Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
МБОУ «Старобрянская СОШ»
«Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и
директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО
протокол №___
от «__»_____20_
___________ _____________ Руководитель МО_________
Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М.
Рабочая программа
Элективного курса
«Умей владеть словом»
для учащихся 10 класса.
Составила:
Учитель русского языка
и литературы
Тютрина
Татьяна Александровна
с. Старая Брянь
2021 г
Пояснительная записка
к рабочей программе элективного курса «Искусство владеть словом».
10 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
Обоснование актуальности программы
В настоящее время главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. На заключительном этапе обучения (профильная школа) от выпускников требуется владение такими жанрами как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме. Хотя в основной школе учащиеся получают информацию обо всех жанрах разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Однако такие жанры, как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме не включены в Требования к уровню подготовки выпускников на этом этапе обучения. На пороге выбора профессии, самоопределения в обществе важно развить коммуникативную компетентность у учащихся. Курс «Искусство владеть словом» развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Программа станет опорой при получении дальнейшего профессионального образования.
Программа «Искусство владеть словом» адресована учащимся 10 класса МБОУ «Старобрянская средняя общеобразовательная школа» Заиграевского района и рассчитана на 1 час в неделю 2021-22 учебного года (35 ч. в год).
Раздел I. Цели изучения элективного курса:
- дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся;
- умение писать публицистические тексты, которые востребованы в эпоху развития глобальных коммуникаций;
- уйти от шаблонности высказывания;
- обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать грамотный человек;
- помочь развитию личности;
- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- сбалансированное развитие устной и письменной речи;
Программа направлена на достижение следующих задач:
- освоить культуру устной и письменной речи;
- раскрыть особенности текста;
- расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
- научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять
пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
- привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию
сочинений разных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.
Планируемые результаты изучения литературы
Личностные результаты:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
умение писать сочинения в газетных жанрах
умение отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
Умение редактировать тексты сочинений: умние оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
владение навыками стилистической правки текста;
владение жанрами сочинений, коммуникативно значимыми в учебной деятельности учащихся;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь писать сочинения в газетных жанрах;
уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
• учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи
разных языковых средств;
уметь владеть навыками стилистической правки текста;
активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно значимыми в учебной деятельности учащихся;
Выполнять критерии задания с развёрнутым ответом ЕГЭ.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Введение. Текст как речевое произведение 1 ч.
Реферат как вид текста 2 ч.
Репортаж 2 ч.
Форма контроля: сочинение-репортаж. 2 ч.
Интервью. 2 ч.
Портретный очерк 2 ч.
Форма контроля: сочинение по портрету 2 ч.
Эссе 2 ч.
Форма контроля: сочинение в жанре эссе. 2 ч.
Рецензия.2 ч.
Сочинение – это тоже текст. 1 ч
Написание сочинения по прочитанному тексту. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия. 1 ч.
Работа с исходным текстом. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; 2 ч.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 1 ч.
Иллюстрации из текста к проблеме. Смысловая связь между иллюстрациями. 1 ч.
Понимание текста. Замысел автора. Авторская мысль. Информация в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая 2 ч.
Отражение позиции автора исходного текста 1 ч.
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Отношение к позиции автора. Обоснование такого отношения. Вывод сочинения 2 ч.
Речевое оформление сочинения( К5-К6)(цельность, связность, последовательность, точность и выразительность). 1 ч.
Раздел III. Учебно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Текст как речевое произведение | 1 |
2 | Реферат как вид текста | 2 |
3 | Репортаж | 2 |
4 | Форма контроля: сочинение-репортаж. | 2 |
5 | Интервью. | 2 |
6 | Портретный очерк | 2 |
7 | Форма контроля: сочинение по портрету. | 2 |
8 | Эссе | 2 |
9 | Форма контроля: сочинение в жанре эссе. | 2 |
10 | Рецензия. | 2 |
11 | Сочинение – это тоже текст | 1 |
12 | Написание сочинения по прочитанному тексту Поэтапный разбор каждого содержательного критерия | 1 |
13 | Работа с исходным текстом. Формулировка проблем исходного текста Виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; | 2 |
14 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. | 1 |
15 | Иллюстрации из текста к проблеме. Смысловая связь между иллюстрациями. | 1 |
16 | Понимание текста. Замысел автора. Авторская мысль. Информация в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая | 2 |
17 | Отражение позиции автора исходного текста | 1 |
18 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Отношение к позиции автора. Обоснование такого отношения. | 2 |
19 | Вывод сочинения | 1 |
20 | Речевое оформление сочинения( К5-К6)(цельность, связность, последовательность, точность и выразительность) | 1 |
21 | Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания | 3 |
| Итого | 35 |
Учебно-тематический план элективного курса «Искусство владеть словом»
10 класс
N2 | Тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | дата |
1. | Введение. Текст как речевое произведение | 1 | Устное сочинение на тему «Что значит быть талантливым писателем?» Комплексный анализ текста | Подготовить сообщения (доклады), используя ключевые понятия и материал вводного раздела (о тексте, о типах речи, о стилях речи, о языковых средствах выразительности) | |
