СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного предмета «Химия в задачах и упражнениях»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса  «Химия в задачах и упражнениях» предназначена для обучающихся 11 класса и носит предметно - ориентированный характер. Она рассчитана на 17 часов учебного времени (0,5 ч. в неделю). Изучение данного курса способствует закреплению знаний по химии и подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации. Решение различных задач является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания обучающихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделить особое внимание.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного предмета «Химия в задачах и упражнениях»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»




Утверждаю Рассмотрено Принято

Директор школы ________ М.В.Булгакова на заседании методического педагогическим советом

Приказ от ________ № ____ объединения учителей Протокол от_________

естественно-географического цикла № ___

Протокол от ____________

№ _____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета

по химии

«Химия в задачах и упражнениях»


(11 класс, 17 часов)






Составитель:

Ерохина Е.Н. учитель высшей квалификационной категории









г. Щигры - 2017 г.


Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………………..… 3


  1. Учебно - тематический план………… …………………………..……… 5



  1. Содержание программы………………………………………………..… 5



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….… 6



  1. Планируемые результаты изучения элективного предмета..………..… 6



  1. Календарно - тематическое планирование……………………………… 6


  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ……... 8



  1. Лист внесения изменений в рабочую программу ……………………....10





















Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» предназначена для обучающихся 11 класса и носит предметно ориентированный характер. Она рассчитана на 17 часов учебного времени (0,5 ч. в неделю). Изучение данного курса способствует закреплению знаний по химии и подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации. Решение различных задач является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания обучающихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделить особое внимание.

Программа разработана на основе учебного пособия «Химия. Основные алгоритмы решения задач». Авторы Н.Н. Олейников, Г.П. Муравьёва, под редакцией академика Ю.Д. Третьякова.- М.: Издательский отдел УНЦДО, ФИЗМАТЛИТ,2011.

Программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» направлена на оказание практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по химии в рамках единого государственного экзамена. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

При разработке программы акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно, но входят в задания ЕГЭ по химии. Формы контроля за уровнем достижений обучающихся — текущие и итоговые контрольные и самостоятельные работы.

Изучение данного курса способствует углублению знаний обучающихся по химии, а именно – помогает получить реальный опыт решения расчетных химических задач алгебраическим способом, а также углубить свои познания в математике.

При изучении данного курса проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются контрольные работы, которые позволяют обучающимся проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Значительно оживляет изучение курса составление сборников авторских задач, творческих расчетных задач по различным темам, связанных с производством, медициной, биологией и другими науками.

Цель курса: закрепить умения обучающихся в решении стехиометрических задач по химии с использованием математических методов при вычислении различных физических величин, научить использовать теоретические знания для решения практических задач, способствовать целенаправленной предпрофессиональной ориентации старшеклассников, подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации;

Задачи:

Образовательные:

1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;

2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;

3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

Воспитательные:

1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;

2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

3) содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;

2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

3) развивать эмоции обучающихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;

4) развивать практические умения обучающихся при выполнении практических экспериментальных задач.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы;

- Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии.

Задачи программы

Методическое обеспечение программы:

Формы занятий:

индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок;

самостоятельная работа; соревнование; зачет; межпредметные занятия;

практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных учащимися задач.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ;

упражнения; практическая работа; решение типовых задач; методы –частично-поисковый, исследовательский, лабораторный, индивидуального обучения; составление разного типа задач и комплектование их в альбом для использования на уроках химии; составление химических кроссвордов; приготовление растворов

веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии.

Формы отчетности:

-составление сборников авторских задач по различным темам;

-творческое оформление составленных задач;

-количественный и качественный конкурс решенных задач;

-зачет по решению всех пройденных типов задач.














Учебно-тематический план


п/п

Наименование

раздела, темы

Количе

ство

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лаборато

рные,

практические

работы

Экскурсии

Проверо

чные

работы

1

Расчеты с использованием понятия «моль»

1




2

Расчеты по химическим формулам

2




3

Вывод химических формул

4



1

4

Расчеты, связанные с использованием плотностей, относительной плотности

и молярного объема газа.

