СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа государственной итоговой аттестации выпускников специальности 38.02.04. «коммерция (по отраслям)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ГИА специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
«Программа государственной итоговой аттестации выпускников специальности 38.02.04. «коммерция (по отраслям)»»










ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.04. «КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

(базового уровня)





















Липецк, 2023 г.



Программа государственной итоговой аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)» (базовый уровень подготовки).


Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий колледж индустрии сервиса»


Разработчик: Еськова И.Н., председатель ПЦК Коммерция


Программа государственной итоговой аттестации рассмотрена на заседании ПЦК специальности «Коммерция»

протокол № ____ от _________ 2022 г.


















СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения ……………………………………………………………..….... 4

2. Формы государственной итоговой аттестации …………………………….....…. 5

3. Объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации ……………………………………………………………………….........................…. 5

4.Сроки проведения государственной итоговой аттестации ………………...……. 6

5. Организация и выполнение выпускной квалификационной работы …..…….… 8

6. Организация и проведение государственной итоговой аттестации …………..... 9

7. Критерии оценки выпускной квалификационной работы…………………....... 12

Приложение А. Тематика выпускных квалификационных работ

Приложение Б. Список рекомендуемой литературы

Приложение В. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
















1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии:

- ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)», базовый уровень

- Положением о выпускной квалификационной работе по программам подготовки специалистов среднего звена Государственным областным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Липецкий колледж индустрии сервиса»

1.2 Программа государственной итоговой аттестации (далее ГИА) является частью программы подготовки специалистов (далее ППССЗ) по специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) № 539, от 15 мая 2014 г.

1.3 Программа ГИА разработана предметно – цикловой комиссией (далее ПЦК) «Коммерция» и обсуждена на заседании комиссии.

1.4. К ГИА допускаются лица, не имеющие академической задолженности и в полном объёме выполнившие учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 38.04.02. «Коммерция (по отраслям)».

1.5. ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательной программы СПО по специальности 38.04.02. «Коммерция (по отраслям)» соответствующим требованиям ФГОС.

1.6 Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации (Приложение А).


2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


В форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена «Коммерция (по отраслям)»;

Демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путём проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.

Демонстрационный экзамен базового уровня проводится на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС CПO 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Дипломный проект (работа) направлен на систематизацию и закрепление знаний выпускника по специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Дипломный проект (работа) предполагает самостоятельную подготовку (написание) выпускником проекта (работы), демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений и навыков.

Темы дипломных проектов (работ) определяются образовательной организацией. Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы), в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.

Тематика дипломного проекта (работы) должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки дипломного проекта (работы) выпускнику назначается руководитель и при необходимости консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку.

Закрепление за выпускниками тем дипломных проектов (работ), назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительными приказами организации.


3. ОБЪЁМ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», рабочим учебным планом предусмотрены следующие объёмы времени:

-на выполнение ВКР (проекта) отводится 4 недели;

-на защиту ВКР (проекта) отводится 2 недели.


4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Демонстрационный экзамен проводится в центре проведения демонстрационного экзамена (далее - центр проведения экзамена), представляющем собой площадку, оборудованную и оснащенную в соответствии с комплектом оценочной документации.

Центр проведения экзамена может располагаться на территории образовательной организации, а при сетевой форме реализации образовательных программ - также на территории иной организации, обладающей необходимыми ресурсами для организации центра проведения экзамена.

Выпускники проходят демонстрационный экзамен в центре проведения экзамена в составе экзаменационных групп.

Выпускники знакомятся со своими рабочими местами, под руководством главного эксперта также повторно знакомятся с планом проведения демонстрационного экзамена, условиями оказания первичной медицинской помощи в центре проведения экзамена. Факт ознакомления отражается главным экспертом в протоколе распределения рабочих мест.

Технический эксперт под подпись знакомит главного эксперта, членов экспертной группы, выпускников с требованиями охраны труда и безопасности производства.

Допуск выпускников в центр проведения экзамена осуществляется главным экспертом на основании документов, удостоверяющих личность.

В день проведения демонстрационного экзамена в центре проведения экзамена могут присутствовать:

а) должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования (по решению указанного органа);

6) представители Агентства (по согласованию с образовательной организацией);

в) медицинские работники (по решению организации, на территории которой располагается центр проведения демонстрационного экзамена);

г) представители организаций-партнеров (по решению таких организаций

по согласованию с образовательной организацией).

Указанные в настоящем пункте лица присутствуют в центре проведения экзамена в день проведения демонстрационного экзамена на основании документов, удостоверяющих их личность.


Выпускники вправе:

пользоваться оборудованием центра проведения экзамена, необходимыми материалами, средствами обучения и воспитания в соответствии с требованиями комплекта оценочной документации, задания демонстрационного экзамена;

получать разъяснения технического эксперта по вопросам безопасной

и бесперебойной эксплуатации оборудования центра проведения экзамена;

получить копию задания демонстрационного экзамена на бумажном носителе.


Выпускники обязаны:

во время проведения демонстрационного экзамена не пользоваться и не иметь при себе средства связи, носители информации, средства ее передачи и хранения, если это прямо не предусмотрено комплектом оценочной документации;

во время проведения демонстрационного экзамена использовать только средства обучения и воспитания, разрешенные комплектом оценочной документации;

во время проведения демонстрационного экзамена не взаимодействовать с другими выпускниками, экспертами, иными лицами, находящимися в центре проведения экзамена, если это не предусмотрено комплектом оценочной документации и заданием демонстрационного экзамена.

Выпускники могут иметь при себе лекарственные средства и питание, прием которых осуществляется в специально отведенном для этого помещении согласно плану проведения демонстрационного экзамена за пределами центра проведения экзамена.


Допуск выпускников к выполнению заданий осуществляется при условии обязательного их ознакомления с требованиями охраны труда и производственной безопасности.

В соответствии с планом проведения демонстрационного экзамена

главный эксперт ознакамливает выпускников с заданиями, передает им копии заданий демонстрационного экзамена.

После ознакомления с заданиями демонстрационного экзамена выпускники занимают свои рабочие места в соответствии с протоколом распределения рабочих мест.

Явка выпускника, его рабочее место, время завершения выполнения задания демонстрационного экзамена подлежат фиксации главным экспертом в протоколе проведения демонстрационного экзамена.

В случае удаления из центра проведения экзамена выпускника, лица, привлеченного к проведению демонстрационного экзамена, или присутствующего в центре проведения экзамена, главным экспертом составляется акт об удалении. Результаты ГИА выпускника, удаленного из центра проведения экзамена, аннулируются ГЭК, и такой выпускник признаётся ГЭК не прошедшим ГИА по неуважительной причине.

Главный эксперт сообщает выпускникам о течении времени выполнения задания демонстрационного экзамена, каждые 60 минут, а также за 30 и 5 минут до окончания времени выполнения задания.

После объявления главным экспертом окончания времени выполнения

заданий выпускники прекращают любые действия по выполнению заданий демонстрационного экзамена.

Выпускник по собственному желанию может завершить выполнение задания досрочно, уведомив об этом главного эксперта.

Сдача государственного экзамена и защита дипломных проектов (работ) проводятся на открытых заседаниях ГЭК с участием не менее двух третей ее состава.

4.1. Согласно учебному плану, календарному учебному графику, по специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)» устанавливаются следующие сроки проведения ГИА:

- выполнение ВКР (проекта) осуществляется с 18 мая по 14 июня 2023г.;

- защита ВКР (проекта) проводится с 15 июня по 30 июня 2023г.

4.2. Дополнительные сроки проведения ГИА:

4.2.1. Для лиц, не проходивших ГИА:

Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе не явившимся для прохождения ГИА по уважительной причине (далее — выпускники, не прошедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из образовательной организации.

Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, в том числе не явившиеся для прохождения ГИА без уважительных причин (далее — выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине) и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, могут быть допущены образовательной организацией для повторного участия в ГИА не более двух раз.

Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные

образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления выпускником, не прошедшим ГИА по уважительной причине.

Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации и проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.

Для прохождения ГИА выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники, получившие на ГНА неудовлетворительные результаты, восстанавливаются в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

По результатам ГИА выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, Порядка и (или) несогласии с результатами ГИА (далее - апелляция).

Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными

представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.

Апелляция о нарушении Порядка подается непосредственно в день проведения ГИА, в том числе до выхода из центра проведения экзамена.

Апелляция о несогласии с результатами ГИА подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА.

Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.

Выпускник, подавший Апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).

Указанные лица должны при себе иметь документы, удостоверяющие личность.

Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.


5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


5.1. Тематика дипломного проекта должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей ФГОС СПО по специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)».

Дипломный проект должен нести актуальность, новизну и практическую значимость для профессиональной сферы и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательных учреждений.

5.2. Темы дипломного проекта разрабатываются преподавателями дисциплин профессионального цикла, междисциплинарных курсов совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются предметной цикловой комиссией.

5.3. Обучающемуся представляется право выбора темы дипломного проекта из перечня тем, предложенных программой итоговой аттестации, в том числе предложения своей тематики при условии обоснования целесообразности её разработки для практического применения. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой обучающихся, при этом, индивидуальные задания выдаются каждому обучающемуся.

5.4. Тематика дипломных проектов по специальности представлена в Приложении Б.

5.5. Закрепление тем дипломных проектов за обучающимися с указанием руководителей, консультантов оформляется приказом директора техникума не позднее, чем за 4 месяца до начала работы ГЭК, к каждому руководителю может быть прикреплено не более 8 студентов.

5.6. По утверждённым и закреплённым за каждым обучающимся темам, руководители дипломного проекта разрабатывают задания для каждого обучающегося. Задания оформляются на бланке установленной формы. Задание на ВКР (проекта) выдается обучающемуся не позднее, чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.

5.7. Основные функции руководителя дипломного проекта: разработка индивидуального задания; консультирование по выполнению дипломного проекта; оказание помощи обучающемуся в подборе литературы; контроль, за ходом выполнения дипломного проекта; подготовка письменного отзыва на дипломный проект.

5.8. Общее руководство и контроль за ходом выполнения осуществляет руководитель ВКР (проекта), председатель ПЦК, заместитель директора.

5.9. По структуре дипломный проект состоит из теоретической и практической части.

Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от темы дипломного проекта и направления профессионального модуля (коммерческий, экономический, торговый).

5.10. Выполнение ВКР (проекта) осуществляется в соответствии с Положением о ВКР (проекте).

5.11. При выполнении ВКР (проекта) по специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)» рекомендуется использовать учебную и справочную литературу, перечень которой представлен в Приложении В.

5.12 Выполненный дипломный проект передается руководителю для проверки и оформления письменного отзыва.

Срок получения студентом отзыва руководителя ВКР (проекта) – до 11 июня.

5.13 Дипломные проекты рецензируются специалистами, которые назначаются приказом директора техникума. На рецензирование одного дипломного проекта отводится не более 5 часов.

Внесение изменений в проект после получения рецензии не допускается. Срок сдачи ВКР (проекта) на рецензию – 09.06.2023г.

5.14 Дипломный проект допускается до защиты после рассмотрения выпускающей предметной цикловой комиссией (ПЦК), не позднее, чем за 2 дня до начала ГИА. В состав комиссии входят: председатель предметной цикловой комиссии, руководитель дипломного проекта, преподаватели предметной цикловой комиссии, возможно участие рецензента.

5.15. На заседание ПЦК обучающимся предоставляются: проверенный дипломный проект, отзыв руководителя, рецензия, проект доклада на защиту и иллюстрирующие доклад материалы.

После ознакомления с представленными материалами на заседании ПЦК принимается решение: «Рекомендовано к защите», «К защите не допускается». Данное решение оформляется протоколом, и председатель выпускающей предметной цикловой комиссии делает запись на титульном листе дипломного проекта «Допускаю к защите» - и передаёт работу в ГЭК. Дипломный проект считается допущенным до защиты при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии.

5.16. Допуск обучающихся к защите дипломного проекта объявляется приказом директора.


6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

6.1. Для проведения ГИА (защиты ВКР (проекта)) создаётся государственная экзаменационная комиссия (далее ГЭК). В состав ГЭК по специальности 38.02.04. « Коммерция (по отраслям)» входят:

- председатель ГЭК;

- члены комиссии:

- председатель ПЦК по специальности 38.02.04. «Коммерция»

- преподаватели специальных дисциплин;

- ответственный секретарь ГЭК (без права голоса).

6.2 Состав ГЭК утверждается приказом директора техникума за 1 месяц до начала работы ГЭК.

6.3 Состав ГЭК является единым для всех форм обучения по программе подготовки специалистов специальности 38.02.04. « Коммерция (по отраслям)».

6.4. Расписание проведения ГИА выпускников утверждается директором колледжа и доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за 1 месяц до начала работы ГЭК.

6.5. На заседания государственной экзаменационной комиссии предоставляются следующие документы:

- приказ директора Учреждения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации;

- выполненные выпускные квалификационные работы (дипломные проекты) с письменным отзывом руководителя и рецензией;

- сведения об успеваемости обучающегося по дисциплинам и профессиональным модулям (сводная ведомость), а также об имеющихся достижениях по профилю специальности (грамоты, сертификаты, свидетельства др.), полученные при освоении ОПО (портфолио);

- программа государственной итоговой аттестации;

- приказ о составе ГЭК и апелляционной комиссии;

- сведения об успеваемости студентов;

- зачетные книжки студентов;

- книга протоколов заседаний государственной экзаменационной комиссии.

6.6. Защита выпускных квалификационных работ (проектов) проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей её состава.

6.7. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 – 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающихся и заключительное слово выпускника. Может быть предусмотрено выступление руководителя дипломного проекта, а также рецензента, если они присутствуют на заседании ГЭК.

6.8. Во время защиты ВКР (проекта) обучающийся может использовать:

- составленный ранее доклад или тезисы своего выступления;

- презентацию, выполненную в программе Power Point.

6.9. Члены ГЭК могут задать вопросы обучающемуся (практического и теоретического характера), относящиеся к содержанию дипломного проекта.

6.10. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

6.1.1 Заседания ГЭК протоколируются. В протоколе записываются: итоговая оценка ВКР (проекта), присуждение квалификации и особое мнение членов комиссии. Протоколы заседаний ГЭК подписываются председателем и секретарём комиссии.

6.12 Протоколы прошнурованы, листы пронумерованы.

6.13. Результаты защиты дипломных проектов объявляются обучающимся в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов.

6.14. По окончании государственной итоговой аттестации ГЭК составляет ежегодный отчёт о работе, который обсуждается на педагогическом совете техникума.

6.15. В отчёте отражается следующая информация:

- состав государственной экзаменационной комиссии;

- форма государственной итоговой аттестации;

- характеристика общего уровня подготовки обучающихся по специальности 38.02.04. « Коммерция (по отраслям)»;

- количество дипломов с отличием;

- анализ результатов государственной итоговой аттестации;

- недостатки в подготовке обучающихся по данной специальности;

- выводы и предложения.

6.16. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.



7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


7.1. При проведении защиты ВКР (проекта) необходимо учитывать следующие критерии:

- актуальность и практическую значимость проекта;

- уровень освоения общих и профессиональных компетенций;

- полноту раскрытия темы, обоснованность выводов и предложений;

- чёткость структуры ВКР (проекта) и логичность изложения материала;

- применение навыков самостоятельной экспериментально – исследовательской работы;

- владение научным стилем изложения, орфографическую и пунктуационную грамотность;

- качество оформления дипломного проекта и демонстрационного материала;

- обоснованность, чёткость и грамотность выступления и ответов на вопросы.

7.2. Результаты выполнения и защиты дипломного проекта членами ГЭК оцениваются дифференцированной отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Условия выставления оценок представлены в Приложении Г.

7.3. При определении окончательной оценки при защите дипломного проекта учитываются: доклад выпускника; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв руководителя.

Обучающемуся, имеющему оценку «отлично» не менее, чем по 75% дисциплин, профессиональных модулей и их составляющих, выносимых в диплом, оценку «хорошо» - по остальным дисциплинам и защитившим дипломный проект на «отлично», выдается диплом с отличием.

7.4. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию, в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о государственной итоговой аттестации Государственным областном бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Липецкий техникум сервиса и дизайна»



8. Особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов


Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов проводится ГИА с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении ГИА;

присутствие в аудитории, центре проведения экзамена тьютора, ассистента, оказывающих выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами ГЭК, членами экспертной группы);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов:

а) для слепых:

задания для выполнения, а также инструкция о порядке ГИА, комплект оценочной документации, задания демонстрационного экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля или в виде электронного

документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспеиением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

6) для слабовидящих:

обеспеиивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется

увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного

пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;

г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме;

д) также для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями

здоровья и выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов создаются иные специальные условия проведения ГИА в соответствии с рекомендациями психолого-

медико-педагогической комиссии (далее — ПMПK), справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — справка)4.

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних

выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала ГИА подают в образовательную организацию письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА с приложением копии рекомендаций ПMПK, а дети-инвалиды, инвалиды — оригинала или заверенной копии справки, а также копии рекомендаций ПMПK при наличии.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Протокол


ознакомления студентов с Программой государственной итоговой аттестации, требованиями к выпускным квалификационным работам, критериям оценки знаний


группа специальность «Коммерция (по отраслям)»



п/п

ФИО студента

Дата

Подпись





































































Директору ГОБ ПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»


студента ____________________________________

(Ф.И.О.)

_____ курса, группы__________________ специальности _________________________

_______________________________________



заявление.


Прошу разрешить мне подготовку выпускной квалификационной работы по теме ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и назначить руководителем выпускной квалификационной работы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«____» ________________ 202__ г. _______________________

(подпись студента)


«____» _______________ 202__ г.


_______________________

(подпись руководителя)







ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тематика ВКР (проектов) по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

1. Совершенствование управлением товарным ассортиментом.

2. Совершенствование процесса инвентаризации.

3. Совершенствование ассортиментной политики.

4. Совершенствование материально – технического оснащения.

5. Организация оснащения розничного предприятия торговой мебелью.

6. Формирование оптимального товарного ассортимента.

7. Совершенствование торгово – технологического процесса на торговом предприятии.

8. Совершенствование товарного ассортимента предприятия на основе мониторинга цен.

9. Совершенствование качества торгового обслуживания.

10. Совершенствование системы материального поощрения работников торговли.

11. Анализ основных экономических показателей дочернего предприятия в структуре общей фирмы

  1. Анализ системы подготовки и повышения квалификации персонала предприятия

  2. Формирование, анализ прибыли, ее эффективное распределение на предприятии

  3. Современные методы и инструменты управления качеством продукции на предприятии

  4. Состав, анализ и пути повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия

  5. Состав, величина, структура, анализ источников финансирования и их влияние на повышение эффективности деятельности предприятия

  6. Анализ и оценка эффективности использования основных средств и производственных мощностей предприятия

  7. Анализ факторов и резервов снижения затрат на предприятии

  8. Анализ и пути повышения объемов выпуска и реализации продукции предприятия

  9. Диагностика производственного потенциала предприятия

  10. Диагностика кадрового потенциала предприятия

  11. Анализ внешнеэкономической деятельности региона

  12. Анализ внешнеэкономической деятельности как одно из направлений коммерческой деятельности

  13. Анализ хозяйственных связей  в коммерческой деятельности (на примере розничного торгового предприятия).

  14. Анализ предоставления дополнительных услуг в розничной торговле (на примере розничного торгового предприятия).

  15. Анализ процесса ценообразования в сфере торговли и его совершенствование (на примере розничного торгового предприятия).

  16. Разработка рекламной политики торгового предприятия (на примере розничного торгового предприятия).

  17. Бизнес-планирование при создании коммерческого предприятия

Анализ системы доставки грузов в розничное торговое предприятие (на примере розничного торгового предприятия).

  1. Организация маркетинговых исследований потребительского спроса в розничном торговом предприятии (на примере конкретных товаров)

  2. Закон «О защите прав потребителей» как основа цивилизованных отношений продавцов и покупателей (на примере розничного торгового предприятия.

  3. Организация распределительного центра торговой сети в современных условиях (на примере розничного торгового предприятия)


График

выполнения дипломной работы



№ п/п

Выполняемая работа

Срок выполнения

1

Изучение литературных источников,

нормативных документов, статистической информации

18.03.2023

2

Написание I главы дипломной работы

15.04.2023

3

Сбор и обработка практического материала по теме дипломной работы

22.04.2023

4

Проведение собственных исследований

24.04.2023

5

Написание 2 главы дипломной работы

29.04.2023

6

Написание 3 главы дипломной работы

20.05.2023

7

Представление дипломной работы руководителю на проверку

03.06.2023

8

Доработка дипломной работы

09.06.2023

9

Срок сдачи дипломной работы в учебную часть (со всеми подписями)

11.06.2023





Руководитель дипломной работы ________________ И.Н. Еськова___

(подпись) (Ф.И.О.)





Студент ознакомлен ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Герасимов Б.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020.

2. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие – М.: «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2021.

