СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа позволяет отработать наиболее сложные орфографические и пунктуационные правила
26
МВД РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
| Утверждаю Врио начальника ФГКОУ НСВУ МВД России полковник внутренней службы ____________________ Н.Е.Саковцева «_____» «_______________» 2015 г. |
Факультативного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
по предмету
Русский язык
для обучающихся 3 курса
юридический профиль
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
2015 г.
Русский язык: Рабочая программа для Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Новочеркасское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» (юридический профиль), 2015 г.
Программа подготовлена Сычевой Натальей Александровной – преподавателем цикла гуманитарных и математических дисциплин ФГКОУ НСВУ МВД России.
Рецензенты: Моложавенко Клавдия Васильевна – преподаватель русского языка и литературы высшей категории ФГКОУ НСВУ МВД России
Фролова Оксана Александровна–учитель русского языка и литературы 1-ой категории МБОУ СОШ №6.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета училища.
Протокол №__ от «___» _________2015г.
I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 3 курса (11 класса) юридического профиля Новочеркасского суворовского военного училища МВД России создана с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Роcсии, Фундаментального ядра содержания общего образования. Программа предназначена для обучающихся 3 курса (11) класса и представляет систему поэтапной работы над тестовой частью заданий ЕГЭ.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку"Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для обучающихся 3 курса юридического профиля Новочеркасского суворовского военного училища МВД РФ включает восемь разделов:
I. Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного курса
III. Место учебного курса в учебном плане
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного крса
V. Содержание учебного курса
VI. Тематическое планирование
VII. Результаты освоения рабочей программы учебного курса
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) " Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июня 2015года № 682 " Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием " суворовское военное училище", находящихся в введении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации";
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Учебный план ФГКОУ НСВУ МВД России на 2015-2016 учебный год.
Цели образовательной деятельности
Языковая культура является неотъемлемой частью общей культуры каждого сотрудника ОВД. Для защитника правопорядка и законности владение культурой и грамотностью речи становится необходимым профессиональным качеством, так как язык выступает в качестве орудия его профессиональной деятельности: все правовые нормы фиксируются в формах языка, правоприменительные акты также имеют языковую форму. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, разъясняя эти нормы гражданам, сотрудник правоохранительных органов должен строго соблюдать языковые нормы.
От того, будут ли в будущем соблюдаться выпускниками училища, решившими посвятить себя охране законности и правопорядка, нормы устной и письменной речи, грамотно составляться тексты правовых документов, во многом зависит их личный авторитет и авторитет Министерства внутренних дел.
Таким образом, содержание факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" направлено на осуществление следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
воспитание любви к русскому языку, литературе, интереса к изучению русского слова, культуры; потребности постоянно совершенствовать свои знания, свои способности, направленные на то, чтобы стать языковой личностью;
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за состояние речевой культуры, речевой среды; понимание того, как соотносятся понятия «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
развитие творческих, исследовательских способностей на основе работы с текстом, с разными источниками получения информации;
понимание эстетической ценности слова; приобщение к основам филологии как «службы понимания», к «науке наук», к этике филологии;
формирование коммуникативной, культуроведческой, языковой, лингвистической компетенций;
развитие языковой интуиции, чувства языка как основы речевого, личностного развития;
достижение результатов не только на предметном, но и метапредметном, личностном уровнях; формирование универсальных учебных действий – коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных.
II. Общая характеристика учебного предмета Факультативный курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком при письменном общении.В результате обучения у обучающихся должна укрепиться уверенность в целесообразности и мотивированности системы русского правописания. На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.
Факультативный курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 3 курса юридического профиля преемственно связан с курсом для основной школы (5 – 9 классы), усовершенствованным в настоящее время на основе требований ФГОС ООО. Преемственность проявляется прежде всего в направленности курса на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, в возможности так организовать процесс изучения языка, когда у каждого обучающегося формируется убеждение: язык помогает стать интересным человеком, личностью, способной с помощью слова выразить свои мысли и чувства, способной лучше понимать себя и других и тем самым ощутить себя в гармонии с окружающим миром и самим собою; одним словом, прийти к пониманию, к ощущению: чем лучше я знаю родной язык, тем «буду я счастливее в жизни…» (Ф.М. Достоевский).
