Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зугалайская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:____________
Директор школы: Долсонова Д.Э
«___» ___________ 2020
ПРОГРАММА
элективного курса
«ГЕОГРАФИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»
Класс: 8
Учитель: Дондокова Бальжима Цыдындоржиевна
Категория: соответствие
2020- 2021 уч. г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модуль «География Забайкальского края» предназначен для 8 класса МАОУ «Зугалайская средняя общеобразовательная школа».
Курс «География России», параллельно которому, изучается география региона, завершает базовое географическое образование в основной школе, создает у обучающихся образ страны и Родного края во всем многообразии и целостности. Содержание курса связано с экономическими, социальными проблемами решаемыми Россией и регионом на данном этапе ее развития. Модуль «География Забайкальского края» служит основой для формирования у обучающихся духовности, воспитания у них патриотизма, уважения к культуре и истории Родного края и населяющих его народов.
Цель курса – создание у обучающихся географического образа своего края, во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Основные задачи данного курса:
- изучение закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
- определение зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- формирование комплексного представления о Забайкальском крае, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ;
- формирование позитивного географического образа Родного края, как территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными
традициями населяющих ее народов;
- формирование представления о природных и социально-экономических объектах на территории Забайкальского края;
- развитие умений анализировать, сравнивать и использовать в повседневной жизни географическую информацию.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ
Модуль «География Забайкальского края», является учебным курсом, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Родном крае, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, о проблемах и перспективах развития своего региона.
Модуль является надежной основой для воспитания патриотических чувств к своей малой Родине, а также для сознания единства современного мира.
Построение учебного содержания осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Курс предназначен для обучения школьников 8 класса. Продолжительность курса: 17 часов.
Приоритетные подходы при моделировании и реализации программы модуля:
- краеведческий подход: реализуется через установку следовать в обучении от частного к общему и от него к частному; вести обучающихся от доступных непосредственному наблюдению объектов и явлений к глубоким выводам и обобщениям; соединять преподавание с современными событиями, происходящими в крае и своем административном районе, городе, селе; включать обучающихся в решение местных и региональных проблем и, тем самым, формировать у них любовь к своему краю, своей малой Родине;
- комплексный подход: предполагает рассмотрение основных содержательных блоков курса (природа, население, хозяйство) во взаимосвязи, отражение влияния природных условий на жизнь и деятельность человека, хозяйственную оценку природных условий и ресурсов, масштабов их использования и изменения; формирование представлений о взаимосвязи общества и природы на конкретной территории (внутрикраевого экономического района, административного района, природного комплекса);
- геоэкологический подход: проявляется в освещении экологогеографического положения территории края; рассмотрении экологических проблем и путей их решения; экологической оценки состояния природной среды края (своей местности) и характера изменений в ней;
- исторический подход: реализован через обогащение содержания программы по истории географических исследований Забайкальского края, об изменениях природы, условий и качества жизни населения, хозяйства и экономических отношений своего региона;
- культурологический подход: реализуется через изучение объектов материальной и духовной культуры народов, населяющих Забайкальский край; привитие любви к родной природе; формирование уважения к народам, населяющим край, бережного отношения к памятникам культуры и природы своего региона; развитие патриотических чувств;
- гуманитарный подход: выражен в усилении внимания к человеческому, личностному фактору, к социальным аспектам развития общества; в расширении объема учебного материала о населении в целом, и в частности о народах, населяющих родной край, о социально-культурной сфере экономики;
- экономический подход: отражен в усилении внимания к экономической географии, к экономическим понятиям, к изучению трудовой деятельности человека, показателям экономического развития отраслей и отдельных предприятий Родного края;
- проблемный подход: выражен в программе через изучение региональных проблем: геополитического положения края, социального и экономического развития, уровня жизни, безработицы, электроэнергетики, конверсии производства, АПК и др.
- типологический подход: проявляется в отборе для изучения отдельных типичных ландшафтов, населенных пунктов, предприятий и т.п.;
- конструктивный подход: проявляется во включении в программу модуля информации о рациональной специфике природных условий и ресурсов, рациональной территориальной организации населения и хозяйства; в использовании практических работ, направленных на проектирование, прогнозирование, географическую экспертизу, анализ и моделирование состояния географических объектов и явлений;
- деятельностный подход: раскрывается в констатации и использования методов географического познания (исторического, картографического, статистического, сравнительного, описания и др.); в формировании исследовательской культуры у школьников; в совершенствовании умений работать с краеведческими источниками информации.
III. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ
Модуль «География Забайкальского края» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания модуля, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В результате изучения модуля у обучающихся должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель Родного края);
- осознание роли и места края: как части России, и как мирового географического пространства;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства края;
- осознание значимости Родного края для России в целом.
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей,
- любовь к своему краю, к своей Родине;
- гражданственность, вера в свою малую Родину, чувство личной ответственности за край;
- уважение к природе, истории и культуре Родного края, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов населяющих территорию края;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
«ГЕОГРАФИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ» УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину прошлое и настоящее народа Забайкальского края; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
7) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
8) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения края;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения Забайкальского края;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры региона и отдельных стран, адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- оценивать воздействие географического положения на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы края;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах региона;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами Забайкальского края;
- использовать знания об особенностях компонентов природы края, об особенностях взаимодействия природы и общества, для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения региона; факторы, определяющие динамику населения края, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории края, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания об естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения Забайкальского края для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства региона;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства региона;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль своего региона в хозяйстве России и в мировом хозяйстве
V. CОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Часть I. Природа Забайкальского края (17 часов)
Раздел I. Введение. Географическое положение. История исследования территории Забайкальского края
Тема 1. Введение. Территория, границы и географическое положение. Понятие «географическое положение». Особенности географического положения Забайкальского края, виды и уровни географического положения: физико-географическое, экономико- и транспортно-географическое;
геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения края, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Границы края. Географические координаты крайних точек Забайкальского края. Протяженность региона с севера на юг, с запада на восток. Координаты своего населенного пункта. Положение
края в часовой зоне. Политико-географическое положение Забайкальского края.
Практические работы.
1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в крае.
2. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения края.
3. Решение задач на определение разницы во времени Забайкальского края и различных территорий России.
Тема 2. История освоения и исследования территории Забайкалья.
Народы Забайкалья в XV – первой половине XVII вв. Забайкалье, как часть Российского государства. Время освоения края русскими землепроходцами: М. Перфильев, В. Колесников, Е. Хабаров, П. Бекетов, А. Пашков. Судьбы коренных народов. Забайкалье в XX – начале XXI вв. История изучения особенностей природы. Современные географические исследования на территории Забайкальского края.
Практические работы.
1. Работа с картой «Имена на карте».
2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
3. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории края.
Раздел II. Природа Забайкальского края
Тема 1. Геологическое строение.
История геологического развития Восточного Забайкалья, ее влияние на формирование горных пород. Геотектоническое районирование, различия горных пород в пределах структурно - формационных зон.
Практическая работа: Оформление геохронологической таблицы
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые Забайкальского края.
Основные формы рельефа. Рельефообразующие процессы. Полезные ископаемые Восточного Забайкалья. Влияние рельефа на природу, человека и его хозяйственную деятельность. Минеральные ресурсы.
Практические работы:
Построение профиля рельефа
1. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
2. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
3. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории Забайкальского края.
4. Знакомство с горными породами края, определение их хозяйственного значения, особенностей их размещения по территории края.
Тема 3. Климат Восточного Забайкалья. Характерные особенности климата. Климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории края. Закономерности распределения основных элементов климата на территории края. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации. Климатический пояс и тип климата. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование изменения климата. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Практические работы.
1. Ведение дневника погоды.
2. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
3. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
4. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
4. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
5. Описание характеристики климата края.
6. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
Тема 4. Внутренние воды.
Разнообразие внутренних вод края. Забайкальские бассейны Амура, Лены и Енисея. Гора Палласа - точка мирового водораздела Особенности рек. Разнообразие рек края. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Проблемы мелиорации, экологические проблемы нарушения естественного режима водных систем, загрязнение вод. Водные ресурсы в жизни человека. Горячие и минеральные источники.
Практические работы.
1. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
2. Описание объектов гидрографии.
3. Создание презентационных материалов об объектах гидрографии на основе различных источников информации.
4.Экскурсия
Тема 5. Почвы. Образование почв и их разнообразие на территории края. Основные типы почв. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы. Значение и рационального использования и охраны почв.
Тема 6. Разнообразие растительного и животного мира. Видовой состав растительного и животного мира. Охрана растительного и животного мира. Физико-географическое районирование. Природнотерриториальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природные зоны. Высотная поясность. Биологические ресурсы. Структура лесных ресурсов. Санитарное состояние лесов. Охрана лесов. Промыслово-охотничьи ресурсы. Охрана и воспроизводство промысловых животных. Рыбные ресурсы. Озерное рыболовство. Промысел беспозвоночных животных.
