Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51 им.Ф.Д.Воронова»
города Магнитогорска
Рабочая программа элективного курса
по физике
«Электродинамика»
для 9 класса
Составитель:
учитель физики
МОУ «СОШ №51 им.Ф.Д. Воронова»
Зарипова И.Д.
2017-2018 учебный год
Содержание:
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое обеспечение
1.2. Цели и задачи учебного курса
1.3. Учебно-тематический план
1.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента
2.Ппланирование
2.1. Календарно-поурочное планирование
2.2. Тематическое планирование
3.Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
4.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
5.Характеристика контрольно - измерительных материалов
6.Приложение (критерии и нормы оценки знаний обучающихся, перечень дополнительной литературы для учителя)
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовое обеспечение
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 |
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31.07.2009г. № 103/3404 |
Программа элективного курса «Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.А. Выговский, А.А. Меденцев. –М.: Просвещение, 2012. |
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Физика» в 2017-2018 учебном году» от 7 июня 2017г; |
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Ф.Д. Воронова» города Магнитогорска на 2017-2018 учебный год |
Положение о рабочих программах учебных курсов, дисциплин (модулей) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Ф.Д. Воронова» города Магнитогорска |
1.2. Цели и задачи учебного курса
Элективный курс «Электродинамика» предназначен для учащихся 9 классов, желающих глубже понять сложную природу электромагнитного взаимодействия, лежащего в основе большинства явлений, с которыми люди постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни. Так, например, все макроскопические силы (инерции, трения, упругости и др.), кроме силы тяжести, имеют электромагнитную природу.
Поэтому данный элективный курс структурирован в логике классической физики, где представлена информация об электрических и магнитных процессах и явлениях.
Особое место при изучении курса отведено задачам, охватывающим основные моменты электродинамической теории.
Элективный курс «Электродинамика» является весьма продуктивным для личностного роста учащихся и формирования представления о том, что электромагнетизм – единое явление, играющее важную роль в нашей жизни.
Знания, умения и личностные качества, которые учащиеся выработают при изучении курса, должны послужить прочной основой как для организации их собственной жизнедеятельности, так и для дальнейшего изучения физики.
Цель курса: через широкий спектр учебно-познавательных возможностей помочь учащимся лучше усвоить теоретический материал, раскрывающий электромагнитную природу сил трения и упругости, атомных и межмолекулярных сил, теплового расширения и многих биологических явлений.
Задачи курса:
- усвоить основные теоретические понятия электродинамики;
- овладеть методом научного исследования;
- сформировать учебно-познавательные компетенции, позволяющие применять освоенные знания и умения в нестандартных ситуациях.
Данный курс разработан на основе программы элективного курса «Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.А. Выговский, А.А. Меденцев. –М.: Просвещение, 2012.
При изучении курса используют учебное пособие «Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.А. Выговский, А.А. Меденцев. –М.: Просвещение, 2012.
Уровень обучения – базовый.
На изучение курса, согласно учебному плану школы отведено 33 часа (1 час в неделю).
1.3. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические работы (тема) | Контрольные и диагностические (тема) | Самостоятельные работы (тема) | Примечание |
1 | Электрический заряд. Электрическое поле | 7 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Электрический заряд. Электрическое поле» | | |
2 | Электрический ток. Электрическая цепь | 9 | | Контрольная работа № 2 по теме: «Электрический ток. Электрическая цепь» | | |
3 | Постоянное магнитное поле | 6 | | Контрольный т ест № 3 по теме: «Постоянное магнитное поле» | | |
4 | Явление электромагнитной индукции | 4 | | Контрольный тест № 4 по теме: «Явление электромагнитной индукции» | | |
5 | Свойства полупроводников | 5 | | Контрольный тест тест № 5 по теме: «Свойства полупроводников» | | |
6 | Повторение | 1 | | | | |
Итого: всего-33ч., л.р — 0; к.р - 5 |
1.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных и этнокультурных особенностей
Содержание НРЭО осуществляется по полипредметной модели и интегрируется в содержание курса «Электродинамика» небольшими блоками рассчитанными на 5 – 10 минут учебного времени.
