СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Юные Самоделкины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Юные Самоделкины" (выжигание по дереву, Электроконструирование)

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юные Самоделкины"»




Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства просвещения России № 196 от 09.11.18 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.

Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.

Среди различных видов трудовой деятельности человека особое место занимает обработка древесины. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до деревянных скульптур, предметов быта, деревянных украшений. Занятия пирографией (выжиганием по дереву) и выпиливанием являются одними из видов обработки древесины.

С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания и выпиливания, изучают устройство приборов различной модификации, характеристики инструмента и приспособлений (струбцина, лобзик, пилки и т.д.), приемы и технологию выжигания, учатся устранять неполадки различной степени сложности, работают с чертёжными инструментами. С другой стороны, результатом работы с приборами и инструментами становится произведение детского творчества.

Программа «Юные Самоделкины» - технической направленности, модифицированная, базового уровня освоения, направлена на развитие познавательных и технических способностей. Программа состоит из двух отдельных блоков: введение в электроконструирование, пирография (выжигание по дереву) и выпиливание.

Данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми и информации из литературных источников по техническому творчеству.

Отличительные особенности представленной программы:

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные Самоделкины» рассчитана на обучающихся начальной школы;

- занятия проводятся в игровой форме;

- в теоретическую часть программы внесены первоначальные понятия радиоэлектроники, знакомство с устройством электроприборов для выжигания и выпиливания;

- блок «Введение в электроконструирование» предусматривает выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися;

- блок «Пирография» (выжигание по дереву) и выпиливание включает в себя занятия по выжиганию, выпиливанию и пиротипии (штампы);

- в учебный план 2 года обучения включена тема для более глубокого изучения приборов: «Устройство приборов для выжигания. Способы устранения возможных неполадок»;

- для лучшего восприятия материала младшими школьниками учтена постепенность усложнения нового материала, создание простых и сложных поделок (моделей).

Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, школьники проектируют все более сложные конструкции, участвуют в выставках и мероприятиях по техническому творчеству, происходит развитие навыков ручной работы, развивается глазомер, координация движений, ловкость, память и наблюдательность, объёмное мышление, которые им непременно пригодятся в жизни.

При изучении данной программы наблюдается дополнение содержания программ основного общего образования по предметам: математика, черчение, история, география, изобразительное искусство.

Данная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе российской федерации «Об образовании» и других законодательных актах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

  • создание условий для самореализаций личности;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Адресат программы: программа рассчитана для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Степень подготовки детей: умение изобразить графический рисунок, владение копировальной бумагой, умение пользоваться инструментами и материалами при проектировании изображения.

Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 года обучения: 288 часов.

1 год обучения - 144 ч. обучения (2 занятия в неделю: 2 х 2). Продолжительность одного занятия - 45 минут с 10 мин. перерывом.

Блок «Введение в электроконструирование» - 30 часов, блок «Пирография (выжигание по дереву) и выпиливание» - 114 часов.

2 год обучения – 144 ч. обучения (4 занятия в неделю: 2 х 2). Продолжительность одного занятия - 45 минут с 10 мин. перерывом.

Блок «Введение в электроконструирование» - 34 часа, блок «Пирография и выпиливание» - 110 часов.

Вид учебной группы – постоянный состав.

Количество детей в группе – 8- 10 человек.

Цель программы – Реализация интересов обучающихся в познании и техническом творчестве через занятия электроконструированием, пирографией (выжиганием по дереву) и выпиливанием.

Задачи (блок «Введение в электроконструирование»):

Предметные:

  • познакомить с историей развития отечественной и мировой электротехники, с ее создателями;

  • познакомить с технической терминологией и основными узлами электротехнических объектов;

  • формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

  • создавать завершенные проекты с использованием устройств конструктора «Знаток».

Метапредметные:

  • развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;

  • развивать волю, терпение, самоконтроль.

Личностные:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;

  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

  • формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

Задачи (блок «Пирография» (выжигание по дереву) и выпиливание:

Предметные:

  • формирование знаний по предмету (устройство приборов для выжигания и выпиливания, древесина как материал для работы, техники выжигания и др.)

