СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа электива по русскому языку для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа электива по русскому языку позволяет подготовить об-ся к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа электива по русскому языку для 11 класса»












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1



Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы:

протокол № ______Н. В. Савинкина

от « » августа 2018 г. приказ №

от « » сентября _2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

электива

по русскому языку

«Практикум по русскому языку»


ДЛЯ __11__ КЛАССА




2018 – 2019 учебный год








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2005 год, под редакцией Н.Г.Гольцовой.

.

ЦЕЛИ элективного курса по русскому языку в 10 классе: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Нормативно - правовые документы.

Рабочая программа по литературе на ступени основного общего образования составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017);

Устав ОУ.



Место и роль курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки:

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Программа элективного курса составлена на основе учебника :Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015

Программа элективного курса рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.

Формы изучения курса:

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.


В преподавании используются следующие технологии обучения:

технология проблемного обучения,

ИКТ технологии,

технология игрового обучения,

технология проектного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

познавательные

информационные

рефлексивная деятельность

Виды и формы контроля:

диктанты с языковым анализом текста

сочинения

тесты

срезы

дифференцированный зачет


Планируемый уровень подготовки:

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:

знать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;

уметь:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.


Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тематика курса

кол-во часов

теорети

ческая часть

практи

ческая

часть

формы итоговой работы

1

Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1


2

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

0,5

0,5


3

Орфоэпические нормы русского языка

1


1


4

Словообразовательные нормы

2


2


5

Лексические нормы

3


3


6

Морфологические нормы и орфография

10


10


7

Синтаксические нормы и пунктуация

15


15


8


34









Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения:

- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем;

- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

- переводить с родного языка на русский тексты разных типов.




















Литература для учителя

1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. ЕГЭ-2018. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».

3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.

4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в

Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская;

5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.

6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2009-2010 учебном году;

7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

Литература для учащихся


1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1

«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.

3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».


























Приложение к программе


Календарно-тематическое планирование

элективных занятий «Практикум по русскому языку» в 11 классе

Учитель: Бакунина Т.Н.

Класс 11

Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Плановых контрольных работ:

Тренировочно-диагностическая работа - 2

Зачёт -1

Планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

Учебник: Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова. М.: «Русское слово», 2016.

Дополнительная литература: Дейкина А., Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник- практикум для старших классов. М. : Вербум- М, 2015





занят

Дата


Тема занятия

к-во

час.

Дата



11 класс – 34 часа



1


Введение. Нормативные и методические документы по ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку

1

3.09

2


Спецификация, кодификатор и демонстрационная

версия экзаменационной работы.

1

10.09

3


Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка.

1

17.09

4


Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.

1

24.09

5-6


Лексические нормы. Лексическое значение слова.


2

1.10

15.10

7


Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне.

1

22.10

8-9


Словообразовательные нормы. Способы словообразования.

2

29.10

12.11

10


Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

19.11

11


Морфологический анализ слов разных частей речи.

1

26.11

12


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

3.12

13


Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

10.12

14


Правописание корней и приставок.

1

17.12

15


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

24.12

16


Правописание суффиксов различных частей речи.

1

31.12

17


Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

14.01

18


Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

21.01

19


Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1

28.01

20-21


Синтаксические нормы.

2

4.02

18.02

22


Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

25.02

23


Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

4.03

24


Интонационная норма.

1

11.03

25


Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.

1

18.03

26


Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

25.03

27


Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»

1

8.04

28-29


Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2

15.04

22.04

30


Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

29.04

31


Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

6.05

32


Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

1

13.05

33-34


Итоговая зачетная работа по тестам (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

2

20.05