СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ФГТ Учебного предмета УП.02."Ансамбль Баян".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета "Ансамбль"создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной профессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства " Народные инструменты". 

Просмотр содержимого документа
«Программа ФГТ Учебного предмета УП.02."Ансамбль Баян".»

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Ансамбль» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Ансамбль» относится к обязательной части образовательной программы.

Срок освоения программы составляет 5 (6) лет для обязательной части с 4 по 8 (9) класс, в вариативной части со 2 по 3 класс.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно- нравственного развития детей;

  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на баяне , позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

  • приобретение обучающимися детьми опыта творческой и концертной деятельности;

  • формирование мотивации для занятий на инструменте;

Цель программы - приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Задачи программы:

  • закрепление всех навыков, знаний и умений, полученных в классе по специальности;

  • формирование навыка синхронной атаки при взятии и снятии звука;

  • знание профессиональной терминологии, умение легко ориентироваться в тексте ансамблевых партитур;

  • умение чтения с листа доступных ансамблевых партий, уверенно держать свою партию в многоголосье;

  • знание ансамблевого репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;

  • приобретение навыков слухового контроля, умение слышать общее звучание ансамбля и каждой партии в отдельности;

  • воспитание единства исполнительских намерений в реализации исполнительского замысла;

  • приобретение умения давать объективную оценку своей игре и игре своих партнеров по ансамблю;

  • формирование навыков публичных выступлений.


Форма проведения аудиторного занятия – мелкогрупповой урок. Продолжительность занятия - 40 минут.


Объём учебного времени,
предусмотренный на реализацию учебного предмета


8 (9)-ти летний срок обучения


Индекс,
наименование
учебного предмета


Трудоемкость в часах

Распределение по годам обучения

4-й
класс

5-й
класс

6-й
класс

7-й
класс

8-й
класс

9-й класс

количество недель аудиторных занятий

33

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах

ПО.01. УП.02.

Ансамбль

Аудиторные занятия
(в часах)

165 (66)

1

1

1

1

1

2

Самостоятельная работа
(в часах)

165 (66)

1

1

1

1

1

2

Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учета консультаций)

330 (132)

2

2

2

2

2

4

Консультации (количество часов в год)

8 (2)

2

2

2

2

2

2


Вариативная часть со 2 по 3 класс


Индекс,
наименование
учебного предмета





Трудоемкость в часах

Распределение по годам обучения

2-й
класс

3-й
класс

количество недель аудиторных занятий

33

33

недельная нагрузка в часах

В.02. УП,02.

Ансамбль

Аудиторные занятия
(в часах)

66

1

1

Самостоятельная работа
(в часах)

33

0,5

0,5

Максимальная учебная нагрузка
по предмету (без учета консультаций)

99

1,5

1,5


Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДМШ.

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора партий музыкальных произведений, отработки и выучивания наизусть сложных фрагментов и других творческих видов работ.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к академическим концертам, экзаменам концертным выступлениям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.


Формы и методы контроля, критерии оценок


Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока с целью оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;

  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

  • уровня знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» являются экзамен, академический концерт, концертное выступление.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения. Участие в конкурсах, концертах обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене (по решению методического совета школы).

В выпускных классах, в силу занятости обучающихся, предполагается изучение предмета «Ансамбль» без проведения каких-либо контрольных точек, но обучающиеся могут участвовать в различных концертах и конкурсах.

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

По завершении изучения учебного предмета «Ансамбль» обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.





График промежуточной и итоговой аттестации


Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования


2

Академический концерт



Апрель


Одно произведение


3

Академический концерт



Апрель

Одно произведение


4

Академический концерт


Апрель

Два разнохарактерных произведения


5

Академический концерт

Апрель

Два разнохарактерных произведения


6

Академический концерт

Апрель

Два разнохарактерных произведения


7

Академический концерт


Апрель

Два разнохарактерных произведения


8


Экзамен


Май

Два разнохарактерных произведения


9


Экзамен


Май

Два разнохарактерных произведения


Критерии оценок текущего контроля успеваемости,
промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся.


