МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. МАЛОМОЖАЙСКОЕ»
238717, Россия, Калининградская область, Неманский район,
пос. Маломожайское, ул. Центральная, д. 13
(тел. (8-40162)-2-82-72)
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
«ООШ пос. Маломожайское»
____________ Л.В. Лямбертас
Приказ № ____ от «____» _____2017г.
ПРOГРAММА
ФOРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДOРОBOГО И БEЗОПАСНОГО ОБРАЗA ЖИЗНИ
2017г.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Введение.
Краткая аннотация Программы.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Из-за отсутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели - все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учащихся является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Срок реализации программы: 2017 - 2020 гг.
Цели и задачи программы.
Цели программы:
Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи программы:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
психическом саморазвитии.
Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.
Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.
Повышение результативности методической работы по вопросам здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения травматизма.
Обновление материально-технической базы, используемой для реализации программы
Привлечение внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности реализации программы
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;
самореализация личности;
социальная адаптация;
снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
повышение уровня профилактической работы;
создание оптимального режима учебного труда;
осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Основные направления деятельности:
Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и
развитие здоровья учащихся.
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.
Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.
Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня.
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
Составление расписания групп продлённого дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.
Проведение методических совещаний на тему "Учет индивидуальных особенностей детей".
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
Оборудование спортивной площадки.
Оборудование кабинетов.
Обеспечение учебно-методической литературой.
Приобретение ТСО.
Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.
Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья
С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающие условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психо-физического здоровья.
Здоровьесберегающая инфрастуктура школы.
Школа размещена в центре поселка Маломожайское в здании до 1941 года постройки.
Состояние и содержание здания и помещения школы соответствуют гигиеническим нормативам.
Уровень температуры и освещенности отвечает надлежащим требованиям, регламентированным СанПиНом.
Здание имеет самостоятельный участок площадью 6492 м2. Территория школы частично ограждена забором. На участке есть спортивная площадка площадью 1500 м2, фруктовый сад площадью 492 м2.
Техническое состояние школьного здания удовлетворительное – ежегодно летом здесь делают качественный косметический ремонт. Водоснабжение, канализация и теплоснабжение централизованные.
Все классы оборудованы новой мебелью, рассаживание детей проведено в соответствии с ростом и здоровьем. Расстановка парт обеспечивает оптимальную зону видимости классной доски.
Искусственное освещение выполнено светильниками с лампами накаливания и люминесцентными лампами. Уровень освещения соответствует требованиям санитарных правил. Замеры уровня искусственного освещения, температурного режима и др. проводится ежегодно силами лаборатории производственного контроля управления образования.
Территория школы хорошо озеленена (цветочные клумбы, хвойная аллея, фруктовый сад, парковая зона), что создает хороший воздушный баланс и улучшает экологию окружающего пространства.
В школе имеется буфет с горячим питанием на 42 посадочных места. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.
В школе имеются:
волейбольная площадка,
баскетбольная площадка,
футбольная площадка,
полоса препятствий,
яма для прыжков в длину,
беговая дорожка,
Школа укомплектована квалифицированными специалистами, обеспечивающими оздоровительную работу:
учителя начальной школы,
учитель физической культуры,
учитель ОБЖ
педагоги доп. образования,
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
занятия активно-двигательного характера в школе осуществляются за счет утренней гимнастики до уроков в начальной школе, проведением динамических пауз, физкультминуток на уроках, спортивных часов в ГПД, режима прогулок во второй половине дня;
существуют различные формы индивидуального обучения детей с учетом индивидуальных особенностей развития: надомное обучение, семейное обучение;
на базе школы работают спортивные секции по волейболу, футболу, лёгкой атлетике, шашкам, шахматам;
регулярно проводятся Дни здоровья, в которых участвуют все участники образовательного процесса;
в течение учебного года проходит спартакиада школы по различным видам спорта. Традиционными стали Дни здоровья, спортивные эстафеты и викторины с участием родителей и педагогов.
