СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Органическая химия и здоровье человека"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса, изучающих курс органической химии на базовом уровне. Темы курса «Органическая химия и здоровье человека» примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном и прикладном отношении.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Органическая химия и здоровье человека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»









Утверждаю Рассмотрено Принято

Директор школы ________ М.В.Булгакова на заседании методического педагогическим советом

Приказ от ________ № ____ объединения учителей Протокол от______

естественно-географического цикла № ___

Протокол от ____________

№ _____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета

по химии

"Органическая химия и здоровье человека"

(10 класс, 17 часов)







Составитель:

Ерохина Е.Н. учитель высшей квалификационной категории





г. Щигры - 2017 г.

Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………………..… 3


  1. Учебно - тематический план………… …………………………..……… 4



  1. Содержание программы………………………………………………..… 4



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….… 6



  1. Планируемые результаты изучения элективного предмета..………..… 6



  1. Календарно - тематическое планирование……………………………… 7


  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ……... 9



  1. Лист внесения изменений в рабочую программу ……………………....11




























Пояснительная записка


Независимо от того, любит ли тот или иной человек химию или нет, хочет он того или не хочет, химия обязана присутствовать в его повседневной жизни в виде готовых вещей из синтетических тканей, пластмассовой посуды, лекарственных препаратов, косметики, а также в те часы, когда он красит, натирает, моет, варит ... Можно смело сказать, что наш дом – это настоящая химическая лаборатория, и в доме мы все – химики, независимо от своей основной специальности. При варке обеда, мытье посуды, домашнем консервировании, натирании полов, лечении и во многих других случаях мы имеем дело со сложнейшими химическими процессами. О некоторых из них будет рассказано в этом курсе. Конечно, всех деталей коснуться не удастся, для этого потребовалось бы много времени. Но этого курса будет достаточно для того, чтобы научить обучающихся смотреть на будничные домашние дела и свое здоровье с новой точки зрения.

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса, изучающих курс органической химии на базовом уровне. Темы курса «Органическая химия и здоровье человека» примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном и прикладном отношении. Программа построена с учетом основных принципов формирования элективных курсов по химии:

  • научности;

  • практической направленности;

  • развивающего характера;

  • возрастных особенностей школьников;

  • региональных особенностей;

  • профессиональной направленности.

Цели:

  1. Расширение знаний обучающихся о применении органических веществ в повседневной жизни.

  2. Ознакомление с перспективными возможностями органической химии в быту, медицине и фармакологии.

  3. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

  4. Определение роли органической химии в обеспечении хорошего здоровья людей.

Задачи:

  1. Предоставить обучающимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания об органических веществах в повседневной жизни.

  2. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности обучающихся, умение самостоятельно добывать знания.

  3. Описание полезных свойств лекарств, имеющих органическую основу и восстанавливающих здоровье людей.

Элективный курс “Органическая химия и здоровье человека” рассчитан на 34 часа. Режим проведения 1 час в неделю. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии. Программа курса включает теоретический и практический материал.

В курс входит 4 раздела:

  1. Органическая химия в моем доме.

  2. Пищевые продукты.

  3. Искусственная пища: “за” и “против”.

  4. Лекарственные препараты.

Теоретическая часть курса рассчитана на 13 часов. Форма занятий лекции, уроки-презентации, модульные уроки и д.р.. Практическая часть рассчитана на 4 часа: лабораторные занятия (3 часа) и защита проектов (1 час).

Курс заканчивается научно-практической конференцией, где заслушиваются выступления обучающихся, которые наряду с посещением занятий курса, дополнительно работают над проектными и исследовательскими работами по выбранной ими теме и на конференцию представляют доклады, которые оцениваются преподавателем и слушателями курса.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет обучающимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные

занятия

Экскурсии

Проверо-

чные

работы

1

Органическая химия в моем доме

7

1


1

2

Пищевые продукты

4

1



3

Искусственная пища: “за” и “против”

3

1



4

Лекарственные препараты

3




ИТОГО:

17

3

-

1



Содержание программы

    1. Органическая химия в моем доме (7 часов)


Химия в повседневной жизни. Предметы бытовой химии. Моющие, чистящие и дезинфицирующие средства. Отбеливатели. Правила хранения и применения продукции химической промышленности. Статистические показатели. Информация о случаях острых отравлений. Отравления, причины отравлений, профилактика отравлений. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом. Меры профилактики отравлений. Ожоги, виды ожогов, профилактика ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Все в человеке все должно быть прекрасно. Средства ухода за зубами, шампуни, крема, помады. Зубные пасты от “А” до “Я”. Основные критерии оценки качества зубной пасты. Материалы и методы. Исследование качества шампуней. Волшебные превращения причесок. “Умная косметика” - что это такое?

Волшебные ароматы. Химия запахов. Как получают душистые вещества. Как химики работают с запахами. Дезодоранты, духи. Композиторы духов.

