Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением английского языка»
Утверждаю
Директор
МБОУ «СОШ №22»
_________М.Ю. Киреев
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ И НАВЫКОВ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Программу разработала
учитель информатики: Ермачкова Н.Г.
Рязань, 2013
Пояснительная записка
В наше время невозможно переоценить роль ИКТ в жизни как взрослых, так и детей. Они прочно вошел в нашу жизнь, неся не только доброе и вечное, но и определённый процент негатива, так как первая часть аббревиатуры ИКТ, а именно «информационно», непосредственно связана с поиском необходимых данных, наглядности в сети Интернет. По результатам проведенного «Лабораторией Касперского» опроса 47% родителей отмечают, что их дети сталкиваются с нежелательным контентом в Интернете. Остальные респонденты (53%) не знают, какой опасности подвергаются несовершеннолетние в Сети. Чаще всего родители хотят оградить своих детей от сайтов для «взрослых» (49%). Реже это компьютерные вирусы и шпионские программы (23%), а также недоброжелательно настроенные пользователи (15%).
Угрозы, от которых родители хотят оградить детей
Большинство опрошенных родителей ограничивают время пребывания детей в Интернете (86%), а также запрещают своему ребенку публикацию каких-либо личных данных в Сети (83%). «Результаты проведенного опроса свидетельствуют об актуальности проблемы защиты детей от нежелательного контента в Интернете. Каждый день появляется более 70 000 новых вредоносных программ, киберпреступники продолжают оттачивать мастерство социальной инженерии, и простого запрета со стороны родителей нередко недостаточно для того, чтобы оградить ребенка от опасных ресурсов.
Показатель времени пребывания детей в Интернете слишком высок, он и помог раскрыть тёмную сторону мировой сети. Анонимность Интернета и лёгкость в создании вымышленных личностей открыли широкую дорогу для сетевых хищников, воров личных данных, хакеров и других мошенников. Так как дети и подростки обычно не осведомлены о хитростях и техниках, которые эти "хищники" применяют, чтобы обмануть свои жертвы, и так как большинство используют интернет в повседневной жизни, то молодые люди рискуют в большей степени, чем другие пользователи Интернета.
Использование Интернета детьми без присмотра может привести к таким последствиям:
- В последнее время значительно участились случаи, когда программы - «дозвонщики» самостоятельно набирают дорогостоящие телефонные номера, создавая новое модемное подключение. Вы узнаете об этом только тогда, когда Вам приходит крупный телефонный счет.
- Дети очень любят общение в чатах. Однако при таком общении ребенку сложно увидеть истинное лицо человека, с которым они общаются. Если же такая виртуальная беседа приводит к личной встрече, последствия могут оказаться печальными.
- Дети рискуют, в одиночку посещая игровые страницы, так как множество из них являются пиратскими сайтами с большим количеством порнографической рекламы в виде всплывающих окон. Такие окна автоматически появляются на экране и часто содержат изображения, которые абсолютно не рекомендуются к детскому просмотру.
По имеющимся данным, в России более 9 млн пользователей Интернета ещё не достигли возраста 14 лет. Из них 25% детей ходят в Интернет под присмотром родителей, 75% бороздят его просторы в свободном плавании. Причем оказалось, что 48% детской аудитории Рунета не сталкиваются с ресурсами нежелательного содержания. В то же время 39% детей просматривали порносайты, 19% - наблюдали сцены насилия, 16%- интересовались азартными играми, 14%- наркотическими веществами, 11%-экстремизмом или национализмом. Поэтому необходимо научить ребенка пользоваться Интернетом, уберечь его от виртуальных недоброжелателей и вполне реальных неприятностей.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих учащихся.
Данная программа рассчитана на период с 2013 по 2018 год.
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
«Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Содержание программы
Одной из важных задач является создание и функционирование качественных интернет-ресурсов для детей. Сегодня крайне необходимо инициирование и создание новых «детских» ресурсов интернета в сфере образования и культуры. Чтобы интернет стал более безопасным для подрастающего поколения, сегодня необходима новая стратегия создания гуманного «детского» киберпространства.
