Программа факультативного курса
«Немецкий язык (второй иностранный язык) –
средство обучения социокультурной компетенции »
«Для познания нравов какого ни есть народа
старайся прежде изучить его язык.»
Пифагор Самосский
Пояснительная записка
Слова Пифагора можно трактовать и так: люди изучают иностранные языки и одновременно познают нравы народов, проживающих в чужеземных странах.
Прежде всего нужно дать толкование понятию «социокультурная компетенция». Данное понятие включает в себя несколько составляющих, среди которых важными являются:
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
-понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого второго иностранного языка.
В МАОУ «Гимназия №14» изучение второго иностранного языка (немецкого) является обязательным для обучающихся, начиная с 8-го класса. Прослеживается тенденция развития познавательного интереса к европейским странам, в том числе к немецкоговорящим, которая реализуется через туристические поездки, летние языковые лагери, обменные программы и пр. Таким образом была определена целеполагающая основа в обучении социокультурной компетенции учеников, которые выбрали немецкий язык в качестве второго иностранного языка (существует также возможность изучения французского языка), и она заключается в овладении суммой современных, аутентичных знаний, умений и навыков, которые эффективно помогут обучающимся гимназии при межличностном общении с представителями немецкоязычных стран.
Возрастная группа –обучающиеся 8-11 классов.
При разработке факультативной программы учитывались психологические особенности старшего школьного возраста (15-17 лет): Эльконин Д.Б. описывает их так:
- ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность;
- наступает время активного формирования личности;
-велика потребность общения со сверстниками;
-память подростка развивается в направлении интеллектуализации;
-появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональными намерениями.
Учитывая эти особенности, удаётся планомерно и успешно обучать ребят с помощью предмета «немецкий язык-второй иностранный» социокультурной компетенции и готовить их к жизни в поликультурном мире.
Целью разработанной и апробированной на уровне МАОУ «Гимназия №14» факультативной программы по формированию социокультурной компетенции школьников является создание благоприятных образовательных условий для ознакомления с традициями, культурой, наукой, историей, лингвистическими особенностями страны изучаемого языка.
Система работы по овладению социокультурной компетенцией строится на принципе системно-деятельностного подхода, т.е. в процессе работы главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Главной задачей является создание педагогических условий для развития школьников в ценностно-ориентационной сфере:
- формировании представления о целостном полиязычном, поликультурном мире;
- познании, самореализации и социальной адаптации;
- приобщении к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном или русском языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, образовательных событиях разного уровня и т. д.;
Основные концептуальные положения описываемой программы таковы:
-самостоятельная познавательная деятельность обучающегося;
-создание условий для самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
- активация познавательной деятельности обучающегося через включение в проблемные ситуации, стимулирование парных и коллективных форм работы;
- система контроля имеет этапный характер, и строится на основе оперативной обратной связи в виде устных консультаций или консультаций через электронный журнал.
Главным компонентом предлагаемой программы является блок творческих заданий, направленных на ознакомление и осмысление страноведческой информации различного содержания и презентацию полученных знаний через викторины, конкурсы коллажей, стенгазет, рисунков, видеосюжетов, слоганов, стихов и т.д.
Освоение данной факультативной программы предполагает интеграцию с такими предметными областями как литература, английский язык, изобразительное искусство, МХК, музыка, с предметами естественно-математического цикла.
Работа по программе научит гимназистов:
-сформировать российской гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу;
- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформировать основу саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру.
Предлагается использовать в качестве инструментария:
- создание проблемной ситуации
- формулирование проблемы
- планирование деятельности
- открытие и применение новых знаний
- формирование индивидуального образовательного маршрута
- итоги, выводы, оценивание, рефлексия
Обычно тема страноведческой проблемы, с которой ученики не знакомы, возникает из раздела учебника УМК «Горизонты» «Land und Leute», а для её решения, т.е. овладения новыми социокультурными знаниями, используются материалы из Интернета, немецкоязычных журналов и книг, немецкого телеканала ZDF и телерадиоканала Deutsche Welle, также рекомендуется обращаться к сайтам Гёте-института, Общества российских немцев,к сайту Международной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка.
Предметное содержание факультативной программы-овладение социокультурной компетенцией- является важным средством мотивирования учащихся к изучению немецкого языка и их воспитания. Это обеспечивается выбором тем данной программы.
Современные и проверенные педагогические технологии помогают сделать интересной и результативной систему овладения социокультурными знаниями.
Используемая технология | Возможности технологии |
Интерактивная | Организовать процесс внеклассной работы, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процесса обучающего познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения страноведческого материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. |
Сотрудничества | Создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных внеучебных ситуациях. Объединить нескольких учащихся в группы, оговарить роль каждого. Научить каждого отвечать не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. |
Проектная | Устанавливать метапредметные связи, расширять границы знаний, развить активное самостоятельное мышление, работать со справочной литературой, словарями, компьютером, планировать свою деятельность и презентовать её результаты. |
Исследовательская | Переводить ученика из слушателя в активного участника процесса внеклассноой работы. Исследовать, открыть, изучить, сделать шаг в неизведанное и непознанное. Систематизировать и оформить результаты своей работы. |
Игровая | Повысить эффективность преподавания, сделать процесс обучения более интересным, способствовать успешному усвоению материала. |
Тематическое планирование
16 часов
(одно мероприятие в каждой учебной четверти)
N темы | Название темы 8 классы | Количество часов |
1 | Страноведческая конференция «Актуальные тренды в немецкоязычных странах» | 1 |
2 | Конкурс рисунков «Немецкоязычные заимствования в русском языке» | 1 |
3 | Конкурс презентаций «Немецкий вокруг нас» | 1 |
4 | Конкурс стенгазет «Открытия российских немцев» | 1 |
N темы | Название темы 9 классы | Количество часов |
1 | Научно-практическая конференция «Германия в современном поликультурном обществе» | 1 |
2 | Викторина «Немецкие бактериологи и вирусологи» | 1 |
3 | Конкурс презентаций «Стена немецких изобретений» | 1 |
4 | Конкурс декламаторов на немецком языке | 1 |
N темы | Название темы 10 классы | Количество часов |
1 | Конкурс рефератов «Освоение Сибири немецкими учёными» | 1 |
2 | Викторина «Немецкие учёные и изобретатели» | 1 |
3 | Конкурс слоганов «Изучаем немецкий!» | 1 |
4 | Конкурс видеороликов «Буква немецкого алфавита» | 1 |
N темы | Название темы 11 классы | Количество часов |
1 | Научно-практическая конференция «Использование современного бестселлера в изучении страноведения Германии» (на примере романов Гузель Яхиной «Дети мои» и Петера Вольлебена «Тайная жизнь деревьев») | 1 |
2 | Викторина «250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена» | 1 |
3 | Проект «Фестиваль театров классных коллективов» | 1 |
4 | Конкурс видеороликов «Selfistory» | 1 |