Из чего сделана наша одежда. Химические волокна. Их получение, свойства и применение. Искусственные волокна, виды. Свойства и применение искусственных волокон. “ Ткани из ветра и облаков”. Как можно определить ткань.

Мебель в нашем доме. Строительные материалы: обои, линолеум, плитки. Краски, лаки, клей.

Мир гигантов органического мира – полимеры. Игрушки, тефлон, линза. Может ли стекло быть органическим. Что такое полимеризация и как она происходит. Политетрафторэтилен – пластмасса будущего.

Лабораторное занятие

1. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами.


2. Пищевые продукты (4 часа)


Химия питания. Теория Аристотеля. Калорийная теория. Теория естественного питания. Диета Шаталовой. Основные компоненты пищи. Белки, их роль в процессе жизнедеятельности. Незаменимые аминокислоты. Углеводы, их многообразие и значение.

Жиры – важнейший составляющий питания, необходимый для нормального осуществления процессов обмена веществ. Предельные и непредельные жиры. Жиры животного и растительного происхождения.

Молоко и кисломолочные продукты. Характеристика молока различных животных. Переработка молока на молочных заводах. Ассортимент молока. Требование к качеству молока. Упаковка, транспортирование и хранение молока. Дефекты кисломолочных продуктов. Маркировка и хранение кисломолочных продуктов. Молочные товары. Молочные консервы.

Яды и противоядия. Из истории – “ соревнование отравителей и токсикологов”. Яды – вещества, блокирующие функции рецепторов. Количественная характеристика токсичности – средняя летальная доза (LD). Как действуют противоядия.

Витамины. Роль витаминов в процессе роста и развития человека. Открытие витаминов, установление строения и определение их биологической роли.

Лабораторные занятия:

  1. Определение витамина С (аскорбиновой кислоты) в пищевых продуктах (методики определения).


3. Искусственная пища: “за” и “против”(3 часа)


Искусственная пища – миф или реальность. Пищевые добавки (ароматические добавки, пищевые красители, разрыхлители, эмульгаторы). БАД.

Основная задача развития производства БАД – их применение с целью достижения оптимального развития физических способностей человека без ущерба для его здоровья и долговременного поддержания высокого уровня физической активности с сохранением репродуктивной функции.

Виды БАД, используемые в спортивном питании. Аминокислотные комплексы. Стимуляторы “чистой” массы. Витаминно – минеральные комплексы.

Рекомендации по применению БАД ( на основе их экспериментального изучения, клинических испытаний и содержание сведений о дозировке БАД, курсе приема препарата, противопоказаниях и побочных эффектах.

Использование БАД должно быть основано на знании диетологии, физиологии, биохимии, гигиены питания и спортивной медицины.

Лабораторное занятие:

1. Анализ пищевых добавок в пищевых продуктах.


4. Лекарственные препараты (3 часа)


Фармакологические науки – фармакокинетика, фармакодинамика. Как правильно употреблять лекарства. Какова жизнь без лекарств. Успехи фармакологии.

Лекарства, имеющие органическую основу. Лекарственные формы. Противомикробные средства. Антибиотики. Анальгетики. Народная медицина восточных славян.

Нитроглицерин – эфир глицерина и азотной кислоты – прекращает приступ стенокардии. Механизм действия нитроглицерина.

Аспирин – противоревматическое, жаропонижающее и снимающее боль средство. Новая методика получения аспирина в лабораторных условиях.

Успехи химиотерапии в получении физиологически активных и лекарственных веществ самого широкого спектра действия ( антибактериальные, противовоспалительные, жаропонижающие, психофармакологические и др. средства).

Развитие химии инсектицидов и репеллентов – важный фактор в борьбе со многими инфекционными заболеваниями.

Лекарства, в состав которых входят дорогостоящие металлы.

Защита проектов.


Требования к уровню подготовки обучающихся


Ученик должен знать/понимать:

- моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, отбеливатели. Правила их хранения и применения;

- основные критерии оценки качества зубной пасты, дезодорантов, шампуней, духов и одежды;

- методы обнаружения фальсификации пищевых продуктов;

- классификационные признаки, пищевую ценность продовольственных товаров;

-роль белков, углеводов, жиров, витаминов и БАД в жизни человека;

- как правильно употреблять лекарства.


Ученик должен уметь:

- оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами;

- проводить определение состава пищевых продуктов;

- проводить анализ пищевых добавок в пищевых продуктах;

- правильно применять лекарственные препараты и БАД.


Планируемые результаты изучения элективного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.










Календарно-тематическое планирование

элективного предмета

Органическая химия и здоровье человека”



    1. Органическая химия в моем доме (7 часов)


Теория –6 часов
Практика:
лабораторное занятие – 1 час


Дата проведения

п/п

Тема

Форма проведения

по плану

по

факту




1

Химия в повседневной жизни. Предметы бытовой химии.