При реализации НРЭО используются пособия, рекомендованные Министерством образования и науки Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании физического образования, использованию краеведческого материала.
Тема урока | НРЭО | Время (мин) |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Электризация тел трением при перевозке бензина, спирта и других горючих материалов цистернами, методы снятия электрического заряда. Применение мер безопасности при автомобильных перевозках и на железной дороге в нашем регионе. | 5 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Применение проводников и диэлектриков на промышленных предприятиях города Магнитогорска. | 5 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | Применение электрического тока в быту и на промышленных предприятиях нашего региона. | 5 |
Сила тока. Единицы силы тока. | Необходимость измерения силы тока, применение амперметров на промышленных предприятиях города Магнитогорска. | 5 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Необходимость измерения напряжения, применение вольтметров на промышленных предприятиях города Магнитогорска. | 5 |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | Использование различных видов проводников для передачи электроэнергии на расстояние, зависимость сопротивления проводников от длины и площади поперечного сечения на линиях электропередачи в Челябинской области. | 5 |
Последовательное соединение проводников Параллельное соединение проводников. | Применение последовательного соединения проводников в быту и промышленности в г. Магнитогорске. Применение параллельного соединения проводников в быту и промышленности в г. Магнитогорске. | 5 |
Мощность электрического тока. | .Определение мощности электрических приборов в быту и промышленности на примере г. Магнитогорска | 10 |
Применение электромагнитов. | Применение электромагнитов на ОАО ММК | 10 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Применение электродвигателей в быту, на промышленных предприятиях в нашем регионе. | 10 |
Явление электромагнитной индукции. | Проявление электромагнитной индукции в промышленных электрических цепях и меры борьбы с ними. | 5 |
2.Планирование
2.1. Календарно-поурочное планирование
дата | № урока | Тема урока | примечание |
| |
| | | Электризация тел Электрон. Строение атомов Объяснение электризации | |
| | | Электрический заряд. Электроскоп. Делимость электрического заряда Проводники и непроводники электричества | |
| | | Сила взаимодействия заряженных тел. Закон Кулона Решение задач по теме: «Закон Кулона» | |
| | | Электрическое поле Напряжённость электрического поля Решение задач по теме: «Электрическое поле» | |
| | | Электрический потенциал Решение задач по теме: «Электрический потенциал» | |
| | | Электрическая ёмкость. Конденсатор Электрическая ёмкость | |
| | | Контрольная работа № 1 по теме: «Электрический заряд. Электрическое поле» | |
| | | Анализ контрольной работы. Электрическая цепь и ее составные части Составление схем электрических цепей | |
| | | Последовательное и параллельное соединение проводников | |
| | | Первоначальные сведения об электрическом токе Условия возникновения и существования электрического тока Сила электрического тока | |
| | | Решение задач по теме: «Сила тока» Электрическое напряжение Решение задач по теме: «Электрическое напряжение» | |
| | | Источники тока Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления | |
| | | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление | |
| | | Закон Ома для участка цепи Решение задач на закон Ома и расчет сопротивления | |
| | | Работа электрического тока Мощность электрического тока Решение задач по теме: «Работа и мощность электрического тока» | |
| | | Контрольная работа № 2 по теме: «Электрический ток. Электрическая цепь» | |
| | | Первоначальные сведения о магнетизме Магнитное поле | |
| | | Соленоид и электромагнит Постоянные магниты | |
| | | Действие магнитного поля на ток | |
| | | Сила, действующая на движущийся заряд | |
| | | Электродвигатель постоянного тока Электромагнитные приборы | |
| | | Контрольный тест № 3 по теме: «Постоянное магнитное поле» | |
| | | Электромагнитная индукция. Самоиндукция | |
| | | Электрический генератор Трансформатор | |
| | | Производство и передача электроэнергии Электродвигатель переменного тока | |
| | | Контрольный тест № 4 по теме: «Явление электромагнитной индукции» | |
| | | Проводники и непроводники электричества Электрический ток в металлах | |
| | | Электропроводность жидкостей Законы электролиза Решение задач на закон электролиза | |
