Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа «Заниматика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Уровень программы - базовый
Актуальность программы:
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цель программы:
развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
правильное применение математической терминологии;
освоение эвристических приемов рассуждений;
умение делать доступные выводы и обобщения;
умение обосновывать свои мысли.
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Наименование раздела, темы |
1 | Интеллектуальная разминка |
2 | «Числовой» конструктор |
3 | Геометрия вокруг нас |
4 | Волшебные переливания |
5-6 | В царстве смекалки |
7 | «Шаг в будущее» |
8-9 | «Спичечный» конструктор |
10 | Числовые головоломки |
11-12 | Интеллектуальная разминка |
13 | Математические фокусы |
14 | Математические игры |
15 | Секреты чисел |
16 | Математическая копилка |
17 | Математическое путешествие |
18 | Выбери маршрут |
19 | Числовые головоломки |
20-21 | В царстве смекалки |
22 | Мир занимательных задач |
23 | Геометрический калейдоскоп |
24 | Интеллектуальная разминка |
25 | Разверни листок |
26-27 | От секунды до столетия |
28 | Числовые головоломки |
29 | Конкурс смекалки |
30 | Это было в старину |
31 | Математические фокусы |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений |
34 | Математический лабиринт |
Список литературы
Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)
Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей 1-5 классы. М.: АСТ-Пресс, 1999.
Волина В.В. Учимся играя.- М,: Новая школа, 1994
Медведева И.Г. Чудесная клеточка.- Из-во «Адонис» Москва, 2007.
Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой.- М. Новая школа, 1998
Успенский Э. Весёлый счёт.- М.: Детгиз-2005.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку.-М.: просвещение, 2001.
Журнал « Начальная школа».- М.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС,2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл ,2001.
Игры со спичками :Задачи и развлечения / сост. А.Т.Улицкий, Л.А.Улицкий.- Минск : Фирма «Вуал»,1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М.,2006.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз,2001.
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М.: АСТ,2006.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителя. – М.: Просвещение,1975.
Интернет - ресурсы
http://www.vneuroka.ru/matematiks/php - образовательные проекты портала «Вне урока» : Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»
http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com – «Сократ»- развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogsport.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал