СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация системы  взаимодействия работы психолога ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников по формированию психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Улейминская средняя общеобразовательная школа

Угличского района Ярославской области







 





ПРОГРАММА

формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.






 





Составитель:

педагог-психолог: Александрова А.Г.

















2018-2019 учебный год

Программа «школы для родителей» на учебный год.


Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат семьи влияют множество факторов: и политические, и психологические, и социально-экономические.

Многие родители, находясь под прессом проблем, считают возможным выплеснуть свои эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей.

Психолого-педагогический аспект проблемы детско-родительских взаимоотношений состоит в наличии психотравмирующих влияний на ребёнка, нарушений в семейном взаимодействии, что во многом объясняется недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей.

Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Актуализация обозначенной проблемы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования порождает объективную необходимость осуществления управления процессом формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности психолога в дошкольном учреждении - организация системы взаимодействия работы с родителями в рамках психологической службы ДОУ. Особенности положения в общей иерархии педагогических работников затрудняют сотрудничество психолога с родителями воспитанников на постоянной основе.

Тем не менее, за три года работы с родителями, нам удалось привлечь интерес к деятельности психологической службы и получить доверие. Наша работа структурировалась и выстроилась в следующую программу.

1 этап работы: Подготовительный (сентябрь месяц)

Анкетирование родителей.

Цель: определение запроса, заключение договора на сотрудничество.


Анкета для родителей

«Психологическая служба в детском саду»


Уважаемые родители!



В нашем детском саду проводится анкетирование с целью изучения Вашего мнения по организации и работе психологической службы. Просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что работа педагога-психолога в детском саду необходима? __________________________________________________________________


2. Какие виды деятельности педагога-психолога в детском саду

Вы считаете приоритетными? (нужное подчеркнуть)

  • Развивающие занятия с детьми

  • Групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей – дошкольников

  • Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам воспитания и развития детей

  • Консультативная и просветительская деятельность с педагогами

  • Детско-родительские тренинги

  • Практические занятие с родителями

  • Помощь в самообразовании родителей (образовательные фильмы, аудиолекции и книги по проблемам развития и воспитания детей)


3. Какие темы выступлений педагога-психолога для вас наиболее интересны:


  • Адаптация ребенка к детскому саду

  • Готовность ребенка к школе

  • Возрастные кризисы

  • Индивидуально-психологические особенности ребенка (медлительность, застенчивость и т.д.)

  • Гиперактивный ребенок

  • Агрессивный ребенок

  • Методы влияния на ребенка

Ваше предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Пользовались ли Вы услугами педагога-психолога в детском саду?__________

5. Оцените работу психологической службы в детском саду по 10-бальной шкале

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10


Спасибо!



Анализ анкет определил последовательность изучения особенностей детско-родительских взаимоотношений. Так приоритетным видом деятельности психолога было названо практическое занятие с родителями по определению себя, как родителя.

II этап. (октябрь) Практическое занятие «Я - мама»

Цель: развитие рефлексии, интереса к самопознанию, самоисследованию своей родительской роли, позиции по отношению к ребенку.

Задачи:1.Осознание позиции Родителя по отношению к ребенку с помощью проективной рисуночной методики.

2. Исследование глубинных индивидуальных особенностей личности Родителя, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.

В начале и конце занятия родителям было предложено оценить собственное самочувствие, активность, настроение от 0до 10.

Оборудование: чистые листы бумаги (формат А4), наборы цветных карандашей.

Время: 1.30-2.00 часа (10-12 человек)

Необходим опыт работы с проективными методиками, рисунками.

Инструкция: - Я предлагаю вам сейчас настроиться на интересную работу. Сегодня мы будем говорить не о ваших детях, а о вас, дорогие мамы. Но сначала, я предлагаю вам сесть по одному за отдельный стол. Я приготовила карандаши, т.к. мы будем рисовать, но ваши способности к изодеятельности не имеют значения, даже если вы совсем не умеете рисовать. Главное – это содержание рисунка. Когда вы будете рисовать, важно, чтоб ваш рисунок никто не видел. Вы поймете чуть позже для чего это нужно.

Итак, тема нашего занятия «Я – мама». А вот какая я, как мама? Это и предстоит узнать. Для этого, прошу вас взять чистый лист бумаги, цветные карандаши и нарисовать тот образ, который приходит вам в голову, когда вы мысленно произносите: « Я - мама».

Нарисуйте образ (картинку)…, это может быть предмет, пейзаж или что-то неопределенное, но цветное. Старайтесь нарисовать первое, что приходит в голову, когда произносите фразу: «Я - мама».

Когда вы закончите рисовать – переверните листок чистой стороной вверх, подписывать не надо.

Психолог собирает рисунки, перемешивает их, и приглашает всех участниц за общий стол.

- Сейчас мы будем работать следующим образом: я кладу чей-то рисунок на общее рассмотрение. Тот, кому принадлежит рисунок, не должен себя выдать, признаваться. Поэтому, авторы все равно принимают участие в общем обсуждении.

А для нас важно, внимательно рассмотрев рисунок, понять: автор, как мама, какая она? Чтобы ответить на этот вопрос, важно обратить внимание на первое свое общее впечатление от рисунка ; чувства, эмоции, которые вызывает данный рисунок. Например: «ой, как ярко!». Или: «как грустно - все серое». Здесь важны все ваши мысли, чувства, впечатления. Чем больше вы рассказываете про свое впечатление от увиденного, тем больше информации автор рисунка услышит о себе, «как маме». Всем понятно, как мы будем сейчас смотреть рисунки? Есть вопросы? Итак, первый рисунок…

Далее, задача психолога: управлять процессом анализа, интерпретации рисунков, уточнять чувства и эмоции говорящего, окзывать помощь говорящему в формулировании безоценочного суждения о рисунке.

Когда все рисунки рассмотрены и проанализированы, определяется авторство рисунков ( по желанию). Может начаться новый виток обсуждения, обмен впечатлений от процесса.

В конце занятия организуется обратная связь, цель которой: что нового я о себе узнала? Что ценного я услышала?

Можно предложить анкету по определению степени включенности в работу, интереса, эмоционального состояния, полезности от занятия и уточнить предложения на следующую совместную работу.


Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. В данном случае , ещё и способствует сплочению родительского коллектива, росту доверия специалисту психологической службы.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Достоинства рисуночных методов:

  • - отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания

  • - рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека

  • - просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги

  • - могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения.                                                      

  •   - имеют психотерапевтический эффект

  • применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно

Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.

III этап . (ноябрь-декабрь) Анкетирование родителей с помощью опросника родительских отношений Варги – Столина

Цель диагностического исследования: выявление отношения родителей к детям.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

С результатами диагностики родители знакомятся на общем родительском собрании с подробным разъяснением о существующих стилях родительского воспитания.

Каждый родитель получает подробный письменный анализ результатов с определением стиля родительского воспитания и получает приглашение на индивидуальную консультацию по возможной коррекции своего стиля , разрешению вопросов по воспитанию детей и общения с ними.

Получен запрос на следующий этап.

IV этап. ( планируемый) ( март- апрель)

Изучение позиции Ребенка в детско-родительском взаимодействии

Цель: Определение особенностей позиции ребёнка и способов взаимодействия с родителями.

Выявление характера переживания ребёнком детско-родительских отношений.

МЕТОДИКИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕБЁНКУ

Тест «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребёнком отношений в семье.

Инструкция 1: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты её себе представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)

Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание

потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:

– ведущие потребности и мотивы;

-особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);

– особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;

– содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;

– особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;

– агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;

– динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

САТ создан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам. В тесте представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка. Картинки были разработаны для получения ответов на основные проблемы - в частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям и то, какими они воспринимаются, фантазии ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его страхе остаться одному, о поведении, касающемся туалета и родительские реакции на это.

Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста – 30-40 мин.


По окончании изучения позиции Ребенка в детско-родительском взаимодействии, результаты диагностического этапа тщательно анализируются. Определяются особенности позиции ребёнка и способы взаимодействия с родителями.

Выявляется характер переживания ребёнком детско-родительских отношений. Составляются рекомендации родителям по коррекции (если необходимо) взаимоотношений.

На индивидуальных консультациях решаются задачи воспитания детей.