Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе
«Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка
1. Программа факультативного курса «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) (далее – ФГОС ООО).
2. Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №03-1263 “О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана”
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой устного экзамена по русскому языку ОГЭ..
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной речи.
Программа факультативного курса по предмету «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования, учебному плану образовательному учреждения.
Стандарт нового поколения (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из предметных результатов (п.11.1 ФГОС ООО) изучения русского языка становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). А в личностных результатах ФГОС предполагает формирование коммуникативной компетентности в общении сверстников (п.9.7 ФГОС ООО). Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. При этом о степени сформированности данной компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм. Выполнение экзаменуемым представленных в работе заданий позволяет оценить уровень их подготовки.
Таким образом, становится актуальной дополнительная подготовка обучающихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку.
2.Цель факультативного курса
Факультативный курс по русскому языку в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности и способности точно и лаконично излагать свою мысль, содержание текста, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащения словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте, умение адекватно воспринимать авторский замысел, умение вычленять главное в информации;
- применение знаний и умений в жизни.
Задачи:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение устной итоговой аттестации;
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение.
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
создание высказывания в соответствии с определенным типом речи;
создание монологических высказываний без речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
диалог с собеседником, соблюдение нормы и правила общения;
3.Общая характеристика факультативного курса
Работа по подготовке к сдаче устного экзамена по русскому языку предполагает организацию элективного курса в объеме 1 час в неделю (34 учебных занятия в год). Каждое учебное занятие предполагает теоретический и практический блоки. Важной целью является наибольшее вовлечение обучающихся в практическую часть занятия, поэтому на каждом занятии предполагается работа с текстом, совместное обсуждение вопросов экзамена, создание устных высказываний и оценка их по критериям, предложенными ФИПИ. Так как количество обучающихся большое (до20 человек), и опросить каждого обучающегося на занятии довольно сложно, предполагается делить задания на части. Например, 1 часть экзамена, выразительное чтение текста вслух, предлагаю разделить на отрезки, равные абзацам, и при проверке чтения текста вслух спросить не одного обучающегося, а нескольких (один обучающийся читает по одному абзацу), что позволяет спросить большее количество человек за учебное занятие. При составлении монологических высказываний (отмечаю, что подготовка ведется независимо от предпочтений обучающихся по всем трем типам речи) по каждой теме предлагаю выслушивать сразу несколько вариантов монологов, чтобы по прослушивании ребята могли сами проанализировать свои ответы.
Работа по подготовке к устному экзамену имеет практикоориентированную направленность (объем практических занятий – 17 часов, а это 50%, при этом стоит учитывать, что на каждом занятии есть практическое закрепление полученных знаний), обучающиеся имеют возможность слышать других ребят, анализировать их и собственные ответы.
Реализация данной программы способствует успешному прохождению устной итоговой аттестации.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: уроки развития речи, монологическое высказывание, диалог, составление текста.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
.
4. Описание места факультативного курса
Факультативный курс русского языка рассчитан на 34 часа. В 9- м классе на изучение курса отводится 1час в неделю, 34 учебных недель.
5. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Факультативный курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-8 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на работу с текстом отводится 20 часов, на систематизацию языковых знаний – 14 часов.
Темы факультативного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть ( определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания по развитию речи,приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 9 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к устному экзамену учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование различных видов работы с текстом.
6. Результаты изучения факультативного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Факультативный курс «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку »
имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе
7. Содержание курса
№ темы | Название темы раздела | Количество часов по рабочей программе |
|
1 | Выразительное чтение текста | 9 |
2 | Пересказ текста | 14 |
3 | Рассуждение | 3 |
4 | Диалог | 4 |
5 | Практические занятия | 2 |
6 | Итоговые занятия | 2 |
8. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид текущего контроля |
план | факт |
1 | | | Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. | |
2 | | | Выразительное чтение. Алгоритм подготовки к выразительному чтению. | Работа с текстом. |
3 | | | Признаки выразительного чтения. | Работа с текстом. |
4 | | | Интонационная функция знаков препинания. | Работа с текстом. |
5 | | | Ошибки в прочтении текста: орфоэпические, грамматические. | Работа с текстом. |
6-8 | | | Практикум. Выразительное чтение текста. | Работа с текстом. |
9 | | | Пересказ текста. Повторение таких понятий, как: микротема, абзац, основная мысль текста. | Работа с текстом. |
10 | | | Передача чужой речи. Способы цитирования | Работа с текстом. |
11 | | | Монологическое высказывание. Функционально-смысловые типы речи. | |
12 | | | Схемы построения монолога. | |
13 | | | Описание как функционально-смысловой тип речи. Синтаксические конструкции для создания текста-описания. | Работа с текстом. |
14 | | | Словарь синонимов, терминов, используемых в описании. | |
15-16 | | | Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний. | Работа с текстом. |
17 | | | Повествование как функционально-смысловой тип речи. Последовательность изложения при составлении текста. | Работа с текстом. |
18 | | | Глагольные формы как морфологическое средство создания текста. | Работа с текстом. |
19 | | | Синтаксические средства: союзы, порядок слов в предложении (инверсия), цепная связь. | |
20 | | | Типичные речевые ошибки. | |
21-22 | | | Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний. | Работа с текстом. |
23 | | | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Схема построения рассуждения. Алгоритм работы над рассуждением. | |
24-25 | | | Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний. | Работа с текстом. |
| | | | |
| | | | |
26 | | | Практикум. Диалог. Построение полных предложений. | |
27-30 | | | Отработка заданий устной части | |
31-32 | | | Пробный экзамен. | Практическое занятие. |
33 | | | Работа над ошибками. | |
34 | | | Итоговое занятие. | |
9. Планируемые результаты изучения факультативного курса в 9 классе
В ходе занятий учащиеся должны научиться
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно выражать собственную мысль;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать сзаданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
Результатами освоения рабочей программы элективного курса являются:
Достаточный объем лексических и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Совершенствование владения такими видами речевой деятельности, как то: чтение, говорение;
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка и умение применять их в ситуации речевого общения.
Программа по подготовке к сдаче устного экзамена позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимого для всей образовательной деятельности. Сдача устного экзамена предполагает стать условием поступления в профильные классы, поэтому подготовительные курсы становятся хорошим подспорьем.
10.Список использованной литературы:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/8034
ФИПИ. Образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2017. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.
Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.
Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.