СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Электроконструирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Электроконструирование"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).


Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути. Уровень освоения программы общекультурный (ознакомительный).

Актуальность, педагогическая целесообразность

Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.

Современная электроника является материальным фундаментом новых

информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к не виданным

социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

В отличие от типовой программы по радиоэлектронике для учреждений

дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.

Отличительные особенности представленной программы:

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» рассчитана на обучающихся начальной школы;

- в теоретическую часть программы внесены первоначальные понятия радиоэлектроники;

- занятия проводятся в игровой форме;

- для лучшего восприятия материала младшими школьниками учтена постепенность усложнения нового материала, создание простых и сложных моделей;

- практические занятия типовых программ предлагают в основном учебные опыты,

изготовление демонстрационных стендов, иногда сложных электронных устройств, что не

всегда выполнимо и снижает интерес у воспитанников к радиоэлектронике;

- программой «Электроконструирование» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися;

- в отличие от типовой программы, в основе которой заложен алгоритм технического

действия, в предлагаемой программе за основу взят принцип развития общей культуры,

познание окружающего мира через изучаемую область техники, так как ни одна область

науки и техники не оказала столь же заметное влияние на быт, нравы, образ жизни и образ

мыслей людей, как электроника;

- особенностью данной программы является и то, что она предлагает от изучения

основных принципов радиоэлектроники перейти непосредственно к творчеству, конструированию различных технических устройств на основе собственных знаний и

опыта.

Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие узлы и

устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.

Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.

Адресат:

Программа «Электроконструирование» рассчитана на обучение девочек и мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Количество детей в группе – 10 человек

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.

Вид учебной группы – постоянный состав.

Форма занятий

• групповые учебно-практические и теоретические занятия;

• соревнования между группами;

• творческие презентации;

• комбинированные занятия.

Виды и формы контроля освоения программы: тестирование, выставка.

Формы подведения итогов реализации программы: выставка, защита проектов.

Срок реализации программы – 1 год.

Учебная нагрузка – 144 часа

Методика преподавания

Образовательные конструкторы «Знаток» позволяют познакомить обучающихся с основами радиоэлектроники и электротехники, научить собирать различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.

Использование электронных конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и построению различных схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники и электротехники, позволяют научиться разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.

Для реализации программы данный курс обеспечен наборами - электронный конструктор «Знаток 180 схем» три уровня сложности, электронный конструктор «Знаток Альтернативные источники энергии», компьютер, сканером, проектор.

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов составления электрических схем и программирования. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом занятии, используя элементы: лампочки и светодиоды, индикаторы и измерительные приборы, диоды и транзисторы, динамик и микрофон, резисторы и конденсаторы, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую схему, проверяет ее работоспособность и определяет ее дальнейшее использование. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Комплект заданий конструктора серии «Знаток» предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:

  • развитие творческого мышления при создании действующих моделей;

  • развитие словарного запаса и навыков общения в ходе представления собранной работы модели;

  • установление причинно-следственных связей;

  • анализ результатов и поиск новых решений;

  • коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;

  • экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;

  • проведение систематических наблюдений и измерений;

  • использование таблиц для отображения и анализа данных;

  • написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;

  • развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.

Программа «Электроконструирование» носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с конструктором.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка своих моделей).

Обучение с конструктором ЗНАТОК всегда состоит из 4 этапов:

• Установление взаимосвязей,

• Конструирование,

• Рефлексия,

• Развитие.

Установление взаимосвязей.

При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается схема цепи и ее различные варианты. Использование этой информации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ЗНАТОК базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия.

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, придумывают ситуации использования продукта, обсуждают свои идеи и предложения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Но поскольку образование становиться все более дифференцированным, то задания разбиты не по классам, а на 3 группы разного уровня сложности:

 синий - начальный уровень;

 зеленый - средний уровень;

 красный - уровень выше среднего.

Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг учащихся, в первую очередь, младших школьников ценителей различного типа конструкторов. Он ориентирован на учащихся 3-4 классов.

Цель и задачи обучения

Цель - формирование познавательного интереса к изучению электрических явлений и технического творчества, развития начальных исследовательских умений и навыков.

