Пояснительная записка.
Программа «Юный исследователь» обще – интеллектуального направления ориентирована на обучающихся 6 класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Юный исследователь» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Юный исследователь» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты.
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
Предметные
Познавательная сфера:
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
Ценностно – ориентационная сфера:
знание правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
Трудовая сфера:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
знание правил работы с лабораторным оборудованием;
Эстетическая сфера:
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как к науке о живой природе.
Задачи :
Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни человека.
Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека.
Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты растений, грибов и животных).
Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на экскурсии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований.
Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Ямала среди представителей растений и животных.
Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.
Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Содержание
Введение(1)
Все о растениях (17)
Кто наши соседи. Невидимое станет видимым. Как устроено растение. Эти замечательные листья. Узнай растение по листьям. Истории о деревьях. Странные растения. Необычные растения. Зеленая аптека. Конкурс кроссвордов. «Зачем растению паспорт?» Химический состав растений. Физиология растений. Этот прекрасный цветок. Раз цветок, два цветок
Легенды о цветах. Прорастание семян
Многообразие растений (11)
Чем занимается наука систематика? Крестоцветные – кто вы? Розоцветные – кто вы?
Пасленовые – кто вы? Бобовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Лилейные – кто вы?
Злаковые – кто вы? Заповедные растения Ямала. Загадки о растениях. Угадай растение
Растения вокруг нас (5)
Работа с гербариями. Правила сбора и оформление гербария. Растения школьного двора. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во.часов | Форма | Дата проведения |
1. | Введение. | 1 | беседа | |
Все о растениях - 17 |
2. | Кто наши соседи | 1 | Экскурсия – игра «Найди растение» | |
3. | Невидимое станет видимым | 1 | Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки» | |
4. | Как устроено растение | 1 | Творческая работа «Органы растения. » | |
5. | Эти замечательные листья | 1 | Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев» | |
6. | Узнай растение по листьям | 1 | Игра | |
7. | Истории о деревьях | 1 | Рассказ - презентация | |
8. | Странные растения. | 1 | Проект «Растения -хищники» | |
9. | Необычные растения | 1 | Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений» | |
10. | Зеленая аптека | 1 | Проект «Лекарственные растения» | |
11. | Конкурс кроссвордов | 1 | Творческая мастерская «Составление и разгадывание кроссвордов о растениях» | |
12. | «Зачем растению паспорт?» | 1 | Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений» | |
13. | Химический состав растений | 1 | Лабораторная работа «Изучение химического состава растений» | |
14. | Физиология растений | 1 | Лабораторная работа «Испарение воды листьями» | |
15. | Этот прекрасный цветок | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств» | |
16. | Раз цветок, два цветок | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов соцветий» | |
17. | Легенды о цветах | 1 | Проект | |
18. | Прорастание семян | 1 | Лабораторная работа «Условия прорастания семян» | |
Многообразие растений -11 |
19. | Чем занимается наука систематика? | 1 | Творческая мастерская « Царства живой природы» | |
20. | Крестоцветные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
21. | Розоцветные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
22. | Пасленовые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
23. | Бобовые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
24. | Сложноцветные – кто вы | 1 | Творческая мастерская | |
25. | Лилейные – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
26. | Злаковые – кто вы? | 1 | Творческая мастерская | |
27. | Заповедные растения Ямала | 1 | Путешествие по Красной книге. | |
28. | Загадки о растениях. | 1 | Игра – конкурс. | |
29. | Угадай растение | 1 | Игра | |
Растения вокруг нас-5 |
30. | Работа с гербариями | 1 | Практическая работа | |
31. | Правила сбора и оформлениягербария | 1 | Практическая работа | |
32-33. | Растения школьного двора | 2 | Творческая мастерская | |
34. | Защита проектов. | | Мини – конференция. | |
6