Пояснительная записка
Программа элективного курса « Основы Поэтики: теория и практика анализа художественного текста» для 11 класса составлена на основе Образовательной программы среднего общего образования (ФКГОС, 2004).
Предметом изучения данного элективного курса, таким образом, являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с тем явлением, которое называем чудом поэзии. Поэзии в широком смысле слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра является поэтом действительности.
Основные задачи курса:
- изучение основных литературных терминов и понятий;
- приобретение основного минимума литературно-теоретических знаний;
- развитие интереса к литературе и литературоведению;
- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме речи;
- умение вести дискуссию;
- умение самостоятельно перерабатывать текст.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий (уроки-лекции, уроки семинары, уроки-практикумы, уроки беседы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учащегося и учителя, на активизацию творческих возможностей каждого учащегося.
Реализация данных методологических установок направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер учащихся. В практической перспективе способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематический план
Содержание учебного курса
Формы и средства контроля
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Приложение (календарно-тематическое планирование)
Общая характеристика учебного предмета
Курс, обращенный к поэтике художественного текста, способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме, углублению представлений о литературоведении как науке. Кроме того, он пробуждает стремление к вдумчивому чтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательских предпочтений, расширению культурного кругозора.
Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов вряд ли возможно без знания основных законов слова, без необходимого инструментария.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на 34 учебных недели.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
• самостоятельно анализировать художественный текст, углубить представление о
литературоведении как науке, определять свои читательские предпочтения;
• выполнять информационную, лингвистическую обработку текста;
• отбирать лексические и грамматические средства для устной и письменной речи;
• строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом и стилем речи;
• аргументировать положения своей работы;
• уметь пользоваться словарями и другими источниками информации;
• владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Учебно-тематический план
№/П | План | Количество часов |
1 | Предмет и задачи курса «основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». Литературный материал. | 1 |
2 | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. | 1 |
3 | Природа искусства слова как исходная категория поэтики. | 1 |
4 | Сущность и назначение искусства слова. | 1 |
5,6 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения. | 2 |
7,8 | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. | 2 |
9,10 | Автор в художественном произведении. | 2 |
11,12 | Сюжет художественного произведения. | 2 |
13,14 | Композиция художественного произведения. | 2 |
15,16 | Конфликт. Его роль и место в поэтике. | 2 |
17,18 | Художественный образ. | 2 |
19,20 | Образ человека в литературе. | 2 |
21,22 | Пейзаж. Образ природы в литературе. | 2 |
23,24 | Портрет в художественном произведении. Его функции. | 2 |
25,26 | Подробности художественного текста. Художественная деталь. Символ. | 2 |
27,28 | Признаки стиля. История понятия о стиле. | 2 |
29,30 | Тропы. Стилистические фигуры речи. | 2 |
31,32 | Проза и поэзия как формы художественной речи. | 2 |
33,34 | Проблема анализа стихотворения. | 2 |
| Всего: | 34 |
Содержание учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Художественное произведение как эстетический объект. Введение (1час)
Предмет и задачи факультативного курса. Художественное произведение как
эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его
художественная целостность.
Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с
выходом на проблему целостности художественного произведения.
Литературный материал:
Раздел 2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1час)
Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история,
культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчестве). Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка.
Историческая, частная и общая поэтика. Различные контексты употребления термина «поэтика». Л.Н.Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А.А.Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности содержания художественного произведения научному знанию, сформулированная А.П.Скафтымовым. Точка зрения М.М.Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем.
Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов:
содержание? Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства художественной выразительности и др.).
Литературный материал: для анализа на уроке: А.С.Пушкин. «Напрасно я бегу к сионским высотам…»;
для самостоятельного анализа: Ф.И.Тютчев. «С горы скатившись, камень лег в долине…», Последний катаклизм.
Раздел 3. Природа искусства как исходная категория поэтики (1час)
Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietike techne - творческое
искусство). Тайна творчества. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного непреднамеренного. Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу?
Литературный материал:
Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч.5,гл.10); А.А.Фет. «На кресле отваляясь,гляжу на потолок…»;
Раздел 4. Вопрос о назначении искусства (1час)
Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе. Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь».
Литературный материал:
Раздел 5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения (2 часа)
Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема и др.).
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания.
Литературный материал:
для анализа на уроке: стихотворения В.К.Тредиаковского, А.А.Фета, В.Я.Брюсова,
А.Крученых, В.Хлебникова, И.А.Бунина; И.С.Тургенев. Нищий; М.Горький.
для самостоятельного анализа: С.А.Есенин. «Шел Господь пытать людей в
любови…»; А.П.Чехов. Казак.
Раздел 6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2 часа)
Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф.Шлейермахера на проблему понимания. Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:
Что значит «понять произведение»?
В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель?
В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором?
Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный в него автором?
Литературный материал:
для анализа на уроке: В.М.Гаршин. Attalea princeps;
для самостоятельного анализа: В.М.Гаршин. Красный цветок.
Раздел 7. Автор в художественном произведении (2часа)
Автор – повествователь – писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический пафос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повествования. Сказ.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н.С.Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования.
