Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
Утверждаю Рассмотрено Принято
Директор школы ________ М.В.Булгакова на заседании методического педагогическим советом
Приказ от ________ № ____ объединения учителей Протокол от______
естественно-географического цикла № ___
Протокол от ____________
№ _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета
по химии
"Органическая химия и здоровье человека"
(10 класс, 17 часов)
Составитель:
Ерохина Е.Н. учитель высшей квалификационной категории
г. Щигры - 2017 г.
Содержание
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………..… 3
Учебно - тематический план………… …………………………..……… 4
Содержание программы………………………………………………..… 4
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….… 6
Планируемые результаты изучения элективного предмета..………..… 6
Календарно - тематическое планирование……………………………… 7
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ……... 9
Лист внесения изменений в рабочую программу ……………………....11
Пояснительная записка
Независимо от того, любит ли тот или иной человек химию или нет, хочет он того или не хочет, химия обязана присутствовать в его повседневной жизни в виде готовых вещей из синтетических тканей, пластмассовой посуды, лекарственных препаратов, косметики, а также в те часы, когда он красит, натирает, моет, варит ... Можно смело сказать, что наш дом – это настоящая химическая лаборатория, и в доме мы все – химики, независимо от своей основной специальности. При варке обеда, мытье посуды, домашнем консервировании, натирании полов, лечении и во многих других случаях мы имеем дело со сложнейшими химическими процессами. О некоторых из них будет рассказано в этом курсе. Конечно, всех деталей коснуться не удастся, для этого потребовалось бы много времени. Но этого курса будет достаточно для того, чтобы научить обучающихся смотреть на будничные домашние дела и свое здоровье с новой точки зрения.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса, изучающих курс органической химии на базовом уровне. Темы курса «Органическая химия и здоровье человека» примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном и прикладном отношении. Программа построена с учетом основных принципов формирования элективных курсов по химии:
научности;
практической направленности;
развивающего характера;
возрастных особенностей школьников;
региональных особенностей;
профессиональной направленности.
Цели:
Расширение знаний обучающихся о применении органических веществ в повседневной жизни.
Ознакомление с перспективными возможностями органической химии в быту, медицине и фармакологии.
Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Определение роли органической химии в обеспечении хорошего здоровья людей.
Задачи:
Предоставить обучающимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания об органических веществах в повседневной жизни.
Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности обучающихся, умение самостоятельно добывать знания.
Описание полезных свойств лекарств, имеющих органическую основу и восстанавливающих здоровье людей.
Элективный курс “Органическая химия и здоровье человека” рассчитан на 34 часа. Режим проведения 1 час в неделю. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии. Программа курса включает теоретический и практический материал.
В курс входит 4 раздела:
Органическая химия в моем доме.
Пищевые продукты.
Искусственная пища: “за” и “против”.
Лекарственные препараты.
Теоретическая часть курса рассчитана на 13 часов. Форма занятий лекции, уроки-презентации, модульные уроки и д.р.. Практическая часть рассчитана на 4 часа: лабораторные занятия (3 часа) и защита проектов (1 час).
Курс заканчивается научно-практической конференцией, где заслушиваются выступления обучающихся, которые наряду с посещением занятий курса, дополнительно работают над проектными и исследовательскими работами по выбранной ими теме и на конференцию представляют доклады, которые оцениваются преподавателем и слушателями курса.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет обучающимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) |
Лабораторные занятия | Экскурсии | Проверо- чные работы |
1 | Органическая химия в моем доме | 7 | 1 | | 1 |
2 | Пищевые продукты | 4 | 1 | | |
3 | Искусственная пища: “за” и “против” | 3 | 1 | | |
4 | Лекарственные препараты | 3 | | | |
ИТОГО: | 17 | 3 | - | 1 |
Содержание программы
Органическая химия в моем доме (7 часов)
Химия в повседневной жизни. Предметы бытовой химии. Моющие, чистящие и дезинфицирующие средства. Отбеливатели. Правила хранения и применения продукции химической промышленности. Статистические показатели. Информация о случаях острых отравлений. Отравления, причины отравлений, профилактика отравлений. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом. Меры профилактики отравлений. Ожоги, виды ожогов, профилактика ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
Все в человеке все должно быть прекрасно. Средства ухода за зубами, шампуни, крема, помады. Зубные пасты от “А” до “Я”. Основные критерии оценки качества зубной пасты. Материалы и методы. Исследование качества шампуней. Волшебные превращения причесок. “Умная косметика” - что это такое?
Волшебные ароматы. Химия запахов. Как получают душистые вещества. Как химики работают с запахами. Дезодоранты, духи. Композиторы духов.