Задачи

Предметные:

  • познакомить с историей развития отечественной и мировой электротехники, с ее создателями;

  • познакомить с технической терминологией и основными узлами электротехнических объектов;

  • формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

  • создавать завершенные проекты с использованием устройств конструктора «Знаток»;

Метапредметные:

  • формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;

  • развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;

  • развивать волю, терпение, самоконтроль.

Личностные:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;

  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

  • формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

4

2

Методика сборки схем

2

2

4

3

Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180»

14

38

52

4

Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии»

4

22

26

5

Проектная деятельность


56

56

6

Итоговое и аттестационное занятие

-

2

2


Итого

22

122

144



Содержание основных разделов программы

  1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с конструктором и его возможностями, с элементами электрической цепи: источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники, с принципами работы электрических цепей, с обозначением элементов цепи.

Практика: Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство.



  1. Методика сборки схем

Теория: Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?

Что такое электрическая цепь и электрическая схема?

Практика: Статическое электричество.

  1. Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»

Теория: Кто придумал электронику? Знакомство с радиодеталями. Источники питания. Строение и работа батареи, аккумулятора. Переключатели. Источники света: лампочки и светодиоды. Устройство и работа электродвигателей и электрогенераторов. Резисторы и реостаты. Проводники и диэлектрики. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Конденсаторы. Фоторезистор. Интегральные микросхемы.

Практика: Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему фонарика. Последовательное и параллельное включение батарей. Последовательное и параллельное включение переключателей. Схемы включения лампы и светодиода. Изменение скорости вращения двигателя. Электродвигатель в качестве электрогенератора. Резистор как ограничитель тока. Переменный резистор как делитель напряжения. Знакомство со способами соединения проводников, умение находить их в схемах. Тестеры электропроводимости. Работа с мультиметром. Воспроизведение различных звуков. Плавное выключение света (конденсатор). Сборка цепей с ИС с заменой элементов цепи. Знакомство с устройством динамика и микрофона. Подготовка к выставкам и конкурсам.

  1. Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии»

Теория: Источники энергии будущего. Знакомство с деталями конструктора.

Практика: Механическая, солнечная энергия. Энергия ветра и воды. Водородная энергия. Исследовательский проект «Альтернативная энергия». Подготовка к выставкам и конкурсам.

  1. Проектная и исследовательская деятельность.

Практика: Создание проектов с использованием альтернативных источников питания. Создание электрифицированных игрушек и макетов. Реализация собственных проектов. Подготовка к выставкам и конкурсам.

  1. Итоговые и аттестационные занятия.

Презентация и защита собственных готовых проектов.



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Темы занятий

теория

практика

Дата проведения

Вводные занятия

1.

Беседа с обучающимися о применении конструктора в школе (ДДТ) и дома. Правила техники безопасности.

2


Сентябрь

2.

Знакомство с электронным конструктором.

Игра – знакомство


2

Сентябрь

Методика сборки схем

3.

Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?

Статическое электричество

1

1.

Сентябрь

4.

Что такое электрическая цепь и электрическая схема?

1

1

Сентябрь

Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180»

5.

Кто придумал электронику.

2


Сентябрь

6

Знакомство с радиодеталями. Игра «Угадай кто «Я»

1

1

Сентябрь


Источники питания. Батарейки и аккумуляторы.

7

Практическая работа №1 «Последовательное включение батарей»

1

1

Октябрь

8

Практическая работа №2

«Параллельное включение батарей»


2

Октябрь


Переключатели.

9

Практическая работа №1

«Последовательное и параллельное включение переключателей»

1

1

Октябрь

10

Практическая работа №2

«Музыкальный звонок»


2

Октябрь

11

Практическая работа №3

«Охранная сигнализация»



2

Октябрь


Источники света. Лампочки и светодиоды.

12


13

Практическая работа №1

«Основные схемы включения»

1

1

Октябрь

Практическая работа №2

«Попеременное включение лампы и светодиода»


2

Октябрь


Электродвигатель и электрогенератор

14

Практическая работа №1

«Изменение скорости вращения двигателя»

1

1

Октябрь

15

Практическая работа №2

«Электродвигатель в качестве электрогенератора»


2

Ноябрь

16

Практическая работа №3

«Потребление тока электродвигателем»


2

Ноябрь

Резисторы и реостаты


17

Практическая работа №1

«Резистор как ограничитель тока»

1

1

Ноябрь

18

Практическая работа №2

«Переменный резистор как делитель напряжения»


2

Ноябрь

19

Практическая работа №3

«Последовательное и параллельное соединение резисторов»


