Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Школа №11
Факультативные занятия по информатике
«Подготовка к ОГЭ»
9 КЛАСС
Составила:
Ерунова М.Г.
учитель информатики
МБОУ «Школа №11»
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г. Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель занятий:
1. Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ ;
2. Подготовка к экзамену по информатике учащихся 9 класса, освоивших программы основного общего образования.
Задачи занятий:
1. систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
4. повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Программа создана на основе учебника: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Босова Е.Л., изд., испр. – М. : Бином, Лаборатория знаний, 2018
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/Д.М.Ушаков.- Москва: Издательство АСТ, 2017
ЕГЭ 2015.Интенсивная подготовка. Информатика. Сборник заданий/Е.М.Зорина, М.В.Зорин.-Москва: ЭКСМО, 2015
сайт К.Полякова ( http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm)
сайт «Решу ОГЭ» (https://inf-oge.sdamgia.ru/)
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
Групповые;
Индивидуально - групповые;
Фронтальные;
Компьютерный практикум
Все темы учебной программы являются обязательными для изучения. Данная программа ориентирована на учащихся 9 классов.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения курса учащиеся:
расширят знания в разделах: системы счисления, кодирование информации, построение алгебры высказываний, алгоритмы, введение в Паскаль, базы данных, электронные таблицы, создание и обработка информационных объектов посредствам текстовых редакторов
подготовятся к Итоговой аттестации по информатики;
освоят программы Excel, Access
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
цели проведения ОГЭ;
особенности проведения ОГЭ по информатике;
структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.
уметь
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.
Пробная итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ОГЭ по информатике
Содержание курса:
Работа состоит из 15 заданий: базового уровня сложности 10, повышенного — 3, высокого — 2. Заданий с кратким ответом (тип В) — 12, с развернутым ответом (тип С) — 3. Работа рассчитана на 150 минут. |
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Задание 1. Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных | Б | 1 | 3 |
Задание 2. Уметь декодировать кодовую последовательность | Б | 1 | 4 |
Задание 3. Определять истинность составного высказывания | Б | 1 | 3 |
Задание 4. Анализировать простейшие модели объектов | Б | 1 | 3 |
Задание 5. Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | Б | 1 | 6 |
Задание 6. Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования | Б | 1 | 4 |
Задание 7. Знать принципы адресации в сети Интернет | Б | 1 | 3 |
Задание 8. Понимать принципы поиска информации в Интернете | П | 1 | 5 |
Задание 9. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем | П | 1 | 4 |
Задание 10. Записывать числа в различных системах счисления | Б | 1 | 3 |
Задание 11. Поиск информации в файлах и каталогах компьютера | Б | 1 | 6 |
Задание 12. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию | Б | 1 | 6 |
Задание 13. Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) | П | 2 | 25 |
Задание 14. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы | В | 3 | 30 |
Задание 15. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2) | В | 2 | 45 |
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Количество часов | Номер задания |
| Особенности процедуры проведения ГИА для учащихся 9 классов в форме ОГЭ по информатике | 1 | |
| Количественные параметры информационных объектов | 1 | 1 |
| Кодирование и декодирование информации | 2 | 2 |
| Значение логического выражения | 2 | 3 |
| Формальное описание реальных объектов и процессов | 2 | 4 |
| Простейший линейный алгоритм для формального исполнителя | 2 | 5 |
| Программа с условным оператором | 2 | 6 |
| Информационно-коммуникационные технологии | 1 | 7 |
| Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений | 1 | 8 |
| Анализирование информации, представленной в виде схем | 2 | 9 |
| Сравнение чисел в различных системах счисления | 2 | 10 |
| Использование поиска операционной системы и текстового редактора | 2 | 11 |
| Использование поисковых средств операционной системы | 2 | 12 |
| Создание презентации или форматирование текста (Задание 13.1) | 2 | 13 |
| Создание презентации или форматирование текста (задание 13.2) | 2 | 13 |
| Обработка большого массива данных | 2 | 14 |
| Короткий алгоритм в различных средах исполнения (задание 15.1) | 2 | 15 |
| Короткий алгоритм в различных средах исполнения (задание 15.2) | 2 | 15 |
| Итоговый контроль (тестирование) | 2 | |
| ИТОГО: | 34 часа | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Компьютерный класс из 20 персональных компьютеров с операционной системой Windows или Линукс и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal ABC; КуМИР.
2. Локальная компьютерная сеть;
3. Глобальная сеть Интернет;
4. Видео-проектор, экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/Д.М.Ушаков.- Москва: Издательство АСТ, 2017
2. ЕГЭ 2015.Интенсивная подготовка. Информатика. Сборник заданий/Е.М.Зорина, М.В.Зорин.-Москва: ЭКСМО, 2015
3. Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. «ОГЭ-2015. Информатика. 9кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ». М: Астрель, 2014
4.Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ОГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.