ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути. Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный).
Актуальность, педагогическая целесообразность
Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.
Современная электроника является материальным фундаментом новых
информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к не виданным
социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
В отличие от типовой программы по радиоэлектронике для учреждений
дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.
Отличительные особенности представленной программы:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроконструирование» рассчитана на обучающихся начальной школы;
- в теоретическую часть программы внесены первоначальные понятия радиоэлектроники;
- занятия проводятся в игровой форме;
- для лучшего восприятия материала младшими школьниками учтена постепенность усложнения нового материала, создание простых и сложных моделей;
- практические занятия типовых программ предлагают в основном учебные опыты,
изготовление демонстрационных стендов, иногда сложных электронных устройств, что не
всегда выполнимо и снижает интерес у воспитанников к радиоэлектронике;
- программой «Электроконструирование» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися;
- в отличие от типовой программы, в основе которой заложен алгоритм технического
действия, в предлагаемой программе за основу взят принцип развития общей культуры,
познание окружающего мира через изучаемую область техники, так как ни одна область
науки и техники не оказала столь же заметное влияние на быт, нравы, образ жизни и образ
мыслей людей, как электроника;
- особенностью данной программы является и то, что она предлагает от изучения
основных принципов радиоэлектроники перейти непосредственно к творчеству, конструированию различных технических устройств на основе собственных знаний и
опыта.
Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие узлы и
устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.
Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.
Адресат:
Программа «Электроконструирование» рассчитана на обучение девочек и мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Количество детей в группе – 10 человек
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.
Вид учебной группы – постоянный состав.
Форма занятий –
• групповые учебно-практические и теоретические занятия;
• соревнования между группами;
• творческие презентации;
• комбинированные занятия.
Виды и формы контроля освоения программы: тестирование, выставка.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка, защита проектов.
Срок реализации программы – 1 год.
Учебная нагрузка – 144 часа
Методика преподавания
Образовательные конструкторы «Знаток» позволяют познакомить обучающихся с основами радиоэлектроники и электротехники, научить собирать различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.
Использование электронных конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и построению различных схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники и электротехники, позволяют научиться разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.
Для реализации программы данный курс обеспечен наборами - электронный конструктор «Знаток 180 схем» три уровня сложности, электронный конструктор «Знаток Альтернативные источники энергии», компьютер, сканером, проектор.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов составления электрических схем и программирования. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
На каждом занятии, используя элементы: лампочки и светодиоды, индикаторы и измерительные приборы, диоды и транзисторы, динамик и микрофон, резисторы и конденсаторы, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую схему, проверяет ее работоспособность и определяет ее дальнейшее использование. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Комплект заданий конструктора серии «Знаток» предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
-
развитие творческого мышления при создании действующих моделей;
-
развитие словарного запаса и навыков общения в ходе представления собранной работы модели;
-
установление причинно-следственных связей;
-
анализ результатов и поиск новых решений;
-
коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
-
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
-
проведение систематических наблюдений и измерений;
-
использование таблиц для отображения и анализа данных;
-
написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
-
развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
Программа «Электроконструирование» носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка своих моделей).
Обучение с конструктором ЗНАТОК всегда состоит из 4 этапов:
• Установление взаимосвязей,
• Конструирование,
• Рефлексия,
• Развитие.
Установление взаимосвязей.
При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается схема цепи и ее различные варианты. Использование этой информации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование.
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ЗНАТОК базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия.
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, придумывают ситуации использования продукта, обсуждают свои идеи и предложения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие.
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Но поскольку образование становиться все более дифференцированным, то задания разбиты не по классам, а на 3 группы разного уровня сложности:
синий - начальный уровень;
зеленый - средний уровень;
красный - уровень выше среднего.
Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг учащихся, в первую очередь, младших школьников ценителей различного типа конструкторов. Он ориентирован на учащихся 3-4 классов.
Цель и задачи обучения
Цель - формирование познавательного интереса к изучению электрических явлений и технического творчества, развития начальных исследовательских умений и навыков.
Задачи
Предметные:
-
познакомить с историей развития отечественной и мировой электротехники, с ее создателями;
-
познакомить с технической терминологией и основными узлами электротехнических объектов;
-
формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
-
создавать завершенные проекты с использованием устройств конструктора «Знаток»;
Метапредметные:
-
формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
-
развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
-
развивать волю, терпение, самоконтроль.