| | | Электропроводность газов | |
| | | Проводимость полупроводников Электронно-дырочный переход | |
| | | Полупроводниковые приборы | |
| | | Итоговый тест № 3 по теме: «Свойства полупроводников» | |
| | | Повторение | |
2.2. Тематическое планирование
№ | Раздел программы (кол-во часов) | Тема урока | Содержание курса | Примечание |
1/1 | Электрический заряд. Электрическое поле. (7 часов) | Электризация тел Электрон. Строение атомов Объяснение электризации | Электризация тел и электрический заряд. Объяснение электризации. Электризация пылинок и загрязнение воздуха Строение атомов. Положительные и отрицательные ионы. Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона Объяснение электризации тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела к другому, притяжения незаряженных проводящих тел к заряженному на основе знаний о строении атома | |
2/2 | Электрический заряд. Электроскоп. Делимость электрического заряда Проводники и непроводники электричества | Делимость электрического заряда. Электрон. Единица электрического заряда - кулон. Закон сохранения электрического заряда. Устройство, принцип действия и назначение электроскопа Существования проводников, диэлектриков и полупроводников. Электрические провода, применяемые в быту | |
3/3 | Сила взаимодействия заряженных тел. Закон Кулона Решение задач по теме: «Закон Кулона» | Закон Кулона Разбор качественных и количественных задач по электростатике | |
4/4 | Электрическое поле Напряжённость электрического поля Решение задач по теме: «Электрическое поле» | Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении расстояния до источника поля. Свойства поля Силовая характеристика поля. Обозначение, единицы измерения в системе СИ. Формула для определения напряжённости электрического поля. Графическое представление поля Подбор задач разного уровня сложности | |
5/5 | Электрический потенциал Решение задач по теме: «Электрический потенциал» | Энергетическая характеристика поля. Обозначение, единицы измерения в системе СИ. Формула для определения потенциала электрического поля Подбор задач разного уровня сложности | |
6/6 | Электрическая ёмкость. Конденсатор Электрическая ёмкость | Конденсатор – устройство для накопления электрического заряда. Принцип работы. Виды конденсаторов. Применение в быту и технике Обозначение, единицы измерения в системе СИ. Формула для определения электроёмкости конденсатора | |
7/7 | Контрольная работа № 1 по теме: «Электрический заряд. Электрическое поле» | | |
8/1 | Электрический ток. Электрическая цепь. (9 часов) | Анализ контрольной работы. Электрическая цепь и ее составные части Составление схем электрических цепей | Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей Графическое изображение схем электрических цепей | |
9/2 | Последовательное и параллельное соединение проводников | Виды соединений. Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Цепь с параллельным соединением проводников и ее схема. Применение в быту | |
10/3 | Первоначальные сведения об электрическом токе Условия возникновения и существования электрического тока Сила электрического тока | Электрический ток. Источники тока Условия, необходимые и достаточные для возникновения и существования электрического тока Сила тока. Обозначение, единицы измерения в системе СИ. Формула для определения силы тока. Прибор для измерения силы электрического тока | |
11/4 | Решение задач по теме: «Сила тока» Электрическое напряжение Решение задач по теме: «Электрическое напряжение» | Подбор задач разного уровня сложности Электрическое напряжение. Обозначение, единицы измерения в системе СИ. Формула для определения напряжения. Прибор для измерения электрического напряжения Подбор задач разного уровня сложности | |
12/5 | Источники тока Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления | Виды источников тока. Устройство, принцип работы Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах). Электрическое сопротивление Единица сопротивления – Ом. Объяснение причины сопротивления проводника. Зависимость силы тока в цепи от свойств проводника при постоянном напряжении на нем | |
13/6 | | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление | Установление на опыте зависимости сопротивления проводника и его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника | |
14/7 | Закон Ома для участка цепи Решение задач на закон Ома и расчет сопротивления | Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка Применение формул для расчета силы тока, напряжения и сопротивления; использование таблицы удельных сопротивлений проводников и электрических схем | |