2 3 | Реферат как вид текста | 2 | 1. Лекция. 2.Занятия в группах: определить последовательность действий референта при написании реферата. 3.Обучение приёму сокращать исходный текст. 4. Семинар. | 1. Написать реферат о книге по критической статье известного литературоведа 2. Подготовка к семинару. | |
4 5 | Репортаж | 2 | 1. Лекция. 2. Анализ 2-3 репортажей (события, темы, детали описания, оценочные слова и выражения). 3. Редакция начала репортажа. 4. Организация обсуждения в группах иронического репортажа. | 1. Составить памятку для пишущих репортажи. 2. Прочитать репортаж из газеты и рассмотреть композицию. 3. Попробовать написать иронический репортаж о школьной жизни. | |
6 7 | Форма контроля: сочинение-репортаж. | 2 | Конкурсный отбор репортажей для школьной газеты | | |
8 9 | Интервью. | 2 | 1. Лекция. 2. Чтение и обсуждение первых интервью и совершенствование написанного (редактирование). 3. Конкурс на самое интересное интервью. 4. Подготовка материалов к публикации в школьной газете. 5. Публикация. | 1. Взять интервью у известного лица. 2. Подготовить сообщение по теме. | |
10 11 | Портретный очерк | 2 | 1.Лекция, составление тезисов. 2. Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания, отбор материала по теме). 3. Анализ портретного очерка (выявление языковых средств для достижения выразительности). 4. Рецензирование работы учащихся. 5. Отбор работ для школьной газеты | 1.Подготовка информационного материала. 2. Написать сочинение-очерк на литературную тему. 3. Подготовить сообщение по теме. 4. Анализ портретного очерка(найти в тексте описание внешности героя, определить»данное» и «новое»в предложениях). 5. Написать начало очерка о человеке, который хорошо известен. | |
12 13 | Форма контроля: сочинение по портрету. | 2 | Защита сочинений | Работа над недочётами | |
14 15 | Эссе | 2 | 1. Конспектирование лекции учителя. 2. Устное рассказывание. 3. Рассмотрение тем сочинений. 4. Семинар. | 1. Жанровый анализ текста. Найти и отметить языковые средства, характерные для жанра эссе. 2. Подробный пересказ текста эссе. 3. Подготовка к сочинению. | |
16 17 | Форма контроля: сочинение в жанре эссе. | 2 | Конкурсный отбор сочинений | Работа над ошибками | |
18 19 | Рецензия. | 2 | 1. Лекция. 2. Оценивание и редактирование в группах. 3. Определение объёма работы для выполнения в указанные сроки. | 1. Прочитать рецензию, составить план, выделив основные композиционные части и микротемы. 2. Написать рецензию(первый вариант) и отредактировать. | |
20 | Сочинение – это тоже текст | 1 | Практикум (формулирование тем сочинений. Написание фрагментов сочинения) | Составить памятку формулировки темы сочинения. | |
21 | Написание сочинения по прочитанному тексту Поэтапный разбор каждого содержательного критерия. | 1 | Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки | Ознакомиться с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом | |
22 23 | Работа с исходным текстом. Формулировка проблем исходного текста Виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; | 2 | Лекция. Работа с текстом Феликса Кривина «Пробочное воспитание» Отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ (О Зое Лещёвой) | Ответить на вопросы: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Сформулировать двумя наиболее простыми способами формулировки проблемы в тексте А.И.Солженицина | |
24 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 1 | Практикум. Работа с КИМами № 010551164, 120744165 | Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? | |
25 | Иллюстрации из текста к проблеме. Смысловая связь между иллюстрациями. | 1 | Тренировочные упражнения с выявлением различных способов формулирования авторской позиции: | Как избежать фактической ошибки «смешение понятий «автор» и «рассказчик»? Работа с сочинениями выпускников 10 г. | |
26 27 | Понимание текста. Замысел автора. Авторская мысль. Информация в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая | 2 | Практическая работа с текстом. Различение: автор, повествователь, рассказчик, герой | Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Привести по 2 аргумента на любую тему | |
28 | Отражение позиции автора исходного текста | 1 | Лекция с элементами беседы Выявление типичных ошибок при написании сочинений на ЕГЭ | | |
29 30 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Отношение к позиции автора. Обоснование такого отношения. | 2 | Работа с текстами | Работа с текстом | |
31 32 | Речевое оформление сочинения( К5-К6)(цельность, связность, последовательность, точность и выразительность) | 1 | Практикум: сочинение- рассуждение. Примеры ответов на задания с развёрнутым ответом и с комментарием выставленных баллов. Примеры экзаменационных работ | Повторить предыдущие темы. Подготовиться к написанию сочинения. | |
33 | Вывод сочинения | 1 | Оформление вывода. | Работа с текстом | |
34 35 | Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания | 2 | Сочинение по прочитанному тексту. (2 ч) Анализ сочинений. Устранение ошибок. (2 ч.) | Работа с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (по своим сочинениям) | |
Литература:
Формы текущего и итогового контроля.
Текущий контроль:
1. Подготовка сообщения, доклада;
2. Составление памятки, комментария
3. Фронтальный опрос по теме;
4. Выборка из газет, журналов и других источников;
5. Пересказ текста;
6. Устный опрос.
Итоговый контроль:
1. Выполнение задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку;
2. Написание реферата;
3. Подготовка репортажа;
4. Интервью;
5. Написание очерка на литературную тему;
6. Сочинение-эссе;
7. Написание рецензии.
Литература для учащихся:
1. Гольцов Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2018 г
2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение.
3. Лингвистические справочники и словари.
4. Интернет-ресурсы
5. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2020 г
Литература для учителя:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение.2017
2. Васильченко Н.В. Русский язык. 10-11 классы. «Искусство владеть словом». – Волгоград, Учитель, 2007
3. Загорская О.В., Григоренко О.В. и др. Нормы русского литературного языка. –М.: Просвещение, 2006 г.
4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений (Написание сочинения).- Педагогический университет «Первое сентября», 2020 г.
5. Шамшин Г.С., Хорт О.А. Сочинение и изложение в выпускном классе.- Волгоград: Учитель, 2018 г.
6. Цыбулько И.П., Методические рекомендации, 2021 г
7. Интернет-ресурсы.