Преподавание предмета
«География»
в 2023-2024 учебном году: единое образовательное пространство РФ
Правовые ориентиры для образовательной организации в 2023-2024 учебном году
ФЗ-№273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ 2022г.
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
HTTPS://DOCS.EDU.GOV.RU/DOCUMENT/54DAF271F2CC70FC543D88114FA83250
ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФОП ООО и СОО
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Единые подходы
к формированию содержания образования и
воспитания
Единые стандарты
образовательного пространства страны
Единая система
мониторинга эффективности деятельности
образовательных организаций
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися ФООП;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- федеральные рабочие программы учебных предметов
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- федеральная рабочая программа воспитания
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- федеральный учебный план;
- федеральный план внеурочной деятельности;
- федеральный календарный учебный график;
- федеральный календарный план воспитательной работы
Федеральная образовательная программа
федеральные
ф ед е р аль н ая рабочая программа воспитания
ф е д ера л ь ны й календарный план
в о с п и т а т е льн ой работы
ф ед е р аль ный календарный учебный график
рабочие прогр а м м ы учебных
п р е д ме т ов, к у р с ов, дисциплин
ф ед е р аль ный учебный план
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- Организация образовательной деятельности – по учебным четвертям.
- Продолжительность учебного года — 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
- Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 20 мая.
- Продолжительность учебных четвертей:
- I четверть – 8 учебных недель;
- II четверть – 8 учебных недель;
- III четверть – 10 учебных недель (для 2-11 кл.), 9 учебных недель (для 1 кл.);
- IV четверть – 8 учебных недель.
- Продолжительность каникул :
- по окончании I, II, III четверти – 9 календарных дней
- дополнительные каникулы – 9 календарных дней (для 1 кл.);
- по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Место предмета в учебном плане на уровне основного общего образования в 2023-2024 учебном году
Количество часов
Классы
Кол-во часов в неделю
5
6
Кол-во часов за
Использование ФРП
1
7
1
Использование ФПУ
34
учебный год
(34 учебные недели)
34
Использование ФПУ
2
8
68
Использование ФПУ
2
9
68
Использование ФПУ
2
68
Место предмета в учебном плане на уровне среднего общего образования в 2023-2024 учебном году, 10 класс
ГЕОГРАФИЯ В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 10 КЛАССА ЛЮБОГО
ПРОФИЛЯ - О БЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
Учебный
предмет
Профиль
Уровень
Технологический
10 класс
Технологический
(инженерные классы)
базовый
И с пользов а н ие ФРП
География
( информационно -технологический)
базовый
Естественно-научный
1
1
базовый
Гуманитарный
( https://edsoo.ru/ )
базовый
( вариан т ы 1 - 6)
Социально-экономический
1
(варианты 1-3)
углубленный
1
Универсальный
3
базовый/углубленный*
1/3*
П . 18.3.1 ФГОС СОО/ П. 27.13. ФОП СОО/ Профили обучения:
естественно-научный, гуманитарный, социально-
экономический, технологический, универсальный
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный
план должны содержать не менее 13 учебных обязательных предметов:
- Русск и й язык
- Литература
- И н ос тр анный язык
- Математика
- История
- Ф изич е ская кул ьтур а
- Основы б е зопасно с т и жизн е де я тель нос ти
- Информатика
- Химия
- Биология
- Обществознание
и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области
*В универсальном профиле два учебных предмета углубления определяет ОУ по заявлению обучающегося ( иное сочетание предметов, чем предложено в п. 27.8 ФОП СОО)
Место предмета в учебном плане на уровне среднего общего образования в 2023-2024 учебном году, 11 класс
Учебный
предмет
Профиль
Технологический
Уровень
Естественно-научный
базовый
11 класс
-
Гуманитарный
Использование
базовый
разработанных ранее РП
-
География
базовый
Социально-экономический
-
Универсальный
углубленный
3
базовый
-
Вариант мультипрофильного учебного плана школы для 10 класса (социально- экономический + технологический профили) при 6-дневной учебной неделе
Предметная область
Русский язык и литература
