СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Школа журналистики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов) и адресована учащимся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, интересующимся журналистикой.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Школа журналистики"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования






Номинация

«Реализация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся»




Название

Элективный предмет «Школа журналистики»





Возраст детей

10-11 классы





ФИО участника

Кукина Светлана Михайловна





Должность

Учитель русского языка и литературы










Программа элективного предмета

«Школа журналистики»


Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать школьникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Школа журналистики». Программа направлена прежде всего на знакомство с профессией журналиста. Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз курса «Школа журналистики» - «Ищи, пробуй, твори!» Курс имеет практическую направленность.

Цель курса – познакомить ребят с основами журналистики как профессии и как областью литературного творчества, помочь сделать ребятам первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии. Эта программа также дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, развивать творческие способности, коммуникативные качества личности, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем; выйти на создание школьной газеты в компьютерном варианте.

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, на предпрофильную и профильную подготовку учащихся, профессиональную ориентацию учащихся, введение в профессию. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка,

Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов) и адресована учащимся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, интересующимся журналистикой.

Задачи программы:

Развивающие:

  1. Развитие образного и логического мышления.

  2. Развитие умения устного и письменного выступления.

  3. Развитие творческих способностей.

  4. Расширение общего кругозора.

Обучающие:

  1. Вооружение обучающихся системой знаний о прин­ципах журналистской деятельности, об особенностях журнали­стской профессии.

  2. Формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля.

  3. Овладение основными навыками журналистского мастерства, ком­муникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ори­ентации.

  4. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Воспитывающие:

  1. Формирование навыков совместной деятельности и диало­гового общения, активной жиз­ненной позиции.

  2. Привитие культуры общения с миром средств массовой информации.

  3. Формирование эстетического вкуса.

  4. Формирование оформительских навыков.

  5. Формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

  6. Воспитание культуры поведения и речи.

Формы занятий:

- лекции;

- семинары-дискуссии;

- практикумы;

- групповое проектирование;

- работа со справочной литературой;

- творческие проекты;

- круглые столы;

- тренинги «Берем интервью»;

- беседа,

- деловая игра,

- лабораторная работа,

- чтение и обсуждение статей из газет и журналов,

- выпуск школьной газеты,

- подготовка статей для публикации в газетах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Формы контроля:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации,

- выпуск школьной газеты

- проведение круглого стола;

- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на предмете «Школа журналистики»

Конечные результаты:

Учащиеся должны знать:

  1. Понятия: тема, идея (основная мысль текста), его композиция, типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций, достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность, жанры публицистического стиля;

  2. Историю журналистики

  3. Жанры журналистики и их особенности

Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать материал, систематизировать его.

  2. Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему.

  3. Составлять план.

  4. Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

  5. Общаться с отдельным человеком и аудиторией;

  6. Создавать макет будущего номера газеты.

  7. Редактировать созданный материал

Методическое обеспечение. Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- тематический материал периодической печати;

- справочники, словари,

- периодические печатные издания,

- тексты для редактирования,

- техническое оснащение – фотоаппарат, компьютер, цветной принтер, бумага, у каждого учащегося - блокноты, ручки, карандаши, диктофон,

- кабинет,

- Интернет

- презентации к занятиям




Содержание программы

РАЗДЕЛ 1

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИЯ

Журналистика как форма информационной деятельности

История российской журналистики. Первые печатные газеты. Типография.

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста

Функции журналистики. Профессия – журналист. Требования к журналисту. Профессиональные качества журналиста.

Виды средств массовой информации

Пресса. Электронные СМИ. Типология СМИ.

Взаимодействие СМИ с аудиторией

Наша аудитория. Воздействуем на аудиторию.

Этико-правовые основы деятельности журналистов

Профессиональная и правовая этика журналиста. Права и обязанности журналиста. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Закон РФ «О средствах массовой информации». Цензура.

Экономика и маркетинг СМИ

Рынок и потребители информации. Как сделать газету продаваемой.

Форма зачётной работы: групповой проект «Концепция газеты (журнала)»

Форма защиты проекта: презентация


РАЗДЕЛ 2

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Публичное выступление перед аудиторией.

Культура устной речи.

Дикция. Техника речи.

Работа над техникой речи.

Дискуссия.

Правила дискуссии. Три стадии дискуссии.

Культура письменной речи

Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение. Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие. Типичные речевые ошибки.

Редактирование

Из чего складывается редактирование. Ознакомительное чтение. Углублённое чтение. Шлифовочное чтение. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-обработка. Правка-переделка.

Учимся «видеть» ошибки. Корректура. Корректурные знаки.

Форма зачётной работы: 1).Презентация творческих досье. 2).Публичное выступление

РАЗДЕЛ 3

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

Основные методы сбора информации

Изучение документов. Наблюдение (включённое, невключённое). Работа с людьми.

Структура журналистского текста

Заголовок. Что такое лид? Лид –резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид, лид – «временное умолчание», «сценический лид», лид – восклицание. Основная часть и подпись.

