как прекрасна была бы Земля наша.
А.П. Чехов
В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание.
Сущность экологического воспитания и образования состоит не столько в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, сколько в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и своего места жительства.
Программа предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.
Систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
Действие программы экологического воспитания распространяется на учащихся с 1 по 4 классы и рассчитана на 4 года.
Реализация данной программы осуществляется через урочную, внеклассную и воспитательную деятельность.
-демонстрации фильмов о природе.
- учет возрастных особенностей.
Тема | Содержание, методические приемы |
1.Мама | О наших мамах. Мамы животных и малыши. Сказка «Бемби». Рисунок мамы. Подарок маме. |
2.Царство природы | Наблюдения на прогулке четырех царств природы. Сказки «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди». Слайд-фильм «Царство природы». |
3.Солнце | Где солнышко просыпается, куда уходит спать. Что дарит всем солнышко – тепло, свет, радость. Сказочные иллюстрации Палеха с изображением солнца.. Сказка «Украденное солнце». Игра с солнечным зайчиком, стихи о солнце, загадки, песенки. Солнце живет в небе, а что еще в небе живет? |
4.Встреча осени | Рассказ о временах года. Приметы осени, ее подарки. Сбор осенних листьев. Праздник – встреча. |
5.Защитники родной земли. | День Ильи Муромца. Былины. |
6.Воздух осени | Что такое воздух? Опыт с воздушным шариком, аромат осеннего воздуха. А.С.Пушкин «Ветер, ветер …». Игра в «Ветер и осенние листья». |
7.Прощание с птицами. Полеты в небо. | За что благодарим птичек, каких знаем. Что летает вокруг нас – воздушный шарик, бумажный самолетик, пёрышко, осенние листья, самолёты, семена с деревьев, птицы. Сказка «Лягушка – путешественница». Диафильмы «Летучий корабль», «Дикие лебеди». |
8.Вода в природе. Зимующие птицы. | О птицах, которые зимуют с нами. О нашей помощи птицам. Птицы – игрушки, птицы в изобразительном искусстве. О значении воды для жизни, вода вокруг нас, осенний дождик, лужи. Акварель – водяная краска. «Где обедал воробей». |
9.Кто как готовится к зиме. | Сказка «Заяц и лиса», «Беличья кладовая». О подготовке обитателей леса к зиме. Игры по сказкам. |
10.Первый снег | Наблюдения первого снега, замёрзших луж. Аромат морозного воздуха, снежинки – гости с неба. Узоры на стекле. |
11.Царство природы зимой | Диафильм «Зимовье зверей». П. Чайковский «Времена года». Сказка «Госпожа метелица». Стихи, песни, загадки о зиме. Наблюдения в природе, что принесла с собой зима. |
12.Зимний сон природы. | О зиме как о времени сна природы, отдыхе и набирания сил для новой жизни. С. Маршак «Тихая сказка». Что снится деревьям, земле, заснувшим на зиму зверюшкам. Сказки «Пламя», «Человек и огонь». Наблюдение свечи, музыка огня. Сочинительство маленьких сказок – снов природы. |
13.Этика и законы природы в сказках. | Сказка «Лиса и волк». Почему волк остался без хвоста? Свойства замерзающей воды. Наблюдения за льдом и его свойствами. Как оживить воду? |
14.Сказка «Морозко» | Чтение сказки, игры – превращения. Обсуждение сказки. Образы Мороза в русской лаковой миниатюре, декоративно – прикладном искусстве. |
15.Добро и зло в сказках | Обсуждение сказок, кто в них добрый, а кто нет. Фрагменты сказок. Наши добрые поступки. Что дарит нам природа, подарки зимы. Игра в Деда Мороза. |
16.Волшебная звезда. | Для чего родился Иисус, подарки царей, звезда над колыбелью. Звезды в небе, поиск самой яркой и большой звезды. Песни и сказки из сборника «Вифлеемская звезда». Подарки, музыка, стихи. |
17.Звёзды земли и неба. | Звёздное небо, звёздочки – снежинки, звёзды в сказочных иллюстрациях. Сказка «Большая медведица». Человек как звезда. Сказка о герое, ставшем звездой. Картина Н.Рериха «Звезда героя». |
