СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса (для учащихся 10-11 класса) «У войны не женское лицо»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса (для учащихся 10-11 класса) «У войны не женское лицо»»

Программа элективного курса

(для учащихся 10-11 класса)

«У войны не женское лицо»

Пояснительная записка

Составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования в нашей стране является профильное обучение, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной учебной траектории.

Углубленное изучение отдельных предметов или их разделов, совмещая при этом принципы личностно-ориентированного обучения, призваны обеспечить элективные курсы. Они являются важнейшим средством создания учителями-словесниками индивидуальных образовательных программ, так как прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы. Одним из таких курсов по русской литературе XX века является курс, посвященный подвигу женщин в годы Великой Отечественной войны.

Школьное преподавание литературы ориентировано на воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма. Важно отметить, что теме Великой Отечественной войны в программе отводится достаточно большое место. Однако сокращение времени на изучение предмета приводит к необходимости рассмотрения большинства произведений обзорно. В результате чего у учащихся не может сложиться целостное представление об этом выдающемся пласте русской литературы. В такой ситуации не предоставляется возможным приобщить школьников к искусству слова, призванному научить человека отличать добро от зла, строить свою жизнь, основываясь на законах чести, долга и справедливости.

Теме женщины на войне посвящено не так уж много книг, но те, что есть в библиотеке русской и мировой литературы, поражают своей серьезностью и глобальностью.  Эта тема обладает огромным потенциалом нравственного воздействия на учащихся в плане возрождения патриотических ценностей как составляющих российской национальной идеи. Образцом человека-патриота для школьников могут стать литературные персонажи этих произведений, их реальные исторические прототипы.

Тема подвига и самопожертвования женщины в годы Великой Отечественной войны раскрывается в символических образах, получает развитие в общественном, философском, семейно-бытовом контексте. Задача учителя _ создание в умах и сердцах учащихся представления о том, что эти темы неотделимы друг от друга, они связаны с чертами русского национального характера, менталитета, особенностями миропонимания и свойствами души. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только тогда жертвы не напрасны, а подвиг велик.

Программа элективного курса для учащихся одиннадцатого класса «У войны не женское лицо», рассчитанная на 10 часов, ориентирована на знакомство учащихся с писателями и их произведениями, в которых отразилась тема женского подвига в годы войны.

Цель курса - изучение повести Б.Васильева «А зори здесь тихие ... », повести В.Закруткина «Матерь человеческая», рассказа Е.Носова «Яблочный спас», рассказа В.Астафьева «Шинель без хлястика», особенностей изображения темы подвига женщины на войне в произведениях данных авторов, развитие навыков эмоционального восприятия художественного произведения, образного и аналитического мышления, связной монологической речи учащихся, а также формирование умения аргументировано высказывать собственное мнение.

Программа элективного курса также ориентирована на решение

следующих задач:

  • расширение и углубление знаний о творчестве писателей, в

котором нашла отражение тема подвига русских женщин в годы

войны;

  • углубление знаний по теории литературы;

  • формирование навыков литературно-критической работы

(редактирование, написание эссе и др.).

Образовательные результаты программы углубление знаний

учащихся об особенностях изображения темы подвига женщины в произведениях Б.Васильева, В.Закруткина, С.Алексеевич, Е.Носова, В.Астафьева; повышение литературоведческих навыков школьников; умение самостоятельно формулировать собственное мнение; овладение литературно-критическими жанрами.

Основным методологическим принципом является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса, но и в единстве художественной формы и содержания. Основные формы организации учебных занятий - семинары и практические занятия, урок-интервью с писателем, урок-диспут.

В лекционной форме (с элементами беседы) проводятся занятия только по обзорным темам, охватывающим большой спектр событий, различных литературных явлений.

