Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 40
| Утверждено на заседании НМС Протокол № 1 от 14.09.2024 г. Председатель НМС ___________ Лебедкина А.А. |
Программа элективного курса
«Регионоведение Калининградской области
и развитие туризма»
для учащихся 9 – 11 классов
Программу составила Дудкевич М.П.,
учитель географии высшей категории
Калининград, 2024
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Элективный курс может преподаваться учащимся 9, 10 , 11 классов. Учащиеся должны хорошо изучить природу родного края как в общекраеведческом плане (природное, историческое, социально – экономическое, искусствоведческое краеведение), так и овладеть методами сбора первичного фактического материала во время походов по Калининградской области и экскурсий. На решение указанных задач и нацелена, в первую очередь, программа спецкурса. Естественно, что учащиеся получают необходимый объем знаний из истории и теории краеведения и туризма. По окончанию изучения элективного курса учащиеся могут самостоятельно заниматься исследовательской работой по интересующим их темам.
Примерный перечень тем рефератов
Природа Калининградской области как объект краеведческого изучения. Памятники природы.
Население области, его состав и особенности формирования. История заселения края.
История Калининградской области.
Экономика Калининградской области. История формирования хозяйства Калининградской области.
Искусство и культура нашего края.
Знаменитые личности края.
Музеи Калининграда и области.
Памятники истории и культуры области.
Школьные краеведческие музеи Калининграда (или области).
Походы выходного дня (по области).
Разработки туристических маршрутов по Калининградской области.
Экскурсии по Калининграду и области.
«Зеленая кладовая» (грибные и ягодные маршруты по области).
Содержание курса
Введение. Структура и задачи курса. Понятие о регионоведении. Взаимосвязь между регионоведением и туризмом.
Из истории туризма. Периодизация развития туризма в Европе, мира, России.
Виды и формы туризма. Виды и разновидности туризма по характеру путешествия и по способу передвижения.
Методология учебно–исследовательской работы по разработке туристического маршрута.
Природа как объект туристической деятельности. Региональное изучение геологического строения, рельефа и минерально-сырьевых ресурсов, изучение климатических условий, гидрологии, почв и ландшафтов края, как условий, необходимых для оптимального развития туристической деятельности.
Из истории хозяйственного освоения и заселения области. Периодизация экономического развития. Современное состояние экономики и экологии. Курортно – рекреационный комплекс Калининградской области.
История края как объект развития туризма. Памятники истории культуры, их классификация и рекреационная значимость.
Планирование
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
№ п\п | Темы занятий | Кол – во часов | Формы работы |
1 | Общая часть курса. Введение. Структура и задачи курса. Понятие о регионоведение. Взаимосвязь между регионоведением и туризмом. | 1 | Лекция, практикум |
2 | Исторические этапы развития географии туризма. Развитие туризма в древности. | 1 1 | Заочная экскурсия |
3 | Развитие туризма в средние века. | 1 | Заочная экскурсия |
4 | Развитие туризма в Др. Руси. Российский период. | 1 | Заочная экскурсия |
5 | Развитие туризма в советский период | 1 | Заочная экскурсия |
6 | Виды и формы туризма | 1 | семинар |
7 | Развитие туризма в Российской Федерации на современном этапе | 1 | Урок- конфереция |
8 | Региональная часть курса. Регионоведение Калининградской области. Оценка природных условий как основание для развития туристско– рекреационного комплекса Калининградской области. | 1 | Лекция, практикум |
9 | Географическое и геополитическое положение Калининградской области. Геологическое строение и минерально–сырьевые ресурсы. | 1 1 | Картографический практикум |
10 | Оценка климатических условий. Почвы. Оценка внутренних вод и их рекреационное значение. | 1 1 | Практикум |
11 | Природные ландшафты. Особо охраняемые территории. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. |
12 | Физико – географическая характеристика Балтийского моря и его рекреационное значение. | 1 | Урок-конференция |
13 | Из истории хозяйственного освоение и заселения Калининградской области. Историческая периодизация: Прусский период. | 1 | Видеоурок |
14 | Из истории Восточной Пруссии. | 1 | Урок-реконструкция |
15 | Этапы экономического развития Калининградской области. | 1 | Семинар |
16 | Структура экономики. | 1 | Лекция, практикум |
17 | Население края. | 1 | Урок-исследование |
18 | Города Калининградской области и их классификация. Топонимика. | 1 | Семинар |
19 | Отрасли специализации Калининградской области: - рыбопромышленный комплекс; - машиностроительный комплекс; - целюллозно–бумажный комплекс; | 1 | Практикум |
20 | ТЭК. Добывающая промышленность. | 1 | Практикум |
21 | Агро-промышленный комплекс. | 1 | Практикум |
22 | Инфраструктурный комплекс. | 1 | Практикум |
23 | Курортно-рекреационный комплекс: состав, значение, проблемы и перспективы развития. | 1 | Практикум |
24 | Виды туристических ресурсов и объектов. Памятники истории и культуры и их значение для развития туристко – рекреационного комплекса Калининградской области. | 1 | Урок-исследование |
25 | Памятники древних пруссов и археологии. | 1 | Заочная экскурсия |
26 | Памятники истории и культуры Восточной Пруссии. | 1 | Заочная экскурсия |
27 | Памятники истории и культуры советского и современного периодов. | 1 | Заочная экскурсия |
28 | Знаменитые люди нашего края: деятели науки, искусства и культуры. | 1 | Практикум: составление справочного пособия « Их имена прославили наш края». |
29 | Памятники природы и национальный парк как объекты туристической деятельности. | 1 | Лекция, практикум |
30 | Калининградская область в системе международных маршрутов. | 1 | Урок-конференция |
31 | Методология учебно–исследовательской работы по составлению туристических маршрутов обучающего характера. | 1 | Лекция |
32-33 | Разработка туристического маршрута по Калининградской области по выбору учащегося. | 2 | Практикум: Разработка туристического маршрута в виде мультимедийной презентации или реферата. |
34 | Защита проектов или презентаций туристического маршрута. | 1 | Урок-презентация |
Список используемой литературы:
География янтарного края России, научный редактор В.В.Орленок г. Калининград, Янтарный сказ 2004г.
Энциклопедия туриста, главный редактор Е.И.Там, Москва, научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993г.
История туризма и гостеприимства Л.Н.Воронкова, Москва 2004г., издательский торговый дом «Гранд».
Туризм В.А.Квартальнов, Москва 2003г., «Финансы и статистика».
Каталог объектов культурного наследия Калининградской области 2005г., АНО «Научно-информационный издательский центр», главный редактор составитель А.М.Тарунов.
Очерки истории Кенигсберга А.Б.Губин, Р.М.Строкин, Калининградское книжное издательство 1991г.
Энциклопедия Калининградской области 2006г.
Географический атлас Калининградской области, гл. редактор В.В.Орленок, Калининград, издательство КГУ, 2002г.