Закон Авагадро

2




5

Расчеты по уравнениям химических реакций

4




6

Расчеты по термохимическим уравнениям

2




7

Расчеты связанные с использованием понятия массовой

доли растворенного вещества в растворе

2

1


1

ИТОГО:

17

1

-

2

Содержание программы

1 Раздел: Расчеты с использованием понятия « моль» – 1 час

Вычисление количества вещества по известной массе или объёмагаза (при н.у.) и наоборот, нахождение числа частиц, содержащихся в определенной массе вещества.

2 Раздел: Расчеты по химическим формулам –2 часа.

Вычисление относительной молекулярной массы, массовых долей химических элементов в сложном веществе, отношения масс элементов по формуле вещества, нахождение массы элемента по известной массе вещества и наоборот.

3 Раздел: Вывод химических формул –4 часа.

Нахождение химической формулы по массовым долям химических элементов, по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества, по продуктам сгорания.

Контрольно-обобщающее занятие по темам 1,2,3.

4 Раздел: Расчеты, связанные с использованием плотности,

относительной плотности газов, молярного объёма газа. Закон Авогадро- 2 часа.

Нахождение плотности, относительной плотности газа.

По химической формуле газа, вычисление объёма газа определённой массы при нормальных условиях.

5 Раздел: Расчёты по химическим уравнениям реакций – 4 часа.

Вычисление массы вещества, объёма газа (при н.у.).

По уравнению реакции, если известна масса (объём) одного из веществ: нахождение массы (объёма) вещества, если одно из исходных веществ взято в избытке. Вычисление по уравнениям реакций, если исходные вещества содержали примеси.

6 Раздел: Расчеты по термохимическим уравнениям – 1 час.

Нахождение количества теплоты, выделившейся или поглощенной в ходе реакции по известной массе (объёма) вещества; составление термохимического уравнений реакции.

7 Раздел: Расчеты, связанные с использованием понятия

массовой доли растворённого вещества в растворе – 3 часа.

Определение массовой доли вещества в растворе; проведение расчетов по уравнениям реакций, протекающих в растворе. Контрольно-обобщающее занятие по темам 4-7.





Требования к уровню подготовки обучающихся


Ученик должен знать/понимать:

все предложенные типы задач, а также способы их решения;

Ученик должен уметь:

Решать задачи следующих типов;

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе

раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе

или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из

веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ

дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- нахождение молекулярной формулы вещества;

- расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи химических соединений.




Планируемые результаты изучения элективного предмета

Учащиеся должны знать все предложенные типы задач, основные формулы и методики, по которым ведется расчет, а также способы их решения.

Учащиеся должны уметь самостоятельно определять способ решения. Применять данные формулы при решении определенного типа задач, выбирать наиболее рациональный путь решения задачи.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела, занятия

Форма проведения

по плану

по факту

I. Расчеты с использованием понятия «моль» -1 час

1



Вычисление количества вещества, числа атомов, молекул.

Комбинированный урок

II. Расчеты по химическим формулам- 2часа

2



Вычисления по химическим формулам

Урок-изучение нового материала

3

Нахождение массы элемента по известной массе сложного вещества.

Урок-тренинг

III. Вывод химических формул- 4 часа

4



Нахождение химической формулы по массовым долям элементов.

Урок-лекция

5

Нахождение химической формулы по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества.

Комбинированный урок

6

Нахождение химической формулы по количеству продуктов сгорания.

Урок-практикум

7

Контрольно-обобщающее занятие по темам 1,2,3.

К.р. №1

IV. Расчеты, связанные с использованием плотностей, относительной плотности

и молярного объема газа. Закон Авагадро – 2 часа

8



Нахождение плотности, относительной плотности газа по химической формуле данного газа.

Урок-изучение нового материала

9

Вычисление объема газа определенной массы при нормальных условиях.

Урок-тренинг

V. Расчеты по уравнениям химических реакций-4 часа

10



Вычисление массы вещества по уравнению реакции, если известна масса другого вещества.

Комбинированный урок

11

Вычисление объема газа при нормальных условиях по уравнению реакции, если известна масса или объем другого вещества

Урок-изучение нового материала

12

Вычисление массы или объема газа при н. у. по уравнению реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Лекция с использованием алгоритма решения задач данного типа

13

Вычисление по уравнению реакций, если исходные вещества содержат примеси.