Система вопросов носит проблемный, репродуктивный,

исследовательский, перспективный характер. Проблемные вопросы призваны обнаружить «второй план фактов», не очевидный для учащихся смысловой подтекст; способствует развитию личности ученика; одна из основных особенностей проблемного вопроса - емкость, способность охватить широкий круг материала; важно отметить, что проблемный вопрос выявляет связи отдельных элементов рассматриваемых художественных текстов с общей концепцией произведения. Вопросы перспективного характера исключают дробность анализа, главное их преимущество - целеустремленность анализа, невозможность ответить однозначно. Из всех этих типов особая значимость отводится вопросам исследовательского характера, которые направлены на развитие активности, предметности, мотивированности и сознательности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В ходе разработки концепций семинарских занятий возможно планирование таких видов деятельности учителя и учащихся, как составление аннотации книг, рассматривание иллюстраций и оценка их; подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения, анализ образа героя, сравнительная характеристик героев; составление плана к своему развернутому ответу, докладу, сочинению: конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы; выступление на диспуте; сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико­литературном, историко-литературном планах двух или нескольких произведений; сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения; запись плана или конспекта лекции учителя.

Особое внимание следует уделить исследовательской и творческой работе (составлению сценариев, инсценированию, интервью, художественному рассказыванию, устным и письменным отзывам о только что прочитанном произведении, написанию критических заметок, сочинений на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями).

На каждом уроке литературы следует осуществлять межпредметные связи. Разработанный элективный курс не должен быть исключением. Необходимо планировать доклады учащихся об исторической обстановке отдельных периодов эпохи; активно использовать фрагменты кинофильмов, прослушивать музыкальные произведения военных лет с целью воссоздания духовной атмосферы эпохи.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения, доклады, критические статьи, аннотации к книгам, сочинения-миниатюры по предложенной теме.

Оценка выставляется с учетом оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, стилевой оригинальности и правильности речевого оформления, глубины и степени подготовленных выступлений.






















Содержание программы


Урок 1. Вводное занятие

Ориентационная беседа о содержании курса. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Деятели культуры - фронту. Вводное занятие

преследует следующие цели:

  • формирование познавательного интереса учащихся, создание

установки на продуктивную работу;

  • формирование начальных представлений о содержании курса,

обзор основных тем и проблем курса, знакомство с формами и

видами работы;

  • развитие читательских интересов, художественного вкуса,

способности критически оценивать собственные знания.

,

Урок 5. «Мужество выживать и оставаться людьми» (по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»)

Краткий очерк жизненного и творческого пути писателя. История создания рассказа «Яблочный спас». Особенности композиционного построения. Портретная характеристика главной героини. Раскрытие характера бабы Пули через диалоги и поступки. Судьба бабы Пули, полная горьких испытаний и лишений. Русское долготерпение, искренность и доброта. Речевая характеристика героини. Образ автора на страницах произведения. Значение образа нежной бабочки. Смысл названия рассказа. Отражение христианских мотивов в рассказе.



Урок 2 - 3. «У войны не женское лицо»

Великий подвиг советской женщины в годы Великой Отечественной войны.

Заявление советских женщин о защите страны. Постановление о мобилизации женщин и девушек для несения службы. Роль женщин на фронте и в тылу. Отражение подвига в искусстве.

Урок 4. Тема нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Шинель без хлястика»

Краткий очерк жизненного и творческого пути писателя. История создания

рассказа «Шинель без хлястика». Смысл названия рассказа. Особенности выражения темы потерь и обретений, большой всепоглощающей, жертвенной материнской любви, сыновней благодарности и душевного взросления. Отсутствие имен у героев: случайность или намеренность? Своеобразие астафьевской «притчи». Нравственная проблематика. Образы главных героев. Своеобразие языка и стиля. Особенность композиции. Черты сходства и различия рассказа со стихотворением Е.Наумовой «У мамы пропала шинель».



Урок 6-7. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (по повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая»)

Краткий очерк жизненного и творческого пути писателя. История создания (основанность на реальных фактах). Смысл названия произведения. Гимн материнству. Горькая и возвышенная судьба женщины, способной своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир. Краски, которыми написана повесть. Реализм Закруткина в произведении. Символический образ Марии. Сходство и различие образа героини с Богоматерью. Значение образа зазеленевшей яблони. Кинематографическая судьба произведения.


