Данная программа по рассчитана на 34 учебных часов и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель занятий: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование, тезисирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
научатся работать над сжатием исходного текста;
смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы
1. Язык и речь
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия
Текст. Тема текста. Основная мысль. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Литература для учителя:
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся:
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Календарно-тематическое планирование курса
№п/п | Тема | Основное содержание | Знания умения и навыки |
Язык и речь |
1-3 | Язык и речь, или почему мы умеем говорить? Монолог. Диалог. Полилог. | Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи. Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте. | Знать, что такое речь. Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог. |
| | Язык и его единицы | |
4-6 | Единицы языка. Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте. | Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. | Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте. |
| | Текст и его основные понятия | |
7-8 | Текст, его тема и основная мысль. Средства связи и типы связи предложений в тексте | Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. | Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию. |
9-10 | Текст как целостное композиционное единство. | Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»). | Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения. |
Стили речи |
11-12 | Стили речи. | Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения. |
13 | Публицистический стиль. | Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | Уметь анализировать текст публицистического стиля. Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы. |
14-15 | Художественный стиль речи и его структура | Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. | Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля. |
16-17 | Сжатие текста художественного стиля. | Приемы сжатия. Составление текста по образцу. | Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами. |
18-19 | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте. |
20 | Научный стиль речи. | Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. | Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему. |
21-22 | Типы речи. | Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение | Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение. |
Система работы над текстом |
23-25 | Основные виды работы с текстом. | Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста. | Уметь выполнять основные виды работы с текстом. |
26-28 | Виды анализа текста. | Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа. | Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения. |
29-31 | Комплексный анализ поэтического текста. | Анализ стихотворения (по выбору) | Уметь анализировать текст. |
32-34 | Комплексный анализ прозаического текста | Анализ рассказа А.Платонова (по выбору). | Уметь анализировать текст. |