Учебный курс с углубленным изучением географии «Мир географии».
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги по географии «Мир географии» предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – дополнительная образовательная услуга, которая направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия по программе дополнительной образовательной услуги по географии «Мир географии» поможет обогатить знания детей, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях даст возможность для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями станет важным моментом этой деятельности, поможет легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, сформирует коллектив единомышленников, научит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование.
Программа «Географический мир» рассчитан на 37 часов, 1 час в неделю.
Цель: систематизация и углубление уровня предметных знаний обучающихся по географии.
Задачи:
- реализовать компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению;
- развивать творческий потенциал личности, повышать познавательный интерес к географии;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета.
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Содержание программы.
1)Источники географических знаний.
( Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования)
2) Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5)География России. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6) Итоговое занятие. Решение тренировочных работ
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
Ожидаемые результаты:
Учебный курс «Мир географии» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Планируемые результаты:
«Знать/понимать»
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;
• географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
• Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.
• Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
• учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
• наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Условия реализации программы
Мультимедиа проектор, метеостанция, глобус Земли, коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.
Формы аттестации: текущий, тематический, итоговый. Занятия проводятся в виде лекционных курсов, семинарских занятий, практических работ в аудитории и на местности с применением измерительных приборов под руководством учителя. Формой контроля является выполнение контрольных работ, заслушивание научных рефератов, тестирование, выполнение олимпиадных заданий из пособий, предлагаемых в списке рекомендуемой и иной литературы.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Фак. |
1 | Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. | | 5.09.17. | |
2 | Географические координаты. | | 12.09.17. | |
3 | Выдающиеся географические открытия и исследования. | | 19.09.17. | |
4 | Решение задач по теме: «Источники географических знаний». | | 26.09.17. | |
5 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. | | 3.10.17. | |
6 | Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. | | 10.10.17. | |
7 | Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. | | 17.10.17. | |
8 | Гидросфера, ее состав и строение. | | 24.10.17. | |
9 | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | | 31.10.17. | |
10 | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | | 7.11.17. | |
11 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | | 14.11.17. | |
12 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | | 21.11.17. | |
13 | Биосфера. | | 28.11.17. | |
14 | Географическая оболочка Земли. | | 5.12.17. | |
15 | Решение задач по теме: «Природа Земли ичеловек» | | 12.12.17. | |
16 | Современный облик планеты Земля. | | 19.12.17. | |
17 | Соотношение суши и океана на Земле. | | 26.12.17. | |
18 | Население Земли. | | 9.01.18. | |
19 | Материки и страны. | | 16.01.18. | |
20 | Решение типовых заданий по теме: «Материки, океаны, народы и страны» | | 23.01.18. | |
21 | Влияние хозяйственной деятельности на природу. | | 30.01.18. | |
22 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | | 6.02.18. | |
23 | Крайние точки и границы. Россия на карте мира. | | 13.02.18. | |
24 | Почвы России. | | 20.02.18. | |
25 | Климат России. | | 27.02.18. | |
26 | Природа России. | | 6.03.18. | |
27 | Слоганы заповедники заказники. | | 13.03.18. | |
28 | Население России. | | 20.03.18. | |
29 | Миграции. | | 27.03.18. | |
30 | Энергетика. | | 3.04.18. | |
31 | Машиностроение. | | 10.04.18. | |
32 | Химическая промышленность. | | 17.04.18. | |
33 | Сельское хозяйство. | | 24.04.18. | |
34 | Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России». | | 8.05.18. | |
35 | Регионы РФ. | | 15.05.18. | |
36 | Решение типовых заданий. | | 22.05.18. | |
37 | Выполнение контрольного тестирования. | | 29.05.18. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010.Поурочное планирование»)
Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА.Контрольные измерительные материалы»)
Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод.пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-
refleksii-na-uroke