СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по физике "принципы работы электрооборудования" 9класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА РАССЧИТАНА НА 17 ЧАСОВ..

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике "принципы работы электрооборудования" 9класс»


Рабочая программа

элективного курса

« Принципы работы электрооборудования» 9 класс

Пояснительная записка.

(0, 5-17 часов в год)

В целях повышения качества образования при подготовке к ГИА обучающихся по физике в учебном плане МБОУ «Белоярская СОШ» в 9 классе из часов компонента образовательного учреждения был выделено 0, 5 час для проведения элективных занятий. Программа элективного курса «Принципы работы электорооборудования» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень) с использованием программы элективного курса «Основы электротехники» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов . составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007». Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов.

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов в теме «Электрические явления» путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.

Его основная направленность - подготовить учащихся к ГИА с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 7-9классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 2 полугодия

Целями данной программы являются:

-углубление полученных знаний и умений;

- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;

-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.

Задачи курса:

-развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;

-развитие интереса к физике;

-развитие логического мышления и монологической речи;

- развивать способности учащихся к исследовательской деятельности;

-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.

Программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).

Данная модифицированная программа учебного курса «Решение задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов

составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007». Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов.


Формы организации образовательного процесса:

Для организации занятий используются следующие формы:

- лекционное изложение материала;

- эвристические беседы;

- практикумы по решению задач;

- уроки-исследования;

- работа в малых группах.

Виды деятельности

- работа с дополнительной литературой

- семинары по решению задач

- тестирование

-лабораторные работы.

Технологии обучения:

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Учебно-познавательные компетенции:

- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

Информационные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Коммуникативные компетенции: - владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; -владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

После изучения курса учащиеся должны:

-знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;

-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

-уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);

-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название модуля, раздела, темы

Количество часов

1

Введение в курс. Электрические измерения и электроизмерительные приборы.

4

2

Электрические цепи постоянного тока.

7

3

Электрические машины и сети

6


Содержание рабочей программы

Содержание курса (17 часов)


Раздел 1. Введение в курс. Электрические измерения и электроизмерительные приборы. 4 часа

Предел измерений ЭИП. Мультиметр. Сила тока. Электрическое напряжение. Цена деления. Определение цены деления амперметра и вольтметра. Измерение электрического напряжения. Включение вольтметра. Измерение силы электрического тока. Включение амперметра.

Лабораторная работа: Сборка простейшей электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на лампе с помощью мультиметра.

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока.7 час.

Понятия: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, их условно-графическое обозначение. Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов. Расчет эквивалентного сопротивления.

Электрическая емкость, единицы измерения емкости. Конденсаторы, их устройства и разновидности. Заряд и разряд конденсатора. Способы соединения конденсаторов и определение эквивалентной емкости.

Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

Составление простейших электрических цепей из ламп, переменных резисторов, реостатов и источника питания. Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы. Нахождение ошибок в электрических схемах. Использование компьютерных программ для конструирования электрических схем и нахождения основных характеристик электрических приборов.

Физические практикумы:

  1. «Измерение силы тока и напряжения на лампе с помощью мультиметра»

  2. «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения».

  3. «Изучение последовательного соединения проводников»

  4. «Изучение параллельного соединения проводников»

  5. «Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы»

  6. « Изучение гальванического элемента».

  7. «Наблюдение химического действия электрического тока».

Раздел 3. Электрические машины и сети

Устройство и принцип действия генератора постоянного тока.

Устройство и принцип действия электродвигателя. Вращающий момент и число оборотов якоря двигателя. Мощность и КПД электродвигателя. Химические источники электрической энергии. Принцип действия, основные параметры и разновидности гальванических элементов и аккумуляторов. Назначение и типы стрелочных электроизмерительных приборов. Принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем. Основные характеристики приборов, их преимущества и недостатки. Аналоговые и цифровые электронные измерительные приборы, их принцип действия и устройство. Прямые и косвенные методы измерения тока, напряжения, сопротивления и мощности электрического тока. Включение приборов в цепь для измерений. Средства индивидуальной защиты при работе с электрооборудованием. Устройство и принцип действия генератора постоянного тока

Темы докладов:

    1. Проводники и диэлектрики.

