СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по математике в 9 классе «Модуль»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  элективного  курса  «Модуль»  предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание    элективного   курса   направлено   на  то,  чтобы  учащиеся осознали    степень   своего   интереса  к  предмету  и  оценили   возможности овладения   им   с   тем,   чтобы  к  окончанию  9  класса  они  смогли  сделать сознательный выбор в пользу дальнейших  либо углубленных, либо обычных занятий по математике

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса предпрофильной подготовки по математике в 9 классе «Модуль»»












Программа элективного курса

предпрофильной подготовки

по математике в 9 классе


«Модуль»





Количество часов – 17

Учитель – Матвеенко В.Н.






2013-2014



П Р О Г Р А М М А

элективных курсов предпрофильной

подготовки по математике

( для учащихся 9 класса основной школы)


Количество часов – 17



МОДУЛЬ


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Модуль» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание элективного курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию 9 класса они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике.

Цели курса:

Формирование и развитие у учащихся:

    • интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, построения графиков, содержащих модуль;

    • интереса к изучению математики;

    • умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

    • творческих способностей;

    • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

    • решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;

    • решать неравенства, содержащие модуль;

    • строить графики функций, содержащих модуль;

    • интерпретировать результаты своей деятельности;

    • делать выводы;

    • обсуждать результаты.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о модуле (определения, свойств модуля), влияние модуля на расположение графиков функций на координатной плоскости, влияние модуля при решении уравнений и неравенств.

Курс «Модуль» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по теме «Модуль», необходимыми для дальнейшего изучения математики.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Учебно – тематическое планирование и содержание курса


п/п

Тема

Кол-во часов

Примерные сроки изучения

Определения и основные теоремы (3 ч )

1

Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация.

1


2

Простейшие операции над модулями.

1


3

Нахождение значений выражений, содержащих модуль.

1


Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля (3 ч )


4

Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков функций, их свойства.

1


5

Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств.

1


6

Рациональные способы их построения.

1


Графики уравнений с модулями ( 3 ч )


7

Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений

1


8

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.


1


9

Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

1


Уравнения, содержащие модуль (4 ч )


10-13

Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.


4


Неравенства, содержащие модуль ( 3 ч )


14

Неравенства, содержащие модуль.

1


15-16

Решение различных видов неравенств.


2


17

Итоговое занятие

Защита проекта по курсу «Модуль».


1









Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий


Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение организационного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его содержанием, с формами и видами и объёмом самостоятельных работ, которые им предстоит выполнить.

Самым важным для учителя при подготовке к преподаванию курса явля-

ется разработка критерия оценивания работ учащихся.


Тема 1. Определения и основные теоремы.

Основная цель – ознакомить учащихся с определением модуля числа, основными теоремами. Теоретический материал излагается в виде лекции. Предусмотреть возможность творчества учащихся.

В лекции учащимся раскрывается содержание понятия модуля, его геометрическая интерпретация, основные теоремы. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно – к решению упражнений, связанных с операциями над модулями.

Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам работают над примерами различной степени сложности, содержащими модуль, находят значения буквенных выражений, содержащих модули. Практические занятия позволяют сформировать у учащихся достаточно полное представление о модуле числа, его свойствах.

Самостоятельная работа в форме теста позволит учителю проверить степень усвоения понятия модуль.

Тема 2. Графики функций, содержащие выражения под знаком модуля.

Основная цель - ознакомить учащихся с основными приёмами построения графиков функций, содержащих модуль, их свойствами. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности.

Предусмотреть возможность творчества учащихся.

Тема рассматривается в форме лекции и практических занятий.

Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют графики элементарных функций, а затем рассматривается влияние модуля на расположение графиков на координатной плоскости. Обращается внимание на необходимость этих графиков, симметричность, красоту.

На практических занятиях рекомендуется работа в парах. Каждая пара получает набор карточек с функциями . Работая над построением графиков, каждая пара продумывает рациональные способы построения графиков, свойства каждого типа функции, делает выводы.

Завершающим этапом планируется практическая работа.

Цель работы:

Построение графиков функций различных типов на миллиметровой бумаге.

Тип графиков:

y = 2x – 3 y = x2 – 3x + 2 y = -x2 + 4 y = 2х + 5

y = x - 4 и т. д. Каждый ученик устно защищает работу.


Тема 3. Графики уравнений с модулем.

Цель: ввести понятие уравнения, содержащего модуль и познакомить с графическим способом решения.

Краткая лекция на основе базовых знаний об уравнении, типах уравнений, способах их решения. Вводится понятие уравнения с модулем и рассматривается графический способ решения уравнения: на число корней, на приближённый характер ответа.

На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов уравнений с модулями графическим способом.

Итоговое занятие по данной теме - проверочная самостоятельная работа.


Тема 4. Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения (4 ч.).

Данная тема является наиболее важной в указанном курсе.

Формы занятий – лекция установочная, практические занятия и в завершении практикум решения уравнений.

Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений начиная с простых и заканчивая уравнениями содержащих несколько модулей, используя метод интервалов.


Тема 5. Неравенства, содержащие модуль, их решение (3ч)

Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путём проведения практических занятий, решения конкретных неравенств, а затем делаются выводы. При решении простейших неравенств типа х a и x a опираются на геометрическую интерпретацию. В завершении практикум решения различных видов неравенств.


Обобщающее занятие – 1ч

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Модуль»

На занятии защита собственного проекта по курсу «Модуль».


Литература для учащихся


  1. К.П. Сикорский. Дополнительные главы по курсу математики. - М.: «Просвещение», 1974 г.

  2. М.Л.Галицкий. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. - М.: «Просвещение», 1992 г.


Литература для учителя


  1. И.С.Петраков. Математические кружки. - М.: «Просвещение», 1987 г.

  2. М.Я.Выгодский. Справочник по элементарной математике. - М.: «Астрель Аст», 2003г.

  3. Л.Я. Фальке. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. - М.: «Илекса», 2002 г.

  4. А.П.Карп. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. - М.: «Просвещение», 1999 г.

  5. И.И.Гайдуков. Абсолютная величина. - М.: «Просвещение», 1968 г.

  6. Журнал «Математика в школе»: №№4,8 ,2002г., №9,2003г.


















5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!