Выработка единой стратегии безопасности возможна только совместными усилиями всех участников образовательного процесса: прежде всего педагогических работников (классных руководителей – без их помощи невозможно обучение двух других категорий пользователей сети Интернет), родителей и учащихся, поэтому программа предполагает работу по трём направлениям. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы обучить детей, нужно чтобы правила безопасного поведения в сети Интернет усвоили взрослые (учителя и родители).
Работа с педагогическим коллективом
Обучение педагогических работников может проводиться в форме мастер-классов, семинаров, круглых столов, в рамках которых должны рассматриваться проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры борьбы с ним, виды и формы информационно-психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы речевого этикета, причины возникновения девиантного поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению. Прежде чем начать работу по предлагаемому плану необходимо ознакомить педагогов с планом обучения родителей и учащихся.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Ознакомление с рекомендациями по Интернет-безопасности для родителей и детей | Ежегодно сентябрь | Учителя информатики |
2. | Беседы со специалистом в области ИКТ: «Защита компьютера, репутации и секретной личной информации»; «Надежные пароли, безопасные веб-сайты, фишинговые сообщения электронной почты, ссылки или телефонные звонки»; «Защита финансовой информации в Интернете. Полезные Интернет-ресурсы» «Безопасное использование социальных сетей» «Защита от вредоносного ПО» | В течение года | Заместитель директора по ВР, учитель информатики |
3. | Самообразование учителей по данной теме с использованием полезных Интернет-ресурсов | В течение года | |
4. | Индивидуальные беседы | По мере необходимости | Учителя Информатики |
Необходимую информацию можно найти на сайтах: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (sos-ru.info), «Безопасный Интернет» (saferinternet.ru).
Работа с родителями
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергаются их дети, находящиеся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что это лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребёнка основам безопасности дома и на улице, не оттают себе отчёта в том, что он абсолютно беззащитен перед потоком информации из Интернета. Наша задача – выработать в нём критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно её устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами-информатиками, психологами, семинарские занятия.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Ознакомление с рекомендациями для родителей различных возрастных категорий детей | Ежегодно сентябрь-октябрь | Классные руководители |
2. | Общешкольное родительское собрание на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?» | Декабрь 2014 | Заместитель директора по ВР, учитель информатики |
3. | Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?» | Ежегодно | Классные руководители |
4. | Индивидуальные беседы | По мере необходимости | Учителя информатики |
5. | Обновление информация на сайте школы | По мере необходимости | Ответственный за обновление информации на сайте |
6. | Беседы со специалистом в области ИКТ: «Защита компьютера, репутации и секретной личной информации»; «Надежные пароли, безопасные веб-сайты, фишинговые сообщения электронной почты, ссылки или телефонные звонки»; «Защита финансовой информации в Интернете. Полезные Интернет-ресурсы» «Безопасное использование социальных сетей» «Защита от вредоносного ПО» | В течение года | Заместитель директора по ВР, учитель информатики |
8. | Родительское собрание: «Интернет: плюсы и минусы» | Январь 2014 | Заместитель директора по ВР, учитель информатики |
Одной из задач обеспечения защиты детей в интернете является решение проблемы контентной фильтрации. Многие российские фирмы предоставляют специальные программы по фильтрации информации. Так, например, известная фирма А. Касперского представляет целый ряд программ для родительского контроля детей в Интернете. Только каждый десятый (11%) использует специальные программы с функцией Родительского контроля для ограничения определенного содержания в Интернете. Поэтому рекомендуется всем родителям ознакомиться с функцией «Родительского контроля», которая входит в состав некоторых программ, в том числе и Kaspersky Internet Security 2012». Функция «Родительский контроль» позволяет контролировать время использования компьютера и Интернета ребенком, запуск определенных программ, ограничивать загрузку файлов из Интернета, а также контролировать общение в социальных сетях. Кроме того, Родительский контроль позволяет просматривать статистические отчеты о действиях, совершенных ребенком на компьютере.
