Пояснительная записка
Владение русским языком в настоящее время является общественным приоритетом. Отношение к знанию языка основывается на понимании его как базовой образовательной компетенции. К сожалению, современная социокультурная ситуация оставляет желать лучшего. Язык средств массовой информации, телевидения часто не является образцом речевой культуры, а порой даже способствует проявлению негативных процессов (например, жаргонизации, вульгаризации речи, неконтролируемому заимствованию и др.). Названные процессы усугубляются бесконтрольностью и вседозволенностью речевого поведения в Интернете. Происходит обеднение словарного запаса учащихся, что снижает свободу коммуникации. Кроме этого, проявляется кризис читательской культуры: количество читающих детей уменьшается, снижается качество чтения.
В настоящее время школьникам необходима побудительная мотивация к изучению и соблюдению норм русского языка, которые должны формироваться в процессе всей учебной деятельности, а особенно на уроках русского языка, на занятиях факультативных и элективных курсов. Одной из таких мотивацией для ребёнка становится государственная итоговая аттестация.
В старшей школе большое внимание уделяется речевому и интеллектуальному развитию обучающихся, что необходимо для получения дальнейшего образования выпускников и осуществления их будущей профессиональной деятельности. Формирование таких компетенций является преобладающей идеей федерального компонента государственного стандарта образования.
ЕГЭ по русскому языку в 11 классе полностью соответствует требованиям, предъявляемым выпускнику, заканчивающему основную школу. Но из-за недостатка времени на уроке не всегда есть возможность хорошо отработать необходимые навыки. Некоторые ученики, в силу индивидуальных особенностей, сталкиваются с проблемой систематизации и обобщения изученного, проблемой создания собственного письменного высказывания. Многие школьники испытывают стрессовое состояние перед экзаменом, так как не всегда психологически готовы к формату ГИА, где необходимо выполнить тестовую часть, быстро и без ошибок заполнить бланк и, конечно, написать сочинение, хорошо зная основные требования к данному виду работы. Помочь ученику в такой ситуации может элективный курс, направленный на подготовку школьников к ЕГЭ. Основная цель элективного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК. От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ» как раз и заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для подготовки обучающихся к успешной сдаче выпускного экзамена.
Основные задачи элективного курса:
Создать условия для обобщения и систематизации изученного материала, необходимого для успешного выполнения тестовой части КИМов;
Создать условия для совершенствования умения работы с текстом;
Создать условия для совершенствования умения создания собственного аргументированного высказывания по заданной проблеме.
Программа элективного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК. От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ» отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования по русскому языку и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах, что свидетельствует о её актуальности.
Главные принципы курса традиционны: доступность, системность, научность.
Проанализировав экзаменационные работы предыдущих лет, можно сделать вывод: многие выпускники испытывают затруднения при выполнении большей части видов заданий ЕГЭ. Это объясняется, на наш взгляд, преимуществом информационного принципа преподавания над деятельностным подходом. Статистика результатов сдачи ЕГЭ была учтена при подготовке учебного материала элективного курса «Шаг за шагом».
Предложенный в программе материал сочетается с деятельностным подходом. Это даёт возможность совершенствовать и развивать ключевые компетенции (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные), а также создавать условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Деятельностный подход позволяет перейти от усвоения знаний, умений и навыков к совершенствованию умения учиться, к целенаправленной организации учебной деятельности, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для достижения целей обучения на занятиях элективного курса используются разнообразные формы и методы организации работы, позволяющие раскрыть субъективный характер деятельности учащихся, создать атмосферу заинтересованности ученика в работе группы, класса, что способствует естественному самовыражению каждого ребёнка.
Основные формы и методы работы:
«Продвинутая» лекция учителя с использованием интерактивных средств обучения;
Проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
Составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
Работа с различными источниками информации для создания проектов (Например, проект «Портрет текста»);
Работа с тренажёрами в парах и индивидуально;
Практические работы в парах и группах;
Индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала для обобщения и составления собственных КИМов для работы в группе;
On-line тестирование;
Работа с бланками и пакетами КИМов;
Использование таких приёмов, как идеальное сочинение, приём эксперта и др.;
Написание сочинений;
Работа над речевым оформлением сочинения.
Представленные формы и методы работы подчинены комплексной задаче – созданию условий для развития речи, созданию условий для формирования практической грамотности – и составляют единую методическую систему.
Данный элективный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), составлен для учеников 10 класса и, как было сказано выше, призван помочь учащимся повторить и обобщить материал, изученный ранее, систематизировать его, углубить имеющиеся знания, отработать навыки создания собственного письменного высказывания.
