СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе для 7-8 классов Изобразительные возможности языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у детей любви и интереса к поэтическому слову, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважению к языку как части национальной культуры. Развитие связной устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе для 7-8 классов Изобразительные возможности языка»

Программа элективного курса по литературе для 7-8 классов

Изобразительные возможности языка


Составитель:

Кисель Е.В., учитель русского языка и литературы

Шишкинской средней школы

Пояснительная записка.



Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Исходя из этого, назначение занятий состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

Поскольку одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности, курс дает возможности для реализации творческих задач за счет использования активных методов и форм обучения.

Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по литературе в 7-8 классах.



Основные цели занятий.
1. Развитие у детей любви и интереса к поэтическому слову, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части национальной культуры;
2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты ) с миром и с самим собой;

3. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп и т.д.
5. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.

6. Систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.

Форма занятий: уроки словесного рисования, лекции с элементами беседы, уроки речевой практики, уроки - концерты с чтением стихов, приготовленных для анализа, наизусть.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения изобразительных возможностей языка, выявлять связи между особенностями и составом текста и душевным состоянием автора, "в анализе формы видеть глубину содержания". Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит совершенствовать важнейшие речевые умения.



Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению литературы, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

  • Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение литературоведческой терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе при анализе художественных текстов

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как искусству слова , во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по литературе

Предполагаемые результаты.

в результате изучения курса учащиеся

• овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

• получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;

• научатся работать над сжатием исходного текста;

• смогут проводить различные виды анализа текста.
































Программа элективного курса


1.Введение. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.- 1 час

2. Звуковые изобразительные возможности. -3 часа

Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения.

3.Лексические средства выразительности – 8 часов

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Использование переносного значения слов в поэтических тропах: метафоре, метонимии, гиперболе, олицетворении, сравнении и т.п.

Выбор синонимов для точного, правильного образного выражения мысли.

Наблюдение над употреблением антонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Устаревание слов или некоторых их значений, использование таких слов в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы

И поговорки; их использование в художественной литературе.

Фонетический, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение

4.Словообразование и его изобразительные средства -4

Морфема как значимая часть слова, Синонимия и многозначность морфем.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях (словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами, окказионализмов, паронимов, однокоренных слов в тексте и т.п)

Фонетический, интонационный, лексический, словообразовательный анализ и выразительное чтение художественного текста.

5.Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности-4 часа.

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Наблюдение за использованием изобразительных возможностей средств графики. Аспектный лингвистический анализ и выразительное чтение.

6.Морфологические средства выразительности - 9 часов. Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический пол и род живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

Наблюдение за использованием кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.

Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Роль наречий и служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение художественного текста

7.Синтаксические изобразительные возможности- 4 часа.

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении. Инверсия как изобразительное средство языка. Семантико-стилистические возможности односоставных предложений. Функции однородных членов предложения. Смысловая градация. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Наблюдение за употреблением в художественных текстах разных типов сложных предложений.










Список литературы


Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.

Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.