Из чего сделана наша одежда. Химические волокна. Их получение, свойства и применение. Искусственные волокна, виды. Свойства и применение искусственных волокон. “ Ткани из ветра и облаков”. Как можно определить ткань.
Мебель в нашем доме. Строительные материалы: обои, линолеум, плитки. Краски, лаки, клей.
Мир гигантов органического мира – полимеры. Игрушки, тефлон, линза. Может ли стекло быть органическим. Что такое полимеризация и как она происходит. Политетрафторэтилен – пластмасса будущего.
Лабораторное занятие
1. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами.
2. Пищевые продукты (4 часа)
Химия питания. Теория Аристотеля. Калорийная теория. Теория естественного питания. Диета Шаталовой. Основные компоненты пищи. Белки, их роль в процессе жизнедеятельности. Незаменимые аминокислоты. Углеводы, их многообразие и значение.
Жиры – важнейший составляющий питания, необходимый для нормального осуществления процессов обмена веществ. Предельные и непредельные жиры. Жиры животного и растительного происхождения.
Молоко и кисломолочные продукты. Характеристика молока различных животных. Переработка молока на молочных заводах. Ассортимент молока. Требование к качеству молока. Упаковка, транспортирование и хранение молока. Дефекты кисломолочных продуктов. Маркировка и хранение кисломолочных продуктов. Молочные товары. Молочные консервы.
Яды и противоядия. Из истории – “ соревнование отравителей и токсикологов”. Яды – вещества, блокирующие функции рецепторов. Количественная характеристика токсичности – средняя летальная доза (LD). Как действуют противоядия.
Витамины. Роль витаминов в процессе роста и развития человека. Открытие витаминов, установление строения и определение их биологической роли.
Лабораторные занятия:
Определение витамина С (аскорбиновой кислоты) в пищевых продуктах (методики определения).
3. Искусственная пища: “за” и “против”(3 часа)
Искусственная пища – миф или реальность. Пищевые добавки (ароматические добавки, пищевые красители, разрыхлители, эмульгаторы). БАД.
Основная задача развития производства БАД – их применение с целью достижения оптимального развития физических способностей человека без ущерба для его здоровья и долговременного поддержания высокого уровня физической активности с сохранением репродуктивной функции.
Виды БАД, используемые в спортивном питании. Аминокислотные комплексы. Стимуляторы “чистой” массы. Витаминно – минеральные комплексы.
Рекомендации по применению БАД ( на основе их экспериментального изучения, клинических испытаний и содержание сведений о дозировке БАД, курсе приема препарата, противопоказаниях и побочных эффектах.
Использование БАД должно быть основано на знании диетологии, физиологии, биохимии, гигиены питания и спортивной медицины.
Лабораторное занятие:
1. Анализ пищевых добавок в пищевых продуктах.
4. Лекарственные препараты (3 часа)
Фармакологические науки – фармакокинетика, фармакодинамика. Как правильно употреблять лекарства. Какова жизнь без лекарств. Успехи фармакологии.
Лекарства, имеющие органическую основу. Лекарственные формы. Противомикробные средства. Антибиотики. Анальгетики. Народная медицина восточных славян.
Нитроглицерин – эфир глицерина и азотной кислоты – прекращает приступ стенокардии. Механизм действия нитроглицерина.
Аспирин – противоревматическое, жаропонижающее и снимающее боль средство. Новая методика получения аспирина в лабораторных условиях.
Успехи химиотерапии в получении физиологически активных и лекарственных веществ самого широкого спектра действия ( антибактериальные, противовоспалительные, жаропонижающие, психофармакологические и др. средства).
Развитие химии инсектицидов и репеллентов – важный фактор в борьбе со многими инфекционными заболеваниями.
Лекарства, в состав которых входят дорогостоящие металлы.
Защита проектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик должен знать/понимать:
- моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, отбеливатели. Правила их хранения и применения;
- основные критерии оценки качества зубной пасты, дезодорантов, шампуней, духов и одежды;
- методы обнаружения фальсификации пищевых продуктов;
- классификационные признаки, пищевую ценность продовольственных товаров;
-роль белков, углеводов, жиров, витаминов и БАД в жизни человека;
- как правильно употреблять лекарства.
Ученик должен уметь:
- оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами;
- проводить определение состава пищевых продуктов;
- проводить анализ пищевых добавок в пищевых продуктах;
- правильно применять лекарственные препараты и БАД.
