Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «31» августа 2023 г. | Приказ от «31» августа 2023 г. № ________-од |
Рабочая программа
Наименование элективного учебного предмета: «Учись писать грамотно»
Классы: 9В
Уровень общего образования: основное общее образование
Учителя: Соловьева Елена Викторовна
Срок реализации программы, учебный год: 2023/2024
Количество часов по учебному плану: 1 ч; всего за год – 34ч.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: «Просвещение», 2011 год
Рабочую программу составила: ___________________ Соловьева Е.В.__________________________
подпись расшифровка подписи
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
1) эстетическую ценность русского языка; проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
3) определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роль русского языка в процессе самообразования;
4) основы научных знаний о родном языке; взаимосвязи его уровней и единиц;
5) базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) эстетическую функцию родного языка при анализе текстов художественной литературы.
Ученик овладеет всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Сжатое изложение (14 часов)
Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий. Микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение. Структурные особенности сжатого изложения.
Структура задания 1. Способы сжатия текста. Исключение, обобщение, упрощение. Отработка навыков написания сжатого изложения.
Раздел 2. Сочинение (20часов)
Задание 15. Структура сочинения-рассуждения. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки. Тезис. Аргументы в сочинении. Композиция сочинения. Вступление и заключение. Структура сочинения-эссе. Рассуждение на публицистическую тему. Рассуждение на свободную тему. Приемы правки. Редактирование сочинения.
Подведение итогов.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Управление образования и молодёжной политики Администрации
города Смоленска
МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО | |
на заседании МО учителей русского языка и литературы Л.В. Дыманова | Директором МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» | |
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. | ------------------------------------ О.А. Хомченко Календарно-тематическое планирование Наименование учебного элективного предмета: «Учись писать грамотно» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 9В Учитель: Соловьева Елена Викторовна Срок реализации программы, учебный год: 2023/2024 Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час, всего за год – 34 Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: «Просвещение», 2021 год | |
Календарно-тематическое планирование Наименование учебного элективного предмета: «Учись писать грамотно» Уровень общего образования: основное общее образование Класс: 9В Учитель: Соловьева Елена Викторовна Срок реализации программы, учебный год: 2023/2024 Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час, всего за год – 34 Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: «Просвещение», 2021 год |
Календарно-тематическое планирование курса «Теория и практика написания творческих работ»
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата по плану | Дата по фактическая |
| Раздел 1. Сжатое изложение | 14 | | |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ в 2016 году. | 2 | | |
2 | Структура задания 1. Микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение. Структурные особенности сжатого изложения. | 2 | | |
3 | Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема исключения | 2 | | |
4 | Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема обобщения | 2 | | |
| Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема упрощения | 2 | | |
5 | Практическое занятие. Выбор приемов компрессии текста | 2 | | |
6 | Практическое занятие. Написание изложение и самооценка | 2 | | |
7 | Раздел 2. Сочинение | 20 | | |
| Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки. Тезис. Аргументы в сочинении | 2 | | |
8 | Структура сочинения-рассуждения по тексту. | 2 | | |
9 | Структура сочинения-эссе | 2 | | |
1 | Рассуждение на публицистическую тему | 3 | | |
1 | Рассуждение на свободную тему | 2 | | |
| Написание сочинения на свободную тему | 3 | | |
1 | Анализ творческих работ | 1 | | |
1 | Приемы правки. Редактирование сочинения | 2 | | |
1 | Итоговый зачет | 2 | | |
1 | Анализ работ. Подведение итогов | 1 | | |