Программа элективного курса по литературе для 7-8 классов
Изобразительные возможности языка
Составитель:
Кисель Е.В., учитель русского языка и литературы
Шишкинской средней школы
Пояснительная записка.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Исходя из этого, назначение занятий состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.
Поскольку одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности, курс дает возможности для реализации творческих задач за счет использования активных методов и форм обучения.
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по литературе в 7-8 классах.
Основные цели занятий.
1. Развитие у детей любви и интереса к поэтическому слову, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части национальной культуры;
2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты ) с миром и с самим собой;
3. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп и т.д.
5. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.
6. Систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.
Форма занятий: уроки словесного рисования, лекции с элементами беседы, уроки речевой практики, уроки - концерты с чтением стихов, приготовленных для анализа, наизусть.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения изобразительных возможностей языка, выявлять связи между особенностями и составом текста и душевным состоянием автора, "в анализе формы видеть глубину содержания". Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит совершенствовать важнейшие речевые умения.
Принципы программы:
Научность. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение литературоведческой терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе при анализе художественных текстов
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как искусству слова , во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по литературе
Предполагаемые результаты.
в результате изучения курса учащиеся
• овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
• получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
• научатся работать над сжатием исходного текста;
• смогут проводить различные виды анализа текста.
Программа элективного курса
1.Введение. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.- 1 час
2. Звуковые изобразительные возможности. -3 часа
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения.
3.Лексические средства выразительности – 8 часов
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Использование переносного значения слов в поэтических тропах: метафоре, метонимии, гиперболе, олицетворении, сравнении и т.п.
Выбор синонимов для точного, правильного образного выражения мысли.
Наблюдение над употреблением антонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Устаревание слов или некоторых их значений, использование таких слов в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы
И поговорки; их использование в художественной литературе.
Фонетический, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение
4.Словообразование и его изобразительные средства -4
Морфема как значимая часть слова, Синонимия и многозначность морфем.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях (словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами, окказионализмов, паронимов, однокоренных слов в тексте и т.п)
Фонетический, интонационный, лексический, словообразовательный анализ и выразительное чтение художественного текста.
5.Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности-4 часа.
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Наблюдение за использованием изобразительных возможностей средств графики. Аспектный лингвистический анализ и выразительное чтение.
6.Морфологические средства выразительности - 9 часов. Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический пол и род живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.
Наблюдение за использованием кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.
Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Роль наречий и служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение художественного текста
7.Синтаксические изобразительные возможности- 4 часа.
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении. Инверсия как изобразительное средство языка. Семантико-стилистические возможности односоставных предложений. Функции однородных членов предложения. Смысловая градация. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Наблюдение за употреблением в художественных текстах разных типов сложных предложений.
Список литературы
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.