СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе 11 класс "Русские нобелевские лауреаты в области литературы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по литературе 11 класс "Русские нобелевские лауреаты в области литературы" 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе 11 класс "Русские нобелевские лауреаты в области литературы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области 




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н.Веремьева/

«___» __________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2018г. № ___



РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 элективного предмета

 

по литературе

«РУССКИЕ НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ»


11 класс

 

 

 


Бельской Надежды Михайловны,

учителя высшей категории




РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 «28» августа 2018 г.

Руководитель ШМО _________/Н.М. Бельская/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «30» августа 2018 г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «31» августа 2018 г.





с.Пригорское


2018-2019 учебный год


Рабочая программа по литературе 11 класс составлена для общеобразовательного учреждения на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Устава МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы);

- учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

Реализация учебного процесса планируется с использованием УМК по литературе для 10 класса:

  1. «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2017)

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2017 г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

  3. «Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс» Н.В.Егорова, И.В.Золотарева, М.: «ВАКО», 2017



Цели обучения

Цель курса – углубить и систематизировать знания учащихся о литературном процессе ХХ века посредством изучения творчества русских Нобелевских лауреатов, развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Задачи курса:

  1. Монографически охарактеризовать творчество писателей-лауреатов Нобелевской премии, определить их вклад в процесс развития русской и мировой литературы;

  2. Развивать у старшеклассников навыки филологического прочтения художественных произведений и умение свободно использовать теоретико­литературные понятия;

  3. Прививать учащимся навыки самостоятельной исследовательской работы.

Формы проведения элективного курса различны. Наиболее распространённой формой работы является лекция учителя в режиме слайдовой презентации и урок-семинар. Кроме того, предусмотрены индивидуальные творческие работы учащихся и проведение итогового урока- семинара в вопросно-ответной форме с привлечением средств мультимедиа. Учитель предлагает вводную лекцию (по истории возникновения Нобелевской премии) и лекции по изучению творчества Нобелевских лауреатов в области русской литературы.


Общая характеристика учебного курса

Элективный курс включает в себя в своём большинстве монографические темы, в которые учителем включаются сведения о жизни и творчестве автора, месте его в истории мировой литературы, изучается одно или несколько его произведений, которые обязательно должны быть прочитаны учащимися, так как учитель должен опираться на непосредственное восприятие текста учениками. Учитель должен помочь им понять творчество писателя, разобраться в его жизни и деятельности, показать, что автор как личность имеет свою жизненную позицию, которая находит отражение в его произведениях, способствующих воспитанию интереса к творчеству этого писателя, общечеловеческих идеалов, духовности. Кроме этого, значительное внимание уделяется формированию стиля того или иного автора, выявлению стилевых, композиционных и жанровых особенностей того или иного литературного произведения, благодаря чему осуществляется работа с учащимися в стилистическом плане.






I. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. .Чтение произведений и их фрагментов наизусть.

  2. . Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.

  3. . Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная).

  4. . Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя.

  5. . Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

  6. . Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении, его авторе.

  7. . Написание сочинений, рефератов, докладов.

  8. . Работа над стилевыми особенностями того или иного автора (форма доклада, сообщения).

  9. . Комментарий фрагмента произведения (с точки зрения литературоведения и стилистики).




Место учебного предмета в учебном плане

На преподавание элективного курса литературы в 11 классе выделено 35 часа (из расчета 1 час в неделю).



II. Содержание учебного предмета

  1. И.А. Бунин

  2. Б.Л. Пастернак

  3. М.А. Шолохов

  4. А.И. Солженицын

  5. И.А. Бродский









Календарно-тематическое планирование

элективного предмета по литературе в 11 классе

Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 33 часа.

По _1_ часу в неделю. Всего учебных недель __33__.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.

Промежуточная аттестация – зачет.


урока

п/п

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся



Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1-2

Лекция учителя в

режиме слайдовой

презентации.

Сообщения

учащихся.

Завещание Альфреда Бернхарда Нобеля.

Нобелевская премия.



3

Лекция учителя.