    2. Молния.

    3. Электрический ток в различных средах.

    4. Экономия электроэнергии.

    5. Плавкие предохранители.

    6. Действие электрического тока на организм человека.

    7. Конденсаторы.

    8. Получение меди путем электролиза.

    9. По желанию учащиеся могут подготовить сборник задач по теме «Электричество».



ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование тем, разделов

Основное содержание

Форма проведения

зун


Раздел 1. Введение в курс. Электрические измерения и электроизмерительные приборы. 4 час



1.1

Введение


Инструктаж ТБ. Краткие сведения о различных видах электросвязи и электрических измерениях.


Простейшие электрические цепи.


Беседа ,

зна­комство с целями и задачами курса


Правила поведения при

работе с оборудованием

в кабинете физики,


2.2

Предел измерений ЭИП. Мультиметр. Сила тока. Электрическое напряжение. Цена деления. Определение цены деления амперметра и вольтметра.

: Предел измерений ЭИП. Мультиметр. Сила тока. Электрическое напряжение. Цена деления. Измерения с помощью мультиметра.

лекция

Определение цены деления амперметра и вольтметра. Сборка прибора, единицы

измерения физических

величин темы

«Электрические явления»

3.3

Измерение электрического напряжения. Включение вольтметра. Измерение силы электрического тока. Включение амперметра.

Правила включения приборов в цепь.

Фронтальная работа с раздаточным материалом

Правила включения

приборов в цепь

.правило

определения цены

деления прибора

4.4

Физический практикум №1: «Измерение силы тока и напряжения на лампе с помощью мультиметра»

Правила включения приборов в цепь, чтение схем.

Практикум. работа с задачами разных видов на описание электрических цепей.


Правила включения

приборов в цепь

.правило

определения цены

деления прибора,

показания прибора.

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока. 7час

1.5


Электрический ток. Основные параметры электрической цепи

Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.

Напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения.

Лекции,

Конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач

Алгоритмы

Качественные, экспериментальные, зани­мательные задачи, задачи с техническим содержанием, Понятия: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, их условно-графическое обозначение.комбинированные задачи Собственное решение

2.6

Закон Ома. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

Итоговая работа Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск

Расчет электрических цепей. Законы последовательного и параллельного соединения.


3.7

Конденсаторы, их устройства и разновидности

. Заряд и разряд конденсатора. Способы соединения конденсаторов.

Беседа , практикум


Электрическая емкость, единицы измерения емкости

4.8

Физический практикум №2 «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения».

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач. участков цепи и т. д.


Лекция

Работа с задачами разных видов на описание электрических цепей.

Решение фронтальных экспериментальных задач

определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений

5.9

Физический практикум №3 «Изучение последовательного соединения проводников»

Практическое обучение Включение приборов в цепь для измерений.


практикум Решение фронтальных экспериментальных задач задачами курса

Прямые и косвенные методы измерения тока, напряжения, сопротивления и мощности электрического тока.

6.10

Физический практикум №4 «Изучение параллельного соединения проводников»

Практическое обучение .включение приборов в цепь для измерений.

практикум

Конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач

Прямые и косвенные методы измерения тока, напряжения, сопротивления и мощности электрического тока.

7.11

Физический практикум №5 «Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы».

Проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках.

Итоговая работа Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск

модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Раздел 3. Электрические машины и сети 6 час



1.12


Генератор постоянного тока. Электродвигатель

Устройство и принцип действия генератора постоянного тока.

Устройство и принцип действия электродвигателя..

лекция

Вращающий момент и число оборотов якоря двигателя. Мощность и КПД электродвигателя


2.13

Источники электрической энергии

Физический практикум №6 « Изучение гальванического элемента».


