Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол № ______Н. В. Савинкина
от « » августа 2018 г. приказ №
от « » сентября _2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
электива
по русскому языку
«Практикум по русскому языку»
ДЛЯ __11__ КЛАССА
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2005 год, под редакцией Н.Г.Гольцовой.
.
ЦЕЛИ элективного курса по русскому языку в 10 классе: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Нормативно - правовые документы.
Рабочая программа по литературе на ступени основного общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017);
Устав ОУ.
Место и роль курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки:
Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Программа элективного курса составлена на основе учебника :Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015
Программа элективного курса рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.
Формы изучения курса:
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
В преподавании используются следующие технологии обучения:
технология проблемного обучения,
ИКТ технологии,
технология игрового обучения,
технология проектного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
познавательные
информационные
рефлексивная деятельность
Виды и формы контроля:
диктанты с языковым анализом текста
сочинения
тесты
срезы
дифференцированный зачет
Планируемый уровень подготовки:
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:
знать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;
уметь:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теорети ческая часть | практи ческая часть | формы итоговой работы |
1 | Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ | 2 | 1 | 1 | |
2 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | | 1 | |
4 | Словообразовательные нормы | 2 | | 2 | |
5 | Лексические нормы | 3 | | 3 | |
6 | Морфологические нормы и орфография | 10 | | 10 | |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 15 | | 15 | |
8 | | 34 | | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения:
- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
- переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2018. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская;
5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2009-2010 учебном году;
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.
2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование
элективных занятий «Практикум по русскому языку» в 11 классе
Учитель: Бакунина Т.Н.
Класс 11
Количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Плановых контрольных работ:
Тренировочно-диагностическая работа - 2
Зачёт -1
Планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.
Учебник: Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова. М.: «Русское слово», 2016.
Дополнительная литература: Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015
№ занят | Дата | Тема занятия | к-во час. | Дата |
| | 11 класс – 34 часа | | |
1 | | Введение. Нормативные и методические документы по ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку | 1 | 3.09 |
2 | | Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы. | 1 | 10.09 |
3 | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | 17.09 |
4 | | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. | 1 | 24.09 |
5-6 | | Лексические нормы. Лексическое значение слова. | 2 | 1.10 15.10 |
7 | | Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. | 1 | 22.10 |
8-9 | | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. | 2 | 29.10 12.11 |
10 | | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 | 19.11 |
11 | | Морфологический анализ слов разных частей речи. | 1 | 26.11 |
12 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | 3.12 |
13 | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | 10.12 |
14 | | Правописание корней и приставок. | 1 | 17.12 |
15 | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | 24.12 |
16 | | Правописание суффиксов различных частей речи. | 1 | 31.12 |
17 | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | 14.01 |
18 | | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | 21.01 |
19 | | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 1 | 28.01 |
20-21 | | Синтаксические нормы. | 2 | 4.02 18.02 |
22 | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | 25.02 |
23 | | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | 4.03 |
24 | | Интонационная норма. | 1 | 11.03 |
25 | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений. | 1 | 18.03 |
26 | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 1 | 25.03 |
27 | | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» | 1 | 8.04 |
28-29 | | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 2 | 15.04 22.04 |
30 | | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | 29.04 |
31 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | 6.05 |
32 | | Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью | 1 | 13.05 |
33-34 | | Итоговая зачетная работа по тестам (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 2 | 20.05 |