3. Иванов Г.Г. Организация торговли учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

4. Иванов Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Иванов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

5. Лаврушина О.И. Финансы и кредит уч. пос. М.: КНОРУС, 2019г

6. Лункина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учеб. пособие 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019.

7. Маркарян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М Крокус, 2022.

8. Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговли. Учебник 8 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2019.

9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник, 11 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2019.

10. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Москва, Изд. центр «Академия» 2019.

11. Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2021.



Дополнительные источники:

1. ФЗ «О защите прав потребителей».

2. ФЗ «Об акционерных обществах»

3. ГОСТ Р 51304 – 2009. Услуги розничной торговли: Общие требования.

4. ГОСТ Р 51305 – 2009. Розничная торговля: Требования к обслуживающему персоналу.

5. ГОСТ Р 51773 – 2001. Розничная торговля: Классификация предприятий.

6. Голубкина Т.С., Никифорова Н.С., Новикова А.М., Прокофьева С.А. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2023.

7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИТК «Дашков и К», 2019.

8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник, 9 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2021.

9. Кнышева Е. Н. Маркетинг: учеб. пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019.

10. Лебедева О. А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019.

11. Лыгина Н.И, Макарова Т.Н. Поведение потребителей: учебник – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019

12. Неверов А.Н., Чалых Т.И., Пехташева Е.Л. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования и др., А. Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский

центр «Академия», 2019.

13. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник / А.М. Николаева. – М.: Норма, 2020.

14. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С., С.А. Прокофьева С.А. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования . – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.

15. Поляка Г.Б. под ред. Проф. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов –М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2 – е изд., 2020.

16. Романенко С.Н. Маркетинг: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 2 – е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2021.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2019.

18. Сайткулов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций. Учебное пособие. – М.: Деловая литература, 2019.

19. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. М.: «Академия», 2021г.

20. Чуева Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: Учебник. – 7 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2022.

21. Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2022.

22. Шуляков Л.В. Торгово – технологическое оборудование. Учеб. пособие для ССУЗов. – М.: Высшая школа, 2023.

23. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

24. Журнал «Логистика».

25. Журнал «Оборудование. Технологии и оборудование для магазинов».

26. Журнал «Современная торговля».

27. Журнал «Управление продажами»

Интернет-ресурсы:

http://www.megamagnat.ru/news_t/ Новости розничной торговли

http://www.businesspres.ru – Деловая пресса

www.aup.ru › Библиотека › Книги › Финансы

www.4p.ru/ Бизнес школа 4P

www.rbc.ru. Новости, акции, курсы валют.

www.marketing.spb.ru. Энциклопедия маркетинга.

www.marketingmix.com.ru.- Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета

www/brandmedia.ru.- Рекламное агентство полного цикла.

www.akdi.ru/nalog/akdi.php - Экономика и жизнь.

http:\\www.cbr.ru – ЦБ РФ

http:\\www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

http:\\www.nalog.ru – Министерство РФ по налогам и сборам

http:\\www.rtsnet.ru – Фондовая биржа РТС

http://www.datainsight.ru - Рынок социальной коммерции в России — исследование












ПРИЛОЖЕНИЕ Г

п/п

Критерии


Уровни оценки


1


Актуальность

проблемы



«5»

«4»

«3»

«2»

Чётко сформулирована цель и поставленные задачи. Обоснована научная и (или)

производственная актуальность выбранной темы ВКР (проекта).


+




Обоснована научная и (или)

производственная актуальность выбранной темы ВКР (проекта). Сформулирована цель и

поставленные задачи.


+



Слабо отражено понимание актуальности и места решаемой задачи. Цель сформулирована недостаточно четко.



+


Не продемонстрировано понимание

актуальности решаемой задачи. Цель не определена.




+


2 Актуальность

источников


В работе наряду с учебно-

методической, нормативной,

периодической литературой,

использованы публикации последних

лет, данные статистики, электронные

источники, в том числе интернет-

ресурсы.

+




Содержит учебно-методическую,

нормативную литературу, данные

статистики, электронные источники, в том числе интернет-ресурсы.

Отсутствует обзор публикаций

последних лет.


+



Содержит в основном учебно-

методическую литературу.



+


Содержит недостаточное количество

источников.




+


3 Полнота

раскрытия темы


Тема изложена последовательно и

логически обоснована, анализ

информации отличается критичностью, умением оценивать разные подходы и точки зрения на сущность излагаемого

вопроса.

