Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Троицко-Сунгурская средняя школа»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Составитель программы:
Хаметова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана для углубленной подготовки учащихся одиннадцатых классов к итоговой аттестации за курс средней школы (Единому государственному экзамену) и вступительным экзаменам в высшие и средние учебные заведения.
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
Место курса в образовательном процессе.
Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и яв-
лений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение - 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы.. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 – 19)
Подготовка к сочинению уровня С –
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ –
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. | Название темы | Количество часов | Уроков развития речи | Контрольные работы |
1. | Введение. | 1 | | |
2. | Подготовка к итоговому сочинению. | 3 | | |
3. | Подготовка к заданиям 1-24. | 20 | 3 | |
4. | Подготовка к сочинению (Задание 25). | 6 | 6 | |
5. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 4 | | 4 |
| Итого: | 34 | 9 | 4 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Требования к уровню знаний | Вид контроля | Дата проведения по плану | фактически |
Введение – 1 час. |
1. | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | | | |
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа. |
2. | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | | | | |
3. | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | | сочинение | | |
4. | Сочинение по одному из направлений. | | сочинение | | |
Подготовка к заданиям 1-24 – 18 часов. |
5. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 | | |
6. | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. | Выполнение заданий 5,22,24 | | |
7. | Лексические выразительные средства. | Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 24 | | |
8. | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 24 | | |
9. | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 6 | | |
10. | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-18 | | |
11-13 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 | | |
14 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 24 | | |
15-18 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 8-14 | | |
19-20 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 15-19 | | |
21 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,23 | | |
22 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи. | Выполнение задания 21 | | |
Подготовка к сочинению – 7часов. |
23 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. | | |
24 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. | | |
25 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. | | |
26 | РР. Способы аргументации собственного мнения. | Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение. | Работа с текстом. | | |
27 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. | | |
28-29 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. | | |
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов. |
30 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | | |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | | |
32-34 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | | Диагностическая работа. | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2001.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М. Просвещение, 1989.
5. Дудников А.В. Русский язык. – М. Просвещение, 1984.
6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2003-2004./ Под ред. Г.С.Ковалевой. - М.: Просвещение, 2003.
7. Единый государственный экзамен. Русский язык. 2004-2005. Контрольные измерительные материалы./ Под ред. Г.С.Ковалевой. – М.: Просвещение, 2005.
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993.
9. Львова С.И. Уроки словесности. – М.: Дрофа, 2000.
10. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. Орфография. Пунктуация. Стилистика. – М.: Айрис; Рольф, 1997.
11. Павлова Н.И. Готовимся к ЕГЭ. Изучение на уроках норм построения сложных предложений. // Русская словесность, 2006, № 3.
12. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2005.
13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – Айрис; Рольф, 1996.
14. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2018.
Словари и справочники:
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1976.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М. Художественная литература, 1987.
Баш Л.М., Боброва А.В. и др. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. – М.: Цитадель-трейд, 2006.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). – М.: Русский язык, 1982.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.
Одинцов В.В., Иванов В.В., СмолицкаяГ.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1999.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1992.
Орфографический словарь русского языка. / Под ред. С.Г.Бархударова, И.Ф.Протченко и Л.И. Скворцова. – М.: Русский язык, 1988.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И., - М., 1989.
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка, - М., 1991.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М.: Издательство АСТ, 1997.
Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
Словарь синонимов. / Ред. А.В.Евгеньева. – М.: Наука, 1976.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)