СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Живое слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса "Живое слово"

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Живое слово"»



Данная программа по рассчитана на 34 учебных часов и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.  

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 Цель занятий: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;

  • развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;

  • сжатие исходного текста;

  • редактирование текста;

  • составление текста по образцу;

  • составление обрамлений к рассказу;

  • восстановление частей текста;

  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

  • анализ текста художественного и публицистического стилей;

  • конспектирование, тезисирование;

  • работа с научной и публицистической литературой;

  • составление схем, таблиц алгоритмов.

Ожидаемые результаты:

  • в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;

  • научатся работать над сжатием исходного текста;

  • смогут проводить различные виды анализа текста.

Содержание программы

1. Язык и речь

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия

Текст. Тема текста. Основная мысль. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.



Литература для учителя:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.

  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

  6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.

Литература для учащихся:

  1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

  4. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

  5. Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.

  6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.



























Календарно-тематическое планирование курса

№п/п

Тема

Основное содержание

Знания умения и навыки

Язык и речь

1-3

Язык и речь, или почему мы умеем говорить? Монолог. Диалог. Полилог.

Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи. Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте.

Знать, что такое речь. Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог.



Язык и его единицы


4-6

Единицы языка. Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.

Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте.



Текст и его основные понятия


7-8

Текст, его тема и основная мысль. Средства связи и типы связи предложений в тексте

Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.

9-10

Текст как целостное композиционное единство.

Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).

Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.

Стили речи

11-12

Стили речи.

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.


Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.

13

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.


Уметь анализировать текст публицистического стиля. Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.

14-15

Художественный стиль речи и его структура

Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.


Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля.

16-17

Сжатие текста художественного стиля.


Приемы сжатия. Составление текста по образцу.

Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.

18-19

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.

20

Научный стиль речи.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.


Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему.

21-22

Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение

Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение.

Система работы над текстом

23-25

Основные виды работы с текстом.

Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

26-28

Виды анализа текста.

Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.

Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения.

29-31

Комплексный анализ поэтического текста.

Анализ стихотворения (по выбору)

Уметь анализировать текст.

32-34

Комплексный анализ прозаического текста

Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).

Уметь анализировать текст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!