Лекция с элементами беседы.



2

В человеке все должно быть прекрасно. Средства ухода за зубами, шампуни, крема, помады.

Лекция с элементами беседы.



3

Волшебные ароматы. Химия запахов. Дезодоранты, духи.

Проблемная лекция



4

Из чего сделана наша одежда. Волокна.

Урок изучения нового материала



5

Мебель в нашем доме. Строительные материалы: обои, линолеум, плитки. Краски, лаки, клей.

Урок-презентация



6

Мир гигантов органического мира - полимеры.

Игрушки, тефлон, линза.

Модульный урок



7

Л.з.: оказание первой помощи при отравлениях и ожогах бытовыми химикатами.

Лабораторные опыты



2. Пищевые продукты(4 часа)


Теория – 3 часов
Практика: лабораторные занятия - 1 час




Дата проведения

п/п

Тема

Форма проведения

по плану

по

факту



1

Химия питания. Основные компоненты пищи.

Урок-презентация



2

Молоко и кисломолочные продукты.

Лекция с элементами беседы.



3

Яды и противоядия. Витамины.

Урок-презентация



4

Л.з.: определение витамина С в пищевых продуктах

Практическая работа



  1. Искусственная пища: “за” и “против”(3 часа)


Теория – 2 часа
Практика:
лабораторное занятие – 1 час


Дата проведения

п/п

Тема

Форма проведения

по плану

по

факту



1

Искусственная пища – миф или реальность

Урок-презентация



2

Пищевые добавки (ароматические добавки, пищевые красители, разрыхлители, эмульгаторы). БАД.

Проблемная лекция



3

Л.з.: анализ пищевых добавок в пищевых продуктах

Практическая работа



4. Лекарственные препараты (3 часа)


Теория – 2 часа
Практика:
защита проектов – 1 час


Дата проведения

п/п

Тема

Форма проведения

по плану

по

факту



1

Лекарства, имеющие органическую основу.

Урок-презентация



2

Лекарственные формы. Анальгетики. Антибиотики.

Урок-презентация



3

Защита проектов.

Научно-практическая конференция

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Афанасьев А.Х., Войтович В.А. Химия в быту. Горький, Волго-вятское книжное издательство, 1974г.

  2. Елизарова О.Н., Халлидулин Р.С. Химия в быту и здоровье человека. М., «Медичка», 1984г.

  3. Козловский А.Л. Химия в быту. М., «Знание», 1996 г.

  4. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 1999

  5. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы –М.: Астрель АСТ, 2001

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2004.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2004.

  8. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2002.

  9. Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. “Химия в школе” №1, 2007.

  10. Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме “Азотсодержащие органические соединения”. “Химия в школе” №3, 2007.

  11. Амирова А.Х. Обобщение знаний по курсу органической химии “Химия в школе” №4, 2007.

Литература для обучающихся

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2008-2012

  2. Большой справочник. Химия -М.: Дрофа, 1999

  3. Лидин Р. А., Молочко В.А. Химия Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001

  4. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М., «Химия», 1988 г.

  5. Авцын А.П. и другие. Микроэлементы человека. М., « Знание», 1991 г.

  6. Маршак М.С. Витамины и здоровье. М., «Знание», 1997 г.

  7. Роуд С. Химия жизни. М., «Мир», 2001 г.

  8. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1989

Технические средства:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска



Цифровые образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf-те

  2. www.openclass.ru

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/

  4. http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)

  5. www.skillopedia.ru (видеоуроки)

  6. http://festival.1september.ru/

  7. http://planeta.ru

  8. образовательные ресурсы (ЕК ЦОР) eorhelp.runode/642

  9. school-collection.edu.ru

  10. 74333s006.edusite.ruDswMedia/perechen…6.doc

  11. school30.edu.yar.ru…shkoli/perechen…resursov.doc

  12. do.gendocs.rudocs/index-186892.html

  13. http://www.chemistry.ru/

  14. Российский химический портал Chemport.ru

  15. "Общая химия онлайн" General Chemistry Online http://antoine.frostburg.edu/chem/senese/101/index.shtml

  16. www.theodoregray.com/PeriodicTable/

  17. Alhimik   www.alhimik.ru

  18. Конспекты по химии для школьников  www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru

  19. Химия для всех  www.informika.ru

  20. Химия для Вас  www.chem4you.boom.ru

  21. Химия. Образовательный сайт для школьников  www.hemi.wallst.ru

  22. Уроки химии Кирилла и Мефодия

  23. Компьютерные презентации к урокам



Лабораторное оборудование и реактивы, необходимые для проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.













Лист внесения изменений в рабочую программу

п/п




Дата

внесения

изменений



Раздел,

тема


Содержание

изменений


Подпись

Согласовано с

зам. директора

по УВР



















































































11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!