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника училища практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшекурсника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми изучающимися в училище предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа предполагает последовательную реализацию личностно-ориентированной направленности в процессе обучения и воспитания обучающихся 3 курса и обеспечивает общекультурный уровень юноши, способного к продолжению обучения в высших учебных заведениях системы МВД РФ.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для обучающихся 3 курса юридического профиля выполняет требование Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, дополняя основной курс изучения русского языка на базовом уровне среднего общего образования , и рассчитана на 34 часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения обучающимися программы факультативного курса являются:
1) патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков:
12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы факультативного курса по русскому языку являются:
1)умение воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
2)владение разными видами чтения(просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи:
3)умение осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
4)способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
5)свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
6)использовать информацию исходного текста других видов деятельности( при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
7) овладение приема отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной и повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение совершенствовать и исправлять собственные тексты ;
10)создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
11)формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
12)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
13)высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
14)владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
15)применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметными результатами освоения обучающимися программы факультативного курса по русскому языку являются:
1)сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики;
5)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
6)проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, комплексного анализа текста, использование выразительных средств языка;
7)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в речевой практике;
8) умение создавать собственные тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка ;
9) умение анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств.
V. Содержание учебного курса
Орфография (14 ч.)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК / -ЩИК; -ЕК- / -ИК; -К- / -СК-; -Н- / -НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение (9 ч.)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Сложное предложение (9 ч.)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочинённые предложения. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
VI. Тематическое планирование
№№ п/п | Номера и наименование разделов и тем
| Всего часов | Из них по видам учебных занятий
| Тесты | ||||
Лекции | Уроки | Сочине-ния | Семина-ры | Контр. Работы | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 10. |
I | Орфография | 14 |
| 12 |
|
| 1 | 1 |
II | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение. | 9 |
| 8 |
|
|
|
|
III | Прямая речь. Диалог. Цитата. | 2 |
| 2 |
|
|
|
|
IV | Сложное предложение | 9 |
| 8 |
|
| 1 | 1 |
| Итого | 34 |
| 30 |
| | 2 | 2 |
VII. Результаты освоения программы учебного курса
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 3 курса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами освоения обучающимися программы факультативного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» по русскому языку являются:
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надёжный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, обучающийся проходит сложный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;
осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка – особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надёжный путь познания окружающего мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает стать языковой личностью;
осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».
Предметными результатами освоения обучающимися программы факультативного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» являются умения и навыки:
определять тему, основные мысли текста;
объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
находить ключевые слова в тексте;
определять стиль текста;
находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
определять способ связи между предложениями в тексте;
находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
производить лексический разбор текста;
производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснять орфограммы и знаки препинания;
владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные.
В результате изучения факультативного курса выпускники должны
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Система оценки знаний, умений и навыков
Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной рабочей программой, проводится контроль знаний и умений обучающихся.
Контроль знаний обучающихся осуществляется в виде:
контрольных работ – используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений обучающихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
устного опроса – проводится преимущественного на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний обучающихся;
тестов – задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения обучающегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы;
словарных диктантов;
самостоятельных работ.
Отметки обучающимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий.
Полугодовая отметка выставляется на основании отметок за текущие контрольные работы, самостоятельные, тестовые работы, словарные работы с учетом устных и письменных опросов.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое полугодовых отметок и отметки, полученной обучающимися по результатам промежуточной аттестации, с учетом правила математического округления.