15/8 | Работа электрического тока Мощность электрического тока Решение задач по теме: «Работа и мощность электрического тока» | Физический смысл работы электрического тока. Единица работы тока – джоуль. Формулы взаимосвязи с другими величинами Физический смысл мощности электрического тока. Единица мощности тока – ватт. Формулы взаимосвязи с другими величинами Работа с квитанциями об оплате коммунальных услуг. Счётчики – принцип действия | |
16/9 | Контрольная работа № 2 по теме: «Электрический ток. Электрическая цепь» | | |
17/1 | Постоянное магнитное поле (6 часов) | Первоначальные сведения о магнетизме Магнитное поле | Историческая справка Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в проводнике | |
18/2 | Соленоид и электромагнит Постоянные магниты | Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током (изменение числа витков катушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного сердечника). Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноски грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать механизмы подъема. Устройство и действие электромагнитного реле Постоянные магниты. Полюс магнита | |
19/3 | Действие магнитного поля на ток | Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки | |
20/4 | Сила, действующая на движущийся заряд | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки | |
21/5 | Электродвигатель постоянного тока Электромагнитные приборы | Устройство, принцип работы Электромагнитные приборы вокруг нас | |
22/7 | Контрольный тест № 3 по теме: «Постоянное магнитное поле» | | |
23/1 | Явление электромагнитной индукции (4 часа) | Электромагнитная индукция. Самоиндукция | Опыт Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Электромагнитная индукция. ЭДС в движущихся проводниках. Самоиндукция. Аналогия между самоиндукцией и инерцией. Индуктивность | |
24/2 | Электрический генератор Трансформатор | Устройство и принцип действия Устройство и принцип действия. Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор | |
25/3 | Производство и передача электроэнергии Электродвигатель переменного тока | Передача электрической энергии на расстояние Электрические двигатели вне зависимости от их конструкции имеют вращающуюся часть (ротор) и неподвижную часть (статор). В зависимости от назначения в них размещают электромагниты или постоянные магниты, а также коллектор – устройство для регулирования поступления тока в нужные моменты во время каждого оборота ротора | |
26/4 | | Контрольный тест № 4 по теме: «Явление электромагнитной индукции» | | |
27/1 | Свойства полупроводников (5часов) | Проводники и непроводники электричества Электрический ток в металлах | Проводники и непроводники электричества. Особенности строения Металлы – проводники электричества. Основные носители тока в металлах | |
28/2 | Электропроводность жидкостей Законы электролиза Решение задач на закон электролиза | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях. Электропроводность жидкостей. Основные носители тока Законы электролиза Задачи разного типа и уровня | |
29/3 | Электропроводность газов | Виды разрядов в газах их особенности. Самостоятельный и несамостоятельный разряды в газе. Носители тока | |
30/3 | Проводимость полупроводников Электронно-дырочный переход | Классификация полупроводников. Виды и примеры Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках Полупроводники p – типа, n - типа | |
31/4 | Полупроводниковые приборы | Транзисторы, полупроводниковый диод их применение. Работа транзистора в схеме усиления (с общей базой). Терморезисторы. Электронное фотореле | |
32/5 | Итоговый тест № 3 по теме: «Свойства полупроводников» | | |
33 | Повторение (1 час) | Обобщающее повторение | | |
3.Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
Выговский Л.А. Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.А.Выговский, А.А.Меденцев.-М.: Просвещение, 2012;
Пурышева, Н.С. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.С.Пурышева, Н.Е.важевская. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Пурышева, Н.С. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.С.Пурышева, Н.Е.важевская. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012
4.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
9 класс |
знать | уметь |
электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление; закон Ома для участка цепи; формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения, работы и мощности электрического тока, практическое применение названных понятий и законов в электроизмерительных приборах (электромагнитах, электродвигателях и измерительных приборах) | положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводника электрическим током; чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять: силу тока в цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом; решать задачи: на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения, работы и мощности электрического тока, определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника; находить по таблице: удельное сопротивление проводника; решать задачи: с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: I=I1=I2; U=U1+U2; R=R1+R2 I=I1+I2; U=U1=U2; ; A=I∙U∙t; P=I∙U |
магнитное поле, характеристики МП, индукция МП, электромагнитная индукция, самоиндукция; индуктивность, закон Ампера, Лоренца, ЭМИ, правило левой руки для тока, левой руки для скорости частицы в МП, электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы, полупроводниковый диод, транзистор, терморезистор, электронно-лучевая трубка, электролиз в металлургии и гальванотехнике | применять правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца, тока и скорости частиц в МП, решать задачи: на движение и равновесие заряженных частиц в магнитном поле, работы магнитного поля; производить расчеты: силы Ампера и силы Лоренца, заряда, массы, скорости, энергии частиц, находящихся в магнитном поле |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
5.Характеристика контрольно - измерительных материалов
За основу для проведения тематического контроля над усвоением материала по данному курсу взяты пособия:
1. А.Е. Марон, Е.А Марон «Дидактические материалы» (8, 9 классы), пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные и контрольные работы. Учебный комплект предусматривает организацию всех этапов учебно-познавательной деятельности учащихся: применение и актуализацию теоретических знаний, самоконтроль качества усвоения материала, выполнение самостоятельных и контрольных работ. Тренировочные задания по всем разделам курса физики содержат набор качественных, экспериментальных и графических задач, ориентированных на формирование ведущих понятий и основных законов курса физики. Тесты для самоконтроля с выбором ответа предназначены для проведения оперативного поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний. Самостоятельные работы содержат 10 вариантов и рассчитаны примерно на 20 минут каждая. С целью дифференциации для более подготовленных учащихся можно объединять варианты работы. Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в четырех вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности: 1 и 2 уровень сложности соответствует требованиям к базовому уровню подготовки учащихся, 3 уровень предусматривает углубленное изучение физики.
2.Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. «Физика. Тесты»8, 9 класс Пособие представляет собой сборник тестов для тематического контроля. Тесты для текущего контроля составлены по темам курса физики основной школы (7-9 класс). Итоговый тест по курсу проверяет усвоение понятий, законов и навыков, приобретенных при работе с различными дидактическими материалами и выполнение лабораторных работ. Тематические тесты содержат по 6 заданий, рассчитаны на проведение краткосрочных проверочных работ. Типы заданий, соответствуют заданиям и формам , используемых в рамках ГИА.
6.Приложение (КИМы)
Контрольная рабта №1
По теме «Электрический заряд. Электрическое поле».
Контрольная работа №2
по теме «Электрический ток»
max баллов - 15
1 вариант |
Вопрос | Ответ |
1. Какими электрическими зарядами обладают электрон и протон? А. Электрон-отрицательным, протон-положительным Б. Электрон-положительным, протон- отрицательным В. Электрон и протон -положительным Г. Электрон и протон-отрицательным Д. Электрон-отрицательным, протон не имеет заряда | 1 балл |
2. Каков знак заряда qₒ, если направления сил взаимодействия положительного электрического заряда q с электрическим зарядом qₒ показаны на рисунке? q qₒ А. Положительный Б. Отрицательный В. Нейтральный Г. Знак заряда может быть и положительный, и отрицательный | 1 балл |
3.Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах? А. Положительных ионов Б. Отрицательных ионов В. Электронов Г. Положительных и отрицательных ионов и электронов | 1 балл |
4. Как называется единица измерения силы тока? А. Джоуль Б. Кулон В. Ампер Г. Вольт Д. Ом | 1 балл |
5. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи? А. A=IUt Б. P=UI В. I=U/R Г. I=q/t Д.U=A/q | 1 балл |