+




Изложение темы правильное и

грамотное, имеются незначительные

нарушения последовательности

изложения мыслей, приводится

информация, но не анализируются

различные точки зрения на пути

разрешения проблемы.


+



В изложении темы имеются нарушения в последовательности изложения материала, имеются недочеты



+


В построении текста, различные точки зрения исследователей не приводятся и не анализируются.

Нарушена последовательность

изложения содержания, во всех частях дипломного проекта отсутствует связь между ними, имеется много фактических неточностей. В ВКР (проекте) отсутствуют ссылки на источники информации.




+


4 Практическая

значимость

работы


ВКР (проект) носит исследовательский

характер, содержит оценку

экономической, технической и (или)

социальной эффективности внедрения результатов исследования ВКР (проекта) в производство.

+




ВКР (проект) носит исследовательский

характер, не в полной мере произведена оценка экономической, технической и (или) социальной эффективности внедрения результатов исследования

ВКР (проекта) в производство.


+



ВКР (проект) базируется на практическом

материале, но анализ выполнен

поверхностно, практическая значимость не просматривается



+


В ВКР (проекте) отсутствует

исследовательский характер, не

представлены материалы, имеющие

практическую значимость.




+


5 Обоснованность

рекомендаций;

правильность и

аргументирован

ность выводов.


Взаимосвязь выводов с

изложенным материалом.

Выводы содержат четко

сформулированные итоги каждого этапа исследования, формулировки четкие, краткие, логически безупречны, предложения обоснованы. ВКР (проект) содержит практические рекомендации.

Заключение соотносится с

поставленными во введении целями и задачами исследования.

+




Выводы содержат четко

сформулированные итоги каждого этапа исследования, формулировки четкие, логичные. Однако рекомендации не вполне обоснованные. Заключение

соотносится с поставленными во

введении целью и задачами

исследования.


+



Выводы сформулированы нечетко.

Представлены необоснованные

предложения. Заключение не

соотносится с поставленными во

введении целью и задачами

исследования.



+


В ВКР (проекте) нет выводов либо они носят

декларативный, произвольный

характер, не соответствующий

содержанию главы. Представлены

необоснованные предложения.

Заключение не содержит ответа на

проблему, поставленную во введении

ВКР (проекта).




+


6 Оформление

работы


Оформление соответствует всем

требованиям, предъявляемым к ВКР (проекту)

+




В оформлении ВКР (проекта) присутствуют

ошибки (оформление внутри текстовых элементов, ссылки на литературу, оформление списка литературы)


+



Имеются отдельные неточности в

оформлении текста ВКР (проекта) (нумерация страниц, внутри текстовые элементы).



+


Оформление ВКР (проекта) не соответствует

большинству требований,

предъявляемых к ней, имеются

грамматические ошибки.




+


7 Проведение

защиты


При защите выпускник излагает

содержание ВКР (проекта) свободно,

показывает глубокие знания

вопросов темы, свободно оперирует

данными исследования, знает

действующие нормативные

документы и правильно применяет

их содержание при изложении

материала.

+




При защите выпускник излагает

содержание ВКР (проекта) недостаточно

свободно, показывает знание

вопросов темы, испытывает

затруднения оперируя данными

исследования, ориентируется в

действующих нормативных

документах.


+



При защите ВКР (проекта) выпускник

излагает основное содержание

дипломного проекта, читая подготовленный

письменный текст, показывает

слабое знание вопросов темы ВКР (проекта).



+


При защите выпускник не может

пояснить содержание своей ВКР (проекта).




+


8 Качество

иллюстративного

материала

Иллюстративный материал

полностью раскрывает содержание

темы ВКР (проекта).

+




Иллюстративный материал

раскрывает содержание темы ВКР (проекта),

есть замечания в оформлении.


+



Иллюстративный материал

недостаточно полно раскрывает

содержание темы, есть замечания в

оформлении.



+


Иллюстративный материал

отсутствует.




+


9 Степень освоения

тематики


Отвечает на вопросы аргументированно,

с использованием профессиональной

лексики

+




Отвечает на поставленные вопросы,

но допускает неполное их раскрытие

или неточности.


+



Не дает полного аргументированного

ответа на заданные вопросы,

проявляет неуверенность.



+


Не может ответить на поставленные

вопросы, при ответе допускает

существенные ошибки.




+







5