Литературный материал:
для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу
основной школы курса «Литература» (А.С. Пушкин. Повести Белкина; Н.С. Лесков.Левша; рассказы М.М. Зощенко); Ф.М. Достоевский. Сон смешного человека;
для самостоятельного анализа: Н.С.Гумилев. Скрипка Страдивариуса.
Раздел 8. Сюжет художественного произведения (2 часа)
Сущность триады: сюжет – обстоятельства – действие. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение. Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое отступление, эпилог, послесловие.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л.Н.Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы.
Литературный материал:
Раздел 9. Композиция художественного произведения (2 часа)
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «архитектоника» произведения. Урок- практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.
Литературный материал:
Раздел 10. Роль и место конфликта в поэтике произведения (2 часа)
Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты». Классификация конфликтов
с точки зрения проблематики произведения (философский, социальный, нравственно- психологический, семейно-бытовой), соотношение участников конфликта (конфликт между героями или группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т.е. внутренний конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый (локальный) и устойчивый (неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их развитию (неизменный и трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический, комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в историческом ракурсе. Общность конфликтов в произведениях, принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении. Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого круга ранее изученных произведений). Характеристика особенностей конфликта в романах М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повести Н.В.Гоголя «Шинель», комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и драме А.Н.Островского «Гроза». Аспектный анализ рассказа М.А.Булгакова и «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина с точки зрения особенностей.
Литературный материал:
корона;
Раздел 11. Художественный образ (2 часа)
Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.
Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И.А.Бунина с учетом выделенной классификации.
Литературный материал:
Раздел 12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа (2 часа)
Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный образ). Аспекты анализа образа человека в художественном произведении (способ введения персонажа в текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание, образование, среда, портрет, интерьер и др.). Герой за рамками произведения, герой в контексте творчества писателя, типическое и индивидуальное в герое, герой в контексте литературной традиции. Ситуация раскрытия характера: неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот исторических событий. Связь героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность характеров без противопоставления. Психологизм в литературе. Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.
Литературный материал:
Раздел 13. Пейзаж и его функции в произведении (2 часа)
Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с литературными направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др. Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса.
Литературный материал:
Капитанская дочка (фрагмент: описание бурана); М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени (фрагмент из повести «Бэла»); Н.В.Гоголь. Мертвые души (фрагмент);
И.С.Тургенев. Отцы и дети (фрагмент из главы 11); стихотворение в прозе
И.С.Тургенева. «Природа»; Ф.И.Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем она верней…»;
Н.Г.Чернышевский. Что делать? (фрагмент: начало четвертого сна Веры Павловны);
А.П.Чехов. Волк (фрагмент);
для самостоятельного анализа: И.А.Бунин. Смарагд.
Раздел 14. Функция портрета в художественном произведении (2 часа)
Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристики: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть (мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый» портрет. Некоторые принципы создания литературных портретов, степень изменчивости портретной характеристики, степень детализации портретной зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» и «внутреннего» человека через портретную характеристику, особенность психологизма, проявленные в портрете. Общий принцип портретной характеристики персонажа – установка на читательскую активность. Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов.
Литературный материал:
Раздел 15. Художественная деталь. Символ. Подробность текста (2часа)
Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л.Н.Толстой) в системе
многочисленных компонентов художественного произведения. Художественна деталь в историческом аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали. Классификация подробностей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории. Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения.
Литературный материал:
Раздел 16. Стиль (1час)
Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера и др.), символизация, особенность пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе. Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.
Литературный материал:
Раздел 17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы (2часа)
Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония. Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза.
Литературный материал:
Раздел 18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения (3 часа)
Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы. Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки. Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-практикум на основе анализа поэтического текста.
Литературный материал:
И.А.Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада…» и произведения из программы основного курса;
для самостоятельного анализа: Ф.И.Тютчев. «Тени сизые смесились…» и др.
стихотворения.
Раздел 19. Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с
последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся.
Подведение итогов изучения курса (2 часа)
Формы и средства контроля
Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:
1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении.
2. Образ персонажа
3. Образ предмета
4. Образ события
5. Эпизод в произведении
6. Текст и контекст
7. Произведение и литературный процесс
Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Программа элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» составлена на основе методического пособия Зинина Е.А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб. пособие. – М. «Дрофа», 2007.
Для учителя
«Литература 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: «Просвещение», 2017;
«Введение в литературоведение» под редакцией Л.В. Чернец. – М., 1994
Бореев Ю.А. «Эстетика теории литературы: Энциклопедичекский словарь терминов. – М., 2013;
Зинина Е.А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб. пособие. – М.: «Дрофа», 2007;
Лотман Ю.М. «Структура художественного текста». – М.,1970;
Хализеев В.Е. «Теория литературы». – М., 2004;
Мещерякова М.И. «Домашний репетитор / литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь». – М.: Айрис, 2017;
Материалы по теории и практике анализа художественного текста на электронных носителях.
Учебный диск «Подготовка к ЕГЭ по литературе 2017.
Для обучающихся
«Литература 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: «Просвещение», 2017;
Зинина Е.А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб. пособие. – М. «Дрофа», 2007.