Основные публицистические жанры

Заметка, виды заметок. Репортаж, виды репортажей. Интервью, виды интервью. Статья: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая. Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Фельетон. Отчёт. Рецензия.

Форма зачётной работы: проба профессионального пера в жанре заметки (интервью, очерка, статьи)


РАЗДЕЛ 4

НОМЕР ГАЗЕТЫ

Вёрстка газеты

Номер газеты. Редакционный коллектив.

Работа над номером

Дизайн газеты. Формат и объём газеты. Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения».

Текст и иллюстрации. Виды иллюстраций. Колонки газеты. Заголовочный комплекс. Шрифт. Фотографии и иллюстрации. Дополнительные графические средства.

Форма зачётной работы: групповой проект – номер газеты

Форма защиты проекта: презентация проекта


















Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Тема

Количество часов

Теория

Творческий практикум

РАЗДЕЛ 1

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИЯ

Журналистика как форма информационной деятельности

1

1

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста

1

1

Виды средств массовой информации

2

2

Взаимодействие СМИ с аудиторией

2

2

Этико-правовые основы деятельности журналистов

2

2

Экономика и маркетинг СМИ

1

1

Зачётная работа: защита группового проекта «Концепция газеты (журнала)»

-

1

РАЗДЕЛ 2

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Публичное выступление перед аудиторией.

1

2

Дикция. Техника речи.

1

1

Дискуссия.

1

1

Культура письменной речи

1

2

Редактирование

1

2

Зачётная работа: презентация творческих досье.

-

1

Зачётная работа: публичное выступление

-

1

ИТОГО

14

20

ИТОГО

34



Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

Тема

Количество часов

Теория

Творческий практикум

РАЗДЕЛ 3

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

Основные методы сбора информации

1

2

Структура журналистского текста

2

2

Основные публицистические жанры

6

6

Зачётная работа: проба профессионального пера в жанре заметки (интервью, очерка, статьи)

-

1

РАЗДЕЛ 4

НОМЕР ГАЗЕТЫ

Вёрстка газеты

1

1

Работа над номером

4

7

Зачётная работа: презентация группового проекта – номера газеты

-

1

ИТОГО

14

20

ИТОГО

34





Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма организации обучения

Теория

Практика



Журналистика как форма информационной деятельности

1

1


1.

История российской журналистики. Первые печатные газеты. Типография.

1

-

Лекция + презентация

2.

Информация – это всё. Дискуссия. Опрос

-

1

Дискуссия


Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста

1

1


1.

Функции журналистики. Профессия – журналист. Требования к журналисту.

1

-

Беседа + презентация

2.

Профессиональные качества журналиста. Работа с материалами СМИ.

-

1

Практическая работа в группах


Виды средств массовой информации

2

2


1.

Пресса.

1

-

Семинар

2.

Пресса. Работа с газетами и журналами

-

1

Практическая работа в гркппах

3.

Электронные СМИ. История Интернет-СМИ в России.

1

-

Работа в сети Интернет

4.

Типология СМИ. Работа с Интернет-СМИ

-

1

Лабораторная работа


Взаимодействие СМИ с аудиторией

2

2


1.

Взаимодействие СМИ с аудиторией.

1

-

Лекция, проблемная беседа

2.

Наша аудитория. Работа с прессой и телевизионными СМИ

-

1

Практикум: чтение и обсуждение статей, телепередач

3.

Воздействуем на аудиторию.

1

-

Деловая игра

4.

Дискуссия «Можно ли считать толерантной газету?» (на материале газеты, предложенной учителем)

-

1

Дискуссия


Этико-правовые основы деятельности журналистов

2

2


1.

Профессиональная и правовая этика журналиста. Права и обязанности журналиста.

1

-

Лекция + презентация, проблемная беседа

2.

Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Закон РФ «О средствах массовой информации». Цензура.

1

1

Работа с документами

3.

Разработка кодекса этики журналиста

-

1

Творческий проект, работа со справочной литературой


Экономика и маркетинг СМИ

1

1


1.

Рынок и потребители информации.

1

-

Лекция + презентация

2.

Как сделать газету продаваемой.

-

1

Деловая игра

3.

Зачётная работа: защита группового проекта «Концепция газеты (журнала)»

-

1

Защита группового проекта


Публичное выступление перед аудиторией.

1

2


1.

Публичное выступление перед аудиторией.

1

1

Семинар-практикум

2.

Культура устной речи.

-

1

Практикум


Дикция. Техника речи.

1

1


1.

Дикция. Техника речи.

1

-

Лекция + презентация

2.

Работа над техникой речи.

-

1

Практикум, тренинг


Дискуссия.

1

1


1.

Правила дискуссии. Три стадии дискуссии.

1

-

Лекция

2.

Дискуссия на заданную тему

-

1

Дискуссия, тренинг


Культура письменной речи

1

2


1.

Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение.

1

-

Лекция + презентация

2.

Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие. Работа с прессой.

-

1

Круглый стол

3.

Типичные речевые ошибки. Работа с прессой

-

1

Практикум, работа с текстом


Редактирование

1

2


1.