Практические работы.
1. Создание презентационных материалов о природе Забайкальского края на основе различных источников информации.
2. Изучение природных комплексов своей местности.
3. Сравнение особенностей природы районов края.
Тема 7. Охрана природы. Отношения человека и природы на разных этапах хозяйственного развития родного края. Экологическое поведение населения. Знаменитые земляки об охране природы, рациональном природопользовании. Сеть особо охраняемых природных территорий края. Этапы её формирования. Современные функции. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Зеленые зоны, городские леса, их роль в оздоровлении воздушного бассейна, защите населенных пунктов от действия сильных ветров; в сохранении биоразнообразия; рекреационное значение. Природные и антропогенные нарушения зеленых зон и городских лесов. Перспективы развития сети охраняемых природных территорий. Малочисленные, редкие и исчезающие виды животных. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Охрана редких и исчезающих видов. Рекреационные ресурсы края. Роль школы в охране природы. Лесничества.
Практические работы.
1. Создание презентационных материалов об особо охраняемых природных территориях Забайкальского края.
2. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
3. Определение видов особо охраняемых природных территорий края и их особенностей
Тема 8. Обобщение. Особенности и взаимообусловленность компонентов природы Забайкальского края. Влияние природных условий на размещение населения и развитие хозяйства. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи народов населяющих край, их взаимосвязь с природными особенностями и ресурсами. Мониторинг природных ресурсов и окружающей среды в Забайкальском крае.
Примечание: при организации урочной деятельности практические работы могут быть объединены и выполняться комплексно.
№ | Тема занятия | Формируемые понятия | Кол - во часов | Основные виды деятельности учащихся |
| Часть I. Природа Забайкальского края. (17 ч) Раздел I. Введение. Географическое положение. История исследования территории Забайкальского края |
1. | Введение. Территория, границы и географическое положение | Территория, границы, государственная граница, географическое положение | 1 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей географического положения края, природных условий и ресурсов, исчисления времени на территории края; составление описаний географического положения края; обозначение на контурной карте крайних точек, границ края, государственной границы сопредельных стран |
2 | История освоения и исследования территории Забайкалья | Русские землепроходцы: М. Перфильев, В. Колесников, Е. Хабаров, П. Бекетов, А. Пашков. Коренные народы. Современные географические исследования | 2 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей изучения территории края на различных этапах его исторического развития, особенностей современного этапа развития; определение следствий географических открытий и путешествий, роли научного прогнозирования в развитии географической науки; определение, обозначение и показ на карте маршрутов путешествий |
| Раздел II. Природа Забайкальского края |
3 | Геологическое строение. | Геологическое строение, геохронологическая таблица, тектоническое строение, формы рельефа, мировой водораздел, полезные ископаемые | 1 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей геологического летоисчисления и геологической карты, тектонического строения края и тектонической карты, тектонических структур, рельефа края, размещения форм рельефа, взаимодействия человека и литосферы; чтение и анализ геологической, тектонической, физической карт и геохронологической таблицы; описание особенностей геологического и тектонического строения территории края, размещения форм рельефа и действие внешних сил формирования рельефа, взаимодействия человека и литосферы; обозначение на контурной карте географических объектов; проведение расчётов амплитуды колебания абсолютных высот, анализа и классификации стихийных природных явлений в литосфере |
4. | Рельеф Полезные ископаемые. | Полезные ископаемые | 1 | установление связи между размещением полезных ископаемых, строением земной коры и формами рельефа |
5 | Климат | Климатообразующие факторы, циркуляция воздушных масс. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации. Климатический пояс и тип климата. Климатограмма. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование изменения | 2 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей факторов формирования климата на территории Края, распределения тепла и влаги по территории края, особенности климата, взаимодействия человека и атмосферы; чтение и анализ тематических карт, климатограмм; описание особенностей влияния факторов формирования климата своего населённого пункта, взаимодействия человека и атмосферы; определение последствий прохождения атмосферных фронтов; составление прогноза погоды; обозначение на контурной карте географических объектов |
6 | Внутренние воды | Реки, озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, режим рек, горячие и минеральные источники | 2 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация внутренних вод, взаимодействия человека гидросферы; чтение и анализ тематических карт; обозначение на контурной карте географических объектов |
7 | Почвы | Типы почв, земельные и почвенные ресурсы, рациональное использование и охрана почв | 1 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока |
8 | Разнообразие растительного и животного мира | Видовой состав растительного и животного мира, высотная поясность, биологические ресурсы | 1 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей растительного и животного мира края, ресурсов растительного и животного мира; чтение и анализ тематических карт; оценка ресурсов растительного и животного мира |
9 | Охрана природы | ООПТ, заповедники заказники национальные парки, Красная книга | 2 | Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока; выявление и констатация особенностей взаимодействия природы и человека; оценка характера взаимодействия природы и человека; чтение и анализ тематических карт; описание взаимодействия природы и человека; описание влияния отдельных отраслей хозяйства на природу различных территорий России; обозначение на контурной карте географических объектов по теме урока |
10 | Обобщение. Защита проектов. | | 1 | |
| Резерв 3 ч |
Литература:
Основная литература:
1. Атлас Читинской области и АБАО [Текст] / П.М. Иваненкова, Л.Б. Францева. – Новосибирск: Роскартография, 1997. – 48 с.