Планируемые результаты изучения элективного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
элективного предмета
“Органическая химия и здоровье человека”
Органическая химия в моем доме (7 часов)
Теория –6 часов
Практика:
лабораторное занятие – 1 час
Дата проведения | № п/п | Тема | Форма проведения |
по плану | по факту | |
| | 1 | Химия в повседневной жизни. Предметы бытовой химии. | Лекция с элементами беседы. |
| | 2 | В человеке все должно быть прекрасно. Средства ухода за зубами, шампуни, крема, помады. | Лекция с элементами беседы. |
| | 3 | Волшебные ароматы. Химия запахов. Дезодоранты, духи. | Проблемная лекция |
| | 4 | Из чего сделана наша одежда. Волокна. | Урок изучения нового материала |
| | 5 | Мебель в нашем доме. Строительные материалы: обои, линолеум, плитки. Краски, лаки, клей. | Урок-презентация |
| | 6 | Мир гигантов органического мира - полимеры. Игрушки, тефлон, линза. | Модульный урок |
| | 7 | Л.з.: оказание первой помощи при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами. | Лабораторные опыты |
2. Пищевые продукты(4 часа)
Теория – 3 часов
Практика: лабораторные занятия - 1 час
Дата проведения | № п/п | Тема | Форма проведения |
по плану | по факту |
| | 1 | Химия питания. Основные компоненты пищи. | Урок-презентация |
| | 2 | Молоко и кисломолочные продукты. | Лекция с элементами беседы. |
| | 3 | Яды и противоядия. Витамины. | Урок-презентация |
| | 4 | Л.з.: определение витамина С в пищевых продуктах | Практическая работа |
Искусственная пища: “за” и “против”(3 часа)
Теория – 2 часа
Практика:
лабораторное занятие – 1 час
Дата проведения | № п/п | Тема | Форма проведения |
по плану | по факту |
| | 1 | Искусственная пища – миф или реальность | Урок-презентация |
| | 2 | Пищевые добавки (ароматические добавки, пищевые красители, разрыхлители, эмульгаторы). БАД. | Проблемная лекция |
| | 3 | Л.з.: анализ пищевых добавок в пищевых продуктах | Практическая работа |
4. Лекарственные препараты (3 часа)
Теория – 2 часа
Практика:
защита проектов – 1 час
Дата проведения | № п/п | Тема | Форма проведения |
по плану | по факту |
| | 1 | Лекарства, имеющие органическую основу. | Урок-презентация |
| | 2 | Лекарственные формы. Анальгетики. Антибиотики. | Урок-презентация |
| | 3 | Защита проектов. | Научно-практическая конференция |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Афанасьев А.Х., Войтович В.А. Химия в быту. Горький, Волго-вятское книжное издательство, 1974г.
Елизарова О.Н., Халлидулин Р.С. Химия в быту и здоровье человека. М., «Медичка», 1984г.
Козловский А.Л. Химия в быту. М., «Знание», 1996 г.
Артеменко А.И., Тикунова И.В. Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 1999
Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы –М.: Астрель АСТ, 2001
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.
Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.
Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. “Химия в школе” №1, 2007.
Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме “Азотсодержащие органические соединения”. “Химия в школе” №3, 2007.
Амирова А.Х. Обобщение знаний по курсу органической химии “Химия в школе” №4, 2007.
Литература для обучающихся
Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2008-2012
Большой справочник. Химия -М.: Дрофа, 1999
Лидин Р. А., Молочко В.А. Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М., «Химия», 1988 г.
Авцын А.П. и другие. Микроэлементы человека. М., « Знание», 1991 г.
Маршак М.С. Витамины и здоровье. М., «Знание», 1997 г.
Роуд С. Химия жизни. М., «Мир», 2001 г.
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989
Технические средства:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf-те
www.openclass.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/
http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)
www.skillopedia.ru (видеоуроки)
http://festival.1september.ru/
http://planeta.ru
образовательные ресурсы (ЕК ЦОР) eorhelp.ru›node/642
school-collection.edu.ru
74333s006.edusite.ru›DswMedia/perechen…6.doc
school30.edu.yar.ru›…shkoli/perechen…resursov.doc
do.gendocs.ru›docs/index-186892.html
http://www.chemistry.ru/
Российский химический портал Chemport.ru
"Общая химия онлайн" General Chemistry Online http://antoine.frostburg.edu/chem/senese/101/index.shtml
www.theodoregray.com/PeriodicTable/
Alhimik www.alhimik.ru
Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
Химия для всех www.informika.ru
Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
Уроки химии Кирилла и Мефодия
Компьютерные презентации к урокам
Лабораторное оборудование и реактивы, необходимые для проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора по УВР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
11