МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №2 многопрофильная».

Программа элективного курса
ФИЗИКА – ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ.
Физика
10 класс (34 часа)
Автор: Никулица И.В.
Нижневартовск
2017
Физика – избранные задачи. 10 класс.
СТАТИКА
Пояснительная записка
В школьной программе по физике предусматривается изучение только элементов статики, поэтому возникает необходимость расширения, углубления знаний по данной теме.
Элективный курс «Статика» ориентирован на школьников, проявляющих интерес к изучению физики и собирающихся продолжить обучение в учебных заведениях технического и естественнонаучного профиля, т.е. обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.
Актуальность данного курса объясняется, прежде всего, тем, что знание данного раздела физики, необходимо не только в быту, но и в технике, строительстве.
Изучение курса предполагает использование различных методов активизации познавательной деятельности, выполнение исследовательских работ, решение конструкторских и изобретательских задач, изготовление и изобретение самодельных приборов.
Целью курса является расширение и углубление знаний учащихся по теме «Статика». Реализация программы данного курса позволяет решить следующие задачи;
1.Вооружить учащихся системой физических знаний по теме «Статика».
2.Сформировать навыки решения задач на условие равновесия тел и подготовить учащихся к выполнению заданий подобного типа в рамках ЕГЭ.
3. Способствовать формированию познавательного интереса к физике и технике, развитию творческих способностей.
4.Формирование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой.
Изучение курса позволит сформировать следующие знания: условия равновесия не вращающихся тел, тел с закрепленной осью вращения, виды равновесия, понятие центра масс, основные законы гидростатики, алгоритмы решения задач.
Освоение программы курса позволит учащимся приобрести следующие умения: применять полученные знания к решению практических задач, решение задач разного уровня сложности, проводить исследования, работать с научно- популярной литературой.
Много времени уделяется групповой работе, что способствует формированию умений работать в коллективе, прислушиваться к мнению других.
Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание
1 Равновесие тел-20 ч.
Статика. Равновесие тела под действием нескольких сил. Разложение сил. Общие условия равновесия. Связи. Реакция связи. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Равновесие тел. Виды равновесия. Устойчивость тел. Центр масс. Простые механизмы. КПД простых механизмов. Применение статики в быту и технике.
Задачи исследовательского характера:
Равновесие тела, имеющего ось вращения.
Определение центра масс.
Определение КПД простых механизмов.
Фронтальный эксперимент:
Выяснение условий равновесия тела при действии на него сил.
Измерение момента силы.
Наблюдение видов равновесия тела, имеющего ось опоры.
Выяснение условия устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры.
5. Разложение сил.
2.Элементы теории упругости -5 ч.
Деформация в быту и технике. Виды деформаций. Прочность. Запас прочности. Увеличение прочности. Создание материалов с заданными свойствами.
Фронтальный эксперимент :
1 Наблюдение упругих и пластических деформаций.
2. Зависимость прочности от формы тела.
З.Гидростатика -5ч.
Основные законы гидростатики. Давление жидкостей. Гидростатический парадокс, Плавление тел. Устойчивость кораблей. Прочность подводных лодок.
4.0бобщающее занятие-1 ч.
Тематическое планирование элективного курса. 10 класс
Статика
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
| Равновесие | 20 | | |
1 | Статика | 1 | лекция | таблица |
2 | Равновесие тела под действием нескольких сил | 1 | Эвристическая беседа. Фронтальный эксперимент | Опорный конспект |
3 | Разложение сил | 1 | Групповая работа | Решение задач |
4 | Общие условия равновесия | 1 | Групповая работа | Опорный конспект |
5 | Связи. Реакции связи | 1 | Лекция | Конспект. |
6 | Равновесие тела, имеющего ось вращения | 1 | Исследовательская работа. | Отчет. |
7-10 | Практикум по решению задач | 4 | Коллективное решение задач. Групповая и самостоятельная работа | Алгоритм решения. Решенные задачи. |
11 | Равновесие тел. Виды равновесия | 1 | Фронтальный эксперимент. | Отчет. |
12 | Устойчивость тел, имеющих опору | 1 | Групповая исследовательская | Отчеты. |
13 | Занимательные опыты на устойчивое равновесие тел. | 1 | Консультация. Самостоятельная работа с дополнительной литературой. | Опыты. |
14-15 | Определение центра масс. | 2 | Лабораторная работа. Коллективное решение задач. | Отчет. Решенные задачи. |
16-18 | Простые механизмы. КПД простых механизмов. | 3 | Групповая работа с дополнительной литературой. Лабораторная работа. Экскурсия. | |
19-20 | Применение статики в быту и технике. | 2 | Консультация. Выставка. Конференция. | Самостоятельно изготовленные приборы. Доклады. |
| Элементы теории упругости. | 5 | | |
21 | Деформация в технике. | 1 | Сообщения учащихся | Опорный конспект |
22-24 | Прочность. Запас прочности. Увеличение прочности. | 3 | Лекция. Решение задач | Конспект |
25 | Создание материалов с заданной прочностью | 1 | Доклад | Конспект |
| Гидростатика | 5 | | |
26 | Основные законы гидростатики | 1 | Работа в компьютерном классе. Групповая работа | Конспект |
27 | Давление жидкостей. Гидростатический парадокс. Прочность подводных лодок. | 1 | Групповая работа | Сообщение |
28 | Плавление тел Устойчивость кораблей. | 1 | Групповая работа Самостоятельная работа | Опорный конспект |
29-31 | Практикум по решению задач | 3 | Консультация. Самостоятельная работа с дополнительной литературой | Решение задач |
32 | Повторительно- обобщающий урок (подготовка к уроку творчества) | 1 | Консультация. Самостоятельная работа с дополнительной литературой | |
33 | Творцы статистики | 1 | Сообщения учащихся | таблица |
34 | Урок творчества | 1 | Сообщения учащихся | |
Литератора:
1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,
1974.-127С.
2. Блудов М.И. Беседы по физике.Ч.1.М:Просвещение,1984.-207с.
3. Буров В. А. Фронтальные экспериментальные задания по физике 8 класса. -
М.:Просвещение,1985.-64с.
4. Бутырский Г.А,, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс. - М:
Просвещение, 2000,-102с.
5. Вологодская З.А., Усова А.В. Курганский пед. институт, 1992,-56с.
6. Глазунов А.Г. Техника в курсе физики средней школы. М.:Просвсщение,1997.- 127с.
7. Голин Г. М. Классики физической науки. Минск: Высшая школа, 1981.-189с.
8. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике . М: Просвещение, 1977.-152с.
9. Гутман В.И. Мощанский В.Н. Алгоритмы решения задач механике в средней школе. -
М.: Просвещение , 1988.-92с.
10. Иванов А.С, Проказа А.Т. Мир механики и техники. М.: Просвещение, 1993. - 223с.
11. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Просвещение,
1985-125с.
12.ЛандсбергГ.С. Элементарный учебник по Физике. Том 1. М.:Наука, 1985.-608с,
13. Перельман Я.И. Занимательная механика. Е.: Тезис, 1994.-174с.
14. РабизаФ. Техника твоими руками. М.: Детская литература, 1975.- 127с.
15. Сиротенко И.Г. Экспериментальные задачи по механике. - Приокское книжное издатель-
ство, 1977.-80с.
16. Суорц К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Т.1 ,М.:11аука, 198б.-398с.
17. Фетисов В.А. Лабораторные работы по физике. М.: Уч.пед.издат-во, 1957.-208с.