Курс состоит из двух блоков, каждый из которых соответствует определённой части экзаменационной работы.
В первом разделе курса учитываются особенности первой части экзамена, которая представляет собой тестовые задания по различным разделам языкознания. Чтобы успешно выполнить эту часть ЕГЭ, обучающимся необходимо хорошо владеть русским языком, его словарём и грамматическим строем; владеть нормами правописания, орфографической зоркостью, навыками информационной обработки микротекста. Данная часть программы предполагает развитие языковой и лингвистической компетенций и направлена на совершенствование умения школьников делать элементарный лингвистический анализ языковых явлений (например, различать контекстные значения многозначных слов, паронимов; редактировать предложения с лексическими ошибками; устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены; определять изученные языковые особенности текста; выделять в тексте предложения, соответствующие конкретной синтаксической модели и т.д.).
На каждом занятии курса предполагается кропотливая работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Подобная деятельность особенно актуальна в настоящее время, так как школьники, как было сказано выше, меньше читают, а для общения используют принятый в социальных сетях сленг.
Второй раздел программы основывается на развитии коммуникативной компетенции. В процессе работы создаются условия для формирования у школьников навыков владения разными видами речевой деятельности, навыков восприятия чужой речи и создания собственного высказывания, в котором необходимо отразить основную проблему предложенного для анализа текста, выявить позицию автора, высказать и аргументировать собственную точку зрения. Большое внимание при этом уделяется работе над речевым оформлением собственного высказывания.
Сложность последнего задания ЕГЭ как раз и заключается в создании письменного текста, редактировании его, соблюдении норм современного русского языка. На каждом занятии второй части элективного курса «Шаг за шагом» обращается внимание обучающихся на основные требования к речевому оформлению сочинения.
Опираясь на работы Д.Э. Розенталя, можно выделить следующие требования к хорошей речи:
Правильность (соблюдение литературно-языковых норм);
Точность (соответствие мыслям говорящего или пишущего);
Ясность (доступность пониманию слушающего или читающего);
Логичность (соответствие законам логики);
Простота (естественность, отсутствие вычурности);
Богатство (разнообразие используемых языковых средств);
Сжатость (отсутствие лишних слов, ненужных повторений);
Чистота (устранение диалектных, жаргонных, просторечных слов, а также заимствованных, употребляемых без надобности);
Живость (отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность);
Благозвучие (подбор слов с учётом их звуковой стороны).
Работая в группах, ученики определяют причины появления речевых ошибок в собственном письменном высказывании. Данный вид деятельности позволяет ребятам легко находить недостатки в своих сочинениях и успешно устранять их.
Подобным образом на занятиях элективного курса систематизируются речевые ошибки, классификация которых широко представлена в различных методических пособиях.
Большое внимание уделяется работе, направленной на редактирование и совершенствование черновиков. Опыт показывает, что для формирования критического оценивания текста и выявления речевых ошибок полезна работа в парах. Сочинения пишутся двумя авторами. В процессе деятельности школьники контролируют друг друга и учатся редактировать текст, написанный другим лицом. Ребятам предлагается также написать «идеальное» сочинение, а затем выступить в роли экспертов. Такие формы подготовки очень ценятся учащимися.
Каждое задание второй части элективного курса усложняется по мере достижения обучающимися необходимого уровня.
Как уже было сказано выше, обе части программы связаны между собой и воспроизводят логику экзаменационной работы.
В результате изучения курса учащиеся должны показать умения, проверяемые на ЕГЭ (ожидаемые результаты):
Проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов;
Осуществлять речевой самоконтроль;
Проводить лингвистический анализ научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Извлекать информацию из различных источников;
Владеть основными приёмами информационной переработки текста;
Создавать письменные высказывания и редактировать собственный текст;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы СРЯ;
Использовать в собственной практике синонимические ресурсы русского языка;
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы СРЯ.
Данный перечень умений представлен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Документ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
Использование различных видов деятельности при прохождении программы элективного курса «Шаг за шагом» даёт возможность создать условия для предварительной проверки и корректировки следующих умений учащихся:
умение точно и полно понимать содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение выделять главную проблему прочитанного текста;
умение комментировать поставленную в прочитанном тексте проблему;
умение определять авторскую позицию в прочитанном тексте;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прочитанном тексте, аргументировать его с привлечением информации жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота, находить и устранять лексические ошибки;
умение находить и устранять ошибки в образовании формы слова;
умение классифицировать грамматические ошибки;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения;
умение применять знания по орфоэпии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и др.