18.Луна и Солнце, холод и жар. | Луна и месяц в сказках. А.С.Пушкин «Месяц, месяц…». Диафильм «Как луна и Солнце друг к другу в гости ходили». Сказка «Золотая девочка». Чем отличаются Солнце и Луна. |
19.Солнечные люди Добра и Красоты. | Иллюстрированный материал с изображением Святых с нимбами – ореолом – светом – солнцем вокруг головы. О добре, несущем свет. Фрагменты добрых поступков в сказках. Добро в нашей жизни. |
20.Мастера – золотые руки. | Рассказ о людях, создающих своими руками красоту. Слайд – фильм «Русская игрушка». Показ русских игрушек, чтение книжек про «Дымку», «Филимоновские светильники». Лепка. |
21.Мастера – золотые руки. | Русские узоры. Слайд – фильм «Русские шали». Городецкая роспись, жостовские изделия. Рассказ о мастерах и их изделиях. |
22.Февраль – месяц зимобор и воин | Сказка «Добрыня и Змей», «Никита Кожемяка». Оживление ворона, синицы, воробья, галки. Песни синиц. |
23.Зазывание солнца. | Песни, стишки, заклички о солнце. О солнце в разные времена года. Блин – солнышко. Праздник Масленицы. |
24.Женский день | Подарок маме, бабушке. Стихи, песни и маме. Солнце и мама, тепло солнца и тепло маминого сердца. |
25.Холодное и горячее сердце. | Сказка «Снежная королева». Приметы весны. Рисунок. |
26.Сорок сороков. | Изготовление из бумаги и пластилина весенних птиц. Чудо-птицы в сказках «Жар-птица». |
27.Превращения в природе и в сказках | Весеннее небо, таяние снега, появление почек. Опыт со снегом и свечой. Фрагменты сказок с превращениями. «Снегурочка». Превращение облаков. |
28. Стихия воды. | Сказка «О рыбаке и рыбке». Для чего вода человеку, животным, растениям. Кто может жить под водой? Аппликация. |
29.Весенние чудеса. | Кто и что помогает природе просыпаться? Посев семян, домики для птичек. Экскурсия: кто и что появилось. |
30.Яичко в жизни. | Слайд – фильм «Писанки». Роспись яичка. Появление птенцов из яичек. Раскрытие почек, рождение листиков. Слайд – фильм по детской Библии. Лепка куличиков. |
31.О муравье – труженике и других, кто весной появился. | Сказки о муравье, жучке, божьей коровке. Игры по сказкам Г.Снегирёва. |
32.Праздник красоты | Концерт, спектакль, выставка работ. |
Тема | Содержание, методические приёмы. |
1.Экскурсия «Разноцветная природа» (ранняя осень). | Наблюдение, обсуждение увиденного. Использование литературных произведений. Ведение экологического журнала. |
2.Солнце и волшебная радуга. | Цвета радуги. Образование радуги. Загадки. Рисунки детей. |
3.Экскурсия «Где растут растения?» | |
4.Осенние листья. | Сбор листьев для гербария. Аппликация из листьев. |
5.Разноцветные плоды растений | Составление осеннего букета. |
6.Экскурсия «Плоды вокруг нас» | |
7.Сезонный праздник «Разноцветная осень» | |
8.Смена времён года | Признаки времён года. Почему происходит смена времён года? Стихи В.Берестова, Ю.Линник, Ф.Тютчева. Рассказ Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий?» |
9.Сезонная экскурсия «Разноцветная природа». (Поздняя осень). | |
10.Как готовятся к зиме животные. | Рассказ Е.Чарушина «Кто чем занят зимой?» |
11. Как зимуют домашние животные. | Рассказы детей. |
12.Птицы. | Дать детям почувствовать себя птицей и обратить внимание на трудности зимующих птиц. |
13.Птицы зимой. | Сценка С.Лупии «У кормушки». |
14.Экскурсия «Следы и птицы» | Обратить внимание на птиц, удивительных созданий, живущих рядом с нами. |
15.Деревья зимой | Дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев. Беседа. Показ веточек разных деревьев. Рисунки. Сочинение «Сны деревьев». |
16.Кора деревьев. | Рассказ о роли коры в жизни дерева, привлечение внимания к ее разнообразию, дать детям возможность познакомиться с корой различных деревьев. Сбор образцов коры. |
17.Но и зимой зеленые растения. | Беседа о комнатных растениях. Рассматривание растений. |
18.какого цвета комнатные растения? | Польза, которую приносят комнатные растения. Родина этих растений. |
19.Сезонная экскурсия «Разноцветная зима» | |
20.Сезонный праздник «Разноцветная зима» | |
21.Обитатели зимнего леса | Рассказать детям о зимовке крупных млекопитающих, обсудить способы зимовки животных среднего размера: мелких млекопитающих, птиц. Рассказать детям о том , что в зимнем лесу и очень маленькие существа – насекомые, черви и т.д. |
22.Обитатели зимнего леса |
23.Обитатели зимнего леса |
24.Смена времен года | Рассказать и показать детям почему происходит смена времен года. Страны, где нет смены времен года. Экватор. |
25.Ночное небо | Показать детям, что в ночном небе можно увидеть бесконечность пространства и оно прекрасно! Рассказать о суточном и сезонных ритмах. Поход в планетарий. |
26.Разноцветные облака в разноцветном небе. | Дать возможность детям увидеть небо и причудливость облаков. Картина Н.Рериха «Небесный бой». Рисунки детей. |
27.Экскурсия «Разноцветное небо» | Выставка рисунков детей. |
28.День Земли. | Утренник «Береги свою планету – ведь другой похожей нету». |
29.Сезонная экскурсия «Разноцветная весна» | |
30.Сезонный праздник «Разноцветная весна» | |
31.Урок любования цветущей веткой. | Дать возможность детям увидеть разные цвета на цветущей ветке и их оттенки. Открытка «Цветущая весна». |
32.Сезонная экскурсия и сезонный праздник «Разноцветное лето». | |
Тема | Содержание, методические приемы |
1.Мы – жители Земли | Показать место Земли во вселенной и место человека среди живых существ на Земле. Стихотворение Э.Успенского. |
2.Я и время. | Показать детям, что история Земли началась за долго до появления человека и может продолжаться без него; История человечества очень мало по сравнению с историей Земли. Лента времени. Таблица «Развитие органического мира». |
3. Экскурсия «Среда обитания и местообитание» | |
4. Биоценоз леса. | Дать возможность детям на основе собственной творческой фантазии и деятельности постичь сложность понятия «биоценоз», в частности, биоценоз леса. Сказка Ю.Дмитриева «Что такое лес?». Музыка П.Чайковского «Времена года». |
5. Экскурсия «Биоценоз леса» | |
6. Кто живёт в поле и почему. Биоценоз луга, поля. | Показать детям пример лугового биоценоза, отметить разницу в средах обитания. Спектакль «Кто самый главный на лугу?» |
7. Экскурсия «Биоценоз луга, поля» | |
8. Жизнь водоема. Биоценоз водоёма | Экоигра «Пищевая цепочка на водоёме». |
9. Экскурсия «Биоценоз водоёма» | |
10. Круговорот воды в природе. Снег. | Показать детям пример цикла – круговорот воды. Образование снежинок. Сказка о жизни капель. Психологический тест «Снежная фантазия». |
11. У природы зимой нет тайн. Следы. | Знакомство с жизнью различных животных по их следам. Рисунки детей известных им животных. Игра – задания: следы фантастических животных. |
12. Уют в снегу. | Показать, что снег служит местом обитания для многих животных, помогает им зимой укрыться от холода и сохранить пищу. Сценка «Уют в снегу». Игра-задание: как снег помогает пережить зиму изображенным животным. |
13. Зимние ветки | Выяснить вместе с детьми как приспосабливаются деревья к зимним холодам. Рисование «портрета» данной веточки. Психологический тест «Стань деревом». |
14. Экскурсия «Зимний лес». | |
15. Где и как зимуют насекомые (1 часть) | Познакомить детей с одним из классов животных, которые живут во всех средах обитания и которых можно встретить в любое время года – с насекомыми. Это прекрасный объект для круглогодичного изучения взаимосвязей в природе. Строение насекомых. Сказка «Муха-цокотуха» Игра-задание «По кругу». Загадки про насекомых. |
16. Где и как зимуют насекомые (2 часть) | Показать детям на примере насекомых, что зимой природа только замирает для того, чтобы весной возродиться вновь. Метаморфоза. Спектакль «Насекомые зимой». |
17. Животные зимой. | Показать, что многие животные по-разному приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни. Игра-задание «Животные зимой». Рассказ о зимовке любого выбранного ребенком животного. |
18. Носы, уши, зубы. | Приспособление животных к жизни на Земле, используя носы, уши, зубы. Сценка «Кому для чего нужны зубы». Картинки животных с многообразием носов. |
