Программа элективного курса
«Основы проектной деятельности» в 7 классе
Цель курса: формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Программа предусматривает проведение :
- комбинированных факультативных занятий;
-исследовательских практикумов обучающихся;
- круглого стола;
-конференций в рамках ученического научного общества.
Для освоения курса обучающимися необходимо, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий, так как проектная и исследовательская деятельность предполагает выполнение самостоятельной работы и вне школы.
Важнейшие личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— любовь и интерес к своей местности, своему региону;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
• учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осущствлять итоговый и пошаговый контроль за результатом
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Коммуникативные:
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные результаты:
1. Овладение основами биологической грамотности;
2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации биологической информации;
3. Формирование умений и навыков использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
4. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях.
Текущий и итоговый контроль: в данном факультативном курсе обучающиеся выполняют несколько проектных работ.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги, коллекции; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; документальные фильмы; выставки, игры, викторины, тематические вечера, концерты и др.
Результаты должны быть представлены в ходе проведения конференции, круглого стола.
Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий для обучающихся 7 классов, по 1 часу в неделю в течение учебного года
В ходе освоения курса:
Учащийся научится:
методам обработки информации из различных источников;
методам решения экспериментальных задач;
методам рационального запоминания;
навыкам публичных выступлений.
Получит возможность:
работать с разными источниками;
определять объект и предмет, методы исследования;
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
работать с программой Microsoft Office Power Point.
Тематическое планирование элективного курса
«Основы проектной деятельности».
№ | Тема. | Кол-во часов | Форма |
1. | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы. | 1 | Беседа. Обсуждение. |
2 | Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования: | 1 | Лекция. Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет, |
3 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 1 | Лекция. Практическая работа. |
4. | Структура научно-исследовательской, проектной работы. | 1 | Лекция. Практическое занятие |
5 | Работа с программой Power Point | 1 | Практическая работа в компьютерном классе. |
6 | Представление собственных презентаций. | 1 | Демонстрация презентаций с обсуждением. |
7 | Требования к оформлению работы: титульный лист, содержание, оформление библиографического списка литературы. | 1 | Практическая работа « Оформление списка использованной литературы и электронных носителей». |
8 | Составление плана прочитанного, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Практическая работа «Пишем реферат в Worde ». |
9 | Цитирование. Правила оформления цитат и библиографических ссылок. | 1 |
Практическая работа «Оформление цитат, ссылок». |
10 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | Практическая работа. |
11 | Формы представления результатов исследовательской деятельности: таблицы, графики, диаграммы. | | Практическая работа « Оформление таблицы, графика, диаграммы». |
12 | Анализ и синтез. Суждение, умозаключение , выводы. | | Практическая работа «Оформление выводов». |
13 | Требования к компьютерной презентации. | 1 | Лекция. |
14 | Выполнение мини проекта « Ткани растений» | 1 | Формулирование цели, задач, разработка плана действий. |
15 | Выполнение мини проекта « Ткани растений». | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
16 | Выполнение мини проекта « Микроскопические и плесневые грибы» | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
17 | Выполнение мини проекта « Микроскопические и плесневые грибы» | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
18 | Выбор тем для групповых проектов. | 1 | Собеседование о формировании групп для проектов. |
19 | Работа над групповыми проектами. 1.«Ядовитые и опасные животные планеты» 2. «Животные-переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности». 3. «Язык и общение животных. Способность животных к символизации». 4. «Самые сильные и быстрые животные планеты». 5. «Интеллект животных. Способность к обучению». | 1 | Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации. |
20 | Работа над групповыми проектами. | 1 | Выявление недостающих знаний. |
21 | Работа над групповыми проектами. | 1 | Работа по составлению продукта проекта с разными источниками информации. Выбор формы представления. |
22 | Представление групповых проектов. | 1 | Обсуждение итогов работы. Представление индивидуальных проектов. |
23 | Представление групповых проектов. | 1 | Обсуждение итогов работы. |
24 | Круглый стол. | | Анализ достижений индивидуальных результатов. Причины неудач. |
25 | Выбор тем для индивидуальных проектов. | 1 | Собеседование с учащимися, которые уже самостоятельно предлагают тему проектов. |
26 | Мозговой штурм. Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | Учимся формулировать гипотезы, взаимопомощь. |
27 | Работа над индивидуальными проектами. | 1 | Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации. |
28 | Работа над индивидуальными проектами. | 1 | Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации. |
29 | Работа над индивидуальными проектами. | 1 | Формулирование целей, задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации. |
30 | Работа над индивидуальными проектами. | 1 | Определение сроков. Выбор формы представления. |
31 | Представление индивидуальных проектов. | 1 | Обсуждение итогов работы |
32 | Представление индивидуальных проектов. | 1 | Обсуждение итогов работы |
33 | Представление индивидуальных проектов. | 1 | Обсуждение итогов работы |
34 | Круглый стол. | 1 | Анализ достижений индивидуальных результатов. Причины неудач. |
35 | Интерактивная викторина по курсу биологии 7 класса. | | Викторина. |
Список литературы
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. //Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Просвещение, 1996–114с.
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Ресурсы Интернет www.researcher.ru