Из чего складывается редактирование. Ознакомительное чтение. Углублённое чтение. Шлифовочное чтение.

1

-

Лекция + презентация

2.

Правка-вычитка. Правка-сокращение.

Правка-обработка. Правка-переделка.

-

1

Индивидуальный практикум, работа с текстом

3.

Учимся «видеть» ошибки. Корректура. Корректурные знаки.

-

1

Практикум, работа в парах

4.

Зачётная работа: презентация творческих досье.

-

1

Презентация творческих досье

5.

Зачётная работа: публичное выступление

-

1

Публичное выступление


ИТОГО

14

20



Основные методы сбора информации

1

2


1.

Изучение документов. Наблюдение включённое. Наблюдение невключённое.

1

-

Лекция + презентация

2.

Изучение документов. Наблюдение. Работа с текстами СМИ.

-

1

Практикум, работа с текстами СМИ

3.

Работа с людьми. Опросники. Анкетирование. Интервью. Пресс-конференция.

-

1

Практикум, работа в группах


Структура журналистского текста

2

2


1.

Заголовок. Что такое лид? Виды лидов.

1

-

Лекция + презентация

2.

Практическая работа по составлению лидов. Работа с текстами прессы.

-

1

Творческий проект

3.

Основная часть и подпись.

1

-

Лекция + презентация

4.

Основная часть и подпись. Работа с текстами прессы.

-

1

Практикум, работа с текстами СМИ


Основные публицистические жанры

6

6


1.

Заметка. Виды заметок. Структура заметки.

1

-

Семинар

2.

Просмотр газетных заметок.

-

1

Практикум, работа в группах

3.

Написание заметки для школьной газеты.

-

1

Индивидуальный практикум, написание заметки

4.

Репортаж. Виды репортажей. Газетный репортаж. Радиорепортаж. Телерепортаж.

1

-

Семинар

5.

Просмотр репортажей.

-

1

Практикум

6.

Интервью. Виды интервью.

1

-

Семинар-практикум

7.

Просмотр газетных, журнальных, телевизионных интервью.

-

1

Практикум

8.

Статья. Виды статей.

1

-

Беседа

9.

Написание статьи.

-

1

Индивидуальный практикум, написание статьи

10.

Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк.

1

-

Лекция + презентация

11.

Просмотр очерков.

-

1

Практикум

12.

Фельетон. Отчёт. Рецензия.

1

-

Творческий проект

13.

Зачётная работа: проба профессионального пера в жанре заметки (интервью, очерка, статьи)

-

1

Индивидуальный практикум: проба пера


Вёрстка газеты

1

1


1.

Номер газеты.

1

-

Лекция + презентация

2.

Деловая игра «Выборы редакционного коллектива»

-

1

Деловая игра


Работа над номером

4

7


1.

Дизайн газеты. Формат и объём газеты.

1

-

Лекция + презентация

2.

Проектирование дизайна школьной газеты, определение формата и объёма

-

1

Практикум, работа в группах

3.

Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения».

1

-

Лекция + презентация

4.

Создание макета школьной газеты

-

1

Практикум

5.

Текст и иллюстрации. Виды иллюстраций. Фотографии и иллюстрации. Шрифт.

1

2

Лекция + презентация;

практикум

6.

Колонки газеты. Заголовочный комплекс. Дополнительные графические средства.

1

1

Лекция + презентация;

практикум

7.

Работа над выпуском номера школьной газеты

-

2

Групповое проектирование

Зачётная работа: презентация группового проекта – номера газеты

-

1

Презентация проекта


ИТОГО

14

20





Список литературы

Литература для учителя

  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Авт.: О.И.Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  2. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.

  3. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М.:1973.

  4. Васильева Л. А.Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

  5. Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестн. Амур. гос. ун-та, 2010, № 50.

  6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М: Просвещение, 2002.

  7. Ворошилов В.А. Журналистика. – М., 2000.

  8. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

  9. Коновалова О. Основы журналистики. - М.-Ростов-на-Дону, 2005.

  10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М.: 2004.

  11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: «Аспект Пресс», 2001.

  12. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста / Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  13. Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко/ С-П., 2000.

  14. Мастерство журналиста: поиск и анализ информации. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики / Сост. Зорин К.А., Палиева З.И. – Красноярск: Сибирский федеральный университет. – 2007.

  15. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – С-П., 2005.

  16. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – С-П., 2004.

  17. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996.

  18. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М.: 2002.

  19. Сметанина С. И. Литературное редактирование. – С-П., 2003.

  20. Солганик Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.). – М.:2009

  21. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002.

  22. Ученова В.И. У истоков публицистики. – М., 1989.

  23. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.


Литература для учащихся

  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Авт.: О.И.Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  2. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

  3. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

  4. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

  5. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

  6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  7. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

  8. Лукина М. Технология интервью. – М., 2003

  9. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

  10. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –С-Пб., 2000.

  11. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

  12. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2005.

  13. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm




Приложение

Примеры презентаций к занятиям элективного предмета «Школа журналистики»

Журналистика как форма информационной деятельности.

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста.

Электронные СМИ.

Номер газеты. Редакционный коллектив.