Оценка «5» («отлично»):

  • артистичное поведение на сцене;

  • увлечённость исполнением;

  • художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

  • слуховой контроль собственного исполнения;

  • корректировка игры при необходимой ситуации;

  • свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

  • убедительное понимание чувства формы;

  • выразительность интонирования;

  • единство темпа;

  • ясность ритмической пульсации;

  • яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

  • незначительная нестабильность психологического поведения на сцене:

  • грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

  • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

  • стабильность воспроизведения нотного текста;

  • выразительность интонирования;

  • попытка передачи динамического разнообразия;

  • единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

  • неустойчивое психологическое состояние на сцене;

  • формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

  • слабый слуховой контроль собственного исполнения;

  • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

  • темпо-ритмическая неорганизованность;

  • слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

  • однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

  • частые «срывы» и остановки при исполнении;

  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

  • ошибки в воспроизведении нотного текста;

  • низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

  • отсутствие выразительного интонирования;

  • метро-ритмическая неустойчивость.


Краткие методические рекомендации


Учебный предмет «Ансамбль» - неотъемлемое звено в процессе формирования личности обучающихся. В классе ансамбля учащиеся знакомятся с образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнительства. Игра в ансамбле открывает перед ребятами большие возможности активного участия в концертной деятельности, что особенно важно для обучающихся со средними способностями. Это помогает им раскрыться и проявить себя. Ощущая поддержку партнера-ровесника, обучающиеся чувствуют себя на сцене более раскованно и уверенно. В творческом процессе развивается мышление, ассоциативные связи, воображение, формируется находчивость, сообразительность.

В отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность обучающихся.

Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю, педагогической направленности. При выборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, а также уровнем исполнительских навыков игры на инструменте каждого из участников ансамбля. Если обучающийся с трудом справляется со своей партией, задачи ансамблевого исполнительства не будут выполнены, так как все внимание ученика будет сосредоточенно лишь на собственной партии. Подбор интересного нотного репертура, соответствующего степени подготовленности участников ансамбля является одним из важнейших факторов его успешности.

Урок ансамбля должен включать в себя не только исполнение выученных произведений, но и чтение с листа пьес, доступных по степени трудности. Развитие навыка игры в ансамбле поможет учащимся в дальнейшем освоении ансамблевой игры в школьном оркестре народных инструментов.

Основа совместного исполнительства – умение слышать общее звучание всех партий, сливающихся в единое целое. Предшествующий опыт сольного исполнения музыканта приучает к «слушанию» только себя. Но постепенно активизация слухового внимания во время игры ансамблем поможет научиться слышать общее звучание. И уже в рамках решения этой задачи решаются такие вопросы, как:

  • исполнение мелодии и аккомпанемента в ансамбле;

  • умение тембрально и динамически выделить свою партию или наоборот раствориться в общем звучании;

  • распределение внимания, слышание всей партитуры ансамбля в целом.

Казалось бы, самая простая вещь – начать играть вместе. Однако точно синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить обучающимся, чем технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта, и как он может быть применен в данном случае.

Полезно посоветовать одновременно с этим жестом всем исполнителям взять дыхание (в самом прямом смысле сделать вдох). Это сделает начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение. Преподаватель может предложить учащимся несколько раз начать исполнение, сначала следуя указаниям его руки, а затем самостоятельно. Кто в последнем случае будет давать ауфтакт – безразлично, каждый из партнеров должен уметь это делать. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Редко кому удается сразу уверенно овладеть простейшим, казалось бы, умением.

Не меньшее значение имеет и синхронное окончание звука. Когда одни звуки длятся дольше других, то это приводит к загрязнению музыкальной ткани и производит самое неблагоприятное впечатление на слушателя.

С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной договоренности о приемах звукоизвлечения, штрихах, приемах игры. К общей цели они должны идти общим путем.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты, в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатления. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. В ансамбле ритм должен обладать особым качеством – быть коллективным. Каждому музыканту присуще свое чувство ритма, взаимопонимание и согласие достигаются далеко не сразу. Работа начинается с устранения недостатков в исполнении каждого из партнеров в отдельности. В дальнейшем необходим тщательный анализ ритмических отношений, выработка опоры на метр, ощущение единой ритмической пульсации. Следует подчеркнуть, что допустимая на первом этапе занятий некоторая схематизация ритма в дальнейшем категорически неприемлема. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.

Следует сказать несколько слов о динамике исполнения. Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие, все играется по существу mf и mp. Очень редко на первых уроках можно услышать красивое pp, f, crescendo, diminuendo. Очень полезно бывает проиллюстрировать нюансы, напомнив, что до нюанса ff есть еще много градаций. Но как бы хорошо педагогу не удалось это показать, сразу достичь нужных результатов не удается, да и не может, удастся, так как работа над звуком – область огромного труда.