2

Ноябрь

20

Практиче6ская работа №4

«Смешанное включение элементов»


2

Ноябрь

Проводники и диэлектрики


21

Практическая работа

«Тестеры электропроводимости»

1

1

Ноябрь

Электроизмерительные приборы


22

Практическая работа

«Изучение работы мультиметра»

1

1

Ноябрь

Громкоговорители

23

Практическая работа

«Воспроизведение различных звуков»

1

1

Декабрь

24

Практическая работа

«Воспроизведение различных звуков»


2

Декабрь

Конденсаторы




25

Практическая работа «Зарядка и разрядка конденсатора. Плавное выключение света»

1

1

Декабрь

Фоторезистор




26

Практическая работа

«Управление светом»

1

1

Декабрь

Интегральные микросхемы




27

Практическая работа

«Музыкальная ИС. Создание проектов с музыкальной ИС»


1

1

Декабрь

28

Практическая работа

«Сигнальная ИС. Создание проектов с сигнальной ИС»



2

Декабрь

29

Практическая работа

«ИС «Звездные войны»»



2

Декабрь

30

Аттестационное занятие


2

Декабрь –январь

Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии»

31

Источники энергии будущего

2


Январь

32

Знакомство с деталями конструктора

1

1

Январь

33

Механическая энергия


2

Январь

34-36

Солнечная энергия


6

Январь

37-38

Энергия ветра


4

Февраль

39

Мультиисточник питания

1

1

Февраль

40

Энергия воды


2

Февраль

41

Водородная энергия


2

Февраль

42-43

Исследовательский проект «Альтернативная энергия»


4

Февраль

Проектная и исследовательская деятельность

44

Проект №12 «Штормовое предупреждение»


2

Март

45

Проект №14 «Закройте двери»


2

Март

46

Проект №20 «Часы»


2

Март

47

Проект №38 «Питание часов»


2

Март

48

Проект № 67-68 «Кола-часы с памятью»


2

Март

49

Проект №74 «Часы на солнечном свете»


2

Март

50

Проект №99 «Часы с памятью»


2

Март

51

Проект №125-126 « Вентилятор и часы на топливной ячейке»


2

Март

52

Проект №27 «Радио»


2

Март

53

Проект № 111, №122 «Ручное и ветряное радио»


2

Апрель

54

Проект №34 «Жидкий свет»


2

Апрель

55

Проект №63 «Свет от колы»


2

Апрель

56

Проект №72 «Сохранение энергии в воде»


2

Апрель

57

Проект №86 «Азбука Морзе»


2

Апрель

58

Проект №87 «Фонарь Морзе»


2

Апрель

59

Проект №88 «Все в цепи»


2

Апрель

60

Проект №91, №93 «Индикаторы скорости»


2

Апрель

61

Проект №106-107 «Концепция гибридного автомобиля»


2

Апрель

62

Проект №117 «Педаль газа»


2

Май

63-65

Проект «Самолет, питаемый альтернативной энергией»


6

Май

66-71

Проект по выбору (Фруктовая батарейка, батарейка из картошки, электромобиль)


12

Май

72

Итоговое аттестационное занятие


2










Ожидаемые результаты

Личностные результаты

Обучающийся научится:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия


В области воспитания:

• адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

• развитие коммуникативных качеств;

• приобретение уверенности в себе;

• формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.


В области конструирования и моделирования:

• знание основных принципов электроприборов и техники;

• умение работать по предложенным инструкциям;

• умения творчески подходить к решению задачи;

• умения довести решение задачи до работающей модели;

• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

• умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Обучающиеся смогут научиться:

• понимать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

• освоить область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

• определять основные источники информации, виды информации и способы её представления;

• применять правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером,

с конструктором, электрическими приборами

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

• создавать схемы различного предназначения;

• освоить основные понятия, использующие в электротехнике;

• использовать приобретенные знания и навыки для решения учебных и практических задач.




Методическое обеспечение программы


  1. Конструктор ЗНАТОК «180 схем» - 5 шт.

  2. Конструктор ЗНАТОК «Альтернативные источники энергии» - 5 шт.

  3. Инструкции по сборке

  4. Книга для педагога

  5. Компьютер - 1 шт.

  6. Проектор


Литература


1. Наука. Энциклопедия. – М.,«РОСМЭН», 2001. – 125 с.

2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!