Нормы оценивания диктантов
Вид диктанта | «5» | «4» | «3» | «2» |
Контроль-ный | 1негрубая орфографич. +1негрубая пунктуац. | 2орфографич.+ 2 пунктуац.; 1орфографич.+ 3 пунктуац.; 0 орфографич+ 4 пунктуац. | 4 орфографич. + 4 пунктуац.; 3орфографич.+ 5 пунктуац.; 0орфографич.+ 7 пунктуац. | 7 орфографич. + 7 пунктуац.; 6орфографич.+ 8 пунктуац.; 5 орфографич. + 9 пунктуац. |
Словарный | 0 | 1-2 | 3-4 | 5 и более |
Примечания:
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел – 2 орфографические ошибки, для «3» - 3-4 орфографические ошибки, для «2» - 7 орфографических ошибок;
отличная отметка не выставляется при наличии 3 и более исправлений;
при наличии в контрольном диктанте 5 или более поправок оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большее количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее | Правильно выполнено не менее | Не выполнено более половины заданий |
Критерии оценивания тестовой части ЕГЭ
За задания части 1, кроме заданий 1, 7, 15 и 24, начисляется по 1 баллу за каждый верный ответ. За неверный ответ ставится 0 баллов.
В задании 1 может быть два верных ответа (максимально возможно получить 2 балла).
В задании 7 может быть пять верных ответов (максимально возможно получить 5 баллов).
В задании 15 может быть два верных ответа (максимально возможно получить 2 балла).
В задании 24 может быть 4 верных ответа (максимально возможно получить 4 балла).
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с пособием Пахновой Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 класс. – Москва, 2014., материалами открытого банка ФИПИ и рассчитаны на 45 минут.
Контрольная работа №1. Диктант.
На утренней заре участники экспедиции снова выступили в поход, стараясь придерживаться конной тропы. Следуя вдоль реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, а поворачивает на север и взбирается на перевал.
Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: слева тянулась цепь холмов, справа- долина, покрытая темным лесом, а дальше - болотистая речонка.
Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих навстречу друг другу. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.
Прибрежная полоса, покрытая густыми зарослями тростника, была сильно заболочена, так что путники, несмотря на высокие непромокаемые сапоги, не смогли подойти вплотную к реке.
Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметили, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, которая вела к палаткам лагеря. (137 слов)
Задание:
1. Подчеркнуть все грамматические основы.
2. Найти все слова с проверяемыми б/у гласными, сомнительными и непроизносимыми согласными, обозначить орфограммы, написать проверочные слова.
3. Найти слова с чередующимися гласными в корне, обозначить условия выбора орфограммы.
4. Указать все слова с приставками на з-с, при-пре, обозначить их, указать условия выбора буквы
Контрольная работа №2
Тема: орфография.
1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?
1) Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.
2) Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.
3) Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.
4) Скр…петь, перел…вать, опт…мист, переж…вать.
2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) Обн..вление, в…лнистый, изб…роздить, всп…хать.
2) Сп…сатель, м…лотить, ист…пник, пог..стить.
3) П..стреет, т…нистый, ст..клянный, см…ниться.
4) В…днелся, ч…слительное, ст…хотворение, пос…лилось.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.
2) Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания.
3) Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.
4) Предпол…жительно, прор…стать, п..норама.
4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О?
1) Выск…чить, предпол…жение, к..снуться, пл…вучий.
2) Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница.
3) Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла.
4) Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.
5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?
1) уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть.
2) уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть.
3) бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться.
4) заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р.
6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?
1) выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать.
2) оп…раться, разж…гать, бл…стательный, перест…лать.
3) соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый.
4) прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать.
7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О:
1) Понч…, расч…сывать, ж..г, реш…тка
2) Печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба
3) Щ…лка, ч…рствый, ж…нглер, уч…ба
4) Ш…колад, обж..ра, ш…ры, ч…порный.
8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё:
1) Ш…тландка, капюш…н, сч…т, маж…рный
2) Ш…рты, пощ…чина, обж…ра, Печ…ра
3) Крыж..вник. ш…к, ш…пот, ш…фер
4) Ож…г (руку), веч…рка, ж…лудь, ж..сткий.
9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Е?
