СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Текст под микроскопом»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Текст под микроскопом»»







Программа факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Текст под микроскопом»

на 2019-2020 учебный год

(1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год)











Составил:

Кудря Аксана Викторовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории











Пояснительная записка

Программа элективного курса «Текст под микроскопом» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс позволит учащимся подготовиться к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием, заложит основы будущей подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Речевые умения, формируемые программой, будут способствовать развитию общеучебных умений, совершенствованию общей коммуникативной культуры учащихся.

Разные по жанру и стилю тексты, предлагаемые для выборочного и комплексного анализа, позволят развить познавательные способности учащихся и их кругозор, помогут осуществить нравственное и эстетическое воспитание школьников.

Содержание элективного курса опирается на материалы книги Н.В. Коз-ловской и Ю.Н. Сиваковой «Русский язык: анализ текста», содержащей уникальную методику работы с текстом. При подборе текстов для практической работы учащихся, помимо предложенного издания, целесообразно использовать учебное пособие А.М. Якуниной «Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе», а также сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Программа элективного курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые, хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основная задача курса - совершенствование и развитие речевых умений школьников, обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания, например, на письменном экзамене по русскому языку.

Формируемые речевые умения, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать и развитию общеучебных умений, таких как самостоятельная работа с учебником, самостоятельное пополнение знаний, контроль своей речевой деятельности на уроках. Кроме того, курс направлен и на совершенствование общей коммуникативной культуры учащихся.




Предметным результатом может быть выполнение учащимися заданий разной степени сложности по выбору учителя или учащихся:


  1. определение темы, проблемы и идеи данного текста;

  2. анализ типа и стиля речи в тексте;

  3. комментарий к различным средствам связности и выразительности в тексте;

  4. развернутое рассуждение с обозначением проблемы, поднятой в исходном тексте;

  5. комплексный анализ предложенного текста.


Программа курса рассчитана на 17 часов.


Содержание курса.



Тема 1. Что такое текст Текст как «основная единица коммуникации» (В. Белянин). Информативность, цельность и связность текста.

Тема 2. Тема, проблема и идея текста Тема – основное содержание текста. Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором. Идея – авторское отношение к изображаемому.

Тема 3. Стили речи

Разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) стили речи. Сфера использования. Адресат. Цель текста. Речевые жанры. Языковые особенности функциональных стилей речи.

Тема 4. Функционально-смысловые типы речи

Описание, повествование, рассуждение. Критерии для разграничения: как изображается мир; основная цель; основной вопрос; модель, разновидности, особенности языкового оформления текста.

Тема 5. Средства языковой выразительности

Аллитерация. Ассонанс. Метафора. Окказионализмы. Оксюморон. Сравнение.

Метонимия. Эпитет. Гипербола. Литота. Перифраза. Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Эмоционально-оценочная, экспрессивная и стилистически ограниченная лексика. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Выразительные средства синтаксиса.

Тема 6. Средства связности в тексте

Лексические, грамматические, синтаксические связи, которые образуют единство текста.

Тема 7. Практикум Комплексный анализ текста.

Учебно-тематический план


Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся


1

Что такое текст


1

Анализ различных опре-

делений текста; выявление текста среди

данных фрагментов


2

Тема, проблема и идея текста


1

Определение темы, про-

блемы и идеи пред-ложенных текстов


3-4

Стили речи


2

Определение стилисти-ческой принадлежности текстов.


5

Функционально-смысловые типы речи


1

Определение типов речи, преобладающих в дан-ных текстах


6-9

Средства языковой выразительности

4

Выявление средств

языковой выразитель-

ности в текстах.

Определение их роли


10-11

Тема и основная мысль.

2

Выявление средств связности в тексте.

Анализ текста


12-13

План. Тезис.

 Конспект.

2

Выборочный или ком-

плексный анализ текста


14-15

Доклад.

2


16

Цитирование.


1


17-18

Литературные заготовки.

2


19

Репортаж.


1


20-21

Интервью.

2


22-23

Совершенствование написанного.

2


24-25

Отзыв и рецензия.


2


26

Путевые заметки.

1


27

Портретный очерк.

1


28

Сравнительная характеристика.

1


29-31

Рассуждение проблемного характера.


3


32-34

Итоговое занятие

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!