Урок 8-9. Экранизация повести Б.Васильева «А зори здесь тихие ... »

Краткий очерк жизненного и творческого пути писателя. Авторы сценария и актеры. История создания экранизации. Художественные особенности фильма. Призы и награды. Интересные факты.


Урок 10. Заключительная конференция. Подведение итогов элективного курса «У войны не женское лицо»


















Планирование с указанием заданий к уроку

Тема урока

Количество часов

Задания к уроку

Вводное занятие.

1


«У войны не женское лицо»


2

Индивидуальные сообщения: «Постановление о мобилизации женщин и девушек для несения службы»; «Роль женщин на фронте и в тылу»;

«Подвиг Зои Космодемьянской»;

«Боевая деятельность «Ночных ведьм»;

«Краткий очерк жизни и творчества М.Самсонова», «Краткий очерк жизни и творчества Ю.Ракши».

Домашнее задание: составить сборник стихов (не менее 5), в которых отражена тема подвига русских женщин в годы войны. Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений.


Тема нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Шинель без хлястика»


1

Индивидуальные сообщения:

«Основные вехи жизненного и творческого пути писателя»;

«История создания рассказа»;

«Отличительные особенности жанра притчи».

Домашнее задание:

./ напишите эссе на тему «В чем заключается красота человека?»;

./ напишите эпилог к рассказу;

./ напишите рассказ о дальнейшей жизни героев.


«Мужество выживать и

оставаться людьми» (по

рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»)


1

Индивидуальные задания:

«Основные вехи жизненного и творческого пути писателя»;

«История создания рассказа»;

«Яблочный Спас - православный праздник». Домашнее задание: написать фрагмент киносценария к рассказу.


«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»

2

Индивидуальные задания:

«Основные вехи жизненного и творческого пути писателя»;

«История создания произведения»;

«Кинематографическая судьба произведения»;

«Сообщение о Богоматери и Мадонне».

Домашнее задание: подготовиться к литературному брифингу.

Экранизация повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

2

Индивидуальные задания:

«История создания экранизации»;

«Призы и награды фильма».

Домашнее задание: написать черновик рецензии на фильм.

Заключительное занятие

1

Выступление учащихся с собственными творческими проектами.



























Методические рекомендации

Урок 1.

Вводное занятие носит ознакомительный характер. Учитель рассказывает об актуальности данного курса, о его особенностях и специфике, характеризует ребятам основные цели, которые нужно достичь в процессе занятий. Знакомит с видами деятельности на уроках. Занятие целесообразно начать с прослушивания песни о великой Отечественной войне «Священная война». Это позволит учащимся настроиться на работу. После этого учитель рассказывает учащимся о советском тылу в великой Отечественной войне. В лекции с элементами беседы (именно такова форма вводного занятия, так как учащиеся уже довольно много знают об этом историческом событии из курса истории) учителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты: советское общество в первый период войны, образование и наука в годы войны. Особый акцент нужно сделать на кратком рассказе о вкладе отечественной культуры в достижение победы (судьба писателей - фронтовиков, развитие фронтового театра, кинематографа, лирической песни, симфонической музыки). Все это направлено на воссоздание духовной атмосферы эпохи, а также на осознание того, что если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то в этот период она помогала им выживать и побеждать. Переходным мостиком к теме следующего занятия послужит анализ стихотворения Ю. Друниной «Ты Должна!», в котором отражается тема подвига женщины в годы войны.

Урок 2-3

Второе занятие курса направлено на формирование у учащихся представлений о боевых и трудовых подвигах советских женщин. Урок должен начаться с обсуждения знаменитого высказывания Л.И.Брежнева: «Образ женщины-бойца с винтовкой в руках, у штурвала самолета, образ санитарки, сестры или врача с погонами на плечах будет жить в нашей памяти как светлый пример самоотверженности и патриотизма». Учитель должен показать школьникам, что советские женщины, как равноправные члены социалистического государства, были в годы Великой Отечественной войны и равноправными его защитниками. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. Занятие проводится на основе выступлений учащихся с подготовленными ими сообщениями.