  • приобретение технических знаний, умений, навыков (умение работать с чертёжными инструментами, способы устранения неполадок при работе оборудования, подготовка материала к работе, приемы выжигания и др.)

Метапредметные:

  • развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить мелкую моторику рук, точность движений;

  • развивать фантазию, память, эмоционально отношение к предметам и явлениям действительности.

Личностные:

  • воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • формировать внимание, уважение к труду и людям, терпимости к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе.

Учебно-тематический план


№ п/п

Название учебного блока

1 год обучения

2 год обучения

Формы аттестации, контроля

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение в электроконструирование

12

18

30

5

29

34

Контрольная работа

2

Пирография и выпиливание

11

103

114

14

96

110

Контрольная работа


Итого

23

121

144

19

125

144


Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Название учебного блока



Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Введение в электро конструирование


Вводное занятие

2

1

1

Тестирование

Методика сборки схем

2

1

1

Практическая работа

Работа со схемами электронного конструктора «Знаток-180»

24

10

14

Практическая работа

Итоговое и аттестационное занятие

2


2

Контрольная работа

Итого

30

12

18


2.

Пирография и выпиливание














Вводное занятие

2

2


Викторина, опрос

Из истории пирографии (выжигания по дереву)

2

2


Опрос

Инструменты и оборудование для выжигания. Копирование рисунка.

2

1

1

Наблюдение

Древесина как материал для творческих работ

2

1

1

Наблюдение

Виды выжигания и техника выжигания

40

2

38

Тестирование, наблюдение

Выпиливание заготовок

6

1

5

Практическая работа

Бордюры

4

1

3


Отделка готовых работ

4

1

3


Творческий проект «Космос»

14


14

Выставка

Творческий проект «Изготовление разделочных досок»

14


14

Выставка

Практическая работа «Оформление готовых форм (скалка, лопатка и др.)

10


10

Выставка

Практическая работа «Мои фантазии»

10


10

Защита проекта

Аттестация

4


4

Тестирование,



Итого

114

11

103




Всего

144

23

121



Содержание программы первого года обучения,

блок «Введение в электроконструирование»

  1. Вводное занятие

Теория: Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток? Что такое электрическая цепь и электрическая схема?

Практика: Статическое электричество.

  1. Методика сборки схем

Теория: Знакомство с конструктором и его возможностями, с элементами электрической цепи: источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники, с принципами работы электрических цепей, с обозначением элементов цепи.

Практика: Знакомство с электронным конструктором. Игра – знакомство.

  1. Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»

Теория: Кто придумал электронику? Знакомство с радиодеталями. Источники питания. Строение и работа батареи, аккумулятора. Переключатели. Источники света: лампочки и светодиоды. Устройство и работа электродвигателей и электрогенераторов.

Практика: Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему фонарика. Последовательное и параллельное включение батарей. Последовательное и параллельное включение переключателей. Схемы включения лампы и светодиода. Изменение скорости вращения двигателя. Электродвигатель в качестве электрогенератора. Знакомство со способами соединения проводников, умение находить их в схемах. Тестеры электропроводимости.


блока «Пирография» (выжигание по дереву) и выпиливание

1.Вводное занятие (2 ч)

Теория (2ч): Знакомство с программой работы, с выставкой в кабинете. Знакомство с приборами для выжигания и выпиливания, инструментами и материалами. Инструкция по ТБ.

2.Из истории пирографии (выжигания по дереву) (2 ч)

Теория (2 ч): Средневековье – время возникновения искусства выжигания. Знаменитые художники по дереву: Альбрехт Дюрер, Рембранд, Брюйер. Первое выжигание на Руси. 20 век – век современного выжигания с помощью электрических приборов. Возможности искусства выжигания.

3. Инструменты для выжигания, оборудование, копирование (2 ч)

Теория (1ч): Устройство перьевого прибора для выжигания. Способы копирования рисунка. Оборудование для работы (устройство, работа и техника безопасности при работе на шлифмашинке).

Практика (1ч): обработка заготовки, перенесение рисунка с бумаги на фанеру.