Работа с учащимися
Работа в этом направлении должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс), старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры должно проводиться не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.
№ п/п | Наименование мероприятия | Возрастная категория | Сроки | Ответственные |
1. | Тематическое анкетирование учащихся | 2-11 классы | ежегодно | Учителя информатики |
2. | Ознакомление с памятками для учащихся начальной школы | 1-4 классы | ежегодно | Учителя информатики |
3. | Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1–4, 5–9, 10– 11 классов. | 1-11 классы | ежегодно | Учителя информатики |
5. | Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет» | 9-11 кл. | ежегодно декабрь | заместитель директора по ВР, учитель информатики |
6. | Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) – возраст младшие школьники. - Экспресс-опрос «Детки в сетке». - Памятки и буклеты для детей: «Защити себя сам!» (советы детям для безопасного поиска в Интернете). «Безопасный Интернет – детям» «Интернет-ресурсы для детей» (полезные сайты). | 1-7 классы | в течение года | Учителя информатики |
7. | На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения» «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» | (7-8 классы) (9-11 классы) | в течение года | учителя информатики |
8. | Конкурс плакатов «Учись вести себя в Сети» | 5-11 классы | ежегодно | Учителя информатики |
9. | Внеклассное мероприятие «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» | 5-6 классы | май | Учителя информатики |
10. | Проведение итогового анкетирования «Безопасный Интернет» | 5-11 классы | ежегодно май | Учителя информатики |
11. | Неделя безопасного Интернета к Международному Дню безопасного Интернета | 2-11 классы | ежегодно февраль | заместитель директора по ВР, учителя информатики |
Неделя безопасного Интернета проводится в целях привлечения внимания к проблеме детей и взрослых в сети Интернет. Предметная неделя как форма методической, учебной и внеклассной работы представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию учащихся
Результатами выполнения программы являются:
Цели и задачи программы | Перечень непосредственных и конечных показателей | Фактическое значение на момент разработки программы | Значение показателей по периодам реализации программы | Плановое значение на день окончания действия программы 2017-2018 |
2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий в том числе сети Интернет. |
Задача №1. формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков | -Доля педагогов, использующих современных коммуникационных взаимодействй. | 55% | 70% | 79% | 87% | 95% | 100% |
-Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию. | 45% | 55% | 68% | 86% | 97% | 100% |
Задача № 2. формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности | -Доля педагогов использующих сетевых технологий, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности. | 37% | 48% | 71% | 85% | 94% | 98% |
Задача № 3. изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | -Владение правовыми знаниями в области информатиза-ции. | 78% | 82% | 85% | 90% | 98% | 100% |
Задача № 4. формирование знаний в области безопасности обучающихся, использующих Интернет | Владение знаниями о защитите компьютера от вредоносных программ, о нелегальном, пиратском контенте и об опасности его скачивания. | 60% | 67% | 74% | 82% | 95% | 98% |
Задача № 5. организации просветительской работы с родителями и общественностью. | - Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве. | 10% | 37% | 58% | 69% | 73% | 76% |
Интернет-ресурсы
http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=
http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%2520.doc&fmode=envelope&lr=10940&mime=doc&l10n=ru&sign=d1ef35bb90f74f9c63fb773e427c7906&keyno=0
http://bluka.web-box.ru/programma-po-obucheniju-bezopasnosti-v/
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563232
http://www.bezpeka.com/ru/news/2008/09/05/6401.html
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2ad68b4c43a88521306d26_0.html
http://school3prwp.narod.ru/index/0-13
http://www.ht.ua/pr/76713.html
http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/nedelya-internet.pdf
http://www.schoolsectorp.wordpress.com
http://www.sos-ru.info
http://www.saferinternet.ru