Данный факультативный курс создан для тех, кто увлекается литературой, и не только, но также историей, искусством древности и современности. Для тех, кто хочет знать больше, чем написано в школьном учебнике, кто не просто запоминает мысли, но и сам размышляет, постигает, ищет, может вступить в спор с учителем и усомниться в истинах учебника.
№ | Дата | Тема занятия | Элементы содержания |
-
| | Мифы Древней Руси | Пантеон славянских богов. Древнеславянская мифология о происхождении мира, богов и людей. Чтение отдельных сказаний и преданий (по книге «Песни птицы Гамаюн») |
-
| | Возникновение древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. | Значение ДРЛ для литературы и культуры позднего времени. Термин «древнерусская литература». Особенности ДРЛ. Время возникновения ДРЛ. Периодизация ДРЛ. Жанровая система ДРЛ. Особенности и отличия от мировой литературы. |
-
| | Летопись как жанр ДРЛ. «Повесть временных лет» | Что такое летопись? Содержание и композиция летописи. Отличие летописи от хроники. Древнейшая летопись - «Повесть временных лет». Время создания летописи. Автор – монах Нестор. Тематика летописных текстов. Чтение и анализ отдельных летописных отрывков. |
-
| | «Повесть временных лет» | Чтение отдельных глав «Повести временных лет». Черты историзма и художественный вымысел в летописи. |
-
| | Жанр поучения, похвалы. «Похвала учению книжному», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха» | Особенности жанра поучения. Роль Ярослава Мудрого в распространении книжного дела и христианства. Тематика поучения Владимира Мономаха, его современное звучание. Первый русский митрополит Илларион – автор «Слова о Законе и Благодати». |
-
| | Литература северо-восточной Руси 13 века | Историческая обстановка этого времени (распад Киевского государства). Складывается областная литература (Смоленское княжество. Климент Смолятич. Авраамий Смоленский. «Повесть о Меркурии Смоленском»). «Моление» Даниила Заточника, «Слово о погибели Русской земли». |
-
| | Военные повести. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Слово о полку Игореве». | Историческая основа военных повестей – монголо-татарское нашествие. Чтение текста: тематический и языковой анализ. Цикл произведений о Николе Зарайском. Влияние фольклора в «Повести о разорении Рязани…» Междоусобная вражда князей – историческая основа «Слова…». Единение русских князей – идея повести. «Слово…» - источник «Задонщины». Чтение отрывков из произведений, сопоставление текстов: заимствованные художественные средства, образы. Своеобразие «Задонщины». |
-
| | Жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе», «Сказание о житии Александра Невского» | Особенности жанра жития. Судьба братьев – первых русских святых. Борисоглебский цикл. Драматизм, динамичность, эмоциональность повествования. Соединение черт военной повести и жития в «Сказании об Александре Невском». |
-
| | «Житие Сергия Радонежского». | Епифаний Премудрый – автор «Жития…». Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых. Чтение отрывков произведения. |
-
| | «Житие протопопа Аввакума» | Реформы Никона. Раскол церкви. Аввакум – глава раскольников. Личность писателя и борца. Первая русская автобиография. Новаторство Аввакума – использование просторечия в литературе. Чтение отрывков из «Жития…» |
-
| | «Домострой» | Автор книги – священник Сильвестр. Основа – собрание деловых, хозяйственных, нравоучительных сочинений. Идея сборника – показать нормативные отношения в семье – модели государственного устройства. Чтение и обсуждение отдельных глав. Композиционное деление книги: религиозные наставления, семейные отношения, хозяйственные рекомендации. |
-
| | Жанр хождения. «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Жанр хождения в ДРЛ и её отражение в поздней литературе (Карамзин, Радищев) | Особенности жанра хождения, его евангельский источник. Паломники и паломничество. Первый русский паломник во Святую Землю – игумен Даниил, автор первого хождения. Приключения тверского купца Афанасия Никитина – пример любознательности и стойкости в вере. Чтение отрывков из «Хождения за три моря…». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Сон смешного человека» Ф,М.Достоевского – странствования героев во сне и наяву, своеобразные хождения в поисках смысла жизни. |
-
| | Русская бытовая повесть 15 – 17 веков. | Черты новой литературы – интерес к личности, субъективная авторская оценка происходящих событий, причинно-следственные связи в истории, возникновение описательного пейзажа. Возникновение нового литературного мира с условными героями и свободно развивающимся сюжетом. Первое оригинальное произведение светского сюжетного повествования. Шаг к открытию противоречивого характера героя. Чтение повести, обсуждение. |
-
| | «Повесть о Шемякином суде». Повесть о Савве Грудцыне». | Демократическая сатира в литературе 17-го века. Занимательный сюжет. Гротеск и пародия – основные художественные приёмы. Связь с фольклором и народным лубком. Чтение повести, анализ темы и идеи. Женская тема в литературе 17-го века. Обольщение, падение, покаяние героя Назидательный характер повести. Чтение повести, анализ темы и идеи. |
-
| | Русская литература второй половины 17 века «Повесть о Горе и Злочастии» | Переходный период в истории русской литературы. Светский характер литературы. Расслоение литературы: дворянская и демократическая. Развитие повествовательной прозы на основе фольклора, народной поэзии. Жанр бытовой повести, его особенности. Новизна темы – о судьбе простого, рядового человека с его печалями и радостями. Чтение повести, анализ, обсуждение. Образ Горя-Злочастия – символ доли, судьбы. Сопоставление повести с народными песнями о Горе – фольклорная основа произведения. |
-
| | Русская литература и её язык на рубеже 17 – 18 веков | Петровская эпоха, реформы во всех сферах русской жизни. Отражение перемен в литературе и в языке. Антифеодальные тенденции демократической повествовательной прозы. Сатирическая направленность произведений «новой» литературы. Воздействие народного устного творчества. Книжная речь обогатилась народно-поэтическими оборотами и живым разговорным просторечием. |
-
| | Заключительное занятие. Викторина. | Викторина на знание названий, авторов и героев произведений ДРЛ. Что открыли нового в мире литературы? |
Древнерусская литература. Книга для чтения. 5 -9 классы. Составитель Рогачевская Е.Б. – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС», 1996
Древняя русская литература. Хрестоматия. Составитель Н.И.Прокофьев. – Москва, «Просвещение», 1988.
История русской литературы X – XVIII вв. Под редакцией Д.С.Лихачёва. – Москва, 1980.
Русские повести XV – XVI веков. Составитель М.О.Скрипиль. – Москва, 1994.
Н.В. Давыдова. Евангелие и древнерусская литература: учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе. – Москва: МИРОС, 1992.
В.И.Щербаков. Века трояновы: книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение, 1995.
А.С.Кайсаров, Г.А.Глинка, Б.А.Рыбаков. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, «Надежда», 1993.
Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрация, перевод, комментарии Буса Кресеня (Александра Асова).- Москва: Наука и религия, 1992.
Е.Л.Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания: книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1991.
Русская бытовая повесть XV – XVII веков. Сост., вступ. Статья, коммент. А.Н.Ужанкова. – Москва: Советская Россия, 1991.
Житие Аввакума и другие его сочинения. Сост., вступ. Статья, коммент. А.Н.Робинсона. – Москва: Советская Россия, 1991.
С.Д.Артамонов. Литература средних веков: книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение, 1992.
А.В.Юдин. Русская традиционная народная духовность: пособие для учащихся. – Москва: Интерпракс, 1994.
Е.Н.Басовская. Личность – общество – мироздание в русской словесности. Экспериментальный учебник. – Москва: Интерпракс, 1994.