Принцип действия, основные параметры и разновидности гальванических элементов и аккумуляторов.


Беседа , практикум


Принцип действия, основные параметры и разновидности гальванических элементов и аккумуляторов.



3.14

Назначение и типы электроизмерительных приборов.

Принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.

Аналоговые и цифровые электронные измерительные приборы, их принцип действия и устройство.

Лекция,


Основные характеристики приборов, их преимущества и недостатки.


4.15

Средства индивидуальной защиты при работе с электрооборудованием Физический практикум №6 «Наблюдение химического действия электрического тока».


Химические источники электрической энергии

Беседа, практикум

Химические источники электрической энергии


5.16

Подготовка к итоговому занятию

Оформление докладов, редактирование и форматирование материала



6.17

Итоговое зачетное занятие

Выступление с докладами

Итоговая работа




Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

уметь:

Рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин

Отчет по практическим и лабораторным работам

Снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

  • Включать вольтметр и амперметр в электрическую цепь.

  • Измерять силу электрического тока и электрическое напряжения с помощью вольтметра, амперметра и мультиметра.

  • Определять цену деления амперметра и вольтметра.

  • Собирать простейшие электрические цепи и находить в них ошибки

Отчет по практическим и лабораторным работам, экспертная оценка

Читать электрические схемы

Результаты работы по индивидуальным карточкам

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля  исправности электропроводки в квартире

Отчет по практическим и лабораторным работам, индивидуальные беседы

знать:

Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения.

Физический смысл законов Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца; законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Условия существования электрического тока в цепи.

Правила электробезопасности.

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам, результаты зачетной работы

Сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов:

назначение и применение электроизмерительных приборов (ЭИП): амперметра, вольтметра, мультиметра. Предел измерений ЭИП.

Графический диктант

Отчет по практической работе

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам, результаты зачетной работы.

Условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин

Работа по индивидуальным карточкам

Отчет по практической работе

Основные элементы электрических сетей – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, конденсатор

Работа по индивидуальным карточкам

Отчет по практической работе

Типы и правила графического изображения и составления электрических схем

Работа по индивидуальным карточкам

Отчет по практической работе

Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин

Отчет по практической работе

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам

Двигатели постоянного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам,

Отчет по практической работе

Способы экономии электроэнергии;

Отчет по практической работе


Виды и свойства электротехнических материалов;

Графический диктант

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам, результаты зачетной работы.

Полупроводниковый диод и его устройство. Выпрямительные свойства диода. Условно-графическое обозначение диода. Электрические лампы.

Графический диктант


Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

Графический диктант

Тестовые задания, результаты работы по индивидуальным карточкам


Материально-техническое оснащение программы

Оборудование на парту: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода, металлический планшет.

Демонстрационное оборудование: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода, мультиметр, конденсатор, полупроводниковый диод, электрофорная машина, электроскоп.

Плакаты: по теме «Электричество», Спектр, 2001 год.

Учебно-методическое обеспечение для программы включает:

  1. Гельфгат И.М. Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. 1001 задача по физике - 3-е изд. 1997

  2. Евсюков А.А. Электротехника. Учебное пособие для студентов физ. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 248 с. с илл.

  3. Жеребцов И.П. Электрические и магнитные цепи.- Л.: Энергоатомиздат, 1987

  4. Кабардин О.Ф. Орлов В.А. Зильберман А.Р.Физика - задачник. – М.: Дрофа,- 3-е изд., 2000

  5. Китаев Е.В. Гревцев Н.Ф. Курс общей электротехники. Учебное пособие для студентов. – М.: Высшая школа, 1965.

  6. Кузнецов М.И. Основы электротехники. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1970. – 368 с. с илл.

  7. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

  8. Малиновский В.Н. Электрические измерения. – М.: Энергоиздат, 1982г.