Личностные:
-
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
-
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
-
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
-
воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Методика сборки схем | 2 | 2 | 4 |
3 | Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180» | 14 | 38 | 52 |
4 | Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии» | 4 | 22 | 26 |
5 | Проектная деятельность | | 56 | 56 |
6 | Итоговое и аттестационное занятие | - | 2 | 2 |
| Итого | 22 | 122 | 144 |
Содержание основных разделов программы
-
Вводное занятие
Теория: Знакомство с конструктором и его возможностями, с элементами электрической цепи: источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники, с принципами работы электрических цепей, с обозначением элементов цепи.
Практика: Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство.
-
Методика сборки схем
Теория: Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?
Что такое электрическая цепь и электрическая схема?
Практика: Статическое электричество.
-
Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»
Теория: Кто придумал электронику? Знакомство с радиодеталями. Источники питания. Строение и работа батареи, аккумулятора. Переключатели. Источники света: лампочки и светодиоды. Устройство и работа электродвигателей и электрогенераторов. Резисторы и реостаты. Проводники и диэлектрики. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Конденсаторы. Фоторезистор. Интегральные микросхемы.
Практика: Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему фонарика. Последовательное и параллельное включение батарей. Последовательное и параллельное включение переключателей. Схемы включения лампы и светодиода. Изменение скорости вращения двигателя. Электродвигатель в качестве электрогенератора. Резистор как ограничитель тока. Переменный резистор как делитель напряжения. Знакомство со способами соединения проводников, умение находить их в схемах. Тестеры электропроводимости. Работа с мультиметром. Воспроизведение различных звуков. Плавное выключение света (конденсатор). Сборка цепей с ИС с заменой элементов цепи. Знакомство с устройством динамика и микрофона. Подготовка к выставкам и конкурсам.
-
Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии»
Теория: Источники энергии будущего. Знакомство с деталями конструктора.
Практика: Механическая, солнечная энергия. Энергия ветра и воды. Водородная энергия. Исследовательский проект «Альтернативная энергия». Подготовка к выставкам и конкурсам.
-
Проектная и исследовательская деятельность.
Практика: Создание проектов с использованием альтернативных источников питания. Создание электрифицированных игрушек и макетов. Реализация собственных проектов. Подготовка к выставкам и конкурсам.
-
Итоговые и аттестационные занятия.
Презентация и защита собственных готовых проектов.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | теория | практика | Дата проведения |
Вводные занятия |
1. | Беседа с обучающимися о применении конструктора в школе (ДДТ) и дома. Правила техники безопасности. | 2 | | Сентябрь |
2. | Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство | | 2 | Сентябрь |
Методика сборки схем |
3. | Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток? Статическое электричество | 1 | 1. | Сентябрь |
4. | Что такое электрическая цепь и электрическая схема? | 1 | 1 | Сентябрь |
Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180» |
5. | Кто придумал электронику. | 2 | | Сентябрь |
6 | Знакомство с радиодеталями. Игра «Угадай кто «Я» | 1 | 1 | Сентябрь |
| Источники питания. Батарейки и аккумуляторы. |
7 | Практическая работа №1 «Последовательное включение батарей» | 1 | 1 | Октябрь |
8 | Практическая работа №2 «Параллельное включение батарей» | | 2 | Октябрь |
| Переключатели. |
9 | Практическая работа №1 «Последовательное и параллельное включение переключателей» | 1 | 1 | Октябрь |
10 | Практическая работа №2 «Музыкальный звонок» | | 2 | Октябрь |
11 | Практическая работа №3 «Охранная сигнализация» | | 2 | Октябрь |
| Источники света. Лампочки и светодиоды. |
12 13 | Практическая работа №1 «Основные схемы включения» | 1 | 1 | Октябрь |
Практическая работа №2 «Попеременное включение лампы и светодиода» | | 2 | Октябрь |
| Электродвигатель и электрогенератор |
14 | Практическая работа №1 «Изменение скорости вращения двигателя» | 1 | 1 | Октябрь |
15 | Практическая работа №2 «Электродвигатель в качестве электрогенератора» | | 2 | Ноябрь |
16 | Практическая работа №3 «Потребление тока электродвигателем» | | 2 | Ноябрь |
