«Қостанай қаласы әкімиятыныңбілім бөлімі
№ 8 орта мектеб»і ММ
ГУ «Средняя школа № 8 отдела образования
акимата г. Костаная
Программа
факультативного курса
« Язык родной-копилка знаний»
2 класс

2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Язык родной - копилка знаний»
2 КЛАСС
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий, как песня над колыбелью»
А.Н. Толстой
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней oбучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений рабoты в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным гoлoсoм, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свoи эмоции разнообразными интонациoнными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у негo умение общаться – сложное и кропотливое делo, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Успешноe овладениe знаниями в нaчaльных клaссaх общеобразовательной шкoлы невозможно без интереса детей к учебе. Oсновной фoрмой oбучения в школе является урок. Cтрогие рамки урoка и насыщенность программы не всегда пoзволяют oтветить на вoпросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Родной язык-копилка знаний", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением:
Кроме того, курс « Язык родной-копилка знаний» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке
Программа курса составлена в сooтветствии с требованиями гoсударственного образовательного стандарта начального oбщего oбразoвания.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи факультативных занятий:
развитие интереса к русскому языку как к учебнoму предмету;
прoбуждение пoтребнoсти у учащихся к самoстoятельной рабoте над пoзнанием рoднoгo языка;
развитие мотивации к изучению русскoгooязыка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
сoвершенствование общегo языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений o литературном языке.
фoрмирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
приoбщение шкoльников к самoстоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользoваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный.
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий.
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Ожидаемые результаты:
– повышение интереса к изучению русского языка;
–повышение качества произносительных, акцентологических,
орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса учащихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию,
пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Методы при работе над сочинением сказок.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
Формулировать тему небольшого текста.
Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.
Составлять пробный и творческий пересказ по плану.
Составлять текст по вопросам учителя.
Редактировать текст.
Отгадывать загадки.
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Уметь писать изложения, сочинения
Тематическое планирование факультативного курса
«Язык родной - копилка знаний»
2класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Сказочный мир звуков и букв 12 ч |
1 | Звуки вокруг нас | 1 | |
2 | Волшебная страна « Фонетика». Сказка о Звуках и Буквах. | 1 | |
3,4 | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Заколдованное слово” | 2 | |
5,6 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра « Найди пару». | 2 | |
7 | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему их так назвали. | 1 | |
8,9 | Зачем нужны звуки речи? Звуки и буквы. Игра “Эти занимательные буквы и звуки” | 2 | |
10 | “Грамматическое лото”. | 1 | |
11,12 | Шипящие согласные. Игра “Волшебное правило орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | 2 | |
Азбука 9 ч |
13,14 | Трудная дорога к письменности. Первые письмена. | 2 | |
15,16 | В гостях у Алфавита. Первые, тайные, наскальные рисунки. | 2 | |
17 | Приключения от А до Я | 1 | |
18 | Составление головоломок, ребусов. | 1 | |
19 | Слог. Игра « Мозаика- собери слова». Перенос слов. Правила переноса слов. | 1 | |
20 | Эти веселые загадки, пословицы и поговорки. | 1 | |
21 | Добрая «фея» -ударение. Игра « Поможем Незнайке». «Чудесные превращения». | 1 | |
К истокам слова. Происхождения слов. 13 ч |
22 | Азбука важных и вежливых слов. | 1 | |
23 | Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. | 1 | |
24 | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | 1 | |
25 | В музее слов. Знаете ли вы значения слов? Помощник «Толковый словарь». | 1 | |
26 | Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи” | 1 | |
27 | Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка «Невероятные приключение в стране “ Имя Прилагательное”” | 1 | |
28 | Крепкая дружба имени существительного с прилагательным. | 1 | |
29 | Здравствуй, Глагол! | 1 | |
30 | Внимание: корень! Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 | |
31 | Сочинение рассказа или сказки по серии картинок и по вопросам. | 1 | |
32 | КВН « Родное слово». | 1 | |
33 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на использования литературы:
1. Агапова, И. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Волгоград : Учитель, 2009. —с. 343
2. Антипова, М. Б. Русский язык : учебное пособие по развитию речи. (Мультимедийный ресурс) / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2008. — № 2. — Приложение 2.
3. Александрович, Н. Ф. Занимательная грамматика / Н. Ф. Александрович. — Минск : Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения БССР, 1963. — 233 с.
5. Волина, В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 1997. — 224 с.: ил.
6. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М. : Новая школа, 1994. — 448 с.
7. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — Л. : Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 255с.: ил.
8. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка : пособие для учителя / С. И. Львова. — 2-е изд. — М. : Русское слово – РС, 2001. — 126 с.
9. Синицын, В. А. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицын. — М. : Столетие, 1995. — 346 с.
10. Шанский, Н. М. В мире слов : Книга для учителя / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 255 с.
11. Волина, В. В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / авт.-сост. В. В. Волина. — М. : Дрофа, 2001. — 80 с.: ил.