1) Ш…мпол, изж…га, ч…лн, стаж…р
2) Ч…рт, ж…лтый, ж…рнов, чеч…тка
3) Дириж…р, ш…ссе, кош..лка, уч…ный
4) Пш…нная (каша), Мещ…ра, ш…винизм, дж…нка.
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ц…трус, ц ….тата, ц…..тра, ц….корий
2) ц…вилизация, отц…, жрец…., позиц…..я
3) певц…м, жрец…м, птиц…й, наглец…м
4) львиц…й, водиц…й, сестриц…й, песц…м
11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) р..зрастаться, р…сстановка, р..зрыв, р..ссказ
2) …тозвать, в…зглавить, д..поздна, пр..матерь
3) пр..звание, пр..годиться, пр..способить, пр…датель
4) пр…знание, пр..образовать, пр..людия, пр…личный
12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
1) об..емный, пред..явитель, п..еса, раз…яснение
2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двух…ярусный
3) в..южная, пред…обеденная, кан…он, с…язвить
4) бур..ян, из…ятие, бел…этаж, суб…ективный
13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь?
1) красный кирпич…, песок сыпуч…
2) выйти замуж…, уйти проч…
3) серая мыш…, пробить бреш…
4) решить пять задач…, карп свеж…
14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь?
1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивает…ся похвалой защитникам России.
2) Скотинины ничему не могут научит…ся и тем гордятся.
3) Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.
4) Хочет…ся в рай, да грехи не пускают.
15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О.
1) молодож…н, туш…нка, затуш…вывать, свеж…
2) нож…вка, друж…к, меш…чек, увлеч..нный
3) старич..к, сач…к, холщ..вый, испеч..нный
4) алыч…вый, парч…вый, кумач…вый, толч…к
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А) ож…говый Б) ноч…вка В) перч…ный Г) волч..нок
1) А, В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г
17. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) беше…ый
2) указа…ый
3) асфальтирова…ый
4) дорога асфальтирова…а
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.
1) 1, 2, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 4
20. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?
1) о дальн…м путешеств…
2) на бушующ…м простор…
3) в бодрящ..йся свежест…
4) к ранн…й оттепел…
21. Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)
1) с приехавш…м товарищем
2) запущенн…м саду
3) в обезлюдевш…й деревне
4) о расстилающ…мся растении
22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) листья трепещ..т, травы стел…тся
2) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся
3) волны плещ…тся, собаки ла..т
4) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т
23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?
1) сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л
2) та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть
3) закле…ный, (они) езд…т, раска…лся
4) вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный
24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?
1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой
2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег
3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т
4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды
25. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Я держал в руках синий, отнюдь (не) большого формата конверт.
2) Театральная толпа, покорная звону (не)видимых колокольчиков, стала снова наполнять зрительный зал.
3) В (не)занавешенные окна вливался холодный свет луны.
4) Судьба этих рукописей (не)известна.
26. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Из ее груди вырвался (не)человеческий вопль.
2) В городской думе поговаривали о метро, но как-то (не)уверенно.
3) Ему снился огромный луг, поросший никогда (не)виданными им цветами.
4) Свой дорогу найдет, а чужому (не)зачем сюда соваться.
27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 5 4) 4
28. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (по) французски, (как) будто, (пол) листа
2) (контр) удар, (в) шестых, (струнно) духовой
3) (какой) нибудь, (по) птичьи, (юго) восточный
4) (по) проще, (экс) чемпион, (светло) волосый
29. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (ракета) носитель, (равномерно) окрашенный, (город) герой
2) (горько) сладкий, (пьеса) сказка, (пол) ложки
3) (свинцово) медный, (угольно) металлургический, (полу) раздетый
4) (тренер) инструктор, (утомительно) долгий, (контр) атака
30. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (анти) пригарный, вряд (ли), (лесо) парковый
2) (пол) дороги, как (бы), электро (товары)
3) (по) пусту, (в)следствие дождя, нырнуть (в) глубь
4) (светло) коричневый, иметь (в)виду, (по)двое.
31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
32. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Тавтология ТАК(ЖЕ) является одной из логических уловок.
1) ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.
2) ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.
3) ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
4) ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
33. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.
1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно
2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз
3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно
4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ
34. Укажите правильный вариант:
1) семидесяти слов
2) в двухтысячах третьем году
3) шестисот пятидесяти второй ученик
4) девяноста пятый состав
35. Укажите правильный вариант:
1) в одной тысяче двадцать первом году
2) не хватает полтора метров
3) в пятьстах шагах
4) к семидесяти двум страницам
36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно
1) (в)виду недостатка времени
2) вышел (на)встречу отряду
3) не спал (в)продолжение всей ночи
4) лодка попала (в)течение
37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.
2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.
3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.
4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.
38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.
2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.
4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА
Контрольная работа №3
Тема: синтаксис и пунктуация
1 Восстановите недостающее в определении понятия.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий….
Словосочетание - ….
…- соединение главных членов предложения.
…- предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.
2Распределите предложенные ниже словосочетания на группы. Какой признак вы положили в основу разделения?
Выполнить долг, прыгать с трамплина, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги.
3Чем предложение отличается от словосочетания?
4Найдите лишний термин.
Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, тире.
Задания для проверки осознанности знаний.
1Сопоставьте предложения. Определите их вид (тип) и значение. Чем они различаются?
Сладко спится на утренней заре. – Сладко сплю на утренней заре.
2Подчеркните сказуемые в следующих предложениях. Чем они выражены?
Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой. – По улице шли женщины и вели детей в детский сад.
3.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.
А) Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня. (А.С. Пушкин)
Б) Мысль, что пришла мне в голову по дороге домой, была весьма удачной мыслью.
(Н.Чуковский)
4. Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных.
а) Он вспомнил, где…
б) Мы побывали там, где…
в) В городе находится музей, где…
5. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?
Завещание правителя.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: « Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»
Задания для проверки умений и навыков.
1.В данных словосочетаниях замените главное слово именем прилагательным. Какие из синонимических конструкций выразительнее? Почему?
Красота души, небрежность мальчика, неудобства дороги, безнаказанность поступка, возможность счастья, сила таланта, подробность плана.
2. Перестройте предложения, заменяя выделенные слова придаточными предложениями. Определите вид придаточных предложений.
А) Не повторив старое, не усвоишь новое.
Б) Вопреки плохим отзывам, Наташа решила прочитать эту книгу.
3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
« Кто (не) изучил человека в самом себе, н..когда (не)достигн…т глубок…. Знания людей,» - зам...чал Чернышевский в р…цензи… на л…т….ратурные д…бюты Толстого. « Д…алектика души», прежде чем она была вопл…щ…(н,нн)а в толстовском творч…стве, ок….залась пр дметом ош…ломляющ… личн… открытия. Толстой …делал его в пот…е(н,нн)ом юн шеском дневн…ке, когда бился над тем, как улуч?шить себя.
Вспом…ная (в)последстви… два года, проведе(н,нн)ые им в молодост… на
К авказ…, Толстой говорил, что н…когда потом за всю жиз?нь он (не) думал (обо)всем на свете так сильно и напр…же(н,нн)о, как в ту пору, и что главные свои идеи вынес (от)туда. (В.Лакшин)
Составьте схему последнего предложения.
Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением.
Замените предложение с прямой речью синонимической конструкцией.
Контрольная работа №4
Тема: синтаксис и пунктуация.
1. Укажите неверное утверждение:
А) Сложным называется предложение, которое имеет несколько
грамматических основ.
Б) Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и
интонационно.
В) Части ССП соединяются противительными союзами.
Г) Запятая между частями ССП ставится не всегда.
2. Укажите сложные предложения (знаки не расставлены):
А) Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда охраняя его от ветра.
Б) Когда облако пройдёт озеро опять заблестит.
В) Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!
Г) Никто не может сказать сколько лет живут гейзеры.