6. По какой формуле вычисляется работа электрического тока? А. A=IUt Б. P=UI В. I=U/R Г. I=q/t Д.U=A/q | 1 балл |
7. 1 На рисунке в электрическую цепь включены четыре электрические лампы. 4 Какие из них включены параллельно? 2 А. Только лампы 2 и 3 Б. Только лампы 1 и 4 В. Лампы 1, 2 и 3 3 Г. Все четыре лампы | 1 балл |
8. Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 484 Ом. | 2 балла |
9. На здании школы установлен ветряной двигатель, вращающий вал электрогенератора мощностью 0,6 кВт. Сколько ламп, рассчитанных на напряжение 12 В и силу тока 2А, может питать эта ветроэлектростанция? | 3 балла |
10. Последовательно с нитью накала радиолампы сопротивлением 4 Ом включен резистор, сопротивление которого 2 Ом. Определите их общее сопротивление, общее напряжение и напряжение отдельно на радиолампе и резисторе, если сила тока в цепи равна 3 мА. | 3 балла |
Количество баллов | |
Оценка | |
2 вариант |
Вопрос | Ответ |
1. Какими электрическими зарядами обладают электрон и нейтрон? А. Электрон-отрицательным, нейтрон - положительным Б. Электрон-положительным, нейтрон - отрицательным В. Электрон и нейтрон -положительным Г. Электрон и нейтрон - отрицательным Д. Электрон-отрицательным, нейтрон не имеет заряда | 1 балл |
2. Каков знак заряда q˳, если направления сил взаимодействия положительного электрического заряда q с электрическим зарядом qₒ показаны на рисунке? q q˳ А. Положительный Б. Отрицательный В. Нейтральный Г. Знак заряда может быть и положительный, и отрицательный | 1 балл |
3. Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве, например на Луне, где нет атмосферы? А. Нет, поскольку вокруг каждого электрического заряда существует электрическое поле Б. Да, поскольку вокруг каждого электрического заряда существует электрическое поле В. Нет, поскольку вокруг каждого электрического заряда не существует электрическое поле Г. Да, поскольку вокруг каждого электрического заряда не существует электрическое поле | 1 балл |
4. Как называется единица измерения напряжения? А. Джоуль Б. Кулон В. Ампер Г. Вольт Д. Ом | 1 балл |
5. Какой формулой выражается закон Джоуля Ленца? А. A=IUt Б. P=UI В. I=U/R Г. Q=I²Rt Д.U=A/q | 1 балл |
6. По какой формуле вычисляется мощность электрического тока? А. A=IUt Б. P=UI В. I=U/R Г. I=q/t Д.U=A/q | 1 балл |
7. 1 На рисунке в электрическую цепь включены четыре электрические лампы. 4 Какие из них включены последовательно? 2 А. Только лампы 2 и 3 Б. Только лампы 1 и 4 В. Лампы 1, 2 и 3 3 Г. Все четыре лампы | 1 балл |
8. Какое количество теплоты выделяется в проводнике сопротивлением 100 Ом за 20с при напряжении на участке цепи 2 В? | 2 балла |
9. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50м и площадью поперечного сечения 1 мм², если напряжение на зажимах реостата равно 45 В. Удельное сопротивление никелина 0,4 (Ом· мм²) / м. | 3 балла |
10. В цепь включены параллельно два проводника. Сопротивление одного равно 150 Ом, другого — 30 Ом. В каком проводнике сила тока больше; во сколько раз, если проводники включены под напряжение 220 В? | 3 балла |
Количество баллов | |
Оценка | |
Контрольная работа№3
« Постоянное магнитное поле»
Вариант 1.
1. Из перечисленных примеров укажите связанные с электромагнитными явлениями:
а) взаимодействие параллельных токов,
б) взаимодействие двух магнитов,
в) падение мяча к Земле,
г) скатывание шарика по наклонному желобу,
д) взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки.
2. Два магнита обращены друг к другу северными полюсами. Как магниты будут взаимодействовать между собой?
а) Притягиваться.
б) Отталкиваться.
в) Не будут взаимодействовать.
г) Среди ответов нет правильного.
3. При пропускании постоянного электрического тока через проводник вокруг него возникает магнитное поле. Оно обнаруживается по расположению стальных опилок на листе бумаги или магнитной стрелки, находящихся вблизи проводника.В каком случае это поле исчезает?
а) Если убрать стальные опилки.
б) Если убрать магнитную стрелку.
в) Если убрать стальные опилки и магнитную стрелку.
г) Если отключить электрический ток в проводнике.
4. В чем суть гипотезы Ампера? Как согласуется гипотеза Ампера с современными представлениями о строении вещества?
5. У вас имеются три предмета – « прибора »: 1) постоянный магнит, 2) стальной ненамагниченный стержень, 3) медный стержень. В трех « черных ящиках » находятся эти же три предмета. Какими приборами и в какой последовательности лучше воспользоваться, чтобы выяснить, что лежит в каждом из трех «черных ящиков» ?
