СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Древнерусская литература» 7 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный факультативный курс создан для тех, кто увлекается литературой, и не только, но также историей, искусством древности и современности. Для тех, кто хочет знать больше, чем написано в школьном учебнике, кто не просто запоминает мысли, но и сам размышляет, постигает, ищет, может вступить в спор с учителем и усомниться в истинах учебника.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Древнерусская литература» 7 кл.»


Рабочая программа

по факультативному курсу

«Древнерусская литература»

7 класс (17 ч.)


Пояснительная записка


Данный факультативный курс создан для тех, кто увлекается литературой, и не только, но также историей, искусством древности и современности. Для тех, кто хочет знать больше, чем написано в школьном учебнике, кто не просто запоминает мысли, но и сам размышляет, постигает, ищет, может вступить в спор с учителем и усомниться в истинах учебника.

Задача курса – показать ученикам, что без знания основ древнерусской литературы (её периодизации, жанровой системы и других особенностей, а также содержания произведений, ставших шедеврами мировой литературы) невозможно понять, как развивалась вся поздняя русская литература; каково влияние древнерусской литературы на развитие всей русской литературы.

ЦЕЛИ КУРСА:

  1. Познакомить с выдающимися произведениями древнерусской литературы.

  2. Дать представление о периодизации ДРЛ и многообразии жанровой системы ДРЛ.

  3. Учить вдумчивому чтению отдельных произведений ДРЛ и навыкам анализа фрагмента или текста в целом.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

  • Общие сведения о древнерусской литературе

  • Мифы Древней Руси

  • Возникновение древнерусской литературы.

  • Жанры древнерусской литературы.

  • Летопись как жанр древнерусской литературы.

  • Жанр поучения, похвалы.

  • Литература северо-восточной Руси 13 века.

  • Военные повести.

  • Жития святых.

  • «Домострой»

  • Жанр хождения.

  • Русская бытовая повесть 15 – 17 веков.

  • Русская литература второй половины 17 века


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • Коллективная (беседа, рассказ)

  • Групповая, парная

  • Индивидуальная

  • Игры, викторины


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • работа с художественными текстами древнерусской литературы

  • чтение текстов на церковнославянском языке

  • смысловое чтение текста

  • поиск информации по теме

  • составление вопросов и заданий по теме

  • доклады, презентации

написание стилизаций

Дата

Тема занятия

Элементы содержания


Мифы Древней Руси


Пантеон славянских богов. Древнеславянская мифология о происхождении мира, богов и людей. Чтение отдельных сказаний и преданий (по книге «Песни птицы Гамаюн»)



Возникновение древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.


Значение ДРЛ для литературы и культуры позднего времени. Термин «древнерусская литература». Особенности ДРЛ. Время возникновения ДРЛ. Периодизация ДРЛ.

Жанровая система ДРЛ. Особенности и отличия от мировой литературы.


Летопись как жанр ДРЛ.

«Повесть временных лет»

Что такое летопись? Содержание и композиция летописи. Отличие летописи от хроники. Древнейшая летопись - «Повесть временных лет».

Время создания летописи. Автор – монах Нестор. Тематика летописных текстов. Чтение и анализ отдельных летописных отрывков.


«Повесть временных лет»

Чтение отдельных глав «Повести временных лет». Черты историзма и художественный вымысел в летописи.



Жанр поучения, похвалы. «Похвала учению книжному», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха»

Особенности жанра поучения. Роль Ярослава Мудрого в распространении книжного дела и христианства. Тематика поучения Владимира Мономаха, его современное звучание. Первый русский митрополит Илларион – автор «Слова о Законе и Благодати».


Литература северо-восточной Руси 13 века

Историческая обстановка этого времени (распад Киевского государства). Складывается областная литература (Смоленское княжество. Климент Смолятич. Авраамий Смоленский. «Повесть о Меркурии Смоленском»). «Моление» Даниила Заточника, «Слово о погибели Русской земли».


Военные повести. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Слово о полку Игореве».

Историческая основа военных повестей – монголо-татарское нашествие. Чтение текста: тематический и языковой анализ. Цикл произведений о Николе Зарайском. Влияние фольклора в «Повести о разорении Рязани…»

Междоусобная вражда князей – историческая основа «Слова…». Единение русских князей – идея повести. «Слово…» - источник «Задонщины». Чтение отрывков из произведений, сопоставление текстов: заимствованные художественные средства, образы. Своеобразие «Задонщины».


Жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе», «Сказание о житии Александра Невского»

Особенности жанра жития. Судьба братьев – первых русских святых. Борисоглебский цикл. Драматизм, динамичность, эмоциональность повествования. Соединение черт военной повести и жития в «Сказании об Александре Невском».


«Житие Сергия Радонежского».

