СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Тестовые технологии" для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к программе элективного курса « Тестовые технологии» 10 – 11  классы»

Программа элективного курса «Тестовые технологии» для 10 - 11классов средней общеобразовательной школы  построена с учётом принципа системности, доступности, научности и преемственности между различными разделами курса русского языка с учётом  метапредметных связей с курсом литературы.

Данный курс рассчитан на 67 часов:   в 10 – 34 часа, в 11 – 33 часа, т.е.  по 1 часу в неделю в течение года в 10 и 11 классах.

 Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для обучающихся 10 - 11 классов любого профиля при подготовке к   итоговому сочинению (ИС) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 11классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Тестовые технологии" для 10-11 классов»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Тестовые технологии» для 10 - 11классов средней общеобразовательной школы построена с учётом принципа системности, доступности, научности и преемственности между различными разделами курса русского языка с учётом метапредметных связей с курсом литературы.

Данный курс рассчитан на 67 часов: в 10 – 34 часа, в 11 – 33 часа, т.е. по 1 часу в неделю в течение года в 10 и 11 классах.

Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для обучающихся 10 - 11 классов любого профиля при подготовке к итоговому сочинению (ИС) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 11классе.

Содержание курса опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Предлагаемый курс подготовки к ИС и к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное напряжение обучающихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включено изучение тестовых заданий, аналогичных заданиям КИМов, работа над сочинениями по предложенным направлениям.

Структура курса при подготовке к ИС: часть 1 – общие вопросы об ИС, часть 2 – анализ данных тематических направлений, часть 3 – практическая работа

Структура курса при подготовке к ЕГЭ: часть 1 содержит 26 заданий. Ответами к этим заданиям является число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Часть 2 содержит 1 задание (задание 27) и представляет собой сочинение по прочитанному тексту.

В программе данного курса каждая из структурных частей ЕГЭ снабжена алгоритмом выполнения, содержит методические рекомендации и набор типовых тренировочных заданий, что позволяет закрепить полученные знания и успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Цели и задачи курса:

1. Познакомить с практикой итогового сочинения и экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, наметить приоритеты подготовки к ИС и ЕГЭ в 11 классе

2. Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку и литературе за курс

5-9 классов

3.Выявить наиболее трудные темы по русскому языку для каждого обучающегося и класса в целом и отработать их.

4.Скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;

5.Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;

6.Подготовить обучающихся к успешному написанию ИС и сдаче ЕГЭ.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов ЕГЭ и написания сочинения предыдущего года.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум








Планируемые результаты

В результате изучения элективного курса «Тестовые технологии» обучающиеся должны знать

  • требования, предъявляемые к итоговому сочинению;

  • критерии оценивания итогового сочинения;

  • теоретико-литературные понятия

  • содержание заданий КИМов, используемых в ходе проведения ЕГЭ

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и синтаксические, пунктуационные, стилистические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения;

  • структуру сочинения-рассуждения по проблеме предложенного текста, последовательность этапов его написания;

уметь

  • создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели,

  • рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений:

  • выбрать одну тему;

  • выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

  • сформулировать свою точку зрения;

  • аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору);

  • продумать композицию сочинения;

  • грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём).

  • применять на практике теоретико-литературные понятия;

  • анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

  • осуществлять речевое оформления собственных работ;

  • уместно употреблять средства художественной выразительности;

  • редактировать собственные и чужие сочинения.

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • создавать сочинения-рассуждения по проблематике текста,  предложенного для анализа;

  • применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ИС и ЕГЭ по русскому языку. Особенности ИС и ЕГЭ по русскому языку. Специфика экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Итоговое сочинение. Требования к сочинению на литературную тему. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Пять тематических направления, утверждённые на 2021-2022 учебный год

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

Редактирование текста сочинения.

ЕГЭ. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ


№ урока

Тема

Кол – во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся


Введение 1 ч.

1

ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. Демоверсия 2020 г.

1


Выполнение диагностической работы.


Речь. Работа с микротекстом 5 ч.

2

Информационная обработка письменных текстов различных стилей. Задание 1

1


Выполнение 1 задания

3

4

Средства связи предложений в тексте. Задания 1 – 2

2


Выполнение 2 задания

5

Лексическое значение слова. Задание 3

1


Выполнение 3 задания

6

Практикум «Текст. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Задания 1 – 3

1


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям 1 – 3


Речь. Языковые нормы 7 ч.

7

Орфоэпические нормы (постановка ударения). Задание 4

1


Выполнение 4 задания

8

9

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Задания 5 – 6.

2


Выполнение 5, 6 заданий

10


Морфологические нормы. Образование форм слова. Задание 7

1


Выполнение 7 задания

11

12

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления. Задание 8

2


Выполнение 8 задания

13

Проверочная работа-практикум «Языковые нормы» Задания 4 - 8.

1


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям 4 - 8


Речь. Нормы орфографии 8 ч.

14

Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Правописание корней с чередующимися гласными. Задание 9

1


Выполнение 9 задания

15


Правописание приставок на З и С, правописание приставок ПРЕ– и ПРИ-, правописание И и Ы после приставок, правописание Ъ и Ь. Задание 10

1


Выполнение 10 задания

16

Правописание суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. Задание 11

1


Выполнение 11 задания

17

Правописание суффиксов причастий и безударных личных окончаний глаголов. Задание 12

1


Выполнение 12 задания

18

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Задание 13

1


Выполнение 13 задания

19

Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14

1


Выполнение 14 задания

20

Правописание Н и НН в различных частях речи. Задание 15

1


Выполнение 15 задания

21

Проверочная работа-практикум «Нормы орфографии». Задания 9 - 15

1


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям 9 - 15


Речь. Нормы пунктуации 7 ч.

