СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Мировоззренческие аспекты математики" в 10-11 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс по математике для гуманитарного класса, где рассматриваются вопросы мировоззренческого характера, тем самым надеясь устранить у учащихся полную боязнь математики и неприятие этой науки, пробудить интерес к предмету и расширить кругозор, а также дать возможность учащимся проявить свои творческие способности, но не в рамках обычного урока.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Мировоззренческие аспекты математики" в 10-11 классе»



Рабочая программа элективного курса

«Мировоззренческие аспекты математики»

для 10-11 классов гуманитарного профиля обучения

Срок освоения программы: 2 года (10 -11 класс)

Пояснительная записка.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения математике в школе, о месте и роли каждого школьного предмета. В основе дифференциации лежат индивидуально – психологические особенности учащихся. Практическая задача обучения состоит не в том, чтобы изменить индивидуальные свойства человека, а в том, чтобы для каждого типа нервной деятельности определить наилучшие пути обучения. Таким образом, одним из ведущих понятий в исследовании этой проблемы является способности человека. Важно заметить, что одной из существенных особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Для того чтобы способности дали о себе знать, нужна соответствующая среда, соответствующее обучение. Если этого нет, то возможности человека могут и не проявиться.

Психологи выделяют определенные возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития специальных способностей. Для различных способностей такие периоды неодинаковы. Наиболее ранний период имеют способности музыкальные и лингвистические. Они ярко проявляются уже в начальной школе. Математические же способности обнаруживаются позже, в среднем школьном возрасте, приблизительно к 1415 годам. Они могут появиться немного раньше, но могут и позже. Отсюда вывод: нельзя исключать из школьных программ предметы, носящие общекультурный, развивающий характер, к которым, безусловно, относится и математика. Главным вопросом при этом явился вопрос о том, каким должно быть преподавание математики в классах с различной профильной направленностью? Что общего и чем отличается обучение математике в этих классах? Нужна ли вообще математика в гуманитарных классах? Существует мнение, согласно которому математика как учебная дисциплина вовсе не обязательна для учащихся гуманитарных классов. С этим нельзя согласиться, т.к. рациональные (мышление) и иррациональные (ощущения) психические функции у большинства людей взаимосвязаны, поэтому подавление одних может немедленно ослабить и другие.

Нельзя согласиться и с той точкой зрения, согласно которой преподаванию математики в нематематических классах отводится лишь второстепенная роль. Наоборот, значение математического образования в этих классах должно быть не только меньше, но даже и больше, чем в специализированных математических. Ведь учащиеся гуманитарных классов завершают в средней школе свое математическое образование. Они не смогут в будущем осознать философию математики, увидеть ее историю, как это сделает другая часть молодежи, изучая математику в вузах. В то же время для гуманитариев особенно важно понимать исторический путь развития математики, уметь различать глубокие философские концепции за отдельными фактами науки.

Поэтому в школе учащиеся гуманитарного направления должны получить более широкое математическое образование, чем они получают сейчас. В программах по математике для гуманитарных классов больше места должны занять вопросы мировоззренческого характера, факты из истории математики, описания ее приложений в различных областях человеческой деятельности.

С этой целью мы разработали элективный курс по математике для гуманитарного класса, где рассматриваются вопросы мировоззренческого характера, тем самым надеясь устранить у учащихся полную боязнь математики и неприятие этой науки, пробудить интерес к предмету и расширить кругозор, а также дать возможность учащимся проявить свои творческие способности, но не в рамках обычного урока.

Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:

 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 от 29.12.2012,

с изменениями;

 Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 Примерные программы среднего (полного) общего образования в соответствии с

Требованиями Федерального компонента государственного стандарта.

Математика. (Базовый уровень). Авторская программа

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в

базовых программах.

Изучение курса МАМ среднего общего образования направлено на достижение

следующих целей:

  • расширение кругозора учащихся в области применения математики;

  • Выявление взаимосвязи математики с различными областями человеческой

  • деятельности;

  • развитие математического творчества и воображения;

  • формирование заинтересованности учащихся и формирование позитивных мотивов к изучению математики;

  • овладение основными логическими понятиями теории аргументации;

  • формирование у учащихся общечеловеческих умений навыков последовательного и доказательного рассуждения.