6. Электродвигатель постоянного тока потребляет от источника с напряжением 42 В ток силой 3 А. Какова механическая мощность мотора, если сопротивление его обмотки равно 5 Ом? Каков его К.П.Д.?
Вариант 2.
1. Что наблюдалось в опыте Эрстеда?
а) Взаимодействие двух параллельных проводников с током.
б) Взаимодействие двух магнитных стрелок.
в) Поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока.
г) Возникновение электрического тока в катушке при помещении в нее магнита.
2. Как взаимодействуют между собой два параллельных проводника, если по ним протекают токи в одном направлении?
а) Притягиваются.
б) Отталкиваются.
в) Сила взаимодействия равна нулю.
г) Правильный ответ не приведен.
3. При пропускании постоянного электрического тока через проводник вокруг него возникает магнитное поле. Оно обнаруживается по расположению стальных опилок на листе бумаги или повороту магнитной стрелки, находящихся вблизи проводника.Каким образом это магнитное поле можно переместить в пространстве?
а) Переносом стальных опилок.
б) Переносом магнита.
в) Переносом проводника с током.
г) Магнитное поле переместить невозможно.
4. Почему устройство двигателей переменного тока проще, чем постоянного? Почему на транспорте используют моторы постоянного тока?
5. У вас имеются три предмета – « прибора »: 1. деревянный брусок, 2. два стальных гвоздя, не притягивающихся друг к другу, 3. постоянный магнит. В трех « черных ящиках » находятся соответственно: магнит, два гвоздя и деревянный брусок. Какими приборами и в какой последовательности лучше воспользоваться, чтобы выяснить, что лежит в каждом из ящиков?
6. Электродвигатель постоянного тока потребляет от источника с напряжением 24 В ток силой 2 А. Какова механическая мощность мотора, если сопротивление его обмотки равно 3 Ом? Каков его К.П.Д.?
Контрольный тест №4 по теме «Явление электромагнитной индукции»
Вариант I
№1
Что является источником магнитного поля?
А. Неподвижный электрический заряд; Б. Движущийся электрический заряд;
В. Постоянный магнит; Г. Неподвижная заряженная сфера.
№
2
Как будет взаимодействовать магнит с проволочным витком с током?
А. Отталкиваться; Б. Может притягиваться и отталкиваться; S
В
. Не будут взаимодействовать; Г. Притягиваться.
№
3
Каково направление тока в проводнике? Fа
А
. На нас • Б. Вправо S N
В
. Влево Г. От нас
№4
В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 4 А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,2 Н на каждые 10 см длины проводника.
А. 2 Тл; Б. 1 Тл; В. 0,5 Тл; Г. 0,25 Тл.
№5
Работа каких устройств основана на явлении электромагнитной индукции?
А. Электрическая лампочка; Б. Генератор переменного тока;
В. Трансформатор; Г. Источник постоянного тока.
№6
Что является источником электромагнитного поля?
А. Неподвижный электрический заряд; Б. Равномерно движущийся электрический заряд;
В. Постоянный магнит; Г. Ускоренно движущийся электрический заряд.
В1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения
ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
А) | сила тока | 1) | вебер (Вб) |
Б) | магнитная индукция | 2) | ампер (А) |
В) | сила Ампера | 3) | тесла (Тл) |
| | 4) | Ньютон (Н) |
С1.
К
уда направлен индукционный ток в замкнутом N
п
роводящем витке? Представить ход рассуждений.
А. По часовой стрелке; S
Б. Против часовой стрелки;
В
. Ток в витке отсутствует;
Г. По часовой стрелке, а потом против.
С2. Три одинаковых полосовых магнита падают в вертикальном положении одновременно с одной высоты. Первый падает свободно, второй во время падения проходит сквозь незамкнутый виток провода, третий — сквозь замкнутый виток провода. Какой магнит будет дольше падать? Пояснить.
А. все будут падать одинаковое время; Б. третий; В. второй; Г. первый .
Указания для обучающихся:
Задачи №1 - №6 – по 1 баллу каждая; задача В1 – 2 балла; задачи С1 и С2 – по 3 балла.
