»

Фестиваль творческих идей Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

15

22.12.14


Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Вторая жизнь ненужных вещей».

Фестиваль творческих идей Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

16



Резерв













Учебно-методический комплект:


  1. Л. В. Дорогань Учебное пособие «Экологическое краеведение», ВОИПКиПРО Воронеж 2007г.

  2. Л. В. Дорогань «Экологическое краеведение». Методические рекомендации. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!