19. Клювы, ноги, крылья. | Показать разнообразие птиц и их приспособительных функций. Обсуждение достоинств клювов, ног, крыльев разных птиц. Психологический тест «Полет фантазии. Птицы». Игра «Подбери клюв», «Дорисуй птицу». |
20. Колючки и угрозы. | Показать, что многие растения и животные, чтобы защитить себя, используют одинаковые способы защиты. Сценка «Колючки и угрозы». Игра-задание «Средства защиты». Парад пантомимы. Рисунки детей. |
21. Знакомство с деревом. | Изучить строение и жизнь дерева. Рассказ «Если бы я был деревом». Образование питательных веществ. Силы деревьев. |
22. Этажи леса | Показать детям ярусность леса, представителей растительного и животного сообщества каждого яруса. Спектакль «Своя квартира». Экоигра «Растительные этажи» |
23. Экскурсия «Деревья и этажи леса» | |
24. Цветы | Показать детям сложность строения и целесообразность всех частей цветка. Признаки цветка. Построение цветка из частей. Сценка «Цветы». |
25. Первоцветы. | Обратить внимание детей на красоту и хрупкость первых весенних цветов, что они цветут до распускания листьев на деревьях в лесу, чтобы успеть воспользоваться солнечным светом, а затем входят в состояние покоя. Легенды и придания о первоцветах . Рисунки детей. Сочинение сказок и с стихов о первоцветах. |
26. Что такое почва | Беседа. Состав почвы. Охрана почв. Деятельность человека. Практическая работа. |
27. Как происходит почвообразование? | Иллюстрированный материал. Таблица «Образование почвы». Практическая работа. |
28. Экскурсия «Типы почв» | |
29. Из жизни семян. | Показать чудо прорастающего семени, многообразии семян и способы их распространения. Сравнение пророщенных и сухих семян. Психологический тест «Стань семенем» . Сценка «Из жизни семян». |
30. Экскурсия «Растения весной» | |
31. Ритмы и циклы. | Показать детям, что в природе все подчинено циклическому ритму. |
32. День Земли | Спектакль «Кто самый главный?» |
Тема | Содержание, методические приемы |
1.О маме и Матушке Природе | О значении мамы, о том, что такое Природа. Слайд-фильм «Великие матери в изобразительном искусстве и иконописи». |
2. Планета Земля – общий дом. | О нашем доме, городе, стране, планете. О разнообразии царств природы. Легенда «Ноев ковчег», «Самая старая сказка». Ориентирование по глобусу. |
3. Небо. Космос. | Что мы знаем о небе. Что живет в далеких глубинах неба, о солнечной системе и далеких мирах. Как небо связано с Землей. Начальные экологические знания. |
4. Времена года. Встреча осени. | Наблюдения в природе признаков осени, изменений в различных царствах природы. Музыка осени. Осень в изобразительном искусстве. Слайд-фильм «Душа природы». |
5. Прощание с цветами, листьями, птицами. | Наблюдения за последними цветами, отлетом птиц. Беседа о пользе и красоте этих царств природы, об их взаимосвязи. «Цветы в легендах», «Путешествие Нильса с дикими гусями». Украшение поделок цветами и листьями. |
6. Русь. Святой Сергия Радонежский. | Русская народная и духовная музыка. Слайд-фильм «Святая Русь». Жизнеописание Сергия Радонежского. Картины В.Васнецова, Н. Рериха. |
7. Куликовская битва | Продолжение предыдущей темы. Рассказ о Дмитрии Донском, о битве на Куликовском поле. Картина И.Глазунова «Задонщина». |
8. Откуда пошла Русская земля. | Книга для детей «Повесть временных лет». Русская народная, духовная и классическая музыка. О русском народном искусстве. Слайд-фильмы «Русские шали и золотошитье», «Великие люди России». Картины Васнецова, Рериха, Рябушкина. |
9. Русский лес, предзимье | Иллюстрированный материал о лесе, его обитателях, кто и как к зиме готовится. Кукольный спектакль – сценки из жизни обитателей леса. «Лесная газета» Бианки, М.Пришвин «Времена года». |
10. Первый снег и первые морозы. Зимние превращения. | Наблюдения над изменениями в природе. О круговороте воды в природе и ее превращениях. Народные приметы о снеге. Музыка Свиридова. Танец Снежинок. Беседа о значении снежного покрова для земли и ее царств. |
