СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Мы – россияне»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность возрождения патриотического воспитания является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы на современном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Мы – россияне»»

СЛАЙД №1


Добрый день. Я, Мазий Евгения Владимировна, работаю более 30 лет в школе.


СЛАЙД № 2

Чем больше чувствуешь связь с родиной,

тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.

Блок Александр Александрович


Программа гражданско-патриотического

воспитания младших школьников

«Мы – россияне»


В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования в формировании чувства патриотизма. Стала более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Как Цветок без корней, так и ребёнок без любви, внимания со стороны взрослых не сможет жить в этом изменчивом мире. Не зная своих корней, истории предков, не любя своей Родины, нельзя считаться полноправным членом нашего общества.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.


СЛАЙД № 3

Я стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.

Моя программа “Мы - россияне” разработана на основании следующих документов:

  1. Федеральным закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  5. Письмо  Министерства образования и науки  РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

  6. Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0  Об организации внеурочной деятельности.

                               

Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Направлена на воспитание культурно-духовных ценностей, патриотического воспитания. Срок реализации - 4 года.


СЛАЙД 4

Цель работы по патриотическому воспитанию:

- формирование гражданского самосознания.

-воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.



СЛАЙД 5

Задачи работы по патриотическому воспитанию:


сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Содержание деятельности:


При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:


-последовательности

-поэтапности


СЛАЙД 6

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:


(Модель воспитательной работы в классе)

Кто я такой?

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

  • Откуда я родом?

Цель: осознание понятия «малая родина», своей сопричастности к её делам и заботам, знакомство с историей родной школы, города.


  • Кто мы все?

  • Цель: Осмысление опыта, полученного в ходе внеклассных мероприятий: повышение сплоченности, закрепление коммуникативных навыков, умения взаимодействовать, развитие эмпатии и рефлексии.

  • Какими мы стали?

  • Цель: подведение итогов совместной воспитательной деятельности.


Основные направления деятельности:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;

  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

  • формирование социально-активной позиции обучающихся;

  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.


СЛАЙД 7

Использую следующие эффективные формы работы:

встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн;

экскурсии в школьный музей казачьего быта и культуры;

уроки мужества и памяти,

патриотическая акция «Подарок солдату»,

конкурс патриотической песни, конкурс чтецов.

Самыми запоминающимися и наиболее яркими были следующие мероприятия: литературно-музыкальные композиции «Учителями славится Россия» и «Эхо минувшей войны»;

урок-путешествие в «Блокадный Ленинград;

проект «Защитник Отечества»;

урок-размышление «Семья, – как много в этом слове…»;

проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы,

акции “Обелиск”; «Скажи где торгуют смертью!», «Мой телефон доверия», «Подари улыбку МИРУ!» и др.

Реализация таких мероприятий обеспечивает гражданское и патриотическое становление обучающихся, расширяет их социальный опыт, способствует сохранению и укреплению здоровья.


Формы проведения мероприятий:

беседы;

исследовательская деятельность;

проектная деятельность;

творческие отчёты;

уроки мужества;

встречи с ветеранами, военнослужащими, представителями духовенства;

соревнования;

праздники;

акции;

конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;

просмотр видеофильмов;

митинги;

экскурсии, походы;

викторины;

трудовые и экологические десанты;

«Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;

познавательные игры.


СЛАЙД № 8

Ожидаемые результаты.


В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Мы россияне” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности

активная гражданская позиция;

способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

способность к саморазвитию.


СЛАЙД 9

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами


Я выделила для себя приоритетные нравственно-духовные параметры, разделив их на 2 группы:

1. Сформированность гражданских навыков включали в себя:

-умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-умение принимать и защищать свои решения;

-готовность к участию в общественных делах;

Мониторинг, проведённый до и после реализации программы «Мы россияне!» показал положительную динамику роста указанных на первой диаграмме показателей, особенно он заметен по готовности к участию в общественных делах, и в принятии собственных решений и появлению чувства ответственности за их последствия.


СЛАЙД 10


Вторая группа это - сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-патриотизм и любовь к Родине;

-права и свободы человека и гражданина;

-символика Российской Федерации;

-уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.


