СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса " Основы проектной деятельности по биологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса " Основы проектной деятельности по биологии" для 7 класса рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса " Основы проектной деятельности по биологии".»

Программа элективного курса

«Основы проектной деятельности» в 7 классе

Цель курса: формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Программа предусматривает проведение :

- комбинированных факультативных занятий;

-исследовательских практикумов обучающихся;

- круглого стола;

-конференций в рамках ученического научного общества.


Для освоения курса обучающимися необходимо, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий, так как проектная и исследовательская деятельность предполагает выполнение самостоятельной работы и вне школы.

Важнейшие личностные результаты:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— любовь и интерес к своей местности, своему региону;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

• учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

• осущствлять итоговый и пошаговый контроль за результатом

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Коммуникативные:

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

1. Овладение основами биологической грамотности;

2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации биологической информации;

3. Формирование умений и навыков использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

4. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях.

Текущий и итоговый контроль: в данном факультативном курсе обучающиеся выполняют несколько проектных работ.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги, коллекции; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; документальные фильмы; выставки, игры, викторины, тематические вечера, концерты и др.

Результаты должны быть представлены в ходе проведения конференции, круглого стола.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий для обучающихся 7 классов, по 1 часу в неделю в течение учебного года

В ходе освоения курса: 

Учащийся научится:

методам обработки информации из различных источников;

методам решения экспериментальных задач;

методам рационального запоминания;

навыкам публичных выступлений.

Получит возможность:

работать с разными источниками;

определять объект и предмет, методы исследования;

определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,

проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.

работать с программой Microsoft Office Power Point.

Тематическое планирование элективного курса

«Основы проектной деятельности».



Тема.

Кол-во часов

Форма

1.

Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы.

1

Беседа. Обсуждение.

2

Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования:


1

Лекция.

Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет,

3

Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

1

Лекция.

Практическая работа.

4.

Структура научно-исследовательской, проектной работы.

1

Лекция.

Практическое занятие

5

Работа с программой Power Point

1

Практическая работа в компьютерном классе.

6

Представление собственных презентаций.

1

Демонстрация презентаций с обсуждением.

7

Требования к оформлению работы: титульный лист, содержание, оформление библиографического списка литературы.

1

Практическая работа « Оформление списка использованной литературы и электронных носителей».

8

Составление плана прочитанного, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.

1

Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».

9

Цитирование. Правила оформления цитат и библиографических ссылок.

1



Практическая работа «Оформление цитат, ссылок».

10

Учимся выдвигать гипотезы.

1

Практическая работа.

11

Формы представления результатов исследовательской деятельности: таблицы, графики, диаграммы.


Практическая работа « Оформление таблицы, графика, диаграммы».

12

Анализ и синтез. Суждение, умозаключение , выводы.


Практическая работа «Оформление выводов».

13

Требования к компьютерной презентации.

1

Лекция.

14

Выполнение мини проекта « Ткани растений»

1

Формулирование цели, задач, разработка плана действий.

15

Выполнение мини проекта « Ткани растений».

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

16

Выполнение мини проекта « Микроскопические и плесневые грибы»

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

17

Выполнение мини проекта « Микроскопические и плесневые грибы»

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

18

Выбор тем для групповых проектов.

1

Собеседование о формировании групп для проектов.

19

Работа над групповыми проектами.

1.«Ядовитые и опасные животные планеты»

2. «Животные-переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности».

3. «Язык и общение животных. Способность животных к символизации».

4. «Самые сильные и быстрые животные планеты».

5. «Интеллект животных. Способность к обучению».


1

Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации.

20

Работа над групповыми проектами.

1

Выявление недостающих знаний.

21

Работа над групповыми проектами.

1

Работа по составлению продукта проекта с разными источниками информации.

Выбор формы представления.

22

Представление групповых проектов.

1

Обсуждение итогов работы. Представление индивидуальных проектов.

23

Представление групповых проектов.

1

Обсуждение итогов работы.

24

Круглый стол.


Анализ достижений индивидуальных результатов. Причины неудач.

25

Выбор тем для индивидуальных проектов.

1

Собеседование с учащимися, которые уже самостоятельно предлагают тему проектов.

26

Мозговой штурм. Учимся выдвигать гипотезы.

1

Учимся формулировать гипотезы, взаимопомощь.

27

Работа над индивидуальными проектами.

1

Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации.

28

Работа над индивидуальными проектами.

1

Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации.

29

Работа над индивидуальными проектами.

1

Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации.

30

Работа над индивидуальными проектами.

1

Определение сроков. Выбор формы представления.

31

Представление индивидуальных проектов.

1

Обсуждение итогов работы

32

Представление индивидуальных проектов.

1

Обсуждение итогов работы

33

Представление индивидуальных проектов.

1

Обсуждение итогов работы

34

Круглый стол.

1

Анализ достижений индивидуальных результатов. Причины неудач.

35

Интерактивная викторина по курсу биологии 7 класса.


Викторина.

 Список литературы

Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. //Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.

Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Про­свещение, 1996–114с.

Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.

Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

Ресурсы Интернет www.researcher.ru