СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Тайны живого"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Тайны живого"»

Пояснительная записка

Предлагаемый курс направлен на создание условий для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой природы, как биосистеме, о их роли и месте в биосфере, о современном состоянии окружающей среды; на обобщение и углубления знания о взаимосвязи

состояния здоровья с условиями среды обитания; способ­ствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, ком­муникативную, практико-ориентированную деятельность; развивать у учащих­ся навыки проектной деятельности.

Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением нему, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)

Задачи курса:

Образовательные:

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

Развивающие

Развитие навыков общения, коммуникации и творческих способностей ребенка.

Воспитательные

Воспитывать интерес и ответственное отношение к миру живых существ.


Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, способности обу­чающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории об­разования;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравствен­ности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружаю­щего мира;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудниче­стве со сверстниками педагогами;

  • формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; составлять план и последовательность действий;

- Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

- Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

классификация по заданным критериям, установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- Определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологичное высказывание; вести устный и письменный диалог, слушать собеседника;

- Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты:

  • формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; живых организмов: бактерий, грибов, лишайников, растений;

  • актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;

  • систематизация знаний о растениях, грибах, бактериях и их роли в сохранении здоровья че­ловека;

  • овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, опи­сание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объ­яснение их результатов);

  • освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простуд­ных заболеваниях.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Введение (2 часа)

Включает в себя занятия по изучению истории развития науки биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Проис­ходит знакомство обучающихся с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и в природе. Поводится вводный инструктаж.

Раздел 2. Мир невидимых существ (6 часов)

Включает теоретические и практические занятия по изучению строения клетки, особенностей бактериальной клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука, Мечникова, Пастера, Дженнера. Достаточное количество времени отводится на знакомство учащихся с причинами и профилактикой инфекционных заболевание. В разделе предусмотрено изучение использования микроорганизмов в промышленности благодаря достижениям биотехнологии.

Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о роли бактерий в экосистеме, о круговороте веществ. В данном разделе планируется работа над проектами и их защита, творческие конкурсы.

Конкурс творческих работ «Я – наследник знаменитого исследователя».

Защита проектов «Предупреждён – вооружён».


Раздел 3. Зелёные помощники (14 часов)

Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний об особенностях растений как трансформаторов солнечной энергии. О многообразии растительного мира, об удивительных растениях. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, с использованием лекарственных растений. Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов. Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся знакомятся с растениями, занесёнными в Красную книгу области.

Содержание раздела предусматривает знакомство учащихся с происхождением комнатных растений, их агротехникой. Учащиеся приобретут знания о бионике.

Предусмотрено проведение практических работ и экскурсий, проектная деятельность, постановка и показ экологической сказки.

Практическая работа «Агротехника комнатных растений».

Практическая работа «Анализ видового состава растений помещения».

Практическая работа «Анкетирование и обработка данных о степени комфортности помещений».

Практическая работа «Моделирование комфортного помещения».

Защита проектов «Комфортное помещение».

Виртуальная экскурсия «Озеленение помещений».

Экологическая сказка «Робинзон и ботаника».


Раздел 4. Съедобные и не только (7 часов)

Раздел включает в себя материал, посвящённый особенностям царства Грибы, многообразию и значение грибов в природе. Предусматривается знакомство школьников с использованием грибов в хлебопекарной, фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия грибов, их биологически активных веществ на организм. Предусматривается знакомство со съедобными и ядовитыми грибами, грибами-двойниками, правилами сбора грибов и мерами первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

Школьники приобретут навыки проектной деятельности, публичных выступлений при защите проектов. Викторины, защита проектов позволяет распространить знания о грибах среди школьников, не посещающих занятия кружка.

Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы».

Защита проектов «Без грибка не съешь блинка».

Викторина «Грибное царство».


Раздел 5. Олений мох и манна небесная (4 часа)

Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников об особенностях лишайников как симбиотических организмах, значении в природе и жизни человека. Учащиеся приобретут знания о биоиндикации и лихеноиндикации в частности.

Предусматривается осуществление оценки состояния атмосферного воздуха в микрорайоне школы методом лихеноиндикации. В ходе работы над проектами учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности. Защита проектов и ролевая игра помогают закрепить навыки ведения дискуссии и способствуют развитию коммуникативных способностей.

Практическая работа «Определение состояния атмосферного воздуха методом лихеноиндикации».

Защита проектов «Чудо-организмы».