Составление плана

лекции.

Нобелевская премия по литературе «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Лауреат Нобелевской премии 1933 г.

Иван Алексеевич Бунин.



4

Урок-семинар.

Составление

тезисов сообщений

и выступлений

учащихся.

"...если скажут о нем: это лучший стилист современности - здесь не будет преувеличения", - М. Горький

(Особенности стиля И.А. Бунина)



5

Урок-семинар.

Доклады и

сообщения

учащихся.

Стихотворения И.А. Бунина



6

Лекция учителя.

Составление

тезисов лекции.

Цикл «Тёмные аллеи» И.А. Бунина



7

Лекция учителя.

Составление

вопросов по тексту

Нобелевский роман

«Жизнь Арсеньева»



8

Урок-семинар.

Слово учителя.

Регламентированная

дискуссия.

Язык Бунина прост, почти скуп, чист

и живописен. Но вместе с тем он

необыкновенно богат в образном и

звуковом отношениях…”

Круглый стол по творчеству И.А.

Бунина



9

Лекция учителя.

Нобелевская премия по литературе

«За значительные достижения в

современной лирической поэзии, а

также за продолжение традиций

великого русского эпического

романа».

Лауреат Нобелевской премии 1958 г.

- Борис Леонидович Пастернак



10

Лекция учителя.

Сообщения

учащихся.

Регламентированная

дискуссия.

Поэзия Б.Л. Пастернака

(Книги стихотворений

«Поверх барьеров»,

«Сестра моя жизнь»,

«Темы и варьяции»)



11

Урок-семинар.

Сообщения

учащихся.

«Доктор Живаго»



12

Лекция учителя.

Комментированное

чтение фрагментов

текста.

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор

Живаго»:

«Исполнен долг, завещанный от Бога»



13

Урок-семинар.

Комментированное

чтение

стихотворений.

Сообщения

учащихся.

Развёрнутый ответ

на вопрос.

«Стихотворения Юрия Живаго»



14

Урок-семинар.

Регламентированная

дискуссия.

«Цель творчества – самоотдача, А не

шумиха, не успех…», - Б.Л. Пастернак

(«О знал бы я, что так бывает…»)

Круглый стол по творчеству Б.Л.

Пастернака



15

Лекция учителя

Нобелевская премия по литературе

«За художественную силу и

цельность эпоса о донском

казачестве в переломное для России

время».

Лауреат Нобелевской премии 1965 г.

- Михаил Александрович Шолохов



16

Урок-семинар.

Сообщения

учащихся.

Практикум.

Стилистические особенности ранних

рассказов Шолохова (на примере

рассказов из сборников «Донские

рассказы» и «Лазорева степь»)



17

Лекция учителя

Народный роман-эпопея «Тихий Дон»

М.А. Шолохова.



18

Урок-семинар.

Комментированное

чтение фрагментов

текста.

Народный роман-эпопея «Тихий Дон»

М.А. Шолохова.



19

Урок-семинар.

Сопоставительный

анализ с ранними

произведениями.

Военные произведения М.А. Шолохова



20

Урок-семинар.

Регламентированная

дискуссия.

«Я всё такой же, только чуть-чуть

погнутый», - М.А. Шолохов

Круглый стол по творчеству М.А.

Шолохова



21

Лекция учителя.

Сообщения

учащихся.

Нобелевская премия по литературе

«За нравственную силу, почерпнутую

в традиции великой русской

литературы».

Лауреат Нобелевской премии 1970 г.

- Александр Исаевич Солженицын



22

Лекция учителя

«Раковый корпус»



23

Урок-семинар.

Комментированное

чтение фрагментов

текста.

«Раковый корпус»



24

Лекция учителя

«Архипелаг ГУЛАГ»



25

Урок-семинар.

Комментированное

чтение фрагментов

текста. Составление

тезисов.

«Архипелаг ГУЛАГ»



26

Урок-семинар.

Регламентированная

дискуссия.

«Нравственность – основа человека».

Круглый стол по творчеству А.И.