На уроке предполагается работа с картинами художников, в которых так или иначе нашла отражение тема подвига женщин на войне (Б. Угаров. «Ленинградка. В сорок первом»; Н. Осенев. «Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей под Москвой»; М. Самсонов. «Сестрица»; Ю. Ракша. «Тыл»; В. Артамонов. «На дорогах войны»). Для более подробного описания учитель может выбрать несколько картин из предложенного списка. Работа с картинами должна строиться по следующей схеме:

  • почему автор обратился к этой теме?

  • тема картины (о чем она);

  • какова композиция (построение) картины;

  • что изображено на переднем плане и почему; что на заднем плане и почему;

  • на чем и каким образом автор акцентирует внимание зрителя (глаза, руки и т.д., если это портрет), почему его внимание привлекают именно эти детали;

  • какие краски преобладают;

  • с каким литературным произведением можно сравнить;

  • что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался);

  • выскажите свое мнение о картине.

В завершении урока учитель предлагает учащимся обсудить стихотворения Ю.Друниной «Зинка» и И.Уткина «Сестра». Эта работа направлена на расширение представлений учащихся об отражении рассматриваемой темы в поэзии военных лет. В процессе этой работы учащиеся не только определяют особенности отражения рассматриваемой темы в данных произведениях, но и учатся давать самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведения. А также реализуют знания теоретико-литературных понятий на практике. Учитель может предложить школьникам следующий план:

  • Общее впечатление от прочитанного стихотворения.

  • Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

  • Какие образы возникают у вас в сознании в процессе чтения стихотворения?

  • Назовите тему стихотворения.

  • Каким настроением проникнуто анализируемое стихотворение? (если есть).

  • Какие краски преобладают в стихотворении? (если есть).

  • Назовите символы, встречающиеся в стихотворении (если есть).

  • Попытайтесь представить и описать образ лирического героя (если есть).

  • Найдите в тексте детали и определите их роль (если есть).

  • Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства и попытайтесь определить, с какой целью автор их использует.

В качестве домашнего задания ребятам можно предложить работу творческого характера: составить сборник стихов (не менее 5), в которых отражена тема подвига русских женщин в годы войны.



Урок 4.

Данный урок целесообразно начать с краткой характеристики жизненного

и творческого пути писателя. Роль экскурсовода должен выполнять ученик, который заранее подготовит сообщение. Из-за маленького объема произведение может быть прочитано прямо на уроке. Перед чтением ребятам необходимо задать проблемный вопрос (Почему рассказ называется «Шинель без хлястика», а не иначе?). После прочтения необходимо обратиться к лексической работе (определить значение слова «хлястик»). Важная роль должна отводиться первоначальному впечатлению от прочитанного произведения, так как личное отношение к прочитанному - это основное условие живости впечатления. Учитель должен помнить, что анализ данного произведения необходимо строить на основе стилистических особенностей, особенностей литературной природы, а также необходимо соблюдение принципа преемственности в обучении. Важно обратить внимание учащихся на отсутствие имен героев. Автор делает это намеренно, так как рисует в своем произведении собирательный, обобщенный образ МАТЕРИ. Нельзя не отметить значение шинели в жизни женщины. Она символизирует память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Учитель должен обратить внимание на сходство данного рассказа с притчей, определить черты, роднящие его с данным жанром (дидактизм, метафоричность, лаконизм сюжетно­изобразительных средств при высокой концентрации содержания). Значимой будет работа, направленная на сопоставительный анализ рассказа со стихотворением Е.Наумовой «У мамы пропала шинель». Чтобы сократить время на уроке, данную работу можно провести, разделив весь класс на две группы. Результаты работы необходимо представить в виде таблицы.

в качестве домашнего задания можно предложить разноуровневые творческие работы:

  • напишите эссе на тему «В чем заключается красота человека?»;

  • напишите эпилог к рассказу;

  • напишите рассказ о дальнейшей жизни героев.


Урок 5.