Опираясь на поставленные цели данной программы, мы сформулировали следующие задачи для еѐ реализации:

1) Проанализировать с учащимися научную, историческую и художественную литературу, где просматривается взаимосвязь математики и окружающего мира;

2) Вести периодический контроль за эффективностью данной программы в виде творческих заданий и занятий учащихся;

3) Подвести итог по результатам реализованной программы, скорректировать недостатки и разработать рекомендации учителям для дальнейшей работы.

Планируемые результаты

После прохождения курса у учащихся должен расшириться кругозор в таких областях как: математика и ее применение в человеческой деятельности, исторические познания о жизни великих личностей разного поколения кто, так или иначе, интересовался математикой или связал свою жизнь с этой наукой, проявление математики в окружающем мире, живописи, литературе. У учащихся должен сформироваться устойчивый интерес и позитивный мотив к изучению данной науки, что поможет повысить эффективность обучения математике в гуманитарном классе на уроках.

Общая характеристика учебного предмета

Введение

Сочинение на тему «Нужна ли математика гуманитариям?»


Из истории зарубежной математики

Математика в Древней Греции. Математика Востока. Развитие математики в

Европе до XIX века. Развитие математики в Европе в XIX-XX веках.

Учащиеся должны:

знать:

• исторический путь развития математики;

• факты из истории математики;

иметь представление:

• о вкладе ученых мира в развитие математики;

уметь:

• различать глубокие философские концепции за отдельными фактами науки.


Из истории математики России

Петр I как основоположник математического образования в России. Гений

М.В. Ломоносова. Жизнь и судьба С.В. Ковалевской. Борьба за право

женщины на умственный труд. Н.И. Лобачевский: русский ученый, один из

создателей неевклидовой геометрии. Развитие математической науки в

России в ХХ веке.

Конференция по теме «Из истории математических открытий».

Учащиеся должны:

знать:

• исторический путь развития математики России;

• факты из истории математики своей Родины;

иметь представление:

• о вкладе российских ученых в развитие математики;

уметь:

• различать глубокие философские концепции за отдельными фактами науки.


Занимательная математика

Волшебные квадраты. Ребусы: трудно или легко? Головоломки: за и против.

Правильные многогранники (развертки и модели). Геометрия на спичках.

Математические фокусы: их происхождение и популярность.

Учащиеся должны:

знать:

• понятие «правильный многогранник»;

иметь представление:

• о волшебных квадратах;

• о ребусах;

• о головоломках;

• о моделях и развёртках правильных многогранников;

• о математических фокусах;

уметь:

• решать ребусы и головоломки.


Математика в окружающем мире.

Пропорциональность, симметрия и периодичность в музыке и архитектуре,

живописи и природе, медицине и кулинарии. Природа всегда действует

геометрически. Математика и творчество. Нобелевская премия по

математике: временная трагедия человечества. Психология без математики.

Математическая статистика в социологии. Математика и технология.

Математика и магия: истина где-то рядом. Математические тайны разведки.

Математика — индустрия красоты. Нужна ли математика гуманитариям?

Профессия, которую я выбираю. Роль математики в ней. Роль математики в

будущем.

Сочинение на тему «Природа всегда действует геометрически»

Сочинение на тему «Нужна ли математика гуманитариям?»

Дискуссия на тему «Можно ли творить в математике? Математика и

творчество».

Учащиеся должны:

знать:

• понятие «пропорциональности»;

• понятие «симметрии»;

• понятие «периодичности»;

иметь представление:

• о пропорциональности, симметрии и периодичности в музыке и

архитектуре, живописи и природе, медицине и кулинарии;

• о Нобелевской премии по математике;

• о роли математики в психологии, социологии, технологии, магии, разведке,

индустрии красоты;

• о роли математики в профессии, которую возможно выберет слушатель

курса;

• о роли математики в будущем;

уметь:

• находить пропорциональность, симметрию и периодичность в музыке и

архитектуре, живописи и природе, медицине и кулинарии.


Формы проведения занятий:

стандартный урок; групповая форма работы; семинары-практикумы; урок-игра;

интегрированные уроки.



