СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по технологии для 10 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по технологии для 10 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по технологии «Технология ведения дома и семьи» составлена для учащихся 10 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе авторской программы В. Д. Симоненко "Технология. Технологии ведения дома" (М.: Вентана-Граф, 2017)

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., редакция от 31.12.2014г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сусанинская школа (ФГОС).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цели и задачи изучения курса

Одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Программа элективного курса «Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний)» предназначена для обучающихся 6-х классов. Она является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Любой человек должен принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ним стоит. Материал позволяет заполнить пробел в области реализации практических умений, необходимых для разумного ведения домашнего хозяйства.

Курс «Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний)» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Основные цели элективного курса:

- формирование экономического мышления и потребительской культуры бучающихся и

- привитие навы­ков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

Основные задачи элективного курса:

- Сформировать у обучающихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

- Научить обучающихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, личного бюджетного ограничения.

- Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.


- Развивать у обучающихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

- Воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, культуру потребления, самостоятельность, и смелость в защите своих прав.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.

- вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.

- вносить соответствующие коррективы.

- выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

-выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме, - запоминать инструкцию

- контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, - оценивать работу по заданным критериям.

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

- планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность, и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- планировать свою деятельность.

- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

- принимать и сохранять учебную задачу урока.

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

- учитывать выделенные учителем ориентиры.


Познавательные УУД:

- анализировать информацию из прослушанного объяснения.

- анализировать план работы.

- выделять основные этапы и приемы изготовления изделия.

-выделять существенную информацию из текстов различных видов.

-делать умозаключения и выводы в словесной форме.

-знать о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

- извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения.

- на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).

- осознанно рассматривать рисунки с целью освоения и использования информации.

- осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера.

- перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

- представлять подготовленную информацию в словесной форме.

- презентовать в вербальном виде подготовленную информацию.


Коммуникативные УУД:

- владеют монологической и диалогической формами в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- делать выводы.

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

- общаться при коллективном выполнении работ с учетом общности интересов и возможностей одноклассников.

- отвечать на вопросы.

- отстаивать собственное мнение,.

- правильно выражать свои мысли.

- проявлять ответственное отношение к учению.

- рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

- рассуждать, слышать и понимать партнера.

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- слушать учителя и одноклассников.

- участвовать в коллективных обсуждениях.

- участвовать в творческой деятельности эстетического характера.

- формулировать ответы на вопросы,


Предметные результаты

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
- владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

-применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Домашняя экономика

Понятие о домашней экономике. Роль экономики в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально – экономическая ячейка общества. Состав семьи. Функции семьи. Экономические связи в семье.

   Понятие о благосостоянии семьи. Предпринимательство как сфера человеческой деятельности. Факторы предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства, фирмы и домашнего хозяйства. Бизнес и его разновидности.

Практика: Диагностические процедуры: «Способны ли Вы вести самостоятельное дело?». Составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учёбы время. Составление перечня товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.

Понятие о потребности семьи. Структура потребностей и характеристика их видов. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу. Требования, предъявляемые к покупке. Свойства товаров и правила покупки. Советы покупателю.

Понятие о ресурсах семьи. Виды ресурсов. Ресурсы семьи. Описание ресурсов семьи, выявление возможности их увеличения.

Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Экономия средств. Распределение бюджета. Подоходный налог, кредит. Расчёт потребительской корзины. Планируемый месячный бюджет.

Понятие о комфортности семьи. Задачи трудовых отношений в семье. Принципы организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье.

Практикум №1 Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета. Деловая игра «Бюджет семьи».

Практикум №2 Составление сметы расходов на ремонт.

Источники информации для потребителя

Понятие о рекламе. Рекламное объявление. Рекламодатель, рекламораспространитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к оформлению рекламы.

Проблемы государственного регулирования рекламы. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Что делать, если реклама вас обманула?

Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок.
Определение пищевых добавок в продуктах. На что следует обращать внимание при покупке товаров?

Практикум №3 Деловая игра «Рекламный агент»

Практикум №4 Создание рекламного буклета.

Практикум №5 Поход в магазин, работа с уголком потребителя.

Поведение покупателя при покупке товара

Почему возникает проблема потребительского выбора? Что надо знать о товаре помимо цены? Что такое риск и как его снизить?

Как формируется цена товара? Какие бывают формы торговли? Что такое гарантии? Как не попадаться на торговые уловки?

Какую информацию можно найти на упаковке товара? Как читать специальные символы? Что такое штрих-код? Символы на этикетках, упаковках и вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Стандарты качества и безопасности.

Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. Обмен товара надлежащего качества.

Практикум №6 Деловая игра «Как я покупаю товар».

Практикум №7 Как оформить рекламацию?

Практикум №8 Как оформить рекламацию?



Защита прав потребителя

Государственный Антимонопольный Комитет, Государственный антимонопольный комитет России. Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России, Государственный комитет по стандартизации,

Общественные организации потребителей: их функции и полномочия. Что такое потребительское законодательство? Каковы основные права потребителей? Изучение статей 18 – 25 закона РФ «О защите прав потребителей». Правила обращения в суд.

Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда? Кассационная жалоба. Исковое заявление. Кто может определить размер морального вреда? Как возмещается моральный вред? Решение задач, тестирование.

Практикум №9 Как вернуть не понравившийся товар?

Практикум №10 Как обжаловать решение суда? Исковое заявление, что такое моральный вред и как он возмещается


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

Содержание

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Домашняя экономика

10

8

2

2.

Источники информации для потребителя

9

6

3

3.

Поведение покупателя при покупке товара

9

6

3

4.

Защита прав потребителя

6

4

2

Итого:

34

8

10


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!