Уровень изучения предмета /
Учебный предмет
количество часов
Базовый уровень
Русский язык
Углублённый уровень
2
Литература
Иностранные языки
3
Иностранный язык
История
3
Общественно-научные предметы
2
Обществознание
2
География
2
1
Математика и информатика
Алгебра и начала математического анализа
2
2
Геометрия
Вероятность и статистика
2
2
1
1
Информатика
1
Естественно-научные предметы
Физика
2
Химия
Биология
Физическая культура, основы
1
3
1
безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
3
ОБЖ
Дополнительные учебные предметы,
1
курсы по выбору обучающихся
Элективный курс
Спецкурс
Факультативный курс
Индивидуальный проект
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами при 6-дневной учебной неделе
1 из внеурочной деятельности
37
ФРП базового и ПРП углубленного уровня выстроены синхронно
Базовый уровень
11 класс
(не менее 34 часов)
10 класс
(не менее 34 часов)
- Регионы и страны (27 ч)
- Глобальные проблемы человечества (4 ч)
- Повторение, обобщение, систематизация знаний (2 ч)
- География как наука (2ч)
- Природопользование и геоэкология (6 ч)
- Современная политическая карта мира (3 ч)
- Население мира (7 ч)
- Повторение, обобщение, систематизация знаний (2 ч)
Углубленный уровень
10 класс
(не менее 102 часов)
11 класс
(не менее 102 часов)
- География как наука (3 ч)
- Картографический метод исследования в географии (2 ч)
- Районирование как метод географических исследований (2 ч)
- Зарубежная Европа( 25 ч)
- Северная Америка (13 ч)
- Латинская Америка(13 ч)
- Австралия и Океания(4 ч)
- Зарубежная Азия (25 ч)
- Африка (8 ч)
- Место России в современном мире(8 ч)
- Будущее человечества (2 ч)
- Географическая экспертиза и мониторинг (2 ч)
- Глобальные проблемы мирового развития (4 ч)
- Геополитические проблемы современного мира (16 ч)
- Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы (26 ч) 8.Человеческий капитал в современном мире (20 ч)
9.Проблемы мирового экономического развития (23 ч)
Единая ООП ООО, действующая с 01.09.2023
Организационный раздел
Содержательный раздел
РП по
географии
5-9 классы
Учебный план для
5-9 классов
Использование ФРП
( https://edsoo.ru/ )
В 5-6 классах
Для 5-9 классов
используется учебный план ФООП
ООП ООО
(одна на уровень)
Срок разработки РП март-июнь 2023 года
Единая ООП СОО, действующая с 01.09.2023
Содержательный раздел
Организационный раздел
Учебный план для 11 классов
Учебный план для 10 классов
РП по
предметам
11 класс
РП по
предметам
10 класс
ООП СОО
(одна на уровень)
Используется разработанный ранее на основе учебного
Использование ФРП
Разрабатывается на основе федерального учебного плана
И с пол ь зование р азрабо т анных ранее РП по географии
ФОП СОО
плана примерной
( https://edsoo.ru/ ) на базовом и/или ПРП углубленном уровне
ООП СОО
изучения
Срок разработки РП март-июнь 2023 года
Современные принципы построения курса географии средней школы на углубленном уровне
- более глубокое изучение фактологического и теоретического материала;
- включение нового фактологического и теоретического материала, необходимого для формирования более полного представления об особенностях развития современного мирового хозяйства и его отдельных отраслей,
… ;
В каждой теме
Практические работы !
Тема «География как наука»
Практическая работа 1.
Групповая работа по формулировке целей и задач учебного
исследования.
Практическая работа 2.
Контент-анализ новостных ресурсов в СМИ . Определение масштаба
географического охвата публикации
у ро в н я с ам о стоя т е л ь н о с т и за с чёт р а с шир е ния н або р а
- повышение о б у ча ю щ и х ся факторов, …
Обеспечение единства образовательного пространства РФ
Структура рабочей программы сохраняется
Рабочая программа на уровень СОО
Федеральная рабочая программа по географии. Базовый уровень
https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Geografiya_.htm
Примерная рабочая программа по географии. Углубленный уровень
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Geografiya_uglublennij_ uroven_.htm
Рабочая программа на уровень ООО
Федеральная рабочая программа по географии. Базовый уровень
https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Geografiya_.htm
Учебники на уровне ООО
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников , допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников
Линия УМК «Полярная звезда» 5-9 классы)
.