Результаты реализации программы показали, что у школьников формируются УУД:

Личностные –

ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего  города , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. -предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои  затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире.


Осознанное понимание формировалось у моих воспитанников на протяжении реализации программы, их мнения и взгляды становились всё глубже и обоснованнее.


СЛАЙД 11

для наглядной демонстрации результатов хочу показать Видеоролик


Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

В заключение, хотелось бы повторить, что патриотическое воспитание должно быть ответом не на вопрос: «Почему я должен любить страну, в которой я живу?», а на вопрос: «Что я могу сделать для общества, в котором живу?»


СЛАЙД 12

Спасибо за внимание!




















Приложение 1

Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…

      Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур, в которых ведущими методами будут:

1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.

2. Анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности;

3.  Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);

4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.

 В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;

Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.

Методики:

  • Методика «Неоконченное предложение», предполагающая  сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу  слово «Родина», то я представляю…

  • Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.

  • Методика «Рассказы»  построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе» , связанных с проявлением духовно-нравственных  ценностей, качеств.

  • «Мой герой»  нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.

  • Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой), моральная дилемма  (норма взаимопомощи в  конфликте с личными интересами);

  • «Кто прав?» - методика  на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).

  • Рисуночные тесты «Моя Родина»,  «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог».

Самооценочные суждения  детей.



Цель внеурочной деятельности – сформировать целостное представление о родном крае – Ставрополье, на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.

Познавательные УУД действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем: определение понятий; умение структурировать знания; умение выделять существенные характеристики объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: постановка цели и анализ условий достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.


В качестве примера приведу универсальные учебные действия, формируемые на различных этапах разработанного внеклассного занятия в 4 классе.

Тема занятия:  " Блокадный Ленинград"

Цель: приобщать обучающися к общечеловеческим ценностям мира и добра, познакомить с историей ВОВ.

1.Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже­ния к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Метапредметные:

- Личностные УУД: Получение первоначального представления о базовых общечеловеческих ценностях, характерных для отечественной культуры; Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, сострадание и сочувствие к погибшим в блокаде жителям Ленинграда, подвигу всего Советского народа.

- Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Познавательные УУД: посильное участие в оказании помощи нуждающимися ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и тыла.

- Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.

Основные понятия: Блокада Ленинграда, Советские войска ,баррикады, Ладожское озеро,города герои, руководители (Сталин, Гитлер), Жуков, великие сражения, Оборона города





  1. Какие технологии можно использовать для воспитательной работы?

  • Технология личностно – ориентированного образования.

  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

  • Технологии проектных методов обучения.

  • Технология обучения в сотрудничестве.

  • Технология развития критического мышления.

  • Информационно – коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие технологии.




  • Технология развития критического мышления.


Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиальная особенность данной технологии - выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Эту технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей»,

«Верные и неверные утверждения», рассказ-активизация по ключевым словам и другие.

Приёмы стадии осмысления: «Чтение с остановками», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие.

Приёмы стадии рефлексии: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.



  • Технологии проектных методов обучения.


Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

СЛАЙД № 17, 18

Люблю тебя, мой край родной,

За величавость гор кавказских!

Люблю всей детскою душой

За волшебство легенд, за сказки,

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы

Миронова Настя, 4 б класс

Можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.



3. Результаты.

В конце 2020 – 2021 учебного года проводилось диагностическое исследование педагогом – психологом школы Поповой С.П. в 3Б классе (для учащихся) по Жедуновой Л.Г. (Диагностика развития личности учащегося по определению эффективности учебно-воспитательного процесса). Результаты приведены ниже.

Кроме этого диагностика осуществляется путём анкетирования детей и родителей, проверок преподавания предмета администрацией школы, наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.

Проводимая в системе работа по развитию познавательной активности не могла не сказаться на результатах качества знаний по предметам. В 1 четверти третьего класса средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 50% при 100% обученности. По итогам первой четверти в 4 классе средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 58 %, обученность по предмету сохранилась, а качество возросло на 8%. Результаты отражены в сравнительной диаграмме.


Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  1. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

.

Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.





14