11. Встреча зимы . Птицы рядом с нами. | Спектакль «Встреча зимы». Наблюдение за зимующими птицами. Кормление птиц. Сказки и рассказы о птицах, которые рядом с нами. |
12. Сострадание и взаимопомощь. | Беседы о помощи друг другу, ее значении и необходимости. Рассказы и сказки о том, как животные помогали людям и наоборот. Эпизоды из жизни Великих Подвижников и Героев. Аппликация «Хоровод друзей». |
13. Месяц зимних сказок | Зимний лес, зимняя природа в изобразительном искусстве. Музыка зимы. Сказка «Госпожа Метелица». |
14. Сказка «Двенадцать месяцев» | Обсуждение сказки, театрализованные сценки, подбор музыки к сказке. |
15. Спектакль по зимним сказкам. | |
16. Рождество. | О смысле и значении рождения человека, о том, зачем жил Христос, что Он хотел сделать для людей и что сделал. Чтение детской Библии. Изготовление подарков близким. |
17. Люди и звезды. | Наблюдение за звездным небом, ориентирование по звездам. Сказки и легенды. Поход в Планетарий. Беседы о дальних мирах, беспредельности Вселенной. |
18. Чудо-камень «Грааль» | Легенды «Парсифаль», «Камень Света». Поиски чудо-камня в разных веках. Легенда о Беловодье, чудо-камень в русских былинах и сказках. О камнях с неба – метеоритах и метеорах. Сочинение «Что бы сделал, если бы у меня был чудо-камень». |
19. Горы Героев | Горы как символ духовного подвига. Огероях всего мира, их общей цели. Фрагменты из сказаний, легенд, сказок. Миф о происхождении гор. |
20.Путешествие по планете. | Слайд-путешествие в Китай, Индию, Японию. Народная музыка, искусство, флора и фауна. Горы Гималаи и гора Фудзияма. Народные герои этих стран. |
21. Продолжение путешествия. | Героический индийский эпос «Рамаяна». Битва за Добро. |
22.По старинным русским городам. Легенда о граде Китеже. | Слайд-фильм. Русь белокаменная. Легенда о граде Китеже. Музыка Римского-Корсакова. Книги «Твой Кремль», о столице Москве. |
23. Масленица. | О защите родной земли в разные века. Картины Васнецова о вечной победе добра над злом. Зазывание солнца и весны, изготовление чучела, символизирующего все, что должно быть сожжено. Звоны России, прослушивание колоколов. |
24. Сердце мамы. День женщин всего мира. | О Любви, которая живет в сердце человека и природы, о маминой любви к нам. Изготовление подарков. Стихи, песни о мамах. |
25. Путешествие в музей. | Тема Добра, Любви и Красоты в изобразительном искусстве. Слайд – фильм «По картинным галереям мира» Поездка в музей. |
26. День рождения Весны. Вестники весны. | Наблюдения за прилетающими птицами. Картина Саврасова «Грачи прилетели». Изготовление птичек из глины, пластилина, бумаги. Спектакль «Весенняя история» |
27. Появление живой воды. Вода на планете. | Наблюдения за снеготаянием, первые лужи. О значении воды в природе и жизни человека. Былина о Садко. Картина Айвазовского. Легенды о море. Звуки моря. |
28. Месяц превращений. | Превращения в природе, в сказках, в игре. Волшебные сказки «Финист-ясный сокол», «Вольга – богатырь». Беседа о бесконечном обновлении природы и возможностях человека. |
29. Рождение мира | Легенда о сотворении мира. Бабочка – символ возрождения. Рисунок яйца жизни. Роспись пасхальных яиц. Сказки о человеческом назначении : «Не для себя человек родится», «Сокровища Илангора» и др. |
30.Возрождение природы. Пасха. | Встреча с цветами, листьями, птицами, жучками. Изготовление экологического журнала «Друг природы». Семейный праздник. |
31. Празник весны и труда. День Победы | Праздник труда и чистоты у себя дома и в саду, день Земли с родителями. О гербе России. Рисунок «Герб Победы». Поздравление ветеранов. Украшение деревьев ленточками победы. |
32. Город будущего. Планета Будущего. | Беседы о городе Будущего, каким его представляем. Что самое лучшее возьмем в будущее? Каким должен быть человек Будущего? Необыкновенные города в сказках и легендах. |