4. Древесина как материал для творческих работ. Обработка (2 ч)

Теория(1ч): Виртуальное путешествие по лесу. Разнообразие пород деревьев. Применение. Материалы и инструменты для обработки. Наждачная бумага: структура, размеры.

Практика (1 ч): Распознание пород деревьев (хвойные, лиственные); просмотр образцов пород; просмотр и анализ поперечного разреза ствола (годовые кольца). Определение размеров работ. Обработка. Работа с шлифмашиной.

5. Виды выжигания и техника выжигания (40 ч)

Теория (2 ч): Контурное выжигание. Выжигание силуэтов. Выжигание негативных силуэтов. Пиротипия. Демонстрация образцов машин. Виды, их назначение.

Практика (38 ч)

Практическая работа №1 «Транспорт»

Практическая работа №2 «Осень, спецтехника для уборки урожая»

Практическая работа №3 «Силуэты, строительная техника»

6. Выпиливание заготовок (6 ч)

Теория (1 ч): Характеристика инструмента и приспособлений (струбцина, лобзик, пилки и т.д.). Устройство ручного лобзика. Техника безопасности, рабочее место и гигиена. Приемы выпиливания.

Практика (5 ч): Изготовление заготовок из фанеры. Плавное выполнение вертикальных движений кистью, равномерная частота движений вверх-вниз, пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов.

7. Бордюр (4 ч)

Теория (1 ч): Бордюр как рамка для картин.

Практика (3 ч): Практическая работа «Бордюр»

8. Отделка готовых работ (4 ч)

Теория (1ч): Покрытие изделия олифой. Лакирование. Техника безопасности.

Практика (3ч): Практическая работа «Отделка работ «Осень» и «Бордюр».

9. Практическая работа «Космос» (14 ч)

Практика: закрепление знаний по темам «Негативное выжигание», «Силуэты», «Контурное выжигание», «Тонирование». Коллективный проект.

10. Практическая работа «Изготовление разделочных досок» (16 ч)

Практика: Выпиливание и обработка разделочной доски, свободный выбор техники выжигания. Творческий проект.

11. Практическая работа «Оформление готовых форм (скалка, лопатка и др.) (10ч)

Практика: свободный выбор техники выжигания.

12. Практическая работа «Мои фантазии» (8 ч)

Практика: Изготовление заготовки (выпиливание), свободный выбор техники выжигания. Творческий проект.

13. Аттестационное занятие.

Итоговое занятие. Выставка работ. (4 ч)

Практика: Защита проектов, диагностика, контрольные работы за полугодие. Выставка работ.


Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Название учебного блока



Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Введение в электроконструирование


Вводное занятие

2

1

1

Тест

Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»

12

4

8

Практическая работа

Проектная и исследовательская деятельность

18


18

Практическая работа

Итоговое занятие

2


2

Защита проекта

Итого

34

5

29


2.

Пирография (выжигание по дереву) и выпиливание














Вводное занятие. Инструменты и оборудование для выжигания. Копирование рисунка.

2

1

1

Викторина, опрос

Устройство приборов для выжигания. Способы устранения возможных неполадок

2

1

1

Опрос, тест

Виды выжигания и техника выжигания

24

4

20

Наблюдение, тестирование

Выпиливание ручным и электролобзиком

42

4

38

Практическая работа

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка

26

4

22

Выставка

Творческий проект

10


10

Защита проекта

Аттестация

4


4

Тестирование, опрос



Итого

110

14

96




Всего

144

19

125



Содержание программы второго года обучения,

блок «Введение в электроконструирование»

    1. Вводное занятие

Теория: Повторение изученного материала за прошлый учебный год. Правила техники безопасности в кабинете и электробезопасности.

Практика: Тестирование по ТБ. Викторина «Основные радиодетали».

    1. Работа со схемами электронного конструктора «Знаток – 180»

Теория: Источники питания. Строение и работа батареи, аккумулятора. Переключатели. Источники света: лампочки и светодиоды. Устройство и работа электродвигателей и электрогенераторов. Резисторы и реостаты. Проводники и диэлектрики. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Конденсаторы. Фоторезистор. Интегральные микросхемы.

