СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Немецкий язык (второй иностранный язык) – средство обучения социокультурной компетенции »

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса представляет собой обобщение собственног педагогического опыта учителя по формированию социокультурной компетенции изучающих немецкий язык в качестве второго иностранного.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Немецкий язык (второй иностранный язык) – средство обучения социокультурной компетенции »»

Программа факультативного курса

«Немецкий язык (второй иностранный язык) –

средство обучения социокультурной компетенции »

«Для познания нравов какого ни есть народа

старайся прежде изучить его язык.»

Пифагор Самосский

Пояснительная записка

Слова Пифагора можно трактовать и так: люди изучают иностранные языки и одновременно познают нравы народов, проживающих в чужеземных странах.

Прежде всего нужно дать толкование понятию «социокультурная компетенция». Данное понятие включает в себя несколько составляющих, среди которых важными являются:

- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

-понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;

- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;

- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого второго иностранного языка.

В МАОУ «Гимназия №14» изучение второго иностранного языка (немецкого) является обязательным для обучающихся, начиная с 8-го класса. Прослеживается тенденция развития познавательного интереса к европейским странам, в том числе к немецкоговорящим, которая реализуется через туристические поездки, летние языковые лагери, обменные программы и пр. Таким образом была определена целеполагающая основа в обучении социокультурной компетенции учеников, которые выбрали немецкий язык в качестве второго иностранного языка (существует также возможность изучения французского языка), и она заключается в овладении суммой современных, аутентичных знаний, умений и навыков, которые эффективно помогут обучающимся гимназии при межличностном общении с представителями немецкоязычных стран.

Возрастная группа –обучающиеся 8-11 классов.

При разработке факультативной программы учитывались психологические особенности старшего школьного возраста (15-17 лет): Эльконин Д.Б. описывает их так:

- ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность;

- наступает время активного формирования личности;

-велика потребность общения со сверстниками;

-память подростка развивается в направлении интеллектуализации;

-появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональными намерениями.

Учитывая эти особенности, удаётся планомерно и успешно обучать ребят с помощью предмета «немецкий язык-второй иностранный» социокультурной компетенции и готовить их к жизни в поликультурном мире.

Целью разработанной и апробированной на уровне МАОУ «Гимназия №14» факультативной программы по формированию социокультурной компетенции школьников является создание благоприятных образовательных условий для ознакомления с традициями, культурой, наукой, историей, лингвистическими особенностями страны изучаемого языка.

Система работы по овладению социокультурной компетенцией строится на принципе системно-деятельностного подхода, т.е. в процессе работы главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Главной задачей является создание педагогических условий для развития школьников в ценностно-ориентационной сфере:

- формировании представления о целостном полиязычном, поликультурном мире;

- познании, самореализации и социальной адаптации;

- приобщении к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном или русском языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, образовательных событиях разного уровня и т. д.;

Основные концептуальные положения описываемой программы таковы:

-самостоятельная познавательная деятельность обучающегося;

-создание условий для самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

- активация познавательной деятельности обучающегося через включение в проблемные ситуации, стимулирование парных и коллективных форм работы;

- система контроля имеет этапный характер, и строится на основе оперативной обратной связи в виде устных консультаций или консультаций через электронный журнал.

Главным компонентом предлагаемой программы является блок творческих заданий, направленных на ознакомление и осмысление страноведческой информации различного содержания и презентацию полученных знаний через викторины, конкурсы коллажей, стенгазет, рисунков, видеосюжетов, слоганов, стихов и т.д.

Освоение данной факультативной программы предполагает интеграцию с такими предметными областями как литература, английский язык, изобразительное искусство, МХК, музыка, с предметами естественно-математического цикла.

Работа по программе научит гимназистов:

-сформировать российской гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу;

- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформировать основу саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру.

Предлагается использовать в качестве инструментария:

- создание проблемной ситуации

- формулирование проблемы

- планирование деятельности

- открытие и применение новых знаний

- формирование индивидуального образовательного маршрута

- итоги, выводы, оценивание, рефлексия


Обычно тема страноведческой проблемы, с которой ученики не знакомы, возникает из раздела учебника УМК «Горизонты» «Land und Leute», а для её решения, т.е. овладения новыми социокультурными знаниями, используются материалы из Интернета, немецкоязычных журналов и книг, немецкого телеканала ZDF и телерадиоканала Deutsche Welle, также рекомендуется обращаться к сайтам Гёте-института, Общества российских немцев,к сайту Международной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка.

Предметное содержание факультативной программы-овладение социокультурной компетенцией- является важным средством мотивирования учащихся к изучению немецкого языка и их воспитания. Это обеспечивается выбором тем данной программы.

Современные и проверенные педагогические технологии помогают сделать интересной и результативной систему овладения социокультурными знаниями.


Используемая технология

Возможности технологии

Интерактивная

Организовать процесс внеклассной работы, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процесса обучающего познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения страноведческого материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества.

Сотрудничества

Создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных внеучебных ситуациях.

Объединить нескольких учащихся в группы, оговарить роль каждого.

Научить каждого отвечать не только за

результат своей работы, но и за результат всей группы.

Проектная

Устанавливать метапредметные связи, расширять границы знаний, развить активное самостоятельное мышление, работать со справочной литературой, словарями, компьютером, планировать свою деятельность и презентовать её результаты.

Исследовательская

Переводить ученика из слушателя в активного участника процесса внеклассноой работы. Исследовать, открыть, изучить, сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Систематизировать и оформить результаты своей работы.

Игровая

Повысить эффективность преподавания, сделать процесс обучения более интересным, способствовать успешному усвоению материала.


Тематическое планирование

16 часов

(одно мероприятие в каждой учебной четверти)


N темы

Название темы

8 классы

Количество часов

1

Страноведческая конференция «Актуальные тренды в немецкоязычных странах»

1

2

Конкурс рисунков «Немецкоязычные заимствования в русском языке»

1

3

Конкурс презентаций «Немецкий вокруг нас»

1

4

Конкурс стенгазет «Открытия российских немцев»

1

N темы

Название темы

9 классы

Количество часов

1

Научно-практическая конференция «Германия в современном поликультурном обществе»

1

2

Викторина «Немецкие бактериологи и вирусологи»

1

3

Конкурс презентаций «Стена немецких изобретений»

1

4

Конкурс декламаторов на немецком языке

1

N темы

Название темы

10 классы

Количество часов

1

Конкурс рефератов «Освоение Сибири немецкими учёными»

1

2

Викторина «Немецкие учёные и изобретатели»

1

3

Конкурс слоганов «Изучаем немецкий!»

1

4

Конкурс видеороликов «Буква немецкого алфавита»

1

N темы

Название темы

11 классы

Количество часов

1

Научно-практическая конференция «Использование современного бестселлера в изучении страноведения Германии» (на примере романов Гузель Яхиной «Дети мои» и Петера Вольлебена «Тайная жизнь деревьев»)

1

2

Викторина «250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена»

1

3

Проект «Фестиваль театров классных коллективов»

1

4

Конкурс видеороликов «Selfistory»

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!