Урок должен начинаться с краткого обзора основных вех жизни и творчества писателя. После этого ребятам целесообразно будет предложить прочитать стихотворение А.Шитикова «Слово о старшем друге» и поразмышлять о том, как поэт описывает Е.Носова, на какие черты характера указывает, какие факты биографии нашли отражение в данном стихотворении. Начать рассмотрение рассказа целесообразно с истории его создания. Важно обратить внимание ребят на композицию произведения, ведь чтобы выполнить свою основную задачу, донести до читателя главную мысль, автор отбирает картины, выстраивает материал в определенной последовательности, то есть производит монтаж своего про изведения. Композиция направляет восприятие читателя и как бы предлагает ему ключи к пониманию произведения. Поэтому перед учителем и учащимися стоит очень важная задача. Следующим этапом урока будет работа над портретной характеристикой главной героини, так как портрет дает нам возможность представить, увидеть изображаемого человека и служит средством авторского отношения к нему. При характеристике портрета необходимо обращать внимание учащихся на важные детали: глаза, морщинистые руки, дрожащие от тика ладошки, преобладание в портретной характеристике серого цвета. Учитель должен подвести школьников к осознанию чувства пронзительной боли за потерявшего естественное очертание человека. Важную роль в рассказе играет образ автора. Он предстает перед читателем по тому, как он относится к своей героине, к прошлому и настоящему, к природе и человеку. Его видение особое, с высоты прозрения он все фиксирует всевидящим оком. Его выбор не что иное, как прозрение и милосердие к «маленькому человеку». На протяжении всего разговора об особенностях данного произведения учащиеся должны работать с текстом. Подтверждать свои примеры цитатами из произведения. В качестве домашнего задания можно предложить написать фрагмент киносценария по рассказу. На данном уроке происходит закрепление навыков филологического анализа текста, опирающегося на изученные теоретико­литературные понятия. Выполнение такого вида работы помогает соотнести знания теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте.

Урок 6-7.

На первом уроке по данной теме учитель вместе с учащимися анализирует художественные особенности рассматриваемого произведения. Проводит филологический анализ текста. На уроке необходимо использовать фрагменты фильма Л.Головни 1975 года «Матерь человеческая». Это поможет учащимся лучше представить ключевые сцены произведения. Однако урок не должен быть перегружен киновставками. Также на уроке предполагается обращение к картине Герасимова «Мать партизана». Ребятам необходимо сообщить о нетрадиционной форме про ведения следующего урока по данной теме, раздать роли (писатель Закруткин, литературовед, корреспонденты). Важная роль отводится писателю Закруткину и литературоведу. Это должны быть ученики, которые очень хорошо владеют материалом, быстро реагируют на вопросы. Корреспонденты готовят список вопросов, которые они будут задавать. Учитель должен заранее просмотреть этот список.

Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умению отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школьных предметов, дебатная, модульная, проектная технологии, - в конечно счете преследуют общую образовательную и воспитательную задачу: формирование компетентности личности, способной ориентироваться в современном, постоянно меняющимся мире. Средством формирования исследовательских умений у учащихся могут выступать характерные для научных школ семинары и конференции, а также игромоделирование, под которым нам видятся различные типы нетрадиционного интерактивного урока. На данном уроке мы обратимся к одному из таких типов - литературному брифингу. «Брифинг» - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Учитель должен познакомить учащихся с этим понятием. Рассказать о правилах проведения брифинга. Возможно, такая форма проведения урока незнакома учащимся, поэтому учитель должен создать благоприятную атмосферу для проведения брифинга. Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.). Такая работа способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает навык аргументировано высказывать собственное мнение, способствует развитию коммуникативных компетенций.



Урок 8-9.

Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется, прежде всего, необходимостью создать у учащихся устойчивую потребность в учении, научить мыслить и научить учиться, а проблема повышения качества образования на основе познавательной самостоятельности и активности учащихся является сейчас особенно актуальной. Данная проблема актуальна в любое время, но в современной педагогической науке она приобретает особую значимость. Видео - один из самых распространенных источников медиаобразовательной информации. На данном уроке запланирован просмотр фильма «А зори здесь тихие ...». Предполагается, что учащиеся уже знакомы с текстом произведения. Почему лучше смотреть экранизацию после прочтения произведения? Лучше всего смотреть фильм после изучения произведения, когда работа над текстом помогла сформировать определённые представления о герое и его характере. Главная задача, которую учитель ставит перед ребятами - это сопоставить героев повести с героями экранизации. Сопоставление двух произведений даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, может быть, для самостоятельного исследования. В процессе этого сопоставления крепнет эстетический вкус, формируется «своя точка зрения». Углубляется и расширяется круг литературных интересов, открываются большие возможности для развития речи.