Практика: Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему электрического звонка. Электродвигатель в качестве электрогенератора. Резистор как ограничитель тока. Переменный резистор как делитель напряжения. Тестеры электропроводимости. Работа с мультиметром. Воспроизведение различных звуков. Плавное выключение света (конденсатор). Сборка цепей с ИС с заменой элементов цепи. Знакомство с устройством динамика и микрофона. Подготовка к выставкам и конкурсам.

    1. Проектная и исследовательская деятельность.

Практика: Создание проектов. Создание электрифицированных игрушек и макетов. Реализация собственных проектов. Подготовка к выставкам и конкурсам.

    1. Итоговые и аттестационные занятия.

Презентация и защита собственных готовых проектов.


Содержание программы второго года обучения,

блок «Пирография (выжигание по дереву) и выпиливание»

1.Вводное занятие (2 ч)

Теория (1ч): Знакомство с планом работы на второй год, с выставкой в кабинете. Практика (1 ч): Тестирование по правилам ТБ.

2. Устройство приборов для выжигания. Способы устранения возможных неполадок (2 ч)

Теория(1ч): Устройство выжигательных аппаратов и возможные способы устранения неисправностей. Наждачная бумага: структура, размеры. Копирование рисунка.

Практика (1 ч): Разборка и сборка некоторых частей аппаратов для выжигания. Способы устранения возможных неисправностей, доступные для детей. Определение размеров работ. Выпиливание, обработка. Правила работы электрическим лобзиком.

3. Виды выжигания и техника выжигания (24 ч)

Теория (4 ч): Контурное выжигание. Выжигание силуэтов. Выжигание негативных силуэтов. Пиротипия.

Практика (20 ч)

Практическая работа №1 «Техника в нашей жизни»

Практическая работа №2 «Любимым и дорогим»

Практическая работа №3«Новогодние каникулы»

4. Выпиливание ручным и электролобзиком (42 ч)

Теория (4 ч): Устройство и работа электрического лобзика. Техника безопасности. Приемы выпиливания. Выпиливание изделий по чертежам. Правила составления чертежей типы линий, простановка размеров, виды, сечения, разработка объѐмных изделий с учѐтом толщины материала.

Практика (38 ч): Разработка и изготовление чертежа, выпиливание деталей, отделка деталей, сборка изделия, отделка, окончательная отделка. Изготовление заготовок из фанеры по желанию детей.

5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка (26 ч)

Теория (4 часа): Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Подготовка основы для изделия. Перевод чертежа или рисунка на основу. Устройство настольно-сверлильного станка – его назначение и наладка. Создание отверстий в основе изделия для выпиливания внутренних поверхностей. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Выпиливание и выжигание по рисунку. Сборка изделия. Отделка изделия шлифовальной шкуркой и лакирование изделия.

Практика (22 часа): Подготовка основы для изделия. Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Работа на сверлильном и лобзиковом станке. Выпиливание и выжигание рисунка. Отделка изделий.

6. Творческий проект (10 ч)

Практика: Разработка, выполнение и защита авторской проектной работы. Использование знаний электроники при создании итогового проекта (использование мотора, светодиодных элементов, и др. радиодеталей).

7. Аттестация. Итоговое занятие. Выставка работ. (4 ч)

Практика: Защита проектов, диагностика, контрольные работы за полугодие. Выставка работ.


Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • воспитание трудолюбия, добросовестности в работе

  • развитие интереса к техническому творчеству

Метапредметные:

  • соблюдение нравственных норм, правил

  • умение оценивать, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и своего будущего

  • умение слышать, слушать и понимать партнера

  • планирование и совместное выполнение деятельности

  • прогнозирование результата

  • умение соотнести результат с эталоном, внести необходимую коррекцию в план и способ действия

  • умение оценивать результат деятельности

Предметные:

  • освоение знаний и умений по программе

  • умение преобразовывать полученные знания и умения в свете требований времени

  • умение применять полученные знания и умения.