Солженицына



27

Лекция учителя

Нобелевская премия по литературе

«За всеобъемлющее творчество,

пропитанное ясностью мысли и

страстностью поэзии».

Лауреат Нобелевской премии 1987 г.

- Иосиф Александрович Бродский



28

Лекции учителя.

Комментированное

чтение элегий.

Элегии И.А. Бродского



29

Лекция учителя.

Сопостави-тельный

анализ с элегиями

(выполняется

учащимися

самостоятельно).

Послания И.А. Бродского



30

Урок-семинар.

Самостоятельное

исследование.

«Отрывки» И.А. Бродского



31

Лекция учителя.

Комментированное

чтение отрывков. Урок-семинар.

Дискуссия.

Поэма-мистерия «Шествие »

Круглый стол по творчеству И.А.

Бродского



32


Промежуточная аттестация. Зачет



33

Урок-семинар.

Регламентированная

дискуссия.

Гордость русской литературы ХХ века






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Список текстов, необходимых для прочтения учащимися

  1. И.А. Бунин:

  • «Господин из Сан-Франциско»,

  • Рассказ «Лёгкое дыхание»,

  • Цикл «Тёмные аллеи» (5-6 наиболее понравившихся рассказов).

  1. Б.Л. Пастернак:

  • Стихотворения из сборников «Поверх барьеров», «Сестра моя - жизнь», «Темы и варьяции».

  • Роман «Доктор Живаго».

  1. М.А. Шолохов:

  • Рассказы из сборников «Донские рассказы», «Лазоревая степь».

  • Роман-эпопея «Тихий Дон».

  1. А.И. Солженицын:

  • Роман «Раковый корпус».

  • Роман «Архипелаг ГУЛАГ».

  1. И.А. Бродский:

  • Элегии, послания.

  • Наиболее понравившиеся стихотворения.



Дополнительная литература:

Тексты

1. Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1987—1988.

2. Бунин И. А. Великий дурман. Неизвестные страницы. М., 1997.

3. Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989—1990.

4. Шолохов М. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1985.

5. Солженицын А. И. Малое собр. соч.: В 7 т. М., 1991.

6. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного

исследования: В 3 т. М., 1990.

7. Солженицын А. И. Красное Колесо: Повествование в отмеренных

сроках: В 10 т. М., 1990.

8. Бродский И. Избр. стихотворения. 1957—1992. М., 1994.

9. Бродский И. Избранное. М.; Мюнхен, 1992.

10.Бродский И. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе. М., 1992.

11.Бродский И. Размером подлинника: Сб. статей. Таллин, 1990.


Исследования

1. Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. Компендиум. –

М.: Языки славянской культуры, 2003.

3. Баевский В.С. Пастернак: в помощь преподавателям,

старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2002.

4. Бунин в русской литературе XX века. М., 1995.

5. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

6. Глушков Н. И. Реализм М. Шолохова. Ростов-на-Дону, 1997.

7. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака с разных точек зрения: Сб. М.,

1990.

8. Лавров В. Холодная осень: И. Бунин в эмиграции (1920—1953). М.,

1989.

9. Левитская Н. Г. Александр Солженицын: Библиография. М., 1991.

10.Мальцев Ю. В. И. Бунин. 1870—1953. М., 1994.

11.Мешков Ю. А. Александр Солженицын: Жизнь. Творчество. Время.

Екатеринбург, 1993

12.Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

13.Осипов В. О. Тайная жизнь Михаила Шолохова…: Документальная

повесть без легенд. М., 1995.

14.Паламарчук П. Г. Солженицын: Путеводитель. М., 1991.

15.Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989.

16.Петелин В. В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества. М.,

1986.

17.Поэтика Бродского: Сб. статей. Нью-Йорк, 1986.

18.Романова И.В. Поэтика Иосифа Бродского: лирика с коммуникативной

точки зрения. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007.

19.Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». М., 1987.

20.Чалмаев В. А. Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

21.Шолохов на изломе времени. М., 1995.

22.Якимчук Н. Как судили поэта: (Дело И. Бродского). Л., 1990.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!