10
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРОГРАММА
Практикум абитуриента по химии
Элективный курс
для учащихся 11-х классов
(35 часов)
Программа прошла экспертизу на заседании городского экспертного совета
Нефтеюганск
2010
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на обучающихся 11-х классов, ориентированных на химический профиль. Занятия курса рассчитаны на 1 час в неделю. Общее количество часов 34.
Складывающиеся в стране рыночные отношения привели к появлению в высших учебных заведениях коммерческих мест, что сильно осложнило поступление учащихся на бюджетные места. Учебный план претерпевает определенные изменения в связи с введением профильного обучения на старшей ступени обучения. Наряду с профильными классами в 10-х классах формируются общеобразовательные классы, куда поступают учащиеся не только со слабыми учебными возможностями, а также те дети, которые еще не определились в выборе профессии, соответственно не выбрали профиль. Также выбирают общеобразовательные классы те учащиеся, которые хотели бы продолжить образование в своей школе, а нужного им профиля в данном учреждении нет. Данный курс ориентирован именно на такую группу учащихся, которые, выбрав его, могут удовлетворить свои образовательные запросы.
Образовавшийся и увеличивающийся год от года разрыв между требованиями средней школы и требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах, привел к тому, что подавляющее большинство учащихся старших классов вынуждено идти на подготовительные курсы при вузах или нанимать репетиторов. Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля знаний – ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно при организации и проведении для учащихся 10-11-х классов курса «Практикум абитуриента по химии», который будет направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся, ориентирован на формирование умений решать усложненные нестандартные задачи, усвоение фундаментальных законов химии.
Программа рассчитана на всех учащихся, пожелавших добровольно изучить данный курс. Изучение тем проводится независимо от основного курса программы по химии. Содержание курса охватывает очень большой объем изучаемого материала, поэтому для успешной сдачи вступительных экзаменов по предмету недостаточно посещения только занятий. Залогом к успеху является самостоятельная практическая проработка учащимися материала, излагаемого на занятиях, самостоятельное решение задач из различных учебных пособий, предназначенных для старшеклассников, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Цель данного курса:
Обеспечение высокой химической подготовки обучающихся;
Подготовка выпускника к сдаче ЕГЭ, конкурсного экзамена по химии и продолжению образования в вузах, где химия относится к числу профилирующих предметов.
Задачи:
формирование приемов и способов познавательной, учебной и коммуникативной видов деятельности и формирование абстрактного мышления;
формирование умения пользоваться различными методами решения задач и отыскивать оптимальное решение;
создание условий для приобретения учащимися навыков применения различных методов решения задач;
содействовать формированию у школьников навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Основными формами проведения занятий являются изложение изучаемых вопросов лекционным методом, практикумы, семинары, подготовка учащимися докладов, решение задач. Формы контроля усвоения знаний – зачеты, выполнение самостоятельных работ, собеседование.
Требования к результатам усвоения учебного материала курса.
Учащиеся должны знать:
закон кратных отношений;
закон объемных отношений Гей-Люссака;
гидролиз органических и неорганических соединений;
способы выражения концентрации веществ;
закон действующих масс;
равновесную концентрацию.
Учащиеся должны уметь:
приводить объемы газов к нормальным условиям;
составлять уравнения гидролиза;
определять направление смещения химического равновесия;
решать задачи на определение молярной концентрации раствора;
решать задачи методом «креста».
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии (количество часов – 7).
Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Атом. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Электронное облако, электронная орбиталь. Понятие об орбиталях ( s-, p- ,d- орбитали). Энергетические уровни и подуровни. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. Электронные конфигурации атомов химических элементов, электронно-графические формулы атомов. Электронная классификация элементов. Закон сохранения массы веществ.
Закон постоянства состава веществ.
Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. Закон Авогадро.
Задачи с заданными условиями для определения объема вещества по уравнению реакции. Задачи на объемные отношения.
Тема 2. Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ (количество часов – 6).
Относительная плотность газа. Структурная формула. Вывод формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы по массовым долям элементов и относительной плотности. Вывод формулы по продуктам сгорания вещества.
Тема 3. Теория электролитической диссоциации (количество часов – 5/3).
Теория электролитической диссоциации, степень диссоциации, гидролиз, водородный показатель (рН). Реакции ионного обмена.
Гидролиз солей, других неорганических веществ, органических веществ.
Составление уравнений реакции гидролиза в различных формах.
Практические работы:
1. Реакции ионного обмена
2. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»
3. Исследование рН среды различных растворов.
Тема 4. Основные законы химической кинетики (количество часов – 5/1).
Скорость химической реакции, тепловой эффект химической реакции, закон действующих масс, закон Вант-Гоффа. Принцип Ле-Шателье, химическое равновесие.
Задачи на определение теплот образования, выделившейся при реакции теплоты. Вычисление равновесных концентраций, изменения скорости реакций. Определение смещения химического равновесия.
Практические работы:
Влияние различных факторов на скорость химических реакций.
Тема 5. Смеси. Сплавы. Растворы (количество часов – 6/1).
Сплавы. Растворы. Концентрация растворов. Метод «креста». Решение задач на вычисление массовых долей компонентов сплава, раствора. Решение задач на определение концентрации раствора. «Переход» из одной концентрации в другую.