По окончании обучения по программе обучающиеся:

Блок «Введение в электроконструирование»

будут знать:

  • основные принципы работы электроприборов и техники;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с конструктором, электрическими приборами;

  • основные понятия, использующиеся в электротехнике;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств.

будут уметь:

• работать по предложенным инструкциям;

• творчески подходить к решению задачи;

• довести решение задачи до работающей модели;

• излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

• работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Блок «Пирография (выжигание по дереву)»

будут знать:

  • виды пород древесины, их свойства;

  • назначение отделки древесины, приемы работы;

  • свойства фанеры, ее разновидности;

  • устройство электровыжигателя, ручного и электролобзика;

  • способы устранения неисправностей при работе электровыжигателя, доступные детям;

  • технику безопасности при работе с электровыжигателем, электролобзиком;

  • технику и виды выжигания;

  • порядок отделки работ.

будут уметь:

  • работать электровыжигателем, ручным и электролобзиком;

  • применять правила безопасности работы с инструментами и выжигательным прибором;

  • устранять неисправности при работе с электровыжигателем и ручным лобзиком, доступные детям;

  • переводить рисунок через копировальную бумагу;

  • делать простейшие чертежи;

  • владеть приемами, техникой выжигания и выпиливания.

Условия реализации программы

Материально-техническое:

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и сухим.

Оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место педагога. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с образовательной программой, а также учитывать требования научной организации труда и эстетики.

Планировка, размещение рабочих мест должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого обучающегося.

Необходимо специальное помещение или шкафы для хранения сырья и готовой продукции, приспособлений, заготовок, материалов, незаконченных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, место для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка).

Все должно быть размещено так, чтобы не затемняло рабочую зону. Искусственное освещение допускается общее или комбинированное. Кабинет должен быть оборудован вентиляцией – она может быть естественная или смешанная и должна обеспечивать воздухообмен, температуру, и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Для работы в объединении необходимо:

  • электровыжигательные приборы

  • ручные лобзики

  • лобзиковый станок

  • электрические розетки

  • удлинители

  • шлифовальная (наждачная) бумага

  • бумага для рисунков

  • копировальная бумага

  • карандаши простые

  • фанера и обрезки досок

  • лак, олифа

  • краски акварельные, акриловые, гуашь

  • конструктор ЗНАТОК «180 схем» - 5 шт.

  • инструкции по сборке

  • книга для педагога

  • компьютер - 1 шт.

Методическое обеспечение

Форма занятий – групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку, работа по подгруппам, творческий отчет, защита проекта.

Форма занятий:

  • беседы

  • объяснения

  • рассказы

  • практические работы

  • выставки

  • творческие отчеты

Методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  • наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  • практические: практические занятия;

  • репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование;

  • эвристический: продумывание будущей работы.


Методические рекомендации по программе блока «Введение в электроконструирование»

Образовательные конструкторы «Знаток» позволяют познакомить обучающихся с основами радиоэлектроники и электротехники, научить собирать различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.

Использование электронных конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и построению различных схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники и электротехники, позволяют научиться разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.

Для реализации программы данный курс обеспечен наборами - электронный конструктор «Знаток 180 схем» три уровня сложности.

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов составления электрических схем. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом занятии, используя элементы: лампочки и светодиоды, индикаторы и измерительные приборы, диоды и транзисторы, динамик и микрофон, резисторы и конденсаторы, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую схему, проверяет ее работоспособность и определяет ее дальнейшее использование. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Блок программы «Введение в электроконструирование» носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с конструктором.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка своих моделей).

Обучение с конструктором ЗНАТОК всегда состоит из 4 этапов:

• Установление взаимосвязей,

• Конструирование,

• Рефлексия,

• Развитие.

Установление взаимосвязей.

При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается схема цепи и ее различные варианты. Использование этой информации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ЗНАТОК базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия.

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, придумывают ситуации использования продукта, обсуждают свои идеи и предложения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Но поскольку образование становится все более дифференцированным, то задания разбиты не по классам, а на 3 группы разного уровня сложности:

  • синий - начальный уровень;

  • зеленый - средний уровень;

  • красный - уровень выше среднего.


