СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по литературе"»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по литературе» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение), составлена на основе примерной программы по литературе в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Содержание программы направлено на освоение учащимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей.

Данный курс (34 часа, 1 час в неделю) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по литературе: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания.

Темы курса выбраны с необходимостью обобщить и углубить материал уроков, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно: на выполнение заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задания 2.1 - 2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагают целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведенным фрагментом. Второй комплекс заданий отнесён к стихотворению (басне, балладе). Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе.

Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1– 5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения.

Цель: подготовить учащихся к ОГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:

  • «Основные теоретико-литературные понятия»

  • «Из русского фольклора»

  • «Из древнерусской литературы»

  • «Из русской литературы XVIII в.»

  • «Из русской литературы первой половины XIX в.»

  • «Из русской литературы второй половины XIX в.»

  • «Из русской литературы XX – начала XXI в.»

  • «Из зарубежной литературы»

Задачи:

  • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

  • формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

  • дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

  • обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

  • содействие в области профессионального самоопределения.


Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героям;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Метапредметные связи учебного предмета

Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет учащемуся избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении заданий. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание учащихся к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.

Учет особенностей учащихся

Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокогоуровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».

Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.

В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.

Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.

Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на занятиях должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Виды и формы контроля

Контроль проводится в виде проверки самостоятельных работ, кратких ответов ограниченного объема, тестов, сочинений.

В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты экзаменационной модели ОГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны

  1. знать/понимать:

    1. образную природу словесного искусства;

    2. содержание изученных литературных произведений;

    3. основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.В. Гоголя;

    1. изученные теоретико-литературные понятия;

  1. уметь:

1.1. воспринимать и анализировать художественный текст;

1.2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

1.3. определять род и жанр литературного произведения;

1.4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать

характеристику героев;

1.5. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных

средств;

1.6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

1.7. выявлять авторскую позицию;

1.8. выражать свое отношение к прочитанному;

1.9. владеть различными видами пересказа;

1.10. строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

1.11. понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

1.12. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

2. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2.1. создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

2.2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Литература

  • Демоверсии ОГЭ - 2021.

  • Фёдоров А.В. ОГЭ-2021. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, 2020.

  • Тренировочные работы и материалы сайта «Незнайка» https://neznaika.pro/

Список сайтов для подготовки к ГИА

  • Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/.

  • Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА: http://www.ctege.or+g/ Мощный ресурс, свежие новости, есть библиотека книг по подготовке к ЕГЭ и ГИА

  • Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой: http://pedsovet.su Много тренажеров по подготовке, созданных учителями, по адресу: http://pedsovet.su/load/62

  • Большая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним: http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm Опорные конспекты Фомина : http://planetashkol.ru/ts/history-online/about/

Обзор сервисов онлайн-тестирования

  • Официальные тесты http://www.edu.ru/moodle/

  • http://www.egesha.ru/

  • Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки http://live.mephist.ru/show/tests/

  • Онлайн-тесты от портала МИФИ http://www.gia9.ru/

  • Тесты для ГИА. http://www.saharina.ru/tests/

  • http://5litra.ru/ege-online/425-ege-onlayn-po-literature-besplatno.html 60 тестов по литературе от портала "Литра 5"



Тематический план


Название темы

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Основные теоретико-литературные понятия.

5

3.

Из русского фольклора.

1

4.

Из древнерусской литературы.

1

5.

Из русской литературы XVIII в.

2

6.

Из русской литературы первой половины XIX в.

7

7.

Из русской литературы второй половины XIX в.

4

8.

Из русской литературы ХХ - начала XXI в.

6

9.

Из зарубежной литературы.

4

Календарно – тематическое планирование. Предмет: элективный курс по литературе.

Класс: 9а, 9в. Учитель: Михеева Светлана Анатольевна.

№ п/п

Раздел

Тема урока

Дата

план

факт

1

Введение

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021г.

07.09


2

Основные теоретико-литературные понятия


Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Фольклор. Литературные роды и жанры.

14.09


3

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

21.09


4

Форма и содержание литературного произведения.

28.09


5

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

05.10


6

Проза и поэзия. Cтихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

12.10


7

Из русского фольклора

Русские народные сказки. Былины.

19.10


8

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

09.11


9

Из русской литературы

XVIII в.

Произведения М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

16.11


10

Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль».


23.11


11

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

30.11


12

Из русской литературы первой половины XIX в.

И.А. Крылов. Басни. В.А. Жуковский. Стихотворения. Баллады «Светлана», «Лесной царь».

07.12


13

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

14.12


14

А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин».

21.12


15

А.С. Пушкин «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».

28.12


16

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Песня про купца Калашникова».

11.01


17

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

18.01


18

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

25.01


19

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

01.02


20

Из русской литературы второй половины XIX в.

А.Н. Островский. Пьесы. «Правда хорошо, а счастье лучше».

08.02


21

И.С. Тургенев. Повесть «Ася».

15.02


22

Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

20.02


23

Ф.М. Достоевский. Повести. Л.Н. Толстой. Повести. Рассказ «После бала».

01.03


24

А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».

15.03


25

Из русской литературы ХХ в.

И.А. Бунин. Рассказы «Косцы», «Танька».

29.03


26

Стихотворения А.А. Блока, В.В. Маяковского.

05.04


27

С.А. Есенин. Стихотворения «Береза», «Пороша», «Край

любимый! Сердцу снятся…».

12.04


28

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

19.04


29

В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик».

26.04


30

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

04.05

17.05

31

Из зарубежной литературы

Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея». У. Шекспир. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

12.05

24.05

32

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве. И.-В. Гете. Трагедия «Фауст».

17.05

31.05

33

Повторение пройденного

Выполнение практических заданий в формате ОГЭ.

24.05

07.06

34

Выполнение практических заданий в формате ОГЭ.

31.05

08.06




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!