Программа элективного курса предполагает обязательное обобщение и повторение следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
орфографические нормы русского языка;
орфоэпические нормы русского языка;
грамматические нормы русского языка;
лексические нормы русского языка;
морфологический анализ знаменательных и служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения;
простое осложнённое предложение; синтаксический анализ простого предложения;
сложное предложение (ССП, СПП, БСП);
сложные предложения с разными видами связи между частями; синтаксический анализ сложного предложения.
Содержание программы элективного курса по русскому языку
«РУССКИЙ ЯЗЫК. От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ»
(10 класс)
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.
Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Классификация лексических ошибок. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Образование формы слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Грамматика. Синтаксис. Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Тематическое планирование элективного курса по русскому языку
«РУССКИЙ ЯЗЫК. От простого к сложному. Подготовка к ЕГЭ»
(10 класс)
№ | Содержание занятия | Виды работ | Кол. часов |
1-ая часть |
| Введение | | |
1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | «Продвинутая» лекция учителя с использованием мультимедиа | 1 |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики. | Практическая работав группах | 1 |
3 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. | Работа в парах (создание проектов «Портрет слова»). Работа с текстом, словарями, интернет- ресурсами. | 1 |
4 | Морфемика и словообразование. Выразительные средства словообразования. | Практическая работа в группах. Тестирование. | 1 |
5 | Морфология. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Практическая работа в парах (самостоятельное создание тестов). | 1 |
6 | Синтаксис. Простое предложение, простое осложнённое предложение, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | Практическая работа. Работа с интерактивными плакатами. Создание кластера. | 1 |
7 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Работа с тренажёром. Тестирование | 1 |
8-9 | Орфография. Орфографические нормы. (Распределение часов определяется уровнем подготовленности обучающихся по данному разделу). Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Работа с интерактивными плакатами. Практическая работа. Самостоятельное создание тестов Работа с тренажёром. Тестирование. | 2 |
10-12 | Текст. Понимание текста. Стили и типы речи. Изобразительно-выразительные средства языка. | Практическая работа в группах. | 3 |
13-14 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Распределение часов определяется уровнем подготовленности обучающихся по данному разделу). | Практическая работа. Тестированиеоn-line. | 2 |
15-17 | Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Работа с текстом в группах. Практическая работа. | 3 |
2-я часть: подготовка к сочинению. |
18-19 | Выявление и формулировка авторской позиции. | Работа с текстом в группах. Практическая работа. | 2 |
20-21 | Способы аргументации собственного мнения. | Практическая работа. Приём эксперта. | 2 |
22-24 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Практическая работа. Приём эксперта. | 3 |
25 | Алгоритм написания сочинения. Клише | Практическая работа. | 1 |
26 | Цитата. Способы цитирования. | Практическая работа. | 1 |
27-28 | Аргументация: читательский и жизненный опыт | Практическая работа. | 2 |
29-32 | Тренинг в формате ЕГЭ. | Практическая работа. | 4 |
33-34 | Итоговое занятие | Конференция | 2 |
Итоговое занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция, позволяющая выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это необходимо для дальнейшего усовершенствования содержания элективного курса.
Формы контроля достижений учащихся.
В настоящее время, когда оценивание работы обучающихся на занятиях элективного курса не производится, в некоторых классах существует проблема посещения. Если ученики в сильном классе ориентированы на получение знаний и стараются не пропускать занятий, то ученики слабого класса просто набирают необходимое количество часов, чтобы получить зачёт. Кроме этого, не все обучающиеся (их родители) могут самостоятельно проследить уровень роста знаний. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести определённую форму контроля достижений обучающихся.
Основной формой контроля может являться выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия или тематического блока проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: каждый ученик заполняет лист самоконтроля, где указываются темы, количество выполненных заданий, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет - незачет. Итоговая оценка складывается из всех текущих. В качестве примера приводим таблицу.
Литература.
Материалы официального сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru/).
Единый государственный экзамен. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2024. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2020
Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2022
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе Рекомендации для поступающих в вузы. - М.: Школа-Пресс, 2021
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2019
Кучина Т. Г., Болдырева Е.М. Школьный справочник. Литература. - Ярославль: Академия развития, 2020
Лазаренко Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М.: Просвещение, 2021
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Аркти, 2022
Пожилова Л. В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань: Казанский университет, 2024
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 2022
Щербина И. В., Карнаух Е. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: Дрофа, 2022
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. М., 2020
Литература для учащихся
Смирнова В. Т. , Коваленко Е. А. Литература. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному Экзамену. - М.: Айрис Пресс, 2024
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2020
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2022.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2023.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2024. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2024 .
Единый государственный экзамен. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2024. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
Различные виды лингвистических словарей.