Методические рекомендации по программе блока «Пирография» (выжигание по дереву)

В процессе выжигания большое значение имеет качество материала и
наличие хорошего выжигательного прибора, у которого обязательно должна
быть предусмотрена регулировка рабочего наконечника.

Все, кто хоть немного пробовал выжигать, знает, как отрицательно
сказывается на качестве работы излишняя спешка: очень трудно, а порой и
невозможно исправить неправильно выжженную линию или точку,
ошибочно, в не нужном месте нанесенный штрих. В связи с этим, время
выжигания не нужно торопиться, нужно внимательно, максимально
аккуратно, не спеша наносить рисунок на изделие и всячески подавлять в
себе желание как можно скорее закончить работу, чтобы увидеть результат.
Умение выжигать быстро и одновременно аккуратно придет с опытом как
результат постоянных упражнений.

Иногда приходиться выполнять долгое время однообразную работу.
Достаточно профессионально и качественно эту работу сможет выполнить
лишь тот, кто обладает достаточной настойчивостью, умеет доводить
начатое дело до успешного завершения.

Большое значение для качества работы имеет порода древесины, из
которой выполнено изделие, характер ее поверхности и способы
завершающей отделки.

Всегда лучше начинать работу с мелких предметов и постепенно
переходить к более крупным. Так быстрее освоится оборудование и
правила пользования им.

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой
атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются
беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, викторины, конкурсы.

Чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят, планируется проведение встреч с местными мастерами декоративно-прикладного искусства, выставок
детского творчества.

На занятиях показывается большое количество иллюстрированной
литературы, фотоматериалов, образцов изделий, проводятся выставки работ
учащихся и их обсуждение, планируются беседы с просмотром видеофильмов.

Важным элементом работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств (любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками и т.д.).

Правила работы электровыжигателем

1. Перед работой расправить провода выжигательного прибора и постоянно следить, чтобы они не закручивались.

2. Не работать электровыжигательным прибором более двух часов подряд, Каждые 30-40 минут делать перерыв и проветривать помещение.

3. Для работы выбирать самое светлое время дня. В вечерние часы нужно позаботиться о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.

4. Если допущена небольшая ошибка, следует воспользоваться лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Стараться пользоваться ею как можно меньше.

5. При работе беречь поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложить чистый лист бумаги.


Виды и формы контроля освоения программы: тестирование, выставки. Результативность изучения дополнительной образовательной программы определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнении им творческих работ (не менее 4 за учебный год).

Формы подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, защита проектов

Список литературы для педагогов:

1.Боб Нейл «Стильные штучки из дерева», М.:-АСТ-ПРЕСС,2006

2.Грегори Норма «Выжигание по дереву» (практическое руководство), М.: -Ниола –Пресс, 2007

3. Грегори Норма «Графический дизайн и пирография», М.: - АРТ-Родник, 2010

3. Дениела Райт «Искусство выжигания по дереву» (перевод с английского К.Малькова), изд. Группа «Контент», 2005.

4. Пул С. «Энциклопедия выжигания по дереву», М.: АСТ-Пресс, 2007

5. Ращупкина С.Ю. «Выжигание по дереву», М.:-Рипол классик, 2011

6. Сью Уолтерс «Пирография, или искусство выжигания по дереву», Ростов-на Дону, -Феникс, 2006.

Список литературы для детей:

  1. Журналы: «Техника молодежи», «Моделист-конструктор», «Сделай сам», «Левша», «Юный техник», Приложение к журналу «Юный техник», Альбомы.

  2. Наука. Энциклопедия. – М.,«РОСМЭН», 2001. – 125 с.

  3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

1. Сайт для любителей мастерить и профессионалов http://vuzhigatel.ru

2. Сайт для любителей мастерить и профессионалов http://www.lobzik.pri.ee

3. Информационный портал для любителей выжигания по дереву

http://pyrography-fireart.ru

4. Приборы для выжигания http://www. transvit.ru /pribory-dlja-vyzhiganija.html

5. Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!