22

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении. Задание 16

1


Выполнение 16 задания

23

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями). Задание 17

1


Выполнение 17 задания

24

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Задание 18

1


Выполнение 18 задания

25

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 19

1


Выполнение 19 задания

26

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Задание 20.

1


Выполнение 20 задания

27

Пунктуационный анализ. Употребление запятой, тире, двоеточия. Задание 21

1


Выполнение 21 задания

28

Проверочная работа-практикум «Нормы пунктуации». Задания 16 -21.

1


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям16 - 21


Повторение и контроль 6 ч.

29

30

Повторение

2


КонсультацияУстранение пробелов в знаниях

31

32

Итоговая проверочная работа

2


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям 1 - 21

33

34

Анализ результатов итоговой работы.

2


Работа над ошибками










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ


урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся


Итоговое сочинение-2021

13



1

Введение. Итоговое сочинение: что, когда, зачем и как? Тематические направления 2021-2022 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

1


Участвуют в беседе, составляют конспект урока

2

Тема, вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей сочинения.

1


Участвуют в беседе, составляют конспект урока

3

Тематическое направление 1. Практическая работа над вступлением к темам направления.


1


Участвуют в беседе, планируют работу, выполняют творческое задание

4

Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения

1


Дают самооценку написанного сочинения по критериям, выполняют редактирование

5

Тематическое направление 2 Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению

1


Участвуют в беседе, подборе литературных аргументов

6

Практикум: редактирование домашнего сочинения. Работа над сочинением (направление 2)

1


Дают взаимооценку написанного сочинения по критериям, выполняют редактирование

7

Тематическое направление 3 Отбор литературного материала.

1


Участвуют в беседе, подборе литературных аргументов

8

Работа над сочинением (направление 3)

1


Выполняют самостоятельную творческую работу

9

Тематическое направление 4. Отбор литературного материала.

1


Участвуют в беседе, подборе литературных аргументов

10

Работа над сочинением (направление 4)

1


Выполняют самостоятельную творческую работу

11

Тематическое направление 5. Отбор литературного материала

1


Участвуют в беседе, подборе литературных аргументов

12

Работа над сочинением (направление 5)

1


Выполняют самостоятельную творческую работу

13

Итоговое занятие. Занятие-консультация

1


Проводят рефлексию, самоанализ, устраняют пробелы в знаниях


ЕГЭ по русскому языку.

1



14

ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. Демоверсия 2021 г.

1


Выполнение диагностической работы.


Речь. Анализ текста

6



15

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Задание 22

1


Выполнение задания 22

16

Функционально-смысловые типы речи. Задание 23

1


Выполнение задания 23

17

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Задание 24

1


Выполнение задания 24

18

Средства связи предложений в тексте. Задание 25

1


Выполнение задания 25

19

Языковые средства выразительности. Задание 26

1


Выполнение задания 26

20

Проверочная работа-практикум «Анализ текста». Задания 22 - 26

1


Выполнение теста в формате ЕГЭ по заданиям 22 - 26


Развитие речи. Сочинение

6



21

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Критерии оценивания. Примерный план сочинения.

1


Составляют конспект урока, план сочинения

22

Проблема исходного текста

1


Участвуют в беседе, анализируют текст, выполняют творческое задание

23

Комментарий проблемы исходного текста. Значение комментариев и связь между ними

1


Участвуют в беседе, анализируют текст, выполняют творческое задание

24

Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме.

1


Участвуют в беседе, анализируют текст, выполняют творческое задание

25

Собственное отношение к позиции автора по заявленной проблеме исходного текста и его обоснование.

1


Участвуют в беседе, анализируют текст, выполняют творческое задание

26

Практикум «Сочинение. Задание 27»

1


Написание сочинения - рассуждения


Повторение и контроль

7


27

Повторение заданий 1- 3



Итоговый тест

28

Повторение заданий 4 - 8



Итоговый тест

29

Повторение заданий 9 - 15



Итоговый тест

30

Повторение заданий 16 - 21



Итоговый тест

31

Повторение заданий 22 - 26


Итоговый тест

32

33

Итоговое занятие. Занятие-консультация


Анализ допущенных ошибок. Устранение пробелов в знаниях

















СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11 классах. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2004;

3. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012 год. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп. – Москва: Интеллект – Центр,2012. -208с.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнение. Учебное пособие. – Москва: Интеллект – Центр,2012. -320с.

5. ЕГЭ: Русский язык: КИМы / В.И.Капинос и др.; Под ред. Г.С.Ковалёвой; Министерство образования Российской Федерации.– М.: Просвещение, 2007.

6. ЕГЭ 2006. Русский язык. Поурочное планирование к экзамену / Е.А.Влодавская. – М.: “Экзамен”, 2006.

7. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению части С. – М.: “Экзамен”, 2010.

8. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004, стр.172-365.

9. Львова С.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010.

10. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.– М.: Вербум-М, 2003.

11. Поникарова Л.А. Русский язык в таблицах и заданиях (сложное предложение). – М.: Просвещение, 2008.

12. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

13. Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык.– Симферополь, 2004.







ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004

2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. – М.: Просвещение, 2004

3. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012 год. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп. – Москва: Интеллект – Центр,2012. – 208с.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнение. Учебное пособие. – Москва: Интеллект – Центр,2012. – 320с.

5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М.: Экзамен, 2006.

6. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007

7. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2000

8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2000




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!