Итак. Еще не начав совместного исполнения, партнеры договариваются о том, кто будет показывать вступления, каков должен быть характер звучания, прием звукоизвлечения, с какой силой будет начата пьеса. Точно также заблаговременно должен быть определен темп. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается еще в ауфтакте и даже в короткие мгновения, ему предшествующие.

Несколько слов о психологии ансамбля. Начиная работать с ансамблем, нужно напомнить, что в его основе лежит несколько иная психологическая структура, чем, например, в оркестре. Оркестром руководит индивидуальная воля дирижера, в основе ансамбля – сочетание индивидуальностей. В каждом таком коллективе необходимо стремиться к созданию такой творческой атмосферы, которая способствует наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей его участников, творческой раскованности, создающей благоприятные условия для проявления личной инициативы.

Зарождение художественного образа в ансамблевом исполнении происходит в условиях постоянного процесса творческого и человеческого общения между музыкантами. На репетициях и между ними, анализируя работу каждого урока, принимая или не принимая замечания, учитывая каждый раз психологическое состояние партнеров, Их видение произведения, все это позволяет достичь желаемых результатов.

Еще один вопрос, влияющий на конечный результат ансамблевой работы – формирование ансамбля. Естественно, что при формировании ансамбля педагога, прежде всего, интересует музыкальность, техническая продвинутость обучающихся, их заинтересованность. На первых порах этого достаточно. Недостатки в подборе членов ансамбля обнаруживаются позднее, в процессе занятий. Тут есть один фактор, во многом определяющий жизнеспособность ансамбля – психологическая совместимость партнеров. Учитывать ее необходимо, особенно при подготовке к ответственному концерту, конкурсу. Под «психологической совместимостью» партнеров не следует подразумевать безропотное согласие кого-либо из участников ансамбля с мнением преподавателя, или высказанными в его адрес замечаниями, или отсутствием собственного мнения по тем или иным вопросам. Очень внимательно надо относиться к выбору лидера ансамбля. Игра «первого» должна отличаться активностью, инициативностью, волей. Это своеобразная психологическая опора, основа ансамбля.

Основные составы ансамблей. Практикуемые и наиболее часто встречающиеся в музыкальных школах – дуэты и трио. Реже встречаются квартеты, квинтеты и т.д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только из гитар), так и из разнородных инструментов (смешанные составы).


Необходимое техническое оснащение занятий


-- учебная аудитория для мелкогрупповых уроков;

-- музыкальные инструменты;

-- пюпитры для нот;

-- подставки под ноги;

-- нотная литература.


Содержание учебного предмета

Программа учебного предмета «Ансамбль» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области исполнительства:

  • знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для ансамблевого исполнительства;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле;

  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на инструменте;

  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений в ансамбле;

  • навыков подбора по слуху;

  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

  • навыков публичных выступлений.


Содержание программы по учебному предмету «Ансамбль» соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и направлено на:

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

  • приобретение навыков творческой деятельности в коллективном музицировании;

  • умение планировать свою домашнюю работу;

  • осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью;

  • умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

  • уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

  • понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

  • определение наиболее эффективных способов достижения результата.


В данной программе представлены ансамбли различные по количеству исполнителей (дуэты, трио, квартеты и т.д.) и ансамбли различные по составу (однородные и смешанные).


Годовые требования


2 класс


Обучающиеся должны овладеть навыками:

  • синхронной атаки при взятии и снятии звука;

  • умение слышать общее звучание ансамбля и каждой партии в отдельности;

  • умения исполнять мелодию и аккомпанемент в ансамбле;

  • умения передать мелодическую линию от партии к партии;

  • единства приемов звукоизвлечения и штрихов;

  • единства темпа и динамики;

  • умения тембрально и динамически выделить свою партию или, наоборот раствориться в общем звучании;

  • давать объективную оценку своей игре и игре своих партнеров по ансамблю;

  • правильного поведения на сцене (выход на сцену, поклон, уход со сцены).


В течение каждого учебного года учащиеся должны пройти 4-6 ансамблевых произведения. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.