Оценка «5» (отлично) ставится, если набрано 9 и более баллов;
Оценка «4» (хорошо) ставится, если набрано 7-8 баллов;
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если набрано 4-6 баллов;
Если набрано менее 4 баллов, ставится оценка «2» (неудовлетворительно).
Время выполнения теста – 40 минут.
Контрольный тест №4 по теме «Явление электромагнитной индукции»
Вариант II
№1
Какова главная особенность магнитных силовых линий?
А. Они пересекаются друг с другом; Б. Они являются прямыми линиями;
В. Начинаются на положительных зарядах; Г. Они замкнуты.
№
2
Как будет взаимодействовать магнит с проволочным витком с током?
А. Отталкиваться; Б. Может притягиваться и отталкиваться; N
В
. Не будут взаимодействовать; Г. Притягиваться.
№3
Каково направление магнитных силовых линий? Fл
А
. Вправо Б. Вертикально вниз q
В. Вертикально вверх Г. Влево v
№4
На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендикулярно магнитным линиям поля с индукцией 0,02 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего по проводнику.
А. 15 А; Б. 10 А; В. 5 А; Г. 2,5 А.
№5
Кто открыл явление электромагнитной индукции?
А. Э. Х. Ленц; Б. М. Фарадей; В. Дж. Максвелл; Г. Б. С. Якоби.
№6
Повышающий трансформатор обладает коэффициентом трансформации
А. К = 1; Б. К 1; В. К 1.
А. 300 и 30; Б. 550 и 19; В. 550 и 30; Г. 500 и 30.
В1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения
ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
А) | напряжение | 1) | Тесла (Тл) |
Б) | сила Ампера | 2) | Ньютон (Н) |
В) | индукция магнитного поля | 3) | Вебер (Вб) |
| | 4) | Вольт (В) |
С1. Чтобы узнать, сколько витков содержится в первичной и вторичной обмотках трансформатора, на вторичную катушку намотали 11 витков провода. При включении первичной обмотки в сеть напряжением 220 В вольтметр показал, что на обмотке с 11 витками напряжение равно 4,4 В, а на вторичной обмотке — 12 В. Сколько витков в первичной и вторичной обмотках?
А. 300 и 30; Б. 550 и 19; В. 550 и 30; Г. 500 и 30.
С2. Сквозь горизонтальное проводящее кольцо падают с одинаковой высоты алюминиевый брусок, деревянный цилиндр и полосовой магнит. Какое и указанных тел упадёт позже всех? Пояснить. Сопротивление воздуха не учитывать.
А. тела упадут одновременно; Б. алюминиевый брусок; В. деревянный цилиндр; Г. магнит.
Указания для обучающихся:
Задачи №1 - №6 – по 1 баллу каждая; задача В1 – 2 балла; задачи С1 и С2 – по 3 балла каждая.
Оценка «5» (отлично) ставится, если набрано 9 и более баллов;
Оценка «4» (хорошо) ставится, если набрано 7-8 баллов;
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если набрано 4-6 баллов
Если набрано менее 4 баллов, ставится оценка «2» (неудовлетворительно).
Время выполнения теста – 40 минут.
Ответы к задачам контрольного теста «Явление электромагнитной индукции»
вариант | | номер задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | В1 | С1 | С2 |
I | Б, В | А | Г | В | Б, В | Г | 234 | (А)По часовой стрелке | Третий (Б) |
II | Г | Г | Б | А | Б | В | 421 | 550 и 30(В) | Магнит (Г) |
Вариант I
С1
При движении магнита вниз внешнее магнитное поле направлено вверх.
Значит, магнитный поток увеличивается и магнитное поле, созданное индукционным током ,
S направлено против внешнего магнитного поля. С
Вм ближайшей к магниту стороны витка образуется южный магнитный полюс.
Поэтому, согласно правилу «правой руки», индукционный ток направлен
Вк по часовой стрелке (см. рисунок).
S I
Вариант II
С1. Воспользуемся принципами работы трансформатора:
=
. Отсюда находим количество витков в первичной обмотке трансформатора: N1 = Nп
= 550 витков. Используя подобную формулу, определим число витков и во вторичной катушке: N2 = N1
= 30 витков.