2. География Забайкальского края: [Текст] / учебное пособие. – Чита: Экспресс-издательство,
2009. – 308 с.
3. Старчакова И.В. Теория и методика обучения региональной географии [Текст]: учебно-методическое пособие. – Часть 1, 2. / ЗабГГПУ. – Чита, 2009.-
Дополнительная литература:
1. Балабанов В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья [Текст]. - Чита, изд. ЗабГПУ, 2002. – 211 с.
2. Бассейн реки Амур в Забайкалье в вопросах и ответах [Текст] / под ред. Помазковой. - Чита: Экспресс-издательство, 2011. – 208 с.
3. Булаев В.М., Новиков А.Н. Географическое положение как предмет исследования конкретной территории [Текст]. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 140 с.
4. Бобринев В.П., Пак Л.Н., Гринь М.А., Локоть Л.И. Спутник юного лесовода [Текст]. – Чита: Поиск, 2005. – 312 с.
5. Дулепова Б.И. Степи горной лесостепи Даурии и их динамика [Текст]: Чита, 1993. – 395 с.
6. Дегтев А.В. Климат Восточного Забайкалья [Текст] / А.В. Дегтев: - Чита, 1991. – 96 с.
7. Дегтев А.В. Сибирский антициклон и его роль в погодном и климатическом режимах Предбайкалья и Забайкалья [Текст] / А.В. Дегтев. – Иркутск, 1980. – 99С.
8. Дегтев А.В. Компоненты геосфер Восточного Забайкалья [Текст] / А.В. Дегтев. – Чита, 1993. – 208 с.
9. Корсун О.В. Животный мир Забайкалья [Текст]: Чита, Экспрессиздательство, 2005. – 224 с.
10. Корсун О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья [Текст]. – Чита: Экспресс-издательство, 2006. – 272 с.
11. Осокин И.М. География снежного покрова востока Забайкалья [Текст]: Чита: изд-во ЗОРГО, 1969. - 190 с.
12. Пластинин Л.А. Дистанционно-картографическое изучение нивальногляциальных комплексов горных районов Сибири [Текст]. – Иркутск: изд-во ИрГТУ. – 1998. – 142 с.
13. Снегур А.Е. Ключ Мраморный [Текст] / А.Е. Снегур. – Чита: Поиск. 2005. – 108 с.
14. Томских А.А. Межгорные котловины Забайкалья: географические аспекты освоения и охраны окружающей среды [Текст]. - Новосибирск: изд-во СО РАН, 2006. – 154 с.
15. Традиционное природопользование эвенков: обоснование территорий в Читинской области [Текст] / В.Ф. Задорожный, В.С. Михеев, А.Т. Напрасников и др. – Новосибирск, Наука, 1995. – 118 с.
16. Телятьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири [Текст]: Иркутск, Вост. Сиб. кн. изд-во, 1985. - 384 с.
17. Тессман Н.Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения [Текст]. – М, - Просвещение. – 1975. - 132 с.
18. Чечель А.П. Методы экологических исследований [Текст]: учебное пособие, ЗабГГПУ, -2006. - 182 с.
19. Чечель А.П. Водные ресурсы Читинской области (экономикогеографический анализ) [Текст] / А.П. Чечель. – Новосибирск: Наука, 1985. – 95 с.
20. Юргенсон Г.А. Геохимия ландшафта: краткий курс. Учебное пособие для студентов ун-ов.[Текст]. – Чита: ЗабГПУ, 2000. – 159 с.