| Резисторы и реостаты |
17 | Практическая работа №1 «Резистор как ограничитель тока» | 1 | 1 | Ноябрь |
18 | Практическая работа №2 «Переменный резистор как делитель напряжения» | | 2 | Ноябрь |
19 | Практическая работа №3 «Последовательное и параллельное соединение резисторов» | | 2 | Ноябрь |
20 | Практиче6ская работа №4 «Смешанное включение элементов» | | 2 | Ноябрь |
| Проводники и диэлектрики |
21 | Практическая работа «Тестеры электропроводимости» | 1 | 1 | Ноябрь |
| Электроизмерительные приборы |
22 | Практическая работа «Изучение работы мультиметра» | 1 | 1 | Ноябрь |
| Громкоговорители |
23 | Практическая работа «Воспроизведение различных звуков» | 1 | 1 | Декабрь |
24 | Практическая работа «Воспроизведение различных звуков» | | 2 | Декабрь |
| Конденсаторы | | | |
25 | Практическая работа «Зарядка и разрядка конденсатора. Плавное выключение света» | 1 | 1 | Декабрь |
| Фоторезистор | | | |
26 | Практическая работа «Управление светом» | 1 | 1 | Декабрь |
| Интегральные микросхемы | | | |
27 | Практическая работа «Музыкальная ИС. Создание проектов с музыкальной ИС» | 1 | 1 | Декабрь |
28 | Практическая работа «Сигнальная ИС. Создание проектов с сигнальной ИС» | | 2 | Декабрь |
29 | Практическая работа «ИС «Звездные войны»» | | 2 | Декабрь |
30 | Аттестационное занятие | | 2 | Декабрь –январь |
Работа со схемами конструктора «Альтернативные источники энергии» |
31 | Источники энергии будущего | 2 | | Январь |
32 | Знакомство с деталями конструктора | 1 | 1 | Январь |
33 | Механическая энергия | | 2 | Январь |
34-36 | Солнечная энергия | | 6 | Январь |
37-38 | Энергия ветра | | 4 | Февраль |
39 | Мультиисточник питания | 1 | 1 | Февраль |
40 | Энергия воды | | 2 | Февраль |
41 | Водородная энергия | | 2 | Февраль |
42-43 | Исследовательский проект «Альтернативная энергия» | | 4 | Февраль |
Проектная и исследовательская деятельность |
44 | Проект №12 «Штормовое предупреждение» | | 2 | Март |
45 | Проект №14 «Закройте двери» | | 2 | Март |
46 | Проект №20 «Часы» | | 2 | Март |
47 | Проект №38 «Питание часов» | | 2 | Март |
48 | Проект № 67-68 «Кола-часы с памятью» | | 2 | Март |
49 | Проект №74 «Часы на солнечном свете» | | 2 | Март |
50 | Проект №99 «Часы с памятью» | | 2 | Март |
51 | Проект №125-126 « Вентилятор и часы на топливной ячейке» | | 2 | Март |
52 | Проект №27 «Радио» | | 2 | Март |
53 | Проект № 111, №122 «Ручное и ветряное радио» | | 2 | Апрель |
54 | Проект №34 «Жидкий свет» | | 2 | Апрель |
55 | Проект №63 «Свет от колы» | | 2 | Апрель |
56 | Проект №72 «Сохранение энергии в воде» | | 2 | Апрель |
57 | Проект №86 «Азбука Морзе» | | 2 | Апрель |
58 | Проект №87 «Фонарь Морзе» | | 2 | Апрель |
59 | Проект №88 «Все в цепи» | | 2 | Апрель |
60 | Проект №91, №93 «Индикаторы скорости» | | 2 | Апрель |
61 | Проект №106-107 «Концепция гибридного автомобиля» | | 2 | Апрель |
62 | Проект №117 «Педаль газа» | | 2 | Май |
63-65 | Проект «Самолет, питаемый альтернативной энергией» | | 6 | Май |
66-71 | Проект по выбору (Фруктовая батарейка, батарейка из картошки, электромобиль) | | 12 | Май |
72 | Итоговое аттестационное занятие | | 2 | |
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
В области воспитания:
• адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
• развитие коммуникативных качеств;
• приобретение уверенности в себе;
• формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования и моделирования:
• знание основных принципов электроприборов и техники;
• умение работать по предложенным инструкциям;
• умения творчески подходить к решению задачи;
• умения довести решение задачи до работающей модели;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Обучающиеся смогут научиться:
• понимать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
• освоить область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
• определять основные источники информации, виды информации и способы её представления;
• применять правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером,
с конструктором, электрическими приборами
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• создавать схемы различного предназначения;
• освоить основные понятия, использующие в электротехнике;
• использовать приобретенные знания и навыки для решения учебных и практических задач.
Методическое обеспечение программы
-
Конструктор ЗНАТОК «180 схем» - 5 шт.
-
Конструктор ЗНАТОК «Альтернативные источники энергии» - 5 шт.
-
Инструкции по сборке
-
Книга для педагога
-
Компьютер - 1 шт.
-
Проектор
Литература
1. Наука. Энциклопедия. – М.,«РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.