Примерные репертуарные списки


  • Вильямс « Линда Аминга»

  • Волков В. «за окном дождь»

  • Дьепар Ш. Менуэт

  • Карулли Ф. Дуэты №№ 2,3,5,8,11,12

  • Киселев О. Десять универсальных дуэтов

  • Кюффнер Й. «Андантино», «Вальс», «Экосез», «Тирольский танец»

  • Ларичев Е. Полька

  • Марышев С. Полифоническая пьеса

  • Мачадо «Чили»

  • Морис Ж. «Кукольный концерт»


Примерные программы контрольного прослушивания


1 вариант

  • Сор Ф. Мелодия


2 вариант

  • Русская народная песня «По Дону гуляет»


3 класс


Закрепление навыков, полученных ранее. А также овладение навыками:

  • ощущение единства метроритмической пульсации;

  • умения ориентироваться в партитуре;

  • самостоятельного подбора целесообразной аппликатуры;

  • чтения нот с листа доступных ансамблевых партий;

  • более осознанной и самостоятельной работы над динамикой, характером произведения, в связи с этим выбором штрихов и разнообразных приемов игры;

  • свободного сценического ощущения.


В течение каждого учебного года учащиеся должны пройти 4-6 ансамблевых произведения. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.



Примерные репертуарные списки


  • Моцарт Л. Полонез

  • Перссел Г. Бурре

  • Перссел Г. Марш

  • Поплянова Е. «Старая, старая сказка»

  • Русская народная песня «По Дону гуляет»

  • Сор Ф. Анданте

  • Сор Ф. Мелодия

  • Телеман Г. Аллегро

  • Тобис Б. « Негритенок грустит»

  • Торлаксон Е. Дуэты №№ 1-16

  • Уильямс Дж. «Саламанка»

  • Юцевич Е. «Колыбельная»



Примерные программы контрольного прослушивания


1 вариант

  • Юцевич Е. «Колыбельная»


2 вариант

  • Дьепар Ш. Менуэт


3 вариант

  • Телеман Г. Аллегро


4 вариант

  • Торлаксон Е. Дуэт

4 класс


  • Андреев В. Ноктюрн

  • Вильямс Л. «Буэнос-Айрес»

  • Витхауэр Гавот

  • Гаврилин В. Каприччио

  • Грибоедов А. Вальс

  • Дюарт Д. «Ковбои»

  • Еврейская народная песня «Хава Нагила»

  • Ивановичи И. Вальс «Воспоминание», переложение В. Колосова

  • Испанский народный танец «Сальвадор», обр. В. Колосова

  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»


Примерные программы контрольного прослушивания

  1. вариант

  • Русская народная песня «Камаринская» обработка В. Лебедева


  1. вариант

  • Андреев В. Ноктюрн


5 класс

  • Зубченко О. «Прелюд-мимолетность»

  • Карлтон Д. Джа-да»

  • Карулли Ф. Дуэты №№ 9,10,13,14,19,20

  • Козлов В. «Детская сюита»

  • Кюфнер Й. «Анданте», «Полонез», «Полька», «Романс», «Рондо»

  • Линнеман М. «Баллада», Два дня в Париже», «Маленький домик на острове»

  • Марышев С. «Часы», «Ну-ка, полечку станцуем»

  • Мачадо С. Милонга

  • Моцарт В. «Бурре», «Менуэт»

  • Петров А. Ноктюрн

  • Перуанская народная песня «Эль кондор паса»

  • Русская народная песня «Камаринская» обработка В. Лебедева

  • Русская народная песня «Утушка луговая» обработка А. Иванова-Крамского

  • Соколовский М. Полька

  • Торлаксон Е. «Марцелино»

  • Торлаксон Е. «Утром»

  • Фортеа Д. Вальс, обр. О. Зубченко

  • Цфасман А. «Неудачное свидание»

  • Чайковский П.И. «Немецкая песенка», «Итальянская песенка», Старинная французская песенка» из «Детского альбома»


Примерные программы контрольного прослушивания


  1. вариант

  • Кюфнер Й. «Рондо»

  • Линнеман М. «Маленький домик на острове»


2 вариант

  • Испанский народный танец «Сальвадор», обр. В. Колосова

  • Соколовский М. Полька



6 класс


  • Анидо М. Аргентинская народная мелодия

  • Асведо Д. «Маленький бразилец»

  • Бах И.С. Менуэт, пер. Лерман Д.