Епифаний Премудрый – автор «Жития…». Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых. Чтение отрывков произведения.


«Житие протопопа Аввакума»

Реформы Никона. Раскол церкви. Аввакум – глава раскольников. Личность писателя и борца. Первая русская автобиография. Новаторство Аввакума – использование просторечия в литературе.

Чтение отрывков из «Жития…»


«Домострой»

Автор книги – священник Сильвестр. Основа – собрание деловых, хозяйственных, нравоучительных сочинений. Идея сборника – показать нормативные отношения в семье – модели государственного устройства. Чтение и обсуждение отдельных глав.

Композиционное деление книги: религиозные наставления, семейные отношения, хозяйственные рекомендации.


Жанр хождения. «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

Жанр хождения в ДРЛ и её отражение в поздней литературе (Карамзин, Радищев)

Особенности жанра хождения, его евангельский источник. Паломники и паломничество. Первый русский паломник во Святую Землю – игумен Даниил, автор первого хождения. Приключения тверского купца Афанасия Никитина – пример любознательности и стойкости в вере. Чтение отрывков из «Хождения за три моря…».

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Сон смешного человека» Ф,М.Достоевского – странствования героев во сне и наяву, своеобразные хождения в поисках смысла жизни.


Русская бытовая повесть 15 – 17 веков.


Черты новой литературы – интерес к личности, субъективная авторская оценка происходящих событий, причинно-следственные связи в истории, возникновение описательного пейзажа. Возникновение нового литературного мира с условными героями и свободно развивающимся сюжетом.

Первое оригинальное произведение светского сюжетного повествования. Шаг к открытию противоречивого характера героя. Чтение повести, обсуждение.


«Повесть о Шемякином суде». Повесть о Савве Грудцыне».

Демократическая сатира в литературе 17-го века. Занимательный сюжет. Гротеск и пародия – основные художественные приёмы. Связь с фольклором и народным лубком. Чтение повести, анализ темы и идеи.

Женская тема в литературе 17-го века. Обольщение, падение, покаяние героя Назидательный характер повести. Чтение повести, анализ темы и идеи.


Русская литература второй половины 17 века

«Повесть о Горе и Злочастии»

Переходный период в истории русской литературы. Светский характер литературы. Расслоение литературы: дворянская и демократическая. Развитие повествовательной прозы на основе фольклора, народной поэзии.

Жанр бытовой повести, его особенности. Новизна темы – о судьбе простого, рядового человека с его печалями и радостями.

Чтение повести, анализ, обсуждение. Образ Горя-Злочастия – символ доли, судьбы. Сопоставление повести с народными песнями о Горе – фольклорная основа произведения.


Русская литература и её язык на рубеже 17 – 18 веков

Петровская эпоха, реформы во всех сферах русской жизни. Отражение перемен в литературе и в языке. Антифеодальные тенденции демократической повествовательной прозы. Сатирическая направленность произведений «новой» литературы. Воздействие народного устного творчества. Книжная речь обогатилась народно-поэтическими оборотами и живым разговорным просторечием.


Заключительное занятие.

Викторина.

Викторина на знание названий, авторов и героев произведений ДРЛ. Что открыли нового в мире литературы?


Литература

  1. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5 -9 классы. Составитель Рогачевская Е.Б. – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС», 1996

  2. Древняя русская литература. Хрестоматия. Составитель Н.И.Прокофьев. – Москва, «Просвещение», 1988.

  3. История русской литературы X – XVIII вв. Под редакцией Д.С.Лихачёва. – Москва, 1980.

  4. Русские повести XV – XVI веков. Составитель М.О.Скрипиль. – Москва, 1994.

  5. Н.В. Давыдова. Евангелие и древнерусская литература: учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе. – Москва: МИРОС, 1992.

  6. В.И.Щербаков. Века трояновы: книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение, 1995.

  7. А.С.Кайсаров, Г.А.Глинка, Б.А.Рыбаков. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, «Надежда», 1993.

  8. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрация, перевод, комментарии Буса Кресеня (Александра Асова).- Москва: Наука и религия, 1992.

  9. Е.Л.Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания: книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1991.

  10. Русская бытовая повесть XV – XVII веков. Сост., вступ. Статья, коммент. А.Н.Ужанкова. – Москва: Советская Россия, 1991.

  11. Житие Аввакума и другие его сочинения. Сост., вступ. Статья, коммент. А.Н.Робинсона. – Москва: Советская Россия, 1991.

  12. С.Д.Артамонов. Литература средних веков: книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение, 1992.

  13. А.В.Юдин. Русская традиционная народная духовность: пособие для учащихся. – Москва: Интерпракс, 1994.

  14. Е.Н.Басовская. Личность – общество – мироздание в русской словесности. Экспериментальный учебник. – Москва: Интерпракс, 1994.