Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по литературе» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение), составлена на основе примерной программы по литературе в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Содержание программы направлено на освоение учащимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей.
Данный курс (34 часа, 1 час в неделю) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по литературе: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания.
Темы курса выбраны с необходимостью обобщить и углубить материал уроков, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно: на выполнение заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задания 2.1 - 2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагают целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведенным фрагментом. Второй комплекс заданий отнесён к стихотворению (басне, балладе). Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе.
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1– 5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения.
Цель: подготовить учащихся к ОГЭ, обобщить и углубить знания по разделам:
-
«Основные теоретико-литературные понятия»
-
«Из русского фольклора»
-
«Из древнерусской литературы»
-
«Из русской литературы XVIII в.»
-
«Из русской литературы первой половины XIX в.»
-
«Из русской литературы второй половины XIX в.»
-
«Из русской литературы XX – начала XXI в.»
-
«Из зарубежной литературы»
Задачи:
-
систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
-
формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
-
дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
-
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
-
содействие в области профессионального самоопределения.
Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-
давать характеристику героям;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Метапредметные связи учебного предмета
Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет учащемуся избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении заданий. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание учащихся к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.
Учет особенностей учащихся
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокогоуровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.
Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.
Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на занятиях должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Виды и формы контроля
Контроль проводится в виде проверки самостоятельных работ, кратких ответов ограниченного объема, тестов, сочинений.
В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты экзаменационной модели ОГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны
-
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
-
уметь:
1.1. воспринимать и анализировать художественный текст;
1.2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
1.3. определять род и жанр литературного произведения;
1.4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев;
1.5. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;
1.6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
1.7. выявлять авторскую позицию;
1.8. выражать свое отношение к прочитанному;
1.9. владеть различными видами пересказа;
1.10. строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
1.11. понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
1.12. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
2. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2.1. создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
2.2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Литература
-
Демоверсии ОГЭ - 2021.
-
Фёдоров А.В. ОГЭ-2021. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, 2020.
-
Тренировочные работы и материалы сайта «Незнайка» https://neznaika.pro/
Список сайтов для подготовки к ГИА
-
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/.
-
Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА: http://www.ctege.or+g/ Мощный ресурс, свежие новости, есть библиотека книг по подготовке к ЕГЭ и ГИА
-
Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой: http://pedsovet.su Много тренажеров по подготовке, созданных учителями, по адресу: http://pedsovet.su/load/62
-
Большая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним: http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm Опорные конспекты Фомина : http://planetashkol.ru/ts/history-online/about/
Обзор сервисов онлайн-тестирования
-
Официальные тесты http://www.edu.ru/moodle/
-
http://www.egesha.ru/
-
Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки http://live.mephist.ru/show/tests/
-
Онлайн-тесты от портала МИФИ http://www.gia9.ru/
-
Тесты для ГИА. http://www.saharina.ru/tests/
-
http://5litra.ru/ege-online/425-ege-onlayn-po-literature-besplatno.html 60 тестов по литературе от портала "Литра 5"
Тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Основные теоретико-литературные понятия. | 5 |
3. | Из русского фольклора. | 1 |
4. | Из древнерусской литературы. | 1 |
5. | Из русской литературы XVIII в. | 2 |
6. | Из русской литературы первой половины XIX в. | 7 |
7. | Из русской литературы второй половины XIX в. | 4 |
8. | Из русской литературы ХХ - начала XXI в. | 6 |
9. | Из зарубежной литературы. | 4 |
Календарно – тематическое планирование. Предмет: элективный курс по литературе.
Класс: 9а, 9в. Учитель: Михеева Светлана Анатольевна.
№ п/п | Раздел | Тема урока | Дата |
план | факт |
1 | Введение | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021г. | 07.09 | |
2 | Основные теоретико-литературные понятия | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Фольклор. Литературные роды и жанры. | 14.09 | |
3 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. | 21.09 | |
4 | Форма и содержание литературного произведения. | 28.09 | |
5 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. | 05.10 | |
6 | Проза и поэзия. Cтихотворный размер, ритм, рифма, строфа. | 12.10 | |
7 | Из русского фольклора | Русские народные сказки. Былины. | 19.10 | |
8 | Из древнерусской литературы | «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. | 09.11 | |
9 | Из русской литературы XVIII в. | Произведения М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина. | 16.11 | |
10 | Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль». | 23.11 | |
11 | Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». | 30.11 | |
12 | Из русской литературы первой половины XIX в. | И.А. Крылов. Басни. В.А. Жуковский. Стихотворения. Баллады «Светлана», «Лесной царь». | 07.12 | |
13 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». | 14.12 | |
14 | А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». | 21.12 | |
15 | А.С. Пушкин «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка». | 28.12 | |
16 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Песня про купца Калашникова». | 11.01 | |
17 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени». | 18.01 | |
18 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». | 25.01 | |
19 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». | 01.02 | |
20 | Из русской литературы второй половины XIX в. | А.Н. Островский. Пьесы. «Правда хорошо, а счастье лучше». | 08.02 | |
21 | И.С. Тургенев. Повесть «Ася». | 15.02 | |
22 | Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. | 20.02 | |
23 | Ф.М. Достоевский. Повести. Л.Н. Толстой. Повести. Рассказ «После бала». | 01.03 | |
24 | А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий». | 15.03 | |
25 | Из русской литературы ХХ в. | И.А. Бунин. Рассказы «Косцы», «Танька». | 29.03 | |
26 | Стихотворения А.А. Блока, В.В. Маяковского. | 05.04 | |
27 | С.А. Есенин. Стихотворения «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…». | 12.04 | |
28 | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». | 19.04 | |
29 | В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик». | 26.04 | |
30 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». | 04.05 | 17.05 |
31 | Из зарубежной литературы | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея». У. Шекспир. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет». | 12.05 | 24.05 |
32 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве. И.-В. Гете. Трагедия «Фауст». | 17.05 | 31.05 |
33 | Повторение пройденного | Выполнение практических заданий в формате ОГЭ. | 24.05 | 07.06 |
34 | Выполнение практических заданий в формате ОГЭ. | 31.05 | 08.06 |