3. Каким союзом соединены части ССП?
Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник.
А) соединительным;
Б) противительным;
В) разделительным.
4. Определите тип простых предложений, входящих в состав ССП, по
составу:
Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась
исполинская полоса Млечного Пути.
А) первая часть – односоставное предложение, а 2 других части - двусоставные предложения;
Б) две части – односоставные предложения, а третья часть –
двусоставное предложение;
В) все три части – двусоставные предложения;
Г) все три части – односоставные предложения
5. Нужно ли поставить запятую в данном ССП?
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
А) да;
Б) нет, т.к. здесь есть общий второстепенный член предложения.
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения
(знаки не расставлены):
А) В сенях пахло свежими яблоками и висели лисьи и волчьи шкуры.
Б) В квартире пахло свежими булочками а из окна доносились
звонкие голоса.
В) Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
Г) Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесами.
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
А) Прежде чем попасть в музеи, многие экспонаты провели долгие столетия в заточении в виде потаённых сокровищ.
Б) Петрушка два раза слетел с коляски, так что необходимо было привязать его верёвкой к козлам.
В) А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная, сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.
Г) Бабушка моя чрезвычайно обрадовалась, оттого что никак меня не ожидала.
8. Укажите пословицы, в которых первая часть указывает на время или
условие того, о чем говорится во второй части:
А) Правда что лихота: всегда наружу выйдет.
Б) Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
В) Есть рожь в амбаре – есть грош в кармане.
Г) Пашню пашут – руками не машут.
9. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении:
А)Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Б)Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени, с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
В)Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви; заросли сирени,с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Г)Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с двух сторон балконной двери прогнулись под снегом.
10. Укажите сложное предложение с различными видами связи:
бессоюзием и подчинением:
А) Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.
Б) Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учиться.
В) Побелели земля и крыши, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом.
Г) На рыхлом снегу очень часто можно видеть следы белок: четыре лапки отчётливо отпечатываются на белой поляне.
11. Установите соответствие между предложением и его характеристикой:
А) простое двусоставное нераспространенное предложение;
Б) предложение с обособленным приложением;
В) бессоюзное сложное предложение;
Г) предложение с обобщающим членом при однородных членах предложения.
1) Лес кончается.
2) Внизу высохшие болота-мшары, поросшие мелким лесом: березняком,
осинами, ольхой.
3) Здесь последний привал.
4) День уже перевалил за половину, он густо звенит, как будто рой
невидимых пчёл.
5) Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро – государство темных вод , коряг и огромных желтых кувшинок.
12. В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют
данным характеристикам:
А) простое предложение с однородными частями составного
именного сказуемого;
Б) сложносочиненное предложение;
В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;
Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
1) Роса была холодная, обильная.
2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по
темной воде расплывались медленные круги.
3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.
4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.
5) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Букчина Б.З. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. – Москва, 2010.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – Москва, 2013.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современные русские орфограммы. – Москва, 2011.
Львова С.И. Использование схем при обучении орфограммам и пунктуации. – Москва, 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 класс. – Москва, 2014.
Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации.-Москва,2012.
Интернет-ресурсы представлены в таблице:
№ п/п | Название | Электронный адрес |
1. | Российский образовательный портал | www.school.edu.ru |
2. | Федеральный институт педагогических измерений | www.fipi.ru |
3. | Московский институт открытого образования | www.mioo.ru |
4. | Интернет-поддержка учителей русского языка и литературы | http://kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru/p11aa1.html |
5. | Сеть творческих учителей | www.it-n.ru |
6. | «Филологический портал» | http://philology.ru |
7. | Сайт «Культура письменной речи» | http: //www.gramma.ru |
8. | «Грамота. ру» (справочно-информационный портал «Русский язык») | http:// www.gramota.ru |
9. | Видеоуроки русского языка | www.orfografus.ru |
Материально- техническое обеспечение:
Телевизор
Проектор
Компьютер
DVD
CD А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Наглядные и раздаточные пособия по русскому языку.