УМК используем из школьного библиотечного фонда
Учебники на уровне СОО
УМК используем из школьного библиотечного фонда
Системность в формировании функциональной грамотности
Достижение показателя качества
по результатам национальных исследований -
2 у ров е н ь ( mi n )
д ост и ж е н и е поро г ово г о уровня всеми обучающимися
100%
цель в работе каждой ОО
5 класс
2023/2024
2 часа
2024/2025
6 класс
2 часа
2 часа
7 класс
2 часа
2 часа
8 класс
2 часа
9 класс
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
3-4 уровень
д о ля вып у с кни к о в осно в но й школы
не менее 40%
5-6 уровень
доля хорошо подготовленных учащихся
не менее 11%
ВПР
Ре г иона л ьный мониторинг
Общероссийская
оценка по
модели PISA
Формируем функциональную грамотность
Активно используем ресурс: УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, БАНК СИТУАЦИЙ
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности
Портал РЭШ
(Российская электронная школа)
https://fg.resh.edu.ru
•
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся»
http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/estestvennonauchnaya- gramotnost/
Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ТРЕНАЖЁРЫ»
Ф УН К Ц И О Н АЛ Ь Н А Я Г Р А М О Т Н О С Т Ь . ТРЕНАЖЁРЫ
- Помогают формировать умение осознанно использовать
п о л у ч е н н ы е жизненных
в х од е о б у ч ения з нания дл я реш ения з а д а ч, р а з в и в а ю т а к ти в н о с т ь и
самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность
- Содержат разнообразные практико-ориентированные задания, позволяющие школьникам подготовиться к участию в международных исследованиях качества образования. Приведены примеры их решений и ответы.
- Могут использоваться учителями математики, русского языка, обществознания, биологии, физики и химии на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, семейного образования
© АО «Издательство «Просвещение», 2020
1. Задания и критерии оценки уровня сформированности читательской грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_817
2. Курс внеурочной деятельности по функциональной грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1174
3. Включение финансовой грамотности в планируемые результаты обучения по некоторым учебным предметам
https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205
4. Использование проектных заданий для формирования функциональной грамотности (на примере английского языка)
https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1244
5. Формирование финансовой грамотности как об одно из актуальных направлений в образовании сегодня
https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205
П л ан и руемые л и ч нос т ны е результа т ы в ча с ти патр и оти ч е ского воспитания:
Геополитическое,этнокультурное
и эколого-географическое положение России
- Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- Проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов своего
края, народов России;
- Ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России;
- Ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- Уважение к символам России, своего края;
История формирования,
освоения и изучения территории России
Природа пользование и охрана природы
Народы и религии России
Планируемые личностные результаты в части духовно-нравственного воспитания:
Открытие Северного Полюса (Амундсен и Скотт)
Роберт Скотт, к великому своему разочарованию,
Колонизация Америки,Австралии и Африки (Эксплуатация чужих земель
пришел к полюсу на месяц позже норвежца.По дороге его партия собирала геологические образцы и вела метеорологические журналы.Скотту очень трудно далась дорога к поставленной цели, а возвращение и вовсе завершилось трагически - экспедиция
европейцами,истребление многих видов животных,геноцид коренного населения)
пропала.Тела Скотта и его товарищей несколько месяцев спустя нашла поисковая партия на расстоянии одного дня пути до склада с продовольствием и горючим .
Открытие Северного Полюса (Кук и Пири)
Официальная дата достижения человеком Северного Полюса до
сих пор не определена:в апреле 1908г. до него дошел американец
Фредер И к Кук, а спустя год, в 1909 г.,- американец Роберт Пири
Трудового воспитания
Патриотическое воспитание : проявление интереса к истории и современному состоянию российской химической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных химиков.
Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с химией.
Личностные результаты с ф о р м у л и ро в а н ы
по
в о с пи т а те л ь н ым направлениям:
Спасибо за внимание