Тематическое планирование 10 класс (68 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Сочинение на тему «За что я люблю (не люблю) математику»

1

Творчество математика, поэта и философа Востока Омара Хайяма

1

Жизнь и судьба С.В. Ковалевской.

1

Борьба за право женщины на умственный труд.

1

Наполеон Бонапарт: военный стратег и математик.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в музыке и архитектуре.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в живописи и кулинарии.

1

Пропорциональность, симметрия и периодичность в медицине и природе.

1

«Правильные многоугольники»: изготовление паркета.

1

Сочинение на тему « Природа всегда действует геометрически».

1

Архимед : древнегреческий математик, механик, военный инженер.

1

Евклид: древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.

1

Н.И. Лобачевский: русский ученый, один из создателей неевклидовой геометрии.

1

Альберт Эйнштейн: немецкий ученый, создатель теории относительности.

1

Рене Декарт: французский ученый, математик, философ

1

Волшебные квадраты

1

Ребусы: трудно или легко?

1

Головоломки: за и против

1

Правильные многогранники (развертки и модели)

1

Геометрия на спичках.

1

Выставка шаржей и рисунков на тему «Математика вокруг нас»

1

Математические фокусы: их происхождение и популярность

1

Дискуссия на тему «Можно ли творить в математике? Математика и творчество»

1

Нобелевская премия по математике: временная трагедия человечества.

1

Психология без математики. Возможно ли это?

1

Математическая статистика в социологии.

1

Математика и технология.

1

Математика и магия: истина где –то рядом.

1

Математика основа астрологии: Нострадамус, Коперник, Леонардо да Винчи.

1

Петр I, как основоположник математического образования

1

Ломоносов -гений времени

1

Математические тайны разведки.

1

Математика –индустрия красоты

1

Размышления на тему «Роль математики в будущем».

1

Общее понятие о науке. Трактовка науки В.И. Вернадским, Б. Расселем, Т. Куном и др.

1

Специфика математики как науки. Основные этапы в развитии математики. Определение предмета математики (Б. Рассел, Ф. Энгельс, современный подходы).Понятие философии математики

1

Методология математики.

1

Кризис математики в начале ХХ века. Проблема обоснования математики.

1

Программа логицизма обоснования математики (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Н. Уайтхед).

1

Программа интуиционизма обоснования математики (Л.Э. Я. Брауэр)

1

Программа конструктивизма обоснования математики (Э. Борель, Л. Кронекер, А. Пуанкаре, Л.Э. Я. Брауэр, А.А. Марков, Э. Бишоп).

1

Программа формализма обоснования математики. Программа Гиль-берта

1

Предмет логики. Теоретическое и практическое значение логики

1

Понятие как форма мышления. Виды понятий

1

Общая характеристика суждения. Виды суждения

1

Законы (принципы) правильного мышления

1

Умозаключение

1

Доказательство и опровержение

1

Подведение итогов курса

1



Тематическое планирование 11 класс (68 часов)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Производная функции и её применение

Техника дифференцирования сложных функций

4


Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с конечным числом точек разрыва на промежутке

4


Приложение производной к решению геометрических, физических и других задач

8

Координатно – параметрический метод решения уравнений и неравенств

Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами

5


Показательные и логарифмические уравнения с параметрами

5


Показательные и логарифмические неравенства с параметрами

5


Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами

5


Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами

4

Основные вопросы стереометрии

Некоторые приёмы вычисления отношений и расстояний в стереометрии

5


Тела вращения

5


Многогранники: - задачи на сечения - экстремальные задачи

5


Прямые и плоскости в пространстве:

5


Практикум по решению задач.

8







Рекомендуемая литература:

1. Гусев В. А., Психолого – педагогические основы обучения математике. – М., «Вербум - М», 2003.

2. Дробышева И. В., //Методический семинар. Мотивация: дифференцированный подход//, журнал «Математика в школе», №4, 2001.

3. Игнатова И., //Задания для развития математического мышления.//, газета «Математика», №16, 2000.

4. Смирнова И., Смирнов В., // Профильное обучение геометрии: традиции и современность.//, газета «Математика», №21, 2004.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.- Санкт – Петербург, «Питер», 2000. 508 с.

6. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//, журнал «Воспитание школьников».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!