Программа элективного курса по географии
«Путешествие по достопримечательностям мира»
Пояснительная записка
Программа элективного курса “Путешествие по достопримечательностям мира” разработана для учащихся 9-10 классов, соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Новизна заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг, один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и чудес природы. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что-то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода, учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем древние, полные мистики- Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.
Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география. Содержание программы включает новые знания и новые образы. Программа построена на основе метапредметных связях с историей, экономикой, искусством, психологией, архитектурой. Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.
Каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения. В процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению. Через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии. Современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Цель программы: Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса “Страны мира”.
Задачи:
-
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
-
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
-
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
-
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
-
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор слайдовых презентаций о достопримечательностях мира, справочные материалы “Страны мира”, “Столицы мира». Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса. В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как научная конференция, работа со статистическим материалом, проложение туристических маршрутов и др. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе. Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями. Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
По окончанию изучения курса обучающиеся должны знать:
-
названия уникальных объектов, их географического положение;
-
возраст, историю образования этих объектов.
Должны уметь:
-
определять географическое положение объектов на физической карте;
-
объяснять уникальность природных объектов;
-
работать с дополнительной литературой;
-
работать с контурной картой.
Методы работы: беседа, работа с картой, рассказ учителя,
просмотр презентаций, выполнение практических и творческих работ.
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Форма занятия | Деятельность обучающегося |
1 | Вводное занятие. Туризм, туристические ресурсы, экскурсионное обслуживание. | 1 | Лекция | Запись лекции |
2 | Россия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
3 | Визитная карточка России. | 1 | Практика | Составление визитной карточки России |
4 | Центральная Азия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
5 | Юго- Восточная Азия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
6 | Южная Азия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
7 | Юго-Западная Азия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
8 | Европа. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
9 | Зачетная работа №1. | 1 | Тест. | Написание теста. |
10 | Северная Америка. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
11 | Латинская Америка. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
12 | Зачетная работа №2. | 1 | Практика | Выполнение заданий |
13 | Африка. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
14 | Австралия. | 1 | Лекционно-практическое занятие | Запись лекции, просмотр видеоматериала, заполнение к/к |
15 | Зачетная работа №3 | 1 | Тест. | Написание теста. |
16 | Викторина «Своя игра» | 1 | Игра | Ответы на задания из конвертов. Обозначение на контурной карте местонахождения уникальных достопримечательностей стран мира. |
17 | Итоговый урок. | 1 | Проект | Презентация визитных карточек по одному из частей света. |
Содержание
-
Вводное занятие. Туризм, туристические ресурсы, экскурсионное обслуживание: Понятие, виды, типы, экскурсии, подготовка экскурсий, расчеты, визитные карточки.
-
Россия: Кремль, Красная площадь, Петродворец, Храм Василия Блаженного, Мамаев Курган, Иволгинский дацан, Соловецкие острова, Адмиралтейская игла, Троице-Сергиева Лавра.
-
Визитная карточка России: Проектов
-
Центральная Азия: Достопримечательности столиц. Места религиозного паломничества. Памятники древности.
-
Юго- Восточная Азия: Великая Китайская стена, Лхаса- центр ламаизма, усыпальница первого императора, храм Неба, Храм изумрудного Будды, храм Золотого Будды, Портик.
-
Южная Азия: Мавзолей Тадж-Махал, храм Лотоса.
-
Юго-Западная Азия: Эфес, мечеть Султана, священный камень Кааба, Мекка, Медина, стена Плача, храм тела Господня:
-
Европа: Триумфальная арка, Эйфелева башня. Букингемский дворец, Тауэрский мост, Биг-Бэн, Стоунхендж, Колизей, Аббатство Мон-сель- Мишель, Пизанская башня, Домский собор, Кельнский собор, парк Версаль, Нотр-дам-де-Пари, Бранденбургские ворота, Трептов парк, музей мадам Тюссо, замок графа Дракулы:
-
Зачетная работа №1.: Определение географических объектов для развития туристического бизнеса. Как привлечь внимание туристов. Расчет перспектив эксплуатации данного объекта.
-
Северная Америка: Индейские тотемы. Памятник жертвам теракта 11 сентября. Долина монументов, Памятник первым президентам на горе Маунт- Рашмор, Статуя Свободы, мост Золотые ворота, Эмпайр Стейт Билдинг, арка в Сент-Луисе, Голливуд.
-
Латинская Америка: Храм Тернового венца, статуя Христа Спасителя, пирамида Чичен-Ица, пирамида Тикала, Мурали Диего Ривери, Сахарная голова.
-
Зачетная работа №2.: Разработка экскурсии. Расчет. Рентабельность.
-
Африка: Пирамиды в долине Гиза, Сфинкс, Каирская башня, Две статуи, храм Хатхор, павильон Трояна.
-
Австралия: Фонтан капитана Кука. Оперный театр.
-
Зачетная работа №3.: Тест-презентация.
-
Викторина «Своя игра»: Загадки. Ребусы. Фото. Карты с номенклатурой.
-
Итоговый урок: Презентация проектов «Гид по нашей планете».
Темы проектов:
-
Визитная карточка Азии
-
Визитная карточка Европы
-
Визитная карточка Северной Америки
-
Визитная карточка Латинской Америки
-
Визитная карточка Африки
-
Визитная карточка Австралии.
Литература:
-
Барсукова А. Исследование развития туризма в городе Усть – Илимске. Курсовая работа. 2017.
-
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 2012.
-
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2014.
-
Ипатова А. Проблемы туризма в России и пути их решения. Москва. 2013.
-
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2014.
-
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе. 2015.
-
Некрасова А. География “Золотого кольца” России. Курсовая работа. 2016.
-
Овчинников Н. В. Достопримечательности стран бывших республик. Курсовая работа. 2017
-
Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”. 2013
-
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2013.