Определение компонентов для получения третьего раствора заданной концентрации (метод «креста»).
Практические работы:
1.Приготовление растворов различных видов концентраций.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Коли-чест-во часов | В том числе | форма проведения занятий | форма подведения итогов по теме |
Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1. | Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии | 7 | 7 | 0 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
2. | Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ | 6 | 6 | 0 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
3. | Теория электролитической диссоциации Практические работы: 1. Реакции ионного обмена 2. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» 3. Исследование рН среды различных растворов | 8 | 5 | 3 | Лекции, семинары, практикумы | Зачет Доклад учащего ся |
4. | Основные законы химической кинетики Практические работы: 1.Влияние различных факторов на скорость химических реакций | 6 | 5 | 1 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
5. | Смеси. Сплавы. Растворы. Практические работы: 1.Приготовление растворов различных видов концентраций | 7 | 6 | 1 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
| Итого | 34 | 29 | 5 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока (занятия) | Содержание |
Тема 1. Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии (количество часов – 7). |
1. | Периодический закон и строение атома | Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Атом. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. |
2-3. | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Электронное облако, электронная орбиталь. Понятие об орбиталях ( s-, p- ,d- орбитали). Энергетические уровни и подуровни. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. Электронные конфигурации атомов химических элементов, электронно-графические формулы атомов. Электронная классификация элементов |
4. | Закон сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. | Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. |
5. | Решение задач | Решение задач по уравнениям реакций |
6. | Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. | Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. |
7. | Закон Авогадро. | Закон Авогадро. Задачи с заданными условиями для определения объема вещества по уравнению реакции. Задачи на объемные отношения. |
Тема 2. Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ (количество часов – 6). |
1-2 (8-9) | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по массовым долям. | Относительная плотность газа. Структурная формула. Вывод простейшей и истинной формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы по массовым долям элементов и относительной плотности. |
3-4 (10-11) | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания. | Вывод формулы по продуктам сгорания вещества. |
5-6 (12-13) | Урок-практикум. | Решение задач. |
Тема 3. Теория электролитической диссоциации (количество часов – 5/3). |
1-2 (14-15) | Теория электролитической диссоциации | Теория электролитической диссоциации, степень диссоциации. Реакции ионного обмена. |
3-4 (16-17 | Гидролиз солей | Гидролиз, водородный показатель (рН). Гидролиз солей, других неорганических веществ, органических веществ. Составление уравнений реакции гидролиза в различных формах. |
5 (18) | Урок-упражнение | |
6 (19) | Практическая работа №1 Реакции ионного обмена |
7 (20) | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» |
8 (21) | Практическая работа №3 Исследование рН среды различных растворов |
Тема 4. Основные законы химической кинетики (количество часов – 5/1). |
1-2 (22-23) | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. | Скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость реакций, закон действующих масс, закон Вант-Гоффа. Вычисление равновесных концентраций, изменения скорости реакций. |
3-4 (24-25) | Химическое равновесие. | Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Определение смещения химического равновесия. |
5 (26) | Термохимические реакции | Тепловой эффект химической реакции. Задачи на определение теплот образования, выделившейся при реакции теплоты. Задачи по термохимическим уравнениям. |
6 (27) | Практическая работа №4 Влияние различных факторов на скорость химических реакций. |
Тема 5. Смеси. Сплавы. Растворы (количество часов –6/1). |
1 (28) | Сплавы. | Сплавы. Задачи на определение массовых долей компонентов сплава. |
2-3 (29-30) | Растворы. | Растворы. Концентрация растворов. Метод «креста». «Переход» из одной концентрации в другую. Определение компонентов для получения третьего раствора заданной концентрации (метод «креста») |
4-6 (31-33) | Решение задач | Решение задач на вычисление массовых долей компонентов раствора. Решение задач на определение концентрации раствора. |
7 (34) | Практическая работа №5 Приготовление растворов различных видов концентраций |
Основная литература
Глинка Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1988
Хомченко Г.П. Химия для подготовительных отделений. – М.: Высшая школа, 1989
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. Учебное пособие для 8-11 классов. – М.:
Новая волна, 2000
Под редакцией Лисичкина Г.В. Школьная олимпиада. Химия. – М.: Астрель, 2004
Г.А.Савин. Олимпиадные задания. Органическая химия. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2004
А.С. Егоров. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Дополнительная литература
Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-XIXв. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999
Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии. 8-11 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000
Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии. Органическая химии 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2003
Ю.И.Соловьев, Д.Н.Трифонов, А.Н.Шамин. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
Л.Г.Аликберова. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: Аст-Пресс, 1999
А.А.Каверина, Добротин Д.Ю, А.С.Корощенко, Медведев Ю.Н. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005
Под ред. Л.С.Левиной. Научно-методический журнал «Химия в школе»
Литература для учащихся
1. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: Новая волна. Оникс, 2000.
2. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
3. Шамова М.О. Учимся решать задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школа-Пресс, 2001
4. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.А.Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Москва-Харьков: Илекса. Гимназия,1998
5. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Для учащихся и абитуриентов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
6. Под ред. В.И.Коробкова. Химия. Справочник абитуриента. – М.: Просвещение, 1997