Раздел 6. Все тайны раскрыты» (2 часа)

Содержание раздела способствует формированию у школьников познавательного интереса, стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии, подведение итогов за год. Намечаются задачи на новый учебный год. Проводится инструктаж по ТБ на летнее время.

Экскурсия «Экологическая тропа».

Акция «Чистая роща»

Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);

  • групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);

  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компью­терных презентаций).

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);

  • наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);

  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);

  • практические (акции, практические работы);

  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабора­торно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).

Типы и виды занятий

1.

  1. Учебные занятия:

  • комплексное;

  • индивидуальные;

  • экскурсии;

  • полевой практикум;

  • лабораторные и практические работы.

2.

2. Контрольные занятия:

  • выставка;

  • защита проекта;

  • конференции, круглые столы; .

  • анкетирование;

  • викторины.




Тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Введение (2 часа)

1

Я познаю мир

1


2

Основа живых тел

1


Раздел 2. Мир невидимых существ (6 часов)

3

Охотники за микробами


1


4

Не просто аптекарь

1


5

О холере, чуме и оспе…

1


6

Предупреждён - вооружён


1


7

Echerichia coli вчера и сегодня

1


Раздел 3. Зелёные помощники (14 часов)

8,9

Флора и её царство


2


10

Живые нанозаводы


1


11

Рекордсмены в мире растений


1


12

По следам Робинзона

1


13

В гостях у Медуни­цы

1


14

Подготов­ка сказки «Робинзон и ботани­ки».

1


15

Показ сказки «Робинзон и ботани­ки».

1


16

Приключения с домашними растениями

1


17

Мои зелёные защитники

1


18

Растения в интерьере

1


19

Комфортное помещение

1


20

Защита проектов «Комфортное помещение»

1


21

«Вырасти друга»

1


22

В гостях у КОАППа

1


Раздел 4. Съедобные и не только (7 часов)

23

Что такое гриб?

1


24

Волшебное лукошко

1


25

Тихая охота

1


26

Деликатесы с плесенью

1


27

Спаситель человечества

1


28

Без чего пирожки не испечь

1


29

Копринус и прочие

1


Раздел 5. Олений мох и манна небесная (4 часа)


30

Растения - сфинксы

1


31

Манна небесная и не только

1


32

Что такое лихеноиндикация

1


33

Каким воздухом мы дышим

1


Раздел 6. Все тайны раскрыты (2 часа)

34

Подведём итоги

1


35

«Экологическая тропа»

1






































П Р И Л О Ж Е Н И Е

к программе внеурочной деятельности

«Тайны живого»

в 5 классе

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:

- оборудование (учебный кабинет, столы и стулья на 15-12 человек, доска, компьютер с выходом в интернет, принтер, сканер, фотоаппарат, телевизор);

- канцелярские товары: бумага для принтера, фотобумага, тетради, ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры и маркеры на 15-12 человек;

- наглядные пособия (таблицы, схемы, муляжи, иллюстрации, справочная литература, оборудование для лабораторных работ на 15-12 человек).

- методическая рекомендация по проведению экскурсий;

- методические разработки занятий;

- инструкции по правилам ТБ;

- картотека рекомендуемых методических материалов;

- каталоги интернет-источников по темам;

- сценарии воспитательных мероприятий

ИНФОРМА1ЩОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература для учителя

  • Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс [Текст]: мето­дическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Куч- менко. - М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с.

  • Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся [Текст] / G.C. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. - С. 35-38.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]

/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]

/Г.К. Селивко. - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

  • Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении био­логии [Текст] / И.А. Тушина // Первое сентября. Биология, 2003. — №27-28.

Литература для учащихся

  • Акимушкин И.И. Занимательная биология [Текст] / И.И. Акимушкин -

М.: Молодая гвардия,. 1972. т 3.04 с.

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы [Текст] / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона [Текст]. / И.М. Верзилин. - М.: Про­свещение, 1994. - 218 с.

  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и от­ветах. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост; М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волго­град: Учитель, 2007. - 174 с. ...

  • Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст]. - М.: Мир, 1987.-256 с.

  • Энциклопедия для детей. Биология [Текст]. - М.: «Аванта+», 1996. - 704с.

  • Красная книга Ульяновской области [Текст] / под науч. ред. Е.А. Артемь­евой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульянов­ской области. — Ульяновск: Артишок, 2008. - 508 с.

Мультимедийная поддержка курса Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.hi/) «Единая коллекция Цифровых Образова­тельных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bi о. 1 september.ru — газета «Биология».

  4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  6. http://video.edu-lib.net — учебные фильмы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!