Просветительская и методическая работа с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:
конкурсов презентаций, медиа-плакатов, рисунков;
спортивных соревнований и эстафет;
викторин, круглых столов по профилактике вредных привычек;
дней здоровья, акций «Мы за здоровый образ жизни», «Спорт вместо наркотиков»;
лекций, диспутов, просмотров фильмов профилактической тематики;
оформление Уголков культуры здоровья, отражающих здоровьесберегающую деятельность классных коллективов (в том числе по обеспечению безопасности жизнедеятельности);
совместная работа с органами здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через беседы, уроки литературы, окружающего мира, биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
проведений лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно влияющим на здоровье детей;
приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья;
организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
тематику родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников) в начальной школе.
В целях повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье обучающихся необходимо:
проведение заседаний методического и педагогического советов школы по проблемам здоровьесбережения;
ознакомление учителей с теорией и практикой внедрения здоровьесберегающих технологий. Индивидуальные и групповые формы работы с педагогическими работниками: консультирование, анализ уроков, проведение занятий творческих групп, методические объединения, научно-практические конференции, круглые столы с привлечением медицинских работников, специалистов по вопросам профилактики;
наличие в фонде библиотеки детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятия массовыми видами спорта, организации подвижных игр;
создание банка теоретических исследований и методических разработок с использованием ИКТ.
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Деятельность школы:
создание паспорта «Здоровье»;
создание инструментария мониторинга здоровья обучающихся;
отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся;
общего показателя здоровья,
показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата, травматизма в ОУ,
показателя количества пропусков занятий по болезни;
проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
анализ сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;
проведение социологических исследований на предмет удовлетворённости обучающихся, родителей, педагогических работников комплексностью и системностью работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья;
анкетирование учащихся с целью выявления реальной наркогенной ситуации в старших классах и разработки рекомендаций классным руководителям и педагогам предметникам по профилактике употребления ПАВ школьниками.
Функции различных категорий работников школы
в контексте реализации программы
Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство по организации валеологической службы в школе;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся по правилам гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь. |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма. | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
Детская спортивная школа | Развитие и формирование здорового образа жизни путем приобщения к занятию спортом | Участие в спортивных секциях, соревнованиях, спартакиадах. |
План реализации программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.
| Мероприятия | Срок | Класс |
1. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп | Сентябрь | 1 - 9 |
2. | Диспансеризация в детской поликлинике. | Октябрь - апрель | 1 - 9 |
3. | Анализ случаев травматизма в школе. | в течении года | 1 – 9 |
4. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | в течении года | 1 – 9 |
Мониторинг психофизического здоровья учащихся.
| Мероприятия | Срок | Класс |
1. | Психологический мониторинг здоровья учащихся: тест на адаптацию в начальной школе, основной школе; тест на тревожность. | Сентябрь- декабрь | 1-4, 5, 8 |
Контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима в лицее.
| Мероприятия | Срок | Класс |
1. | Эстетическое оформление класса и школы. | В течении года | 1 - 9 |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течении года | 1 - 9 |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка. | ежедневно 1 раз в нед. 2 раза в год 2 раза в год ежедневно | Все поме- щения |
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | 1 – 9 |
5. | Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями. | В течении года | 1 – 9 |
6. | Организация активного отдыха на переменах. | Постоянно | 1 - 9 |
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
| Мероприятие | Срок | Класс |
1. | Прививки детей согласно приказам Минздрава | В течении года | 1-9 |
2. | Профилактическая работа во время эпидемий. | В течении года | 1-9 |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, информационные буклеты, полезные советы | В течении года | 1-9 |
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.
| Мероприятие | Срок | Класс |
1. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. | В течении года | 1 - 9 |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивной площадки, рекреаций | В течении года | 1 - 9 |
3. | Организация спартакиады школы, спортивных праздников и участие школьников в муниципальных и межмуниципальных соревнованиях | В течении года | 1 - 9 |
4. | Организация Дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | В течении года | 1 - 9 |
5. | Работа спортивных секций | В течении года | 1 - 9 |
Профилактика травматизма.
| Мероприятие | Срок | Класс |
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов) | В течении года | 1 - 7 |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ | По программе | 5 - 9 |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | Сентябрь | |
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | Ежеквартально | 1 - 9 |
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
| Мероприятие | Срок | Класс |
1. | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, окружающего мира, биологии | В течении года | 1 - 9 |
2. | Тематические классные часы | В течении года | 1 - 9 |
3. | Тематические родительские собрания | В течении года | 1 - 9 |
4. | Конкурсы, викторины | По плану | 1-9 |