СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для проведения  внеклассных занятий по географии в 9 классе "Мир географии".

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по географии»

Учебный курс с углубленным изучением географии «Мир географии».


Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги по географии «Мир географии» предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – дополнительная образовательная услуга, которая направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия по программе дополнительной образовательной услуги по географии «Мир географии» поможет обогатить знания детей, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях даст возможность для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями станет важным моментом этой деятельности, поможет легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, сформирует коллектив единомышленников, научит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование.

Программа «Географический мир» рассчитан на 37 часов, 1 час в неделю.

Цель: систематизация и углубление уровня предметных знаний обучающихся по географии.

Задачи:

- реализовать компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению;

- развивать творческий потенциал личности, повышать познавательный интерес к географии;

- формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета.

- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.

Содержание программы.

1)Источники географических знаний.

( Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования)

2) Природа Земли и человек.

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.

3) Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

4) Природопользование и геоэкология.

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5)География России. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире

6) Итоговое занятие. Решение тренировочных работ


Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

Ожидаемые результаты:

Учебный курс «Мир географии» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Планируемые результаты:

«Знать/понимать»

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

• Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.

• Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;

• учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

• наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Условия реализации программы

Мультимедиа проектор, метеостанция, глобус Земли, коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.

Формы аттестации: текущий, тематический, итоговый. Занятия проводятся в виде лекционных курсов, семинарских занятий, практических работ в аудитории и на местности с применением измерительных приборов под руководством учителя. Формой контроля является выполнение контрольных работ, заслушивание научных рефератов, тестирование, выполнение олимпиадных заданий из пособий, предлагаемых в списке рекомендуемой и иной литературы.





Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Фак.

1

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности.


5.09.17.


2

Географические координаты.


12.09.17.


3

Выдающиеся географические открытия и исследования.


19.09.17.


4

Решение задач по теме: «Источники географических знаний».


26.09.17.


5

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли.


3.10.17.


6

Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие.


10.10.17.


7

Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.


17.10.17.


8

Гидросфера, ее состав и строение.


24.10.17.


9

Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.


31.10.17.


10

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.


7.11.17.


11

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды.


14.11.17.


12

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода

и климат. Изучение элементов погоды.


21.11.17.


13

Биосфера.



28.11.17.


14

Географическая оболочка Земли.


5.12.17.


15

Решение задач по теме: «Природа Земли ичеловек»


12.12.17.


16

Современный облик планеты Земля.


19.12.17.


17

Соотношение суши и океана на Земле.


26.12.17.


18

Население Земли.


9.01.18.


19

Материки и страны.


16.01.18.


20

Решение типовых заданий по теме: «Материки, океаны, народы и страны»


23.01.18.


21

Влияние хозяйственной деятельности на природу.


30.01.18.


22

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.


6.02.18.


23

Крайние точки и границы. Россия на карте мира.


13.02.18.


24

Почвы России.


20.02.18.


25

Климат России.


27.02.18.


26

Природа России.


6.03.18.


27

Слоганы заповедники заказники.


13.03.18.


28

Население России.


20.03.18.


29

Миграции.


27.03.18.


30

Энергетика.


3.04.18.


31

Машиностроение.


10.04.18.


32

Химическая промышленность.


17.04.18.


33

Сельское хозяйство.


24.04.18.


34

Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России».


8.05.18.


35

Регионы РФ.


15.05.18.


36

Решение типовых заданий.


22.05.18.


37

Выполнение контрольного тестирования.


29.05.18.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.


  1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010.Поурочное планирование»)

  2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА.Контрольные измерительные материалы»)

  3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.

  4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.

  5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.

  6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

  7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод.пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.

  2. География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010

  3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.

  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.

  5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.

  6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

  7. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.

Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-

refleksii-na-uroke