После просмотра фильма учитель должен провести беседу с обсуждением. Ее необходимо начать с выяснения общего впечатления, а продолжить по предложенным заранее вопросам. Беседу целесообразно проводить на следующем уроке, так как ученикам необходимо перечитать текст и обдумать ответы на вопросы, предложенные учителем.

Примерные вопросы для обсуждения:

Есть ли различия в идейном звучании фильма и повести, во взглядах героев и их убеждениях?

  • Как показаны в кино место действия, обстановка, пейзаж? Какие детали обстановки, пейзажа произвели впечатление?

  • Характер героев:

- каким изменениям подвергался образ при претворении на экран?

- изменились ли отношения между героями?

- как переданы индивидуальные особенности речи персонажей?

- укажите композиционные изменения. Есть ли в фильме новые сцены, эпизоды, персонажи?

На данном уроке происходит коллективное обсуждение черновых набросков рецензий на фильм. В конце урока ребятам необходимо предложить определить отличительные особенности темы подвига русской женщины в годы войны.


Урок 10.

На данном уроке подводятся итоги всего курса. Учащиеся защищают свои проекты. В качестве конечного задания можно предложить учащимся написать мини-сочинение «Мое восприятие темы подвига русской женщины в годы войны». Акцент необходимо сделать на том, что ученикам важно высказать свое мнение, а не повторить объективные сведения, с которыми они познакомились в ходе курса. Проверку сочинений проводить не обязательно.



















Список использованной литературы:

  1. Алексеева М. Виталий Закруткин. Ростов н/Д., 1972.

  2. Белова Д.Н. Образ Богоматери - эстетический идеал православия/ / Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – N 5. - 2001. Берштейн А.Я. «Художественные фильмы на уроках литературы»

  1. Бочаров А. Человек и война. - М., 1973.

  2. Бочаров А. литература и время: Из творческого опыта прозы 1960-1980-х годов. - М., 1989.

  1. Богатко И. Мужество века. - М., 1986.

  1. Глебова Г.Ф. Как спроектировать профильное обучение: учебно-методическое пособие / Г.Ф. Глебова, Г.Е. Сенькина. - Смоленск: СмолГУ, 2006.

  1. Глебова Г.Ф. Проектирование рабочей программы учебной

дисциплины: методические рекомендации / Г.Ф. Глебова. - Смоленск: СмолГУ, 2007.

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- М., 1989.

  1. Журавлев С.И. Память пылающих лет. - М., 1985.

10.Игнатова Г.М. В.П. Астафьев : Проза войны / Г.М. Игнатова // Литература в школе. - 2006. - N5.

11.Идет война народная ... Литература Великой Отечественной войны (1941-45) - М., 2005.

12.Карнюшин В.А. Долг чести, долг памяти и память всех чувств. Военная

проза Бориса Васильева. - Смоленск, 2002.

13.Кременцов л.п. русская литература ХХ века для студ. высш. пед. заведений. - М., 2002.

14.Круглова И.В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах / И.В. Круглова // Образование в

современной школе. - 2005. - N"Q 5.

15.Кучинина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс.

Элективные курсы: учебное пособие. 11 класс. - М.; Дрофа, 2006. 16.Лазарев Л.И. Это наша судьба. Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. - М., 1983.

17.Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие. - М., 2003.

18.Прессман л.п. «Кинофильм-экранизация на уроках литературы»,ж. «Литература в школе» 1964 N1.

19.Савенков ю. "А зори ... " на экранах Пекина // Известия,1986. - 7 июля. - С. 5.

20.Филиппов Ю.Л. Нравственные уроки художественной прозы Е. Носова

/ /Курские тетради.

21.Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. - М., 1998.