  9. Манойлов В.Е. Основы электробезопасности. – Л.: Энергоатомиздат, 1991

  10. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями - 1-е изд., 1985 2-е изд., 1990

  11. Мельникова Л.Т. Программа курса предпрофильной подготовки по электротехнике с ориентацией на физико-математический и технологический профили для учащихся 9 класса. – Сургут, 2005

  12. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9кл.: к учебникам А.В. Перышкина и р. / А.В. Перышкин, Сост. Н.В. Филонович.- М.: Экзамен 2012.

  13. Степанов С.В. Физика в ученическом эксперименте. Руководство по выполнению лабораторных работ. – 2000г.(лаборатория альфа – микро)

  14. Шилов В.Ф. Техника безопасности в кабинете физики. Москва, Школьная пресса, 2002г.


Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), ЭОР:


  • Диск «Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 класс»

Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

  1. Федеральный портал "Российское образование"

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  5. Российский общеобразовательный портал

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы



Приложение 1


Примеры задач по теме «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»


Задача. Резистор сопротивлением 38 Ом изготовлен из медного провода массой m=11,2г. Найдите длину и диаметр провода. Удельное сопротивление меди 1,7∙10-8 Ом∙м, плотность меди 8,9∙103кг/м3.

Дано:

СИ

Решение:

m=11,2г

11,2∙10-3 кг

Удельное сопротивление меди ρ*=1,7∙10-8 Ом∙ м

R=38 Ом


Сопротивление проводника: R= ρ∙l/S

ρ =1,7∙10-8 Ом∙м


Выразим длину проводника: (1)

ρ м=8900 кг/м3


Масса проводника m=ρм V=ρм Sl; следовательно, S= (2)

l -?

D - ?


Подставим (2) в (1), получим



; произведем расчет = 53 м



Проводник представляет форму цилиндра в основании – окружность с площадью S=π D2, учитывая формулу(2)



D= произведем расчет D= =87∙10-6м2=87мм2



Ответ: 53м; 87 мм2


S2= ρ2∙l/R - площадь поперечного сечения алюминиевого проводника

. S1= ρ1∙l/R - площадь поперечного сечения медного проводника


= = 2 раза


Задача. К сети напряжением 120В подключают два резистора. При их последовательном соединении сила тока в них равна ЗА, а при параллельном 16А (суммарная). Чему равны сопротивления резисторов?

Дано

Решение:

U=120 В

Сопротивление при последовательном соединении R1+ R2= U/I

I1 +I2=16 А

R1+ R2=120В/3А= 40 Ом

I1= I2=3А

Сила тока в проводниках при параллельном соединении:

I1= U/ R1; I2= U/ R2 Общая сила тока I = I1 +I2

R1 -?

=16; =16; 120 ( =16

R2 -?

= ;


Составим систему уравнений

∙→



D=1600-4∙300∙1=400, D0, имеет два корня;

R= ; R1= =30 Ом; R2= =10 Ом.

Ответ: R1=30 Ом; R2= 10 Ом


Задача. К концам однородного медного цилиндрического проводника длиной 40 м приложили напряжение 40В. Каким будет изменение температуры проводника через 15 с? Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь (удельное сопротивление меди 1,7∙10-8 Ом∙м)

Дано:

Решение:

l=40м

По закону Джоуля Ленца энергия, выделяемая на проводнике

u=40В

Q1= I2R∆t

t=15с

R= ρ∙l/S - сопротивление проводника

см=380Дж/кг∙˚С

По закону Ома сила тока в проводнике I= u/R

ρ =1,7∙10-8 Ом∙м

Q1= ∙∆t, Q1=

ρ м=8900кг/м3

Проводник нагревается и поглощает энергию.

Q2=сm(t2-t1)

t2 - t1 =?

По закону сохранения энергии: Q1= Q2


= сm(t2-t1);


Масса проводника: m=V ρ м= Slρ м

= с Slρ м(t2-t1);


t2 - t1 =


t2 - t1= = 261


1[t]= =

Ответ: 261



























13