Программа факультативного курса
по русскому языку для 9 класса
«Текст под микроскопом»
на 2019-2020 учебный год
(1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год)
| Составил: Кудря Аксана Викторовна – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Текст под микроскопом» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс позволит учащимся подготовиться к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием, заложит основы будущей подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Речевые умения, формируемые программой, будут способствовать развитию общеучебных умений, совершенствованию общей коммуникативной культуры учащихся.
Разные по жанру и стилю тексты, предлагаемые для выборочного и комплексного анализа, позволят развить познавательные способности учащихся и их кругозор, помогут осуществить нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Содержание элективного курса опирается на материалы книги Н.В. Коз-ловской и Ю.Н. Сиваковой «Русский язык: анализ текста», содержащей уникальную методику работы с текстом. При подборе текстов для практической работы учащихся, помимо предложенного издания, целесообразно использовать учебное пособие А.М. Якуниной «Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе», а также сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.
Программа элективного курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые, хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основная задача курса - совершенствование и развитие речевых умений школьников, обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания, например, на письменном экзамене по русскому языку.
Формируемые речевые умения, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать и развитию общеучебных умений, таких как самостоятельная работа с учебником, самостоятельное пополнение знаний, контроль своей речевой деятельности на уроках. Кроме того, курс направлен и на совершенствование общей коммуникативной культуры учащихся.
Предметным результатом может быть выполнение учащимися заданий разной степени сложности по выбору учителя или учащихся:
определение темы, проблемы и идеи данного текста;
анализ типа и стиля речи в тексте;
комментарий к различным средствам связности и выразительности в тексте;
развернутое рассуждение с обозначением проблемы, поднятой в исходном тексте;
комплексный анализ предложенного текста.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Содержание курса.
Тема 1. Что такое текст Текст как «основная единица коммуникации» (В. Белянин). Информативность, цельность и связность текста.
Тема 2. Тема, проблема и идея текста Тема – основное содержание текста. Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором. Идея – авторское отношение к изображаемому.
Тема 3. Стили речи
Разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) стили речи. Сфера использования. Адресат. Цель текста. Речевые жанры. Языковые особенности функциональных стилей речи.
Тема 4. Функционально-смысловые типы речи
Описание, повествование, рассуждение. Критерии для разграничения: как изображается мир; основная цель; основной вопрос; модель, разновидности, особенности языкового оформления текста.
Тема 5. Средства языковой выразительности
Аллитерация. Ассонанс. Метафора. Окказионализмы. Оксюморон. Сравнение.
Метонимия. Эпитет. Гипербола. Литота. Перифраза. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Эмоционально-оценочная, экспрессивная и стилистически ограниченная лексика. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Выразительные средства синтаксиса.
Тема 6. Средства связности в тексте
Лексические, грамматические, синтаксические связи, которые образуют единство текста.
Тема 7. Практикум Комплексный анализ текста.
Учебно-тематический план
№ | Содержание разделов и тем | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Что такое текст | 1 | Анализ различных опре- делений текста; выявление текста среди данных фрагментов |
2 | Тема, проблема и идея текста | 1 | Определение темы, про- блемы и идеи пред-ложенных текстов |
3-4 | Стили речи | 2 | Определение стилисти-ческой принадлежности текстов. |
5 | Функционально-смысловые типы речи | 1 | Определение типов речи, преобладающих в дан-ных текстах |
6-9 | Средства языковой выразительности | 4 | Выявление средств языковой выразитель- ности в текстах. Определение их роли |
10-11 | Тема и основная мысль. | 2 | Выявление средств связности в тексте. Анализ текста |
12-13 | План. Тезис. Конспект. | 2 | Выборочный или ком- плексный анализ текста |
14-15 | Доклад. | 2 | |
16 | Цитирование. | 1 | |
17-18 | Литературные заготовки. | 2 | |
19 | Репортаж. | 1 | |
20-21 | Интервью. | 2 | |
22-23 | Совершенствование написанного. | 2 | |
24-25 | Отзыв и рецензия. | 2 | |
26 | Путевые заметки. | 1 | |
27 | Портретный очерк. | 1 | |
28 | Сравнительная характеристика. | 1 | |
29-31 | Рассуждение проблемного характера. | 3 | |
32-34 | Итоговое занятие | 2 | |