  • Бах И.С. Гавот из английской сюиты№3, пер. А. Иванова-Крамского

  • Варламов А. Вальс

  • Вебер К. Романс

  • Григ Э. «Танец Анитры», Вальс, пер. Н. Ивановой-Крамской

  • Джулиани М. Лендлер, Андантино

  • Иванова Л. Танец

  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»


Примерные программы контрольного прослушивания


1 вариант

  • Бах И.С. Менуэт, пер. Лерман Д.

  • Анидо М. Аргентинская народная мелодия


2 вариант

  • Крештмар Пастораль

  • Лепин А. Мексиканский танец


7 класс

  • Калл Л. Рондо

  • Карулли Ф. Ларгетто, «Дивертисмент», Рондо

  • Козлов В. «Румба»

  • Кост Н. Романс для гобоя и гитары, пер. Н. Ивановой-Крамской

  • Крештмар Пастораль

  • Кюффнер Й. Романс

  • Мексиканская народная песня «Скамеечка», обр. В. Калинина

  • Лей Ф. «История любви»

  • Лепин А. Мексиканский танец

  • Линнеман М. «Марионетка», «Баллада»

  • Марышев С. Полифоническая пьеса, «Лебедь», «Спиричуэлс»

  • Мачадо С. «Карнавал», «Фрево»

  • Моцарт В.А. Менуэт, Вальс

  • Новиков а. «Смуглянка»

  • Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии», пер. А. Иванова-Крамского

  • Рамо Ж. Ригодон

  • Русская народная песня «То не ветер ветку клонит» обработка А.Митяева, Ю. Зюзин

  • Русская народная песня «Утушка луговая» обработка А.Иванова-Крамского

  • Роч П. «Хабанера», пер. В. Колосова

  • Свиридов Г. «Отзвуки вальса»

  • Таррега Ф. Полька

  • Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

  • Шуберт Ф. Серенада

  • Чайковский П.И. «Сладкая греза», пер. Ю. Лихачева



Примерные программы контрольного прослушивания


1 вариант

  • Линнеман М. «Марионетка»

  • Марышев С. Полифоническая пьеса


2 вариант

  • Таррега Ф. Полька

  • Варламов А. Вальс


8 класс

  • Гайдн И. Трио для трех гитар

  • Глазунов А. «Пиццикато»

  • Джулиани М. «Полонез»

  • Диабелли А. Менуэт

  • Козлов В. «Милонга»


Примерные программы экзамена


1 вариант

  • Лядов А. «Музыкальная табакерка», пер. Н. Иавеовой-Крамской

  • Мексиканская народная песня «Малагенья», пер. В.Калинина

2 вариант

  • Мюллер З. «Анданте и Аллегро»

  • Пернамбуко Х. «Бразильский танец»


9 класс

  • Лядов А. «Музыкальная табакерка», пер. Н. Иавеовой-Крамской

  • Мексиканская народная песня «Малагенья», пер. В.Калинина

  • Мюллер З. «Анданте и Аллегро»

  • Паганини Н. Соната №6

  • Пернамбуко Х. «Бразильский танец»


Примерные программы экзамена


1 вариант

  • Русская народная песня «Ахти, матушка, голова болит » обр. А.Иванова-Крамского

  • Скарлатти Д. Соната ля мажор


2 вариант

  • Штраус И. «Полька-пиццикато»

  • Чайковский П. «Июнь», баркарола, пер. Ю.Лихачева

  • Русская народная песня «Ахти, матушка, голова болит » обр. А.Иванова-Крамского

  • Скарлатти Д. Соната ля мажор

  • Штраус И. «Полька-пиццикато»

  • Чайковский П. «Июнь», баркарола, пер. Ю.Лихачева

  • Чайковский П. «Пастораль» из оперы «Пиковая дама»



Требования к уровню подготовки обучающихся


Результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль» является:

  • сформированный комплекс умений и знаний в области коллективного творчества, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

  • знание ансамблевого репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;

  • знание профессиональной терминологии, умение легко ориентироваться в тексте ансамблевых партитур;

  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

  • приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • наличие навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленное художественным содержанием и особенностями формы и стиля музыкального произведения;

  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена коллектива.


Список рекомендуемой нотной литературы


  • Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М., 1987

Ансамбли. 1-3 классы ДМШ. «Кифара», М.1989

  • «Ансамбли для гитары». Сост. Л. Иванова, С-Пб. 2006

  • «Ансамбли для шестиструнной гитары». Вып. 1,2. Сост. В. Колосов. М., 1999.

  • «Блюз, регтайм, вальс». Сборник пьес для гитары(соло, дуэты). Сост. Ю. Зырянов, Новосибирск, 1999

  • «Гитарные дуэты для начинающих» в обработке Е. Тарлаксона, Исландия

  • Детские пьесы для ансамбля и оркестра русских народных инструментов. Сост. В. Донских, «Советский композитор», С-П., 2003

  • Иванников П. «Ансамбли шестиструнных гитар», Донецк, 2003

  • Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М., 1986

  • Иванова-Крамская Н. «Школа исполнительского мастерства юного гитариста», Ростов на Дону, 2009

  • «Играем вместе» (пьесы для ансамбля гитар). Вып. 1, 2, 3. Сост. Кузин Ю., Новосибирск 2003

  • «Игра на гитаре», Вып. 5. Польское музыкальное издательство, Краков 1973

  • «Искусство гитарного ансамбля» (дуэты, трио). Вып. 1, 2. Сост. Донских В., С-П., 2002

  • Калинин В. «Ансамбли шестиструнных гитар». Новосибирск, 2002

  • Калинин В. «Тетрадь юного гитариста». Новосибирск, 2005

  • Калинин В. «Юный гитарист». М., 1997

  • Карулли Ф. «24 дуэта для гитары» , сост. Готц В., изд. Лейпциг

  • Киселев О. «Альбом юного гитариста. Первые шаги». Челябинск, 2006

  • Кирьянов Н. «Искусство игры на Шестиструнной гитаре». Вып. 3, М., 1991

  • Козлов В. «Эхо бразильского карнавала» (ансамбли для двух гитар). Челябинск, 2003

  • Котельников В. Музыка для ансамблей русских народных инструментов для учащихся ДМШ. Тверь, 1995

  • Лоскутов А. Пьесы для трехструнной домры, гитары и фортепиано.

  • «Малахитовая тетрадь для шестиструнной гитары» (соло, дуэты, трио). Челябинск, 1997

  • Марышев С. «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары». Новосибирск, 2000

  • Орлов О. «Гитара в ансамблях». Новосибирск, 2002

  • Орлов О. «Дуэты, трио, квартеты». Новосибирск, 2003

  • Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Сост. Потапова А.,

  • Поплянова Е. «Путешествие на остров Гитара». Альбом юного гитариста. С-Пб., 2004

  • Поплянова Е. «Счастливые башмачки» (ансамбли для двух гитар). Челябинск, 2006

  • «Популярные пьесы и ансмбли для гитары». Сост. Смирнов В., М., 2002

  • Пьесы в переложении для дух гитар. Сост. Маценко Ю., Красноярск, 2007

  • Пьесы для ансамбля русских народных инструментов. Сост. Ногарева Ю., Ленинград, 1982

  • Пьесы для домры и гитары. Сост. Ногарева Ю., С-Пб., 2002

  • Торлаксон Э. Первые гитарные уроки. Исландская гитарная школа.

  • Уроки Мастерства . Ансамбли для гитары. Сост. Иванова-Крамская Н. Ростов на Дону, 2010

  • Хрестоматия. Гитара. Ч. 2. Ансамбли. Этюды. Сост. Агабабов В. М.,2006

  • Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. «Кифара», М., 2006

  • Хрестоматия гитариста (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано). Вып. 1, 2. Ростов на Дону, 2007

  • Хрестоматия юного гитариста. Сост. Зубченко О. , «Феникс», Ростов на Дону, 2007

  • Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио). Сост. Зубченко О. , Ростов на Дону, 2007

  • Шестиструнная гитара. Сост. Гуркин В. , Ростов на Дону, 1999


Список рекомендуемой методической литературы


  • Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. «Музыка», М., 1971

  • Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993

  • Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск, 1997

  • Зыбцев А. «Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля». «Музыка», М., 1980

  • Зыбцев А. «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». «Музыка», М.,1979

  • Методика работы с ансамблем народных инструментов. ЛГИК, 1988

  • Мильман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве. В кН. «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». «Музыка». М., 1979

  • Педагогика и исполнительство». Под ред. К. Аджемова. М. «Музыка», 1979

  • Попонов В. «О переложении для русских народных инструментов». М. 1986

  • Ушенин В. Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство: история и исполнительство. Ростов на Дону, 2001

  • Шахматов Н. Переложение музыкальных произведений для различных ансамблей русских народных инструментов. Ленинград, ЛГИК, 1983






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!