Комбинированный урок

VI. Расчеты по термохимическим уравнениям-2 часа

14



Нахождение количества теплоты выделившейся при сгорании определенной массе, объема, количества вещества.

Урок-изучение нового материала

15

Составление термохимических уравнений, если известно количество теплоты образуемой или поглощаемой в ходе реакций.

Урок-тренинг

VII. Расчеты связанные с использованием понятия массовой

доли растворенного вещества в растворе- 2 часа

16



Определение массовой доли вещества в растворе. Расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворе.

П.р. №1

17

Контрольно-обобщающее занятие по темам 4-7.

К.р. №2



Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение

Литература для обучающихся:

  1. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989 г.

  2. Ерыгин Д.П., Грабовский А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1989 г.

  3. Хомченко Н.Е., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1991 г.

  4. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Высшая школа, 1987 г.

  5. Гудкова А.С., Ефремова К.Н. и др. 500 задач по химии. – М.: Просвещение, 2001 г.

  6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. – М., ОНИКС, 2006 г.

  7. Аргишева А.И., Губанова Ю.К. Решаем задачи по химии. – Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002 г.

  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. –М.: «Экзамен», 2005 г.

  9. Баранова И.Е. Пособие для интенсивной подготовки к выпускному, вступительному экзаменам и ЕГЭ по химии. – М.: ВАКО, 2007 г.

Литература для учителя:

1. Н.Н. Олейников, Г.П. Муравьёва «Химия. Основные алгоритмы решения задач » — М.: Издательский отдел УНЦДО, ФИЗМАТЛИТ,2003.

2. Лабий Ю. М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 1987.

3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. М.: ОНИКС 21 век, 2004.

4. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. М., МИРОС,1994.

5. Тарасова Л. Ю. Методическое пособие по химии для поступающих в вузы (способы решения основных типов задач). Волгоград,1996.

6. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1997.

7. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 2002

Цифровые образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf-те

  • www.openclass.ru

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/

  • http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)

  • www.skillopedia.ru (видеоуроки)

  • http://festival.1september.ru/

  • http://planeta.ru

  • образовательных ресурсов (ЕК ЦОР).

eorhelp.runode/642

  • school-collection.edu.ru

  • 74333s006.edusite.ruDswMedia/perechen…6.doc

  • school30.edu.yar.ru…shkoli/perechenresursov.doc

  • do.gendocs.rudocs/index-186892.html

  • http://www.chemistry.ru/

  • Российский химический портал Chemport.ru

  • "Общая химия онлайн" General Chemistry Online http://antoine.frostburg.edu/chem/senese/101/index.shtml

  • www.theodoregray.com/PeriodicTable/

  • http // www. ege.edu.ru- портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

  • http // www. it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей.

  • http // www.elibraru. ru / defaultx. asp- научная электронная библиотека.

Методическое обеспечение программы:

1. В.М. Глинка. Общая химия.

2 .Р.А. Лидин, В.А.Молочко, Л.Л.Андреева. Химия.

3. Ю.М.Ерохин, В.И.Фролов. Сборник задач и упражнений по химии.

4. Н.Е. Кузьменко, В.В.Ерёмин. Химия.

5 . И.Г. Хомченко. Общая химия.

6. В.А.Каверина, А.С. Корощенко, Ю.А. Медведев. Химия. Решение сложных задач.

7. Г.П. Хомченко. И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии.

8. М.Е. Кузнецов, А.Н. Ивкин. Задачи по химии.

9.В.И. Дайнеко. Как научить школьников решать задачи по органической химии.

10. Единый государственный экзамен. 2012- 2013г. Химия, ФИПИ, Типовые экзаменационные варианты под редакцией А.А.Кавериной

11. ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов. Химия. ФИПИ Сборник экзаменационных заданий. Авторы составители А.С. Корощенко, М.Г.Савостина. М.2013 г.

12.Компьютерные презентации к урокам.

Лабораторное оборудование для проведения практической работы:

химические стаканы, стеклянные палочки, лабораторные весы, разновесы, мерные цилиндры.



Технические средства:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска




Лист внесения изменений в рабочую программу

п/п




Дата

внесения

изменений



Раздел,

тема


Содержание

изменений


Подпись

Согласовано с

зам. директора

по УВР


















































































10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!