СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Подросток и закон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Подросток и закон"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14





ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей общественно-естественных наук

протокол № _1__от 31,08,19______

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

__________________

____________г.




Рабочая программа

Элективного курса «Подросток и закон»

Составитель(и):

ФИО учитель

Мальцева Надежда Сергеевна – учитель истории и обществознания



















2019-2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности и личного развития.

Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.

Рабочая программа попредмета «История России. Всеобщая история» основного общего образованияразработана

на основе нормативных документов:

  1. Об образование в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, г. Москва; зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ,(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. №1067, г. Моква.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776, также Примерной программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №14.


Рабочая программа составлена на основе пособия «Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон» \ авт.-сост. С.Н. Степанько. -Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.»


Предлагаемый курс направлен на:

  1. осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средства адаптации в условиях развития рыночного общества;

  2. развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

  3. формирование собственных норм и ценностей;

  4. установление конструктивных отношений с окружающими.


Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи:

  • формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желаний участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

  • профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.

Курс «Практическое обществознание» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.




2. Место учебного предмета

Курс рассчитан на 17 часов (0,5 ч в неделю) в соответствии с «Компонентом образовательной организации», формируемой участниками образовательных отношений.

3. планируемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества) общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.







  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Право и его роль в жизни общества

Право и его роль в жизни общества. Признаки права. Функции права. Этапы развития права. Принципы права. Источники права.

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка.

Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства.

Тема 2. Правовое государство

Признаки правового государства. Основные элементы структуры гражданского общества. Основные черты гражданского общества.

Вершина пирамиды правового контроля. Задачи школьного Уполномоченного или омбудсмена.

Тема 3. Правоспособность и дееспособность

Правоспособность граждан. Виды дееспособности граждан: полная, частичная, ограниченная, абсолютная недееспособность. Эмансипация.

Правовой статус несовершеннолетнего: от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет. Права, обязанности, ответственность.

Статус ребенка в процессуальных правоотношениях.

Тема 4. Семья с точки зрения права

Семья и брак. Семейное право. Условия вступления в брак. Порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Имущественные и личные права. Прекращение брака.

Родители и дети: равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, по защите их прав и интересов. Осуществление родительских прав. Лишение родительских прав.

Дети в семье. Права ребенка в семье. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Социально-правовая защита ребенка, лишенного родительского попечения.

Тема 5. Конфликтология

Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Последствия конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика в конфликте. Медиация и ее преимущества. Восстановительное правосудие. Примирение.

Тема 6. Практическая виктимология

Из истории появления науки «виктимологии». Портрет типичной жертвы. Портрет воображаемого преступника. Практические советы, как не стать жертвой.

Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения

Агрессия. Причины агрессивного поведения. Психология противоправного агрессивного поведения. Модели противоправного поведения. Драки: «за» и «против».

Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений

Административное правонарушение. Административное наказание. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.

Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений

Понятие «преступление». Уголовная ответственность несовершеннолетних. Соучастие. Вина. Ответственность. Стадии преступления. Стадии уголовного процесса. Как заявить о преступлении. Наказание. Виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Смертная казнь. Условное наказание. Преступления против личности. Преступления против собственности. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение

Свобода. Свободная жизнь. Права и свободы человека. Обязанности. Свободная жизнь и ответственное поведение.

Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор

Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.


Тематическое планирование по элективному курсу «Практическое обществознание»

8 класс (ФГОС) 34 часа

п/п

Темы

Форма проведения занятий

Кол-во часов

1

Право и его роль в жизни общества.

Практикум по работе с документами

1


2

Правоспособность и дееспособность

Деловая игра «юридическая клиника»

1


3

Семья с точки зрения права

Семинар с использованием видеоматериалов

1


4

Конфликтология

Игра-тренинг

1


5

Агрессия. Психология противоправного поведения

Деловая игра-обсуждение

1


6

Подросток как участник административных правоотношений

Семинар с использованием видеоматериалов

1


7

Подросток как участник уголовных отношений

Семинар с использованием видеоматериалов

1


8

Свободная жизнь и ответственное поведение

Практикум

1


9

Взгляд в будущее. Мой выбор.

Пресс-конференция

1


10

Человек ищет смысл жизни

Индивидуальная и самостоятельная работа

1


11

Мировоззрение человека

Семинар

1


12

Потребности и возможности человека

Семинар

1


13

Человек и общество

Практикум

1


14

Социальные регуляторы поведения человека

Круглый стол с моделированием ситуаций

1


15

Экология человека

Семинар

1


16

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.

Пресс-конференция

1


17

Ролевая игра «Трудное решение»

Проведение судебного заседания

1


18

Практикум по теме «Человек и общество»


1



Итог 17 часов





6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

литература

1. Список литературы для учителя.

  1. Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон» \ авт.-сост. С.Н. Степанько. -Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.

  2. Обществознание. Технологические карты уроков по учебникам под реакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. 7-9 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.

  3. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2014. – 287 с.

  4. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

  5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

  6. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.

  7. Прутченков, А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

  8. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

  9. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

  10. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 кл. – М. : Просвещение, 2010.

  11. Правовое воспитание школьников. 5–9 кл. : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. –Волгоград : Учитель, 2007.

2. Дополнительная литература для учителя:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Семейный кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

  7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

  8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.

  9. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  10. Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.

  11. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.

  12. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

3. Дополнительная литература для учащихся:

  1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.

4. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

  2. Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

  3. Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

